Из журнала пользователя Мария
Доступно: Для всех

Требования и заперты

Информация к размышлению:
Каждый родитель мечтает вырастить «хорошего ребёнка». Однако, достаточно часто под «хорошим» подразумевается «удобный» ребёнок – послушный, исполнительный, проявляющий ответственность в границах тех заданий и обязанностей, которые поручает ему взрослый. Это может быть работа по дому, домашние задания, уход за братьями и сёстрами и пр. Вместе с тем, можно предположить, что родители, задаваясь целью воспитать «хорошего» ребёнка вряд ли хотят видеть его безынициативным роботом-исполнителем, безропотно выполняющим работу, порученную ему лицом, наделённым властью. Конечно, нет! Противоречие состоит в том, что многие личностные качества, которые родители действительно хотят видеть в своём ребёнке – творчество, смелость, самоуважение, целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных целей – в повседневной жизни и общении с ним могут быть неудобны родителю. Особенно остро это чувствуется на этапе их формирования в детские годы.

Давайте задумаемся, какого человека мы хотим воспитать и, исходя из ответа на этот вопрос, предъявлять требования к нашим детям.

Что такое требования? Какая разница между требованиями и запретами?

Требования – целенаправленное воспитание в ребёнке определённых качеств и способностей. В требованиях к ребёнку отражаются позитивные ожидания родителей, некий эталон поступков и качеств, образец для подражания (Например, «Будь аккуратным!», «Убирай за собой игрушки» и т.д.) В запретах, напротив, уточняется, каких форм поведения и личностных качеств ребёнка родитель хотел бы избежать – «чего делать нельзя». Требования более продуктивны – они стимулируют развитие ребёнка в желательном для родителя направлении, способствуют проявлению его активности. Запреты, напротив, ограничивают активность, приводят к формированию зависимости, пассивности, безынициативности ребёнка, стимулируют развитие мотивации избегания неудач и блокируют формирование мотивации достижений. Желательно, чтобы количество запретов в воспитании ребёнка было сведено к минимуму.

Основные необходимые запреты касаются:
• Здоровья ребёнка (запрет на действия, которые могут повредить его здоровью и жизни самого ребёнка);
• Физической и личностной безопасности окружающих людей (запрет на действия, которые составляют угрозу жизни, здоровью и противоречат норме уважения личности другого человека);
• Сохранности материальных, культурных и духовных ценностей

Нужны ли требования и запреты при воспитании ребёнка?

Конечно, да. Благодаря требованиям ребёнок начинает
• понимать, чего ждут от него родители,
• осознавать, как именно он должен себя вести,
• учится контролировать свои действия.
Знание требований помогает ребёнку чувствовать себя уверенно при взаимодействии с близкими. А отсутствие требований порождает ситуацию неопределённости, которая является причиной тревожности и негативных эмоциональных переживаний.

Как сделать так, чтобы требования и запреты были действительно приняты ребёнком?
1. Запреты должны быть равными и обязательными для всех, исключать возможности «двойного стандарта» и «двойной морали». (Если мы от ребёнка требуем, чтобы он убирал игрушки, сами демонстрируем пример в своём поведении, убираем вещи на место.)
2. Запреты должны предлагаться в безличной форме. Следует избегать «Ты высказываний», высказываний типа приказов, команд, прямых распоряжений, формулировок, оскорбляющих и унижающих достоинство ребёнка, проявлений неуважений к его личности. (Вместо «Ты опять испачкался как поросёнок» или «Перестань разводить грязь на столе» – «Едят аккуратно, едой не балуются»).
3. Запреты должны быть предъявлены в словесной форме, ясной и понятной для ребёнка. Малышу важно объяснить необходимость соблюдения запретов, указывать на последствия и результаты его поступков, нарушающих запреты и правила, для других людей и его самого. (Вспоминается забавный пример запрета из фильма «Джентльмены удачи»: «Эй, женщина, не ходи туда. Снег башка упадёт – совсем мёртвый будешь».) Для ребёнка запрет можно сформулировать следующим образом: «Нельзя стучать по стеклу. Оно может разбиться. Ты и другие могут пораниться о стёкла. Это больно.»
4. Предъявление запретов должно осуществляться до нарушения правил, а не в его момент. Попробуйте объяснить что-либо малышу, который уже держит в руках очередную конфету.

И главное – запреты и требования предъявляются постепенно – их не должно быть много сразу. И ещё важно, чтобы они соответствовали возрасту ребёнка. Например, от годовалого ребёнка сложно требовать чтобы его одежда всегда была чистой, а игрушки – убранными.0

Что делать, если ребёнок нарушает запреты?

В случае, если ребёнок выражает явное и однозначное намерение нарушить запрет, родителям рекомендуется ряд последовательных шагов:

• Поговорите с ребёнком. Дайте ему возможность рассказать о своих потребностях, желаниях и чувствах. Скажите ребёнку, что вы знаете, понимаете и признаёте их. Это позволяет ребёнку лучше осознать свои чувства, снять или ослабить эмоциональное напряжение «Да, я вижу, что ты злишься, потому что я не даю тебе поиграть этой хрустальной вазой».
• Введение ограничения-запрета в ясной, понятной ребёнку форме, как тотальное безусловное ограничение. Можно аргументировать почему. («Играть стеклянными вещами нельзя, они могут разбиться»).
• Предложение альтернативы запрещённому действию. Это поможет ребёнку увидеть новый путь решения проблемной ситуации на основе исследования различных вариантов решения ситуации, осознанного выбора в конфликте. Это не переключение внимания ребёнка на другой вид деятельности, а обучение малыша конструктивному взаимодействию. Эффективность этого шага зависит от того, насколько привлекательно альтернативное действие. Как правило, для большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста большую значимость имеет общение и совместная деятельность со взрослым. Предложение родителем совместной деятельности обычно приветствуется ребёнком на «ура».

В случае если запрет фактически нарушен – последовательность шагов родителя меняется по сравнению с описанным вариантом.
1) Необходимо блокировать социально неадекватное поведение ребёнка. Способами такого блокирования являются прерывание действия ребёнка путём лишения его объекта, принудительное ограничение активности ребёнка (обнять и прижать руки к телу), временная его изоляция. Для прерывания нежелательных действий ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста уместны игровые приёмы.
2) Обеспечить ребёнку эмоциональное отреагирование. Как правило, ограничения в поведении воспринимаются ребёнком как насильственные, поэтому реакция ребёнка, мягко говоря, может быть разной. Возможность эмоциональной разрядки в социально приемлемом варианте. Эмоциональное отреагирование может осуществляться в действенной и в игровой форме.
3) Последующие шаги с третьего по пятый – соответствуют логике предъявления ограничений и запретов в условиях, когда поведение ребёнка ещё находится в рамках приемлемого.


Требования и запреты также не должны противоречить друг другу «Будь настоящим мужчиной. Сумей за себя постоять!» и «Нельзя драться и ссориться с другими детьми!»

Главное, чтобы мы сами чётко представляли, чего именно мы хотим от своих детей и какими видим их в будущем.
Требования и заперты
Пожаловаться
ЛитРес Зарегистрируйся и получи книгу в подарок!
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет

Рекомендованные посты

Общаться с ребенком. Как? Часть 2
ЧАСТЬ 2. ПИСЬМА О ПОДРОСТКЕ   Реальная история помощи одному «трудному подростку» Наши уроки закончи...
Джини (феральный ребёнок)
История ужасная(крови нет), меня затронула до глубины души.Впечатлительным не читать. Джи́ни (англ. G...
Актуальные посты
Похожие записи
на тему беременности