Из журнала пользователя Маргарита
Доступно: Для всех

Правила жизни с подростком: обязательно к прочтению всем родителям

Психолог Михаил Лабковский рассказывает о том, как научиться находить общий язык со своим повзрослевшим чадом. Просто и понятно! Обязательно к прочтению всем родителям.

Обычно родители либо пропускают момент взросления своего чада, как-то все не могут собраться с силами и осознать, что вот оно началось и вовсю идет. Ну, либо напрочь отказываются в него верить.

А ведь это очень важно — вовремя распознать пубертат и в то же время не расстаться с ощущением, что агрессивный подросток у зеркала – тот самый ребенок, который нуждается в вашей любви и поддержке. Нуждается, как никогда.

Однако самыми распространенными способами вступить в контакт с подростком продолжают оставаться следующие:

а) обессилевшая мать истерит, орет, от чего все становится только хуже;

б) агрессивный отец врывается в ситуацию с возгласом: «Я из тебя щас всю дурь выбью!»

Плюс вокруг бабушка крутится, как Плющенко в клипе вокруг Билана.

Начнем сначала. Итак, ваш малыш с ангельскими ресничками, пахнущий, как розовый куст, превратился в орущего, вонючего, конфликтного, местами волосатого ежа. Обычно он не хочет читать, учиться и поднимать глаза от планшета.

Так продолжается не один год, и отношения, которые формируются в этот период, могут сохраниться на всю жизнь. Подростковый возраст пройдет, а отчуждение закрепится. Если…

Если не помнить, что «переходный» — это САМЫЙ тяжелый возраст в жизни человека, который нельзя сравнить ни с одним больше возрастным кризисом.

Ни в детстве, ни в старости – ни в 30, ни в 40, ни в 85 у человека не бывает такой трудной жизни. Ведь ребенок начинает резко расти, скелет и мышечная масса увеличиваются, а сердечно-сосудистая система отстает. Все это в полном несоответствии друг другу и никак не выравнивается. Гормоны скачут. И симптомы, которые у взрослых являются последствиями сильнейшего стресса, например, сбой менструального цикла, утомляемость, перепады настроения – в подростковом возрасте считаются нормальными издержками роста.

Ну, представляете как ему трудно?

Отсюда конфликты, претензии, обиды. Появляются первые прыщи и первые комплексы. Потливость усиливается, успеваемость падет. (В начальной школе по статистике успеваемость, когда дети учатся на 4-5, составляет 50%, в средней школе уже 10%. В связи с пубертатом учеба перестает быть главной деятельностью ребенка). В жизнь входят многочасовые стояния перед зеркалом и запах табака. Ну, и плюс-минус всякие кошмарные явления, которые еще недавно родителям и в страшном сне не могли присниться: наркотики (по официальным данным в России первый раз наркотики пробуют в 13 лет), секс (в 15), алкоголь и гулянки по ночам. Хотя, казалось бы, еще недавно назначенный мамой комендантский час был не пустым звуком.

И если ребенок вообще перестает ходить в школу, предки понимают, что, конечно, могут спросить «почему?» Но на фоне всего остального – это не самое страшное.

Огромный мир подростка трагически сужается до какой-нибудь тупой с точки зрения взрослых проблемы: «Почему у меня нет парня?» или «Почему я самый маленький в классе?» И мои любимые типично подростковые заморочки: «Я что, не такой как все?» и «Неужели я похож на других?»

Обычно пубертат раньше начинается у девочек (в 11-13), позже у мальчиков (в 12-15). Хотя многое зависит от таких факторов, как национальность и гены.

И вот они уже не дети, но еще и не взрослые, и от этого едет крыша. Произойти такое может резко вдруг, как описано у Франсуазы Саган – за одно лето.

Что советую:

Расслабиться

Вспомнить, что вам тоже было 14 лет. Вспомнить, как в ночи мать звонила вашим подругам, а отец тревожно стоял в окне. В общем, вспомнить, как все это было у вас и как вы все-таки выжили.

Понять что ребенок вырос

Имеет вторичные половые признаки и подвижную психику. И что сейчас он находится в болезненном состоянии, от которого страдает в первую очередь он сам, причем страдает куда сильнее, чем вы. Принять его взросление. Проявить к нему уважение, как к взрослому человеку и оказать поддержку.

Как можно чаще проявлять понимание и сочувствие

Вы, конечно, живой человек, и когда слышите что-то откровенно хамское – имеете право высказать свое недовольство. Но все-таки попробуйте постараться проживать дни без агрессии и скандалов.

Вывести из дома тему школы

Вообще. Вынести ее вместе с мусором. Говорить о школе только, если ребенок сам инициирует этот разговор. (Сюда же относятся разговоры про оценки, ЕГЭ, от результатов которого якобы зависит будущее всей семьи, угрозы про армию, работу дворником, беседы о важности хождения в театры и музеи и пр.) Если вы не будете выносить ему мозг своими нотациями, есть шанс услышать, что он говорит. Еще раз: если вы закроете рот, возможно, ребенок сам захочет что-то вам рассказать и поделиться сокровенным.

Не стоит также вынимать левой рукой планшет, а правой вкладывать книгу в руки подростка. Бесполезно.

Дать свободу

Для того, чтобы сформировать у ребенка сознательное отношение к жизни, придется дать ему определенную свободу. Потому что через некоторые вещи точно лучше пройти в 15 лет, чтобы они не догоняли в 20. Факт остается фактом: дети, которых ограждали, с которыми носились, которых изо всех сил старались «не упускать», столкнувшись с реальной жизнью, попросту не умеют ею распоряжаться, не знают, как жить своим умом и став взрослыми, все время ищут какой-то опоры.

И часто получается так, что дети из семей, где все было под запретом, к примеру, покурить и выпить, пытаются, только поступив в институт. А это уже инфантилизм, и выглядит глупо и нелепо. К этому времени ровесники уже все попробовали, повзрослели и отчасти переросли некоторые соблазны.

А вот «дети», которые жили по жесткому расписанию, которых все время контролировали, которым не доверяли, словом, заорганизованные дети, оказавшись в нестандартной ситуации, не знают, как себя вести. Они не привыкли и не умеют принимать решения. Не умеют и не привыкли противостоять соблазнам, отказывать. Зато очень хотят быть принятыми в компанию, мечтают, чтобы ровесники считали их за своих. В том числе и так становятся наркоманами.

Так что контролировать бессмысленно! Тотальный контроль и недоверие только приучает ребенка врать. Выход один – дать свободу сегодня! Чтоб ребенок пережил все какие-то ситуации, научился себя в них вести. Доверие и уверенность, что ваш ребенок сам разберется, что хорошо, а что плохо – вот залог вашего спокойствия! А вовсе не ежеминутные попытки определить его местонахождение и самочувствие.

Ну, и пожалуйста, даже в самые тяжелые моменты обострения взаимоотношений со взрослеющим сыном или дочкой не забывайте: это по-прежнему – он, тот самый малыш с ангельскими глазками, и у него по-прежнему нет других родителей.

И короткая обобщающая памятка «Правила жизни с подростком», которые стоит соблюдать, если вы хотите пройти через переходный возраст с наименьшими потерями.

Старайтесь и учитесь:

— БЫТЬ на его стороне всегда;

— уметь СЛУШАТЬ, не перебивая, когда подросток что-то рассказывает, чтобы он мог выговориться и не боялся, что в ответ на любую его фразу вы будете протаскивать какие-то свои воспитательные идеи («Вот видишь! А я говорила!»);

— уметь МОЛЧАТЬ, когда ребенок не хочет ничего рассказывать;

— уметь ОТКАЗЫВАТЬ, когда это необходимо. Отказывать твердо, но доброжелательно;

— уметь ОТПУСКАТЬ и ДОВЕРЯТЬ, когда ребенок начинает жить своей «личной» жизнью (друзья, подруги, поездки, переписка);

— уметь ДОГОВАРИВАТЬСЯ с ребенком, не доводя ситуации до конфликта (ему всегда что-то нужно от вас, а вам – от него: «не будешь помогать – не получишь карманных денег»), и придерживаться договоренностей;

— СОЗДАТЬ такие условия, чтобы у ребенка не было причин врать вам (причин вранья три: страх, выгода и психопатология, две из них вы в силах исключить, третью – вылечить);

— ИСКЛЮЧИТЬ из общения вопросы типа:
— Как дела в школе?
— Ты чего молчишь?
— Ты чего такой грустный?
— Ты чего такой грязный?
— Я смотрел электронный дневник и хочу поговорить об этом… и пр.

— РАЗГОВАРИВАТЬ не поучая, ОБЩАТЬСЯ на равных;

— научиться разговаривать НЕ О ШКОЛЕ, а о жизни вообще;

— не пытаться контролировать все в жизни подростка (это все равно невозможно), а воспитать так, чтобы он знал, как правильно реагировать на внештатные ситуации (насилие, алкоголь, наркотики и пр.);

— даже наказывая, делать так, чтобы ребенок не сомневался, что ВЫ ЕГО ЛЮБИТЕ.

Автор Михаил Лабковский

Пожаловаться
Рубрика:  Отношения в браке
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Консультация врача »
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 20
ВарвараСерафима
Я только не могу понять, как это, не задавать вопрос «как дела в школе»? Это получается, мне неинтересно, что у моего ребёнка происходит?
ОтветитьНравится 
ЕкатеринаПавелСтепан
АлександраЛисичка

У меня двое взрослых детей. Я их старалась вырастить самостоятельными и ответственными. В школу не собирала, уроки не учила, всегда стараюсь помочь, когда просят. Но как не спросить про школу? Тоже не понимаю.

ОтветитьНравится 
МатвейАлёна

А я как раз разделяю точку зрения автора статьи.

Статья о том, что ребенка нужно прежде всего любить, а в подростковом возрасте еще и уважать.

На этом этапе формируется личность. Именно от нашего поведения во многом зависит, как этот, уже почти взрослый человек, будет взаимодействовать с окружающими, научится ли уважать другого человека, научится ли уважать себя.

Да и сейчас, благодаря доверительному отношению с родителями, подростку будет проще пережить бури такого трудного возраста, от которых он сам, поверьте, часто устает.

Плюс подросток обретет больше уверенности и научится ответственности, если не ограничивать постоянно его свободу.

Моей дочери через месяц 14 лет и я знаю, о чем говорю.

ОтветитьНравится 
БусинкаГорошенкаСнежок

Пустая статья. Люби своего ребенка, воспитывай в строгости и ограждай от свободы — это распущенность.

ОтветитьНравится 
ДенисАнастасия
Krestina, Вот я тоже так считаю, что в отношении школы контроль обязателен, потому как потом будет уже практически невозможно выровнять оценки. А второго шанса уже не будет.
ОтветитьНравится 
АлинаКирилл
ЮлияЭто, точно, не будет!!! Я с дочей к психологу пошла, просто послушать готова ли она к 1 классу. Так вот, мне такое сказала, что я у ребенка детство отобрала, что ребенок не доиграл. Доча с трех лет читала по слогам, простую арифметику знала и т.д. И я послушала психолога, сынулю решила воспитывать по другому(разница в два года), и что, до сих пор играем, уроки делаем не охотно. Иногда посмотришь, книги пишут, те у кого вообще своих детей не было, или четверых своих воспитают, а потом всех детей под них подстраивают и думают, что они все знают. Настоящих опытных психологов найти тяжело.
ОтветитьНравится 
Елизавета-ВалерияГабриэльДаниэль
Только 5 минут на чтение зря потратила…
ОтветитьНравится 
МатвейАлёна
СуперМамаДиетологНу да, вам в данный момент эта информация не актуальна даже к размышлению, наверное.
ОтветитьНравится 
Елизавета-ВалерияГабриэльДаниэль
МаргаритаВы правы :) я работала с детьми. Знаю их психологию поведения от 0 до 18 лет.

Статья — пустая. Вроде что то написано, а смысл весь сводится к тому — дайте ребёнку свободу… Все сейчас говорят о свободе. Только к чему она приводит?! Она должна быть разумная. С правилами дисциплиной и наказаниями (например, запрет остаться с ночевкой у друзей, смотреть ТВ, играть в йпаде и тд). А Свобода которая просто Свобода, она разрушает человека.

Я верю с Бога. И верю, что поднять детей на ноги великий труд, а чтобы они стали людьми порядочными, благородными, сострадательными к бедам других — непосилен человеку. Но только Богу. Сама не знаю зачем вам это пишу. Но видимо, так надо ;)

ОтветитьНравится 
Виктор
СуперМамаДиетологСтранно, что так много здесь негатива в отзывах. Мне статья показалась толковой. Помню себя подростком. Мои родители вели себя именно так, как здесь описано. Очень им за это благодарна. Здесь нет конкретики, потому, что эти советы предлагают сменить общую установку с постоянного контроля на предоставление свободы. А все потому, что ребенок уже вырос.
ОтветитьНравится 
Елизавета-ВалерияГабриэльДаниэль
МаринаЯ думаю, что это и так понятно :) пока им 0-5 учим, потом постепенно позволяем быть самостоятельными
ОтветитьНравится 
МатвейАлёна
ОтветитьНравится 
Владимир

его и так все учителя не любят, потому что он единственный, кто может высказать все о чем думает, если учитель не прав. За это и страдает. Мы конечно де всегда на его стороне. Иногда я завидую ему, что он может вот так в лоб высказать все что думает. Я так не умею, от чего и страдаю всю жизнь.

ОтветитьНравится 
Владимир

Нашему сыну 14 лет. Не получается у нас не говорить о школе и не давать учебник. Он просто не будет учиться тогда, ему не скажешь, он интциативу не проявит.

ОтветитьНравится 
ЛялюсикТатошка
Ой ну как же достали эти психологии. То не говори, это не делай, так не запрещай. А почему ни слова о личности родителя? Его характере, эмоциональном состоянии, материальном достатке и тп? Нереально это все применить на практике. Более того наши родители выросли без психологии, мы выросли без психологи. это все зарубежная мода, делающая из детей как раз эгоистом ни во что не ставяших родителей. Вы посмотрите что эта психология сделала с Европой? Педофилы, трансвеститы, гомосексуализм, это мрак просто.
ОтветитьНравится 
НазарАрина
КатриНу да, педофилы, трансвеститы, гомосексуализм это только в Европе, в России такого и близко нет))))
ОтветитьНравится 
АлинаКирилл
КатриЯ полностью согласна, и те дети которые сейчас взрослые, в Европе, вводят такие законы, что бог не создал мужчину и женщину, а создал ОНо. Вот что нас ждет в будущем, если мы будем слушать вот таких психологов.
ОтветитьНравится 
ДенисАнастасия

Уже которую статью читаю «не говорите о школе совсем» и «дайте свободу». А кто-нибудь реально так делал? Что из этого вышло?

ОтветитьНравится 
АлинаКирилл
ЮлияЧто вышло? Плохие оценки, дети до 14 лет особенно мальчики учатся для родителей, позже для себя.
ОтветитьНравится 
ДианаДаниэль

Размытая статья! Не принято во внимание, что у каждого ребёнок СВОЙ характер. Все люди разные.

ОтветитьНравится 
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Сейчас читают