Как научить ребенка спать самостоятельно?

Как научить ребенка спать самостоятельно без груди, соски, укачивания

Часто бывают проблемы сна у детей до 3 лет: засыпает очень долго только с грудью или с укачиванием или с соской и часто просыпается. В результате не высыпаются родители, а ребенок высыпается недостаточно, что порождает еще больше проблем. Если не решать эту проблему, то она сама может не решиться или решиться только частично, а в дальнейшем у ребенка могут остаться проблемы со сном. Примерно у половины детей нет проблем со сном, для другой половины детей со сном надо работать постоянно (примерно до 6 лет, м.б. и позже), а если со сном не работать — будет хронический недосып и страдание.
Есть довольно мягкий способ решить эту проблему. Для ее решения важно настроиться, действовать последовательно и настойчиво. Налаживание сна не всегда будет происходить легко, возможны регрессы — это нормально. Этот процесс — долгий и постепенный.
Метод носит комплексный характер: нет какого-то волшебного действия, решающего проблему, работать надо над многими факторами, влияющими на сон и иногда нужно учитывать или переделывать специфику своего ребенка, своего образа жизни и режима дня, окружения, обстоятельств. Метод также основывается на замене одних условий на засыпание на другие условия, более естественные, не требующие помощи родителей. Наиболее обычные ассоциации на засыпание — грудь, соска, бутылочка, укачивание. Т.е. мы имеем сначала неправильную ассоциацию, потом мы создаем другую, искуственную ассоциацию, а потом, через некоторое время определенным образом убираем старую ассоциацию.
Мы Вас заверяем, что метод работает: бОльшая часть детей по этому методу научилась хорошо спать, а их родителям стало легче. Поверьте, что научить детей спать, это совсем не так сложно, как представляется. Поэтому настраивайтесь на победу — настрой Вам очень поможет.
Чем младше ребенок, тем легче его научить засыпать самостояльно (идеал — 6-7 месяцев, но можно и до 3-х лет)
Если есть проблема со здоровьем, влияющая на сон ребенка, то эту проблему надо решать перед применением этой методики.

Сон очень важен для ребенка: восстанавливаются силы, развивается мозг, память, внимание, психологическая защита и устойчивость, улучшается координация, иммунитет, организм растет.

Основные шаги для налаживания сна:
1. Наладить режим дня и отоспать ребенка.
2. Создать условия, благоприятные для засыпания.
3. Научиться самостоятельно засыпать, сначала ночью, потом — днем.
Важно исполнять шаги последовательно, иначе метод не сработает. Кроме того, если исполнять их неправильно, у ребенка может появится опыт, который потом будет мешать налаживанию сна.
Шаги нужно выполнять постепенно: на выполнение одного шага должна уйти неделя, если нужно, то больше.



1. Налаживание режима сна и бодрствования.

Кратко:
1.1. Нужно спроектировать и постепенно ввести режим сна и бодрствования
1.2. Нужно ввести спокойное бодрствование
1.3. Нужно придумать ритуал для засыпания
1.4. Отоспать ребенка и отоспаться самим

Нужно научиться спать и бодрствовать по режиму, так, чтобы ребенок засыпал до перевозбуждения и у него была возможность выспаться

ВБ — время бодрствования
СБ — спокойное бодрствование
ПУ — признаки усталости
Важно следить за ВБ.
У ребенка процессы возбуждения существенно преобладают над процессами торможения.
После просыпания ребенок бодрствует. Когда у него кончается энергия, ребенок хочет спать и проявляет признаки усталости. Если его уложить, то все ОК, если ребенок может заснуть сам, то он засыпает (но это не наш случай), иначе у ребенка (в отличие от взрослого) начинает вырабатываться гормон стресса, и ребенок становится возбужденным и капризным. В этом состоянии ребенка уложить уже труднее: будут капризы, слезы, сон станет хуже и т.п., поскольку возбуждение спадает не быстро и действует против сна (поэтому бесполезен совет «дать ребенку устать, чтобы он хорошо поспал»)

Маленькие дети живут по циркадиальным ритмам — естественным для древних людей и животных: они хотят спать ночью, а бодрствуют днем. Т.е. раннее укладывание с 19 до 21 — это хорошо, просыпание в 6-7 утра — это нормально. Раньше уложенные дети спят существенно дольше.

Таблица примерного ВБ в зависимости от возвраста ребенка:
< 1 месяца --> 0:40 — 0:50
1 месяц --> 0:50 — 1:00
2 месяца --> 1:00 — 1:20
3 месяца --> 1:20 — 1:30
4 месяца --> 1:30 — 1:45
5 месяца --> 1:45 — 2:00
6 месяцев --> 2:00 — 2:30
7 месяцев --> 2:30 — 3:00
8-10 месяцев --> 3:00- 3:30
11-12 месяцев --> 3:30 — 4:30
12-18 месяцев --> 4:30 — 6:00

ВБ включает в себя время засыпания — 20-40 мин.

Варианты режимов сна и бодрствования для детей:

6-8 месяцев:
7:00 подъем
ВБ 2 часа
9:00 — 10:30 — 1-й сон
ВБ 2,5 часа
13:00 — 14:30 — 2-й сон
ВБ 2,5 часа
17:00 — 17:30 — 3-й сон
ВБ 2,5 часа
20:00 — 20:30 Укладывание на ночь

8-12 месяцев:
7:00 подъем
ВБ 3 часа
10:00 — 11:30 — 1-й сон
ВБ 4 часа
15:30 — 17:00 — 2-й сон
ВБ 4 часа
21:00 Укладывание на ночь

ВБ(8-10 мес) = 3:00 — 3:30
ВБ(11-12 мес) = 3:30 — 4:30
ВБ(12-18 мес) = 4:30 — 6:00
1-ое ВБ после ночного сна часто меньше других ВБ.
Когда 2 сна, 1-й сон чаще короче 2-го.

Нужно стремится дать ребенку отоспать нужное кол-во часов в день.
Таблица примерного времени сна
Возраст (месяцы) Кол-во дневных снов Время дневных снов Время ночного сна Общее время сна
1-2 4 6-7 8-10 15-17
3 3-4 5-6 10-11 15-16
4 3 4-5 10-11 14-15
5-6 2-3 3-4 10-11 14-15
7-8 2 3-4 10-11 13-15
9-12 2 3-4 11-12 13-14
12 1-2 2-3 11-12 13
1,5 года 1 1,5-2 11-12 12,5-13
2 года 1 1-2 11-12 12-13
3 года 1 1-2 10-11 12
4-5 лет 0-1 1-2 10 11
5-7 лет 0 0 11 11
Кол-во дневных снов — жесткий признак. Нельзя безболезненно убрать хотя бы один сон.
Также общее время сна — довольно жесткий признак. А вот моменты просыпания и засыпания — менее жесткий.

Если текущий режим отличается от спроектированного, то надо текущий режим постепенно, получасовыми сдвигами переделать его в спроектированный. Если нужно укладывать раньше — начинаете создавать условия для сна и укладывать раньше. Соотв-но, если нужно проснуться раньше, то тоже начинаете создавать условия для просыпания раньше.

На ВБ также влияют болезнь, прививки, прорезывание зубов, накопленный ранее недосып, короткий сон (< 1 часа), активный день (приходы гостей, поездки, мультики), освоение новых навыков (сидеть, стоять, ходить, говорить). При действии этих факторов ВБ надо уменьшать.
Какие-то события могут сбить режим на несколько (до 7) дней.

Структура ВБ в идеале:
а) проснулся
б) активное бодрствование
в) переход к СБ
г) СБ
д) ПУ
е) ритуал (5-10-15 мин)
ж) засыпание (10 мин)

Переход к СБ — 20 мин: покормили ребенка, переодели, умыли, сходили в туалет.

Период СБ длится 30-40 мин. В нем надо:
1. Сменить активные игры на спокойные или даже занудные, можно почитать книгу. (мультик не годится для успокаивания — наоборот!)
2. Приглушить свет (важно совсем исключить цвет синей части спектра), убрать музу, компы, телефоны и т.п. гаджеты, выключить телек.
3. Говорить негромко.
4. Сменить подгузник, переодеть в пижаму.
5. Ждем ПУ.

Ритуал.
Ритуал нужен для выработки новой ассоциации на засыпание. Ритуал — это простые действия, одинаковые каждый день. Он делается сразу после ПУ, 10-15 мин, всего 1 раз, расслабляет. В течение ритуала внимание ребенка должно быть насыщено действиями родителя. После него ребенка укладываем в кровать спать. (ритуал делает тот, кто укладывает). Ритуал не должен содержать старую ассоциацию на засыпание, так как он в будущем должен его заменить.
Пример ритуала: почитали книжку, поцеловались, сказали «спокойной ночи».
Варианты действий ритуала: уложить спать игрушку, посмотреть картинки, почитать книжки, спеть колыбельную, задернуть шторы, рассказать сказку и т.п..
Насчет чтения книг: полезно выбирать однородные простые тексты (стихи) и читать их максимально занудным голосом — ребенок сильнее захочет спать.
В конце ритуала можно добавить какую-нибудь успокаивающую фразу.

Когда надо засыпать: когда примерно кончается ВБ, мы уже на СБ и внимательно смотрим за малышом и ждем, когда начинаются ПУ. Если будет активность — ПУ могут не проявится. Как только они начались, у нас есть примерно 20 мин для того, чтобы его уложить спать. Если ПУ начались сильно раньше, то их нужно в общем случае проигнорировать, только тогда сильно ребенка не нагружать — потом наступят новые ПУ. Когда наступают ПУ, уложить ребенка спать легче, чем в других случаях. Первые ПУ: трет глаза или зевает или теребит уши или волосы или уткнулся куда-то лицом взгляд цепенеет.
Последние ПУ: нытье, лезенье на руки
Самая частая причина плохого сна — пропустили первые ПУ. Если ребенок просыпается с плачем, то возможно ему не хватило сна.
Если ПУ не наступили, а время ложиться спать уже проходит — ложите без ПУ, это будет немного сложнее.

Совместный и раздельный сон
Если сон у ребенка и родителей совместный и всем хорошо, то оставляем как есть.
Если нужно ребенка научить спать в кровати, то надо купить кровать. Перед научением самостоятельному сну кровать можно улучшить, изменить, выбрать новую спальную игрушку и т.п… Спальное место можно пропиарить ребенку, если он поймет. Кровать желательно использовать только для сна. (это все чтобы сломать старую ассоциацию и сделать новую ассоциацию).
Вариант совместного сна — это когда кровать ребенка стоит вполную к кровати родителей (с решеткой или без) — ребенок видит маму, мама его может потрогать. Польза от отсутствия бортика и близости кровати та, что ребенок видит маму и тогда не встает, чтобы ее искать (ребенок встает потому, что отрабатывает навык и потому, что ищет маму (или если спал плохо)). Также маме не надо вставать к ребенку — подползли, покормили, отползли — никто толком не просыпается, ребенок все же спит в своей кровати.
Вообще бортики в кровати нужны, т.к. сон у детей беспокойный, деит часто во сне ползут куда-то и утыкаются в твердые стенки кроватки

(это все относится к домашним снам, на улице достаточно просто катания)

Накопленный недосып.
Если у Вас и у ребенка проблемы со сном, то с большой вероятностью у ребенка имеется накопленный недосып и его обязательно надо будет сначала отоспать: увеличить число или продолжительность дневных снов, нормализации режима, раннего укладывания, каким-то другим способом. Если сон продлевается только грудью или укачиванием — продлеваем грудью или укачиванием. Также очень важно каким-то способом отоспаться самим.
Вам надо: спроектировать временный режим для отсыпания ребенка и его придерживаться. После того, как мы на 3-й неделе научим ребенка засыпать, мы перейдем на постоянный режим (его тоже надо спроектировать).
Режим не обязан быть жестким.

Как переходить на режим с меньшим числом снов:
1. В более позднем возрасте.
2. Переходить плавно (например, чередовать старый режим с новым. Например 1 день — 1 сон, 1 день — 2 сна. Или даже 1 день — 1 сон, 2 дня — 2 сна, потом заново. Плавно уменьшать число дней со старым числом снов). В течение 2-3 недель. Можно варьировать длину ВБ.
3. В день, когда число снов меньше, проводить тихий час (не играть, не смотреть комп и телек, ездить в коляске и т.п.) и укладывать спать раньше.

Дневные и ночные сны не взаимозаменяемы.
Причины «ночных гуляний»: длинный дневной сон, перевозбуждение, позднее засыпание. Если ребенок освоил новый навык (сидеть, стоять, ходить, говорить), то часто имеется регресс сна, ребенок и просыпается и «отрабатывает» его, то нужно организовать эту «отработку» днем и отработать ее. Вообще при появлении любого регресса его следует проанализировать и создать компенсирующий фактор.

Если режутся зубы, то нужно использовать гель или потерпеть: активная фаза прорезывания зубов длится не более 3-х дней.



2. Благоприятные условия для засыпания и режим питания

Кратко на 2-м этапе надо:
2.1. доработать и стабилизировать режим ВБ + ввести режим питания
2.2. создать благоприятные условия для сна
2.3. ввести шипение/похлопывание/поглаживание

Благоприятные условия для засыпания

Благоприятные условия для сна: температура — 19-23 градуса, влажность 40-55%. Для измерения влажности следует купить гигрометр. Для увеличения влажности воздуха нужен увлажнитель воздуха, лучше всего мойка (она может работать ночью тихо)(УЗ-увлажнители насыщают воздух также известковой вылью из воды из-под крана, что нехорошо). Для нагревания воздуха — нагреватель, для охлаждения — кондиционер. Если зимой работает батарея — обматываем ее влажной тряпкой (батарея сушит воздух). Не возбуждать детей перед сном, в частности не купать перед сном. Если влажность ниже 30-35%, то у детей пересыхают слизистые — трудно дышать --> они просыпаются + часто хотят пить ночью.

Шумовая завеса.
Полезна шумовая завеса (звук воды, прибоя, работающего электроприбора) — он успокаивающе действует на детей, особенно до года + скрывает резкие звуки с улицы. На всю ночь оставлять шумовую завесу не нужно. Шум должен быть негромким, не близким. Источники шума можно скачать в интернете. Ночью — не разговариваем.

Освещенность: в темное время суток хочется больше спать.
Гормон мелатонин вырабатывается в темноте из серотонина и регулирует желание спать. Мелатонин разрушается на свету, особенно белом и голубом, поэтому свет нужно при засыпании убирать, особенно компы и гаджеты. Свет желательно приглушать за час до сна (использовать шторы, абажуры, торшеры, особенно с регулятором освещенности). На дневной сон мелатонин не влияет, но там свет тоже надо уменьшать, т.к. он стимулирует ЦНС. Серотонин вырабатывается на свету из триптофана (поэтому желательно гулять с ребенком в светлое время суток). Поэтому также в еде ребенка должно быть достаточно триптофана. Продукты с триптофаном и его концентрации есть в интернете.

Удобство спального места и одежды.
В детской одежде часто попадаются этикетки, наклейки, рисунки, сеточки, вышивки, не очень удобное горло, резинки в носках и другие прибамбасы — они раздражают кожу ребенка, поэтому их лучше убрать. Тем более, что бывают чувствительные дети. Постельное белье должно быть мягким и без складок. Если ребенок раскрывается, то его надо просто одевать в пижаму, м.б. использовать спальные мешки.
(кровать ребенка приставлять к взрослой кровати).

Физическая активность.
Нужна физическая активность у ребенка — она влияет положительно на желание поспать. В зависимости от возраста надо подобрать удобные допустимые упражнения.

Режим питания.
Режим питания связан с режимом сна. Если ребенок ест мало днем, значит ест много ночью, и наоборот. Голод мешает ребенку спать. Поэтому важно организовать режим питания днем и вечером, так, чтобы днем ребенок съедал достаточно и потом ночью хотел есть минимально (потом легче будет рвать ассоциацию «сон-еда».). Если режим питания не соответствует нормам, его надо постепенно изменить. Вводим режим питания постепенно, чтобы ребенок смог привыкнуть. Между кормлениями днем должны быть хорошие перерывы, мелкие перекусы или сосание следует исключить, чтобы ребенок проголодался и потом хорошо поел. (Исключение перекусов не сильно противоречит кормлению грудью по требованию, поскольку грудь часто предлагает сама мама или с целью успокоения на автомате, т.е. чаще, чем нужно. Все равно надо учиться успокаивать не грудью).
Педиатры считают, что в 6-8 месяцев ребенку ночью достаточно 2-3 кормления, в 8-12 месяцев — 1-2 кормления, в 12-18 месяцев — 0-1 кормление, т.е. прочие просыпания имеют скорее всего другие причины. Если ребенок ночью ест и пьет, то у него работает пищеварительная и выделительная система как днем — не отдыхает, что плохо, увеличивается вероятность появления кариеса. Кормить грудью ночью можно, младенцев желательно, но не на засыпание.

Для детей с ВБ около 2 часов подходит ритм Сон-Еда-Игра-Сон — к нему нужно стремится. Если ВБ 2-3 часа и 3 часа, то подходит ритм Сон-Еда-Игра-Еда-Сон (можно часть ВБ сделать по одному ритму, часть — по другому).

Пример режима с 3-я снами
7:00 проснулись, кормление ГВ
9:00-10:30 сон
10:30 проснулись ГВ перекус
12:30 прикорм обед
13:00 — 14:30 сон
16:00 ГВ перекус
17:00 — 17:30 сон
19:00 прикорм ужин
ГВ за 20 мин до ритуала
20:00-20:30 — сон

Пример режима с 2-я снами
7:30 — 8:00 завтрак — основная еда (сыр, банан, каша с фруктами, йогурт, творог и т.п.), ГВ на десерт
9:30 — 10:00 Перекус (яблоко, банан, печенье и т.п.)
10:30 — 11:00 засыпаем
13:00 — 13:30 Обед — основная еда (суп и т.п.)
15:00 перекус (йогурт, кефир, молоко и т.п.)
15:30 сон
19:00 — 19:30 Ужин — основная еда (белки, крупы, долгие углеводы)
20:00 ГВ, сон

Пример режима с 1-м сном
7:30 — 8:00 завтрак — основная еда (сыр, банан, каша с фруктами, йогурт, творог и т.п.), ГВ на десерт
9:00 Перекус (яблоко, банан, печенье и т.п.)
12:00 — 12:30 Обед — основная еда (суп и т.п.)
13:00 — 15:00 Сон
15:30 — 16:00 перекус (йогурт, кефир, молоко и т.п.)
15:30 сон
19:00 — 19:30 Ужин — основная еда (белки, крупы, долгие углеводы)
20:00 ГВ, сон

Режим построен так для того, чтобы ребенок ложился спать не голодным, а после сна имел аппетит, чтобы хорошо поесть.
Важно отметить, что следует исключить прием фруктов во 2-й половине дня, только на 1-й сон, особенно на сон, т.к. фрукты вызывают пуканье и прочий дискомфорт, от которого ребенок просыпается, какает (надо менять подгузник, что сложно). А перед ночью желательно накормить крупами (настоящими), которые долго перевариваются и долго поддерживают ощущение сытости, чтобы ребенок не проснулся от голода, можно мясо, белок. В остальном еда должна быть разнообразная. Сладкое — на десерт, вечером лучше не давать с целью избежать перевозбуждения. Педприкорм лучше после основной еды.

Когда ребенок научился садится, вставать, ходить, говорить, то он по ночам может отрабатывать эти навыки. Чтобы уменьшить их проявление ночью, нужно стимулировать ребенка отрабатывать их днем.

Купать можно хоть когда, но оно ребенка чаще всего веселит, потому его нежелательно делать вечером, а если вечером, то сильно раньше до сна (минимум 1,5 часа до засыпания)

Шипение/похлопывание/поглаживание
До перехода на самостоятельное засыпание нужно ввести новую ассоциацию на засыпание. Например, шипение (или мычание типа колыбельной) или поглаживание или мягкое похлопывание ребенка по спину сразу перед засыпанием — выбираем то, что ребенка не раздражает.

Можно использовать новую ассоциацию для отвлечения ребенка от старой ассоциации. Если ребенок засыпает только с сисей или соской, Вы его гладите/шипите — он переключается на этот раздражитель, в это время надо тихо отобрать грудь/соску — в точности до момента засыпания, — ребенок не будет протестовать, т.к. он отвлекается на шипение и не может обрабатывать 2 процесса одновременно.

Также, когда ребенок просыпается ночью, не бегите к нему сразу с сисей/соской/укачиванием. Попробуйте сначала чуть-чуть подождать, а потом включить новую ассоциацию (это надо, чтобы ее вводить): пошипели/похлопали — не получилось — ну и ладно — дальше пока включаем старую ассоциацию. Иногда получается ушипеть/ухлопать без груди/соски — повезло. Но засыпаем мы пока в целом по-старому.




3. Самостоятельное засыпание.

Каждый человек во время сна периодически чуть-чуть просыпается для проверки того, все ли в порядке. Если все нормально, если он очнулся в той же обстановке, что и заснул, то он спит дальше и не помнит этого просыпания. У детей так же (период между просыпаниями — 30-40 мин). Поэтому если ребенок заснул в одних условиях — с грудью/бутылочкой/соской и т.п., а через 30-40 мин проснулся уже в других условиях, то у него начинается горе. В этом и состоит наша проблема. Надо сделать так, чтобы ребенок просыпался в тех же условиях, с которыми он заснул, тогда проблема исчезнет.
(Можно, конечно, страдать с плохим сном до 3-х лет, пока нервная система ребенка не перерастет это все, однако фрагментарный сон плохо влияет на развитие ребенка и на жизнь родителей. Есть метод, когда у ребенка отбирают неправильную ассоциацию на засыпание и дают ему проплакаться, но он достаточно жесткий для родителей и их родни.)

Методика:
Методика научения самостоятельному засыпанию не дает идеального самостоятельного засыпания, но дает нечто близкое к нему: чтобы ребенок заснул нужно только присутствовать рядом в комнате, немного шипеть, ребенок будет просыпаться 1-2 раза за ночь вместо 10-15, когда используется неправильная ассоциация на засыпание.
Эффект от работы по методике зависит от психологического настроя, последовательности, настойчивости, от темперамента ребенка и небольшой гибкости для учета некоторых интересов ребенка. Настрой здесь очень важен, является ключевым элементом, от которого зависит и последовательность и настойчивость. Если с 1-го раза не получится, если сделать непоследовательно, то ребенок это запомнит и потом достигнуть результата с помощью этой методики будет труднее. Для настроя желательно поверить в тот факт, что уже многие родители с помощью нее реально наладили сон своих детей. Для настроя родителям нужно было отоспаться.
Чем мягче темперамент ребенка, тем легче будет наладить его сон. Если ребенок чувствительный, раздражительный, то нужно настраиваться на то, что придется приложить побольше усилий — ребенок будет кричать, плакать в течение долгого времени (1-2 часа, очень редко 3 часа, бывает 20-30 мин, хотя с плохим сном часто засыпаюи несколько часов, так что сильно больше времени не пройдет). Если ребенок хорошо адаптируется, то он может даже не плакать при научении самостоятельному засыпанию. Т.е. до применения методики можно оценить темперамент ребенка и прикинуть, сколько времени придется помучиться и настроится на это.
(есть 2 типа слез: слезы потребности (когда ребенок что-то хочет (есть, пить, к маме и т.п.)) и слезы тщетности (когда ребенку чего-то не дали, не разрешили). Они различаются на звук: слезы тщетности покапризнее, повыше тоном. При применении методики будет много слез тщетности, психологи говорят, что их лучше переживать в любящих руках — у мамы (вообще тщетность надо тоже учить переживать — это понадобится во взрослом мире, так что не бойтесь слез тщетности). Слез потребности не будет, так что не бойтесь.

Условия начала применения методики:
а) Ребенок здоров
б) Не острая фаза прорезывания зубов (насморк, температура; если просто капризначает, то это не страшно, можно использовать препараты, снижающие зубную боль для детей)
в) Мы примерно неделю до начала мы спали дома там, где мы планируем спать (не на даче, не у бабушки, не в турпоездке)
г) Вы правильно настроены, психологически подготовлены, спокойны, информированы, делаете все осознанно (полезно принять валерьяны)

Для достижения результата обычно надо 3-5-7 дней в зависимости от темперамента ребенка, предварительной подготовки, от настроя и качества работы первые 2 недели (режим, благоприятные условия для сна, СБ и т.п.). 1-й день — самый трудный, каждый следующий — легче. Устойчивый навык засыпания появляется через 2 недели.

Сама методика:
Подготовка к 1-му дню:
1. Настрой «я все делаю правильно, я — хорошая мама, моему ребенку и мне станет только лучше». Он нужен, чтобы на середине проведения методики не испугаться и, выдержать и сделать все до конца, чтобы ребенок видел, что мама спокойна и тоже быстрее успокаивался.
2. Беруши (плеер с музыкой) — чтобы снизить эффект плача ребенка на сознание мамы, чтобы действовать рационально.
3. Выпить успокаивающего (валерьяна, новопассит)
4. Выделить дополнительное время на укладывание (около 40-60 мин, т.е. закончить 40-60 мин на час раньше)
5. Поддержка родных и близких — это помогает настрою, в худшем случае они должны быть готовы и не должны все испортить своими необдуманными действиями.

Основные действия по методике:
Делаем все по режиму, СБ, ритуал, укладываем спать без неправильной ассоциации (груди/соски/укачивания) и:
1. Кладем спать с успокаивающей фразой.
2. Садимся или ложимся удобно рядом.
3. Если ребенок садится/ползет/встает/играет, но при это не плачет — укладываем снова (мягко но настойчиво) в сонную позу (на бок, на живот)
(если пыхтит, кряхтит — ничего не делаем)
4. Избегаем лишних слов и контакта глаз.
5. Когда ребенок начнет плакать, начинаем действовать (в зависимости от силы плача):
5.1. Если плачет — выжидаем маленькую паузу, успокаивающе шипим (протяжно, не очень долго).
5.2. Если посильнее плачет — выжидаем маленькую паузу, шипим и поглаживаем (или похлопываем — выбираем то движение, которое успокаивает).
5.3. Если сильно плачет — выжидаем маленькую паузу, шипим, поглаживаем, берем на руки, поглаживаем, успокаиваем. Если ребенок что-то уже понимает в речи родителя и Вы знаете, что он может пытаться манипулировать (осознанно или нет), то перед взятием говорим предварительно фразу «Давай я возьму тебя на руки».
(Эта фраза — задел на будущее, когда ребенка уже нельзя будет просто ушипеть, а нужно успокаивать словами. Потому что зубы все равно будут лезть, м.б. ночные кошмары, нарушения сна при переездах и т.п.)
На руках ребенка держим до почти полного успокоения и кладем (ни в коем случае не укачиваем, не ходим).
Если ребенок снова заплакал — начинаем все заново (не с 5.3, а сначала с 5.1.)
Если ребенок на каком-то из этапов успокоился — снова начинаем все сначала.
Если ребенок Вас отпихивает, когда Вы его взяли — ограничивайтесь 5.2. и 5.1., либо обнимайте лежа, если Вам удобно.
Если ребенок плачет и встает, то — шаг 3 и шаг 5.
Постоянно ныть на этом этапе ребенов не будет.
5.4. (бывает очень редко, при кошмарах) Если ребенок орет совершенно невменяемо и вообще ни на что никак не реагирует, то тогда успокаиваем любыми возможными средствами, кроме старой ассоциации на засыпание. (ходим с ним, разговариваем, показываем, можно попытаться попоить водой)
(сначала выполнение 5.1, 5.2, 5.3 будет довольно быстрым — не больше 10 сек, то с увеличением возраста ребенка их выполнение будет увеличиваться, шаг 5.3. в будущем надо постепенно уменьшать и убирать, потом постепенно уменьшать и убирать 5.2.)
По мере выполнения итераций начиная с какой-то итерации ребенок начнет постепенно успокаиваться — соотв-но, сначала исчезнет шаг 5.3., потом 5.2., потом 5.1, потом ребенок заснет.
Паузы важны для обучения ребенка, очень явные и очень оперативные попытки успокоить — это ошибка.
6. Когда ребенок заснул — ура — спите! :)
(если алгоритм не можете запомнить — потренируйтесь на кошках :))

Важно это все выдержать. Если Вы сможете все это выдержать, то у Вас все получится и в следующие дни будет уже легче, а потом он научиться засыпать более самостоятельно, будет спать лучше и Вы будете спать лучше. Даже если в 1-й день ребенов будет плакать 2 часа, то 2-й день он будет плакать примерно 1 час, 3-й день — полчаса и потом он постепенно научится засыпать все быстрее и все меньше капризничая.
Если Вы на середине это бросите, то ребенок это запомнит, что ревом он может добиться своего и в следующий раз Вы его уже либо не переучите, либо с большим трудом. И если Вы не высыпаетесь и Вы сорветесь, то может стать еще хуже :(

Если ассоциация на засыпание — грудь — оденьтесь получше и закройте грудь, чтобы она не пахла.
Если укачивание — уберите фитбол/качалку/люльку вообще.
Если соска или бутылочка — уберите их совсем.
Можно привлекать папу, если он ничего плохого не вызывает/не делает.
При работе по методике не торопитесь и не нервничайте, это может увеличить время засыпания, успокаивайте себя или отвлекайтесь.

Если старая ассоциация — грудь и ребенок просыпается ночью и Вы его еще кормите грудью (например, если ему еще меньше года), то кормить можно, но надо, чтобы кормить не больше определенного количества раз, иначе это снова будет возврат к проблеме. Грубо говоря:
ребенку 0,5 — 1 года — хватит 3-х кормлений
1 — 1,5 года — хватит 2-х
1,5 — 2 года — хватит 1-о
(план примерный — можно кормить немного больше или меньше)
Кормления распределяете равномерно в течение ночи и кормите примерно по плану, остальные просыпания отрабатываете по методике. При кормлении как только ребенок перестал есть и начал сосать грудь как соску — сразу убираем грудь через отвлечение шипением и хлопаньем, укладываем и снова действуем по методике (иначе это будет шаг назад).

Если у ребенка острая фаза прорезывания зубов, то смешиваете текущий режим с предыдущим вариантом — даете небольшие послабления (лишний раз покачать, или усыпить, или дать грудь), но не более, после прорезывания снова переходите на более самостоятельное засыпание.

Снов у ребенка несколько — ночной и дневные. Переводить ребенка на самостоятельное засыпание надо не сразу все сны, а по одному. Начинать переводить легче всего ночной сон, потому что дневной сон слишком короток и есть риск, что ребенок при переводе просто не уснет, т.к. перевод все-таки его сильно впечатляет; легко собьется режим. Ночью же легче потому, что ребенок все равно не может не спать ночных 11 часов подряд — он обязательно уснет и значит все получится. Тем более важно научить спать именно ночью, чтобы родители высыпались + ночью спим именно в кроватке. Когда научите ребенка засыпать ночью, можно примерно через месяц (или даже меньше) наладить дневной сон — это уже будет легче — опыт уже есть, а ребенок не будет много плакать (не более получаса) и сможет поспать дневной сон сам.



Литература и ссылки:
Трейси Хогг. Секреты высыпающейся мамы.

гуглите статьи на тему «как научить ребенка спать самостоятельно»


muzhikbleat
muzhikbleat
Пекин
606064

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества