КАК учить читать? По какому букварю учить читать?

ХОЧУ ЧИТАТЬ! ХОЧУ УЧИТЬ ЧИТАТЬ!

Чем заниматься с ребёнком до 4,5 лет, если очень хочется учиться читать, я писала в другом посте.А сегодня об обучении.

Итак, вашему ребёнку исполнилось 5 лет? Хочется учить читать? А как? По слогам? Прочитайте 2 текста ниже. Какой из них вам легче понять?

Три мед-ве-дя.

Од-наж-ды пош-ла Ма-ша в лес и за-блу-ди-лась. Ста-ла ис-кать до-ро-гу до-мо-й да при-шла к лес-но-й из-буш-ке. В до-ми-ке э-том жи-ла семь-я мед-ве-де-й: от-ца зва-ли Ми-ха-й-ло По-та-пыч, мать — Нас-тась-я Пет-ров-на, а их ма-лень-ко-го сы-ниш-ку — мед-ве-жо-нок Ми-шут-ка. Дом был пуст — мед-ве-ди уш-ли гу-лять по ле-су.

Три медведя.

Однажды пошла Маша в лес и заблудилась. Стала искать дорогу домой да пришла к лесной избушке. В домике этом жила семья медведей: отца звали Михайло Потапыч, мать — Настасья Петровна, а их маленького сынишку — медвежонок Мишутка. Дом был пуст — медведи ушли гулять по лесу.

Этот пример показывает, что чтение целыми словами проще для глаз и для мозга. Что проще, составлять из отдельных кусочков целое, или воспринимать сразу целое? Детскому мозгу трудно дробить на части, проводить анализ. Ему гораздо легче воспринимать целое. Но и синтез ещё сложен, так как из частей соединить трудно, чтобы увидеть отстранённо картину целиком. Обучение чтению аналитико-синтетическим методом предполагает, что для этого нужно владеть операциями анализа и синтеза.

Что же нам остаётся? Давать целые слова. Но просто набор слов не научит ребёнка читать. Кроме того, чтение – процесс, требующий волевого усилия. По своим свойствам мозг у детей в 5 лет, а порой и в 6 лет, ещё не настолько хорошо умеет усилием воли себя сдерживать, концентрировать, занимать тем, что неинтересно. Поэтому учить нужно так, чтобы было интересно. А интересно ли ребёнку читать слоги? Ма, ба ва, да… абракадабра какая-то. Но без слогов или складов невозможно научить читать, так как это удобные части слов, встречающиеся в разных словах. Поэтому авторы пособий по-разному пытаются использовать слоги. На мой взгляд, самый удачный вариант из букварей, это Резниченко Татьяны Семёновны, «Занимательный букварь». Когда-то мне его посоветовала логопед, очень грамотный специалист, постоянно развивающийся в области логопедии.

Чем хорош этот букварь? Конечно, можно сесть и разработать свою систему. А можно взять уже то, что придумано. Плюсы букваря Резниченко.

+ Простые, понятые ребёнку слова.Чтение слов сразу после введения первых 4 согласных. Это даёт ребёнку желание читать дальше. Вот «баба» и «дама» — это же понятно! А «да» и «ма» сами по себе ещё не скоро станут в детской голове понятным словом. И ребёнку ИНТЕРЕСНО читать слова и понимать их сразу, а не когда-то потом. Главное, что даёт чтение, и почему мы, собственно все читаем, — это ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ПРОЧИТАННОГО.

+ Интерес.То, что смешно, может быть трудным? Учить читать нужно весело, в играх. Именно интерес побуждает ребёнка в букваре Резниченко читать.

+ Совместное чтение с ребёнком. Даются короткие стихи, в которых крупным шрифтом слова, которые читает ребёнок, а остальной текст читает взрослый. Со временем тексты становятся больше.

+ Наработка навыка чтения слогов. Сначала даются для запоминания гласные буквы. В отличие от традиционных букварей, с момента появления согласного, сначала начитываются слоги с одной гласной, а уже потом с другими. Простая вещь, а эффект выше. Помимо этого, слов с разными согласными гораздо больше, потому что согласных больше, чем гласных. Отсюда и интерес, слоги и из них тут же слова, разные слова, а не «мама», «папа», которые быстро надоедают. И нет жутких для ребёнка «Мама мыла раму», потому что кроме «М» и «Л» других согласных не дали. Отсюда ещё один плюс +быстрое введение согласных.

+ Беглое осмысленное чтение. Если слова зрительно не дробить на искусственные кусочки, а давать целиком, то читая «дача» ребёнок представляет себе конкретную дачу, а не набор букв, непонятно о чём повествующих. Я не очень понимаю, зачем сначала искусственно «нарезать» слово, а потом усиленно учить снова «склеивать». Ведь все буквари послогового чтения затем предлагают книгу «Учимся читать целыми словами» и тому подобные, где у детей пытаются возродить интерес к чтению. А зачем, не лучше ли этот интерес изначально поддержать?

Конечно, все дети индивидуальны. Но я ещё не видела такого, чтобы за неделю ребёнок БЕГЛО читал слова «Ира», «Юра», «каша», «Паша», «Маша» и т.д. Бегло, это значит практически с той же скоростью, с которой мы говорим. Опыт обучения чтению детей по другим букварям у меня был, 2 школьных выпуска, а затем началась работа в семейном клубе, и поиск оптимального варианта обучения чтению. Яркий пример. Папа привёл девочку, которую учили читать в другом клубе по букварю Жуковой в течение полугода. У ребёнка, кроме того что напрочь отсутствовало желание читать, была особенность, зрительная память была развита хорошо, а слуховая ну очень слабо. При обучении чтению она не ориентировалась на буквы или слоги, а пыталась угадать слово, глядя на рисунок, сопровождающий запись. МЫ занимались с ней 2 недели, использовали материалы из рабочих тетрадей у букварю Резниченко, и мои разработки, выполненные в едином с букварём Резниченко педагогическом ключе. За 2 недели ребёнок понял, что такое чтение, и самостоятельно прочёл дома первую книгу, сказку «Репка». Всё, больше им не пришлось ходить ко мне учиться читать. Там были другие проблемы, которые тоже нужно было решать, но вот с чтением был получен желаемый результат.

— «Минус» Букваря Резниченко.Для меня – это периодически встречающиеся слова, разделённые чёрточками: ка-ра-пуз. Я в своём домашнем букваре заменила их, приклеила распечатанные на принтере слова: карапуз.

И в завершение. Если вы хотите научить ребёнка читать, пользуйтесь принципом «Лучше меньше, но чаще». Пусть это будет одна строчка за день, но каждый день. Цитирую Татьяну Джало: «Главный принцип при обучении чтению – «Не навреди»! Переучивать всегда труднее, а привить любовь к чтению, когда у ребенка сложилось стойкое отвращение к чтению из-за чрезмерных нагрузок или неправильного учения, практически невозможно».


Елена Дрозд
Елена Дрозд
Пётр
13 лет
Москва
294918

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Злобный Хацкер
Злобный Хацкер
Кстово

я своей писала слова, но отделяла слоги не через тире, а подчеркиванием снизу, так получалось, что и деления слова нет и слоги выделены — так очень быстро получилось научить

Пожаловаться
ОтчаяннаяДомохозяйка
ОтчаяннаяДомохозяйка
Сандра
12 лет
Киев

сама писала в начале слова на листах, считаю преступлением учить ребенка читать по слогам и вообще читать слоги

Пожаловаться
Елена Дрозд
Елена Дрозд
Пётр
13 лет
Москва
Конечно, лучше сразу слова. Но это требует от мамы усилий, а не все мамы хотят. Я тоже знаю такой способ, и поэтому я дома использую и слова без всякого разделения. Но это уже мои заморочки, а большинство хватает первое попавшееся, букварь Жуковой, и всеми силами учит читать. Пусть уж лучше букварь Резниченко.
Пожаловаться
ОтчаяннаяДомохозяйка
ОтчаяннаяДомохозяйка
Сандра
12 лет
Киев
Елена Дрозд 
к сожалению с Резниченко не знакома… еще мне такие таблицы нравятся-с сыном по ним не читала(но он у меня быстро и рано научился читать)а с дочкой почитываем их регулярно и сейчас, там их много в книге и в разный вариациях...

Пожаловаться
Елена Дрозд
Елена Дрозд
Пётр
13 лет
Москва
ОтчаяннаяДомохозяйка 
Я от одного вида готова упасть в обморок. Очень много слогов. Нарежьте на карточки, так будет легче зрительно воспринимать. Резниченко даёт за один раз 4 слога. Поищите в интернете, есть фото страниц.


Пожаловаться
Елена Дрозд
Елена Дрозд
Пётр
13 лет
Москва

Только в моём буваре слова «какао» и «макака» напечатаны целиком, я описала как. а Дрозд

Пожаловаться
Елена Дрозд
Елена Дрозд
Пётр
13 лет
Москва

А у меня эта страница выглядит так:

Пожаловаться
ОтчаяннаяДомохозяйка
ОтчаяннаяДомохозяйка
Сандра
12 лет
Киев
Елена Дрозд 
мне не нужно-дочка читает сама))эти слоги читаем редко и то там где сложные буквенные сочетания.А начинали с таких моих таблиц

Пожаловаться
Елена Дрозд
Елена Дрозд
Пётр
13 лет
Москва
ОтчаяннаяДомохозяйка 
Маме низкий поклон! Ваш ребёнок не будет знать половины проблем из серии «пропуск, замена, искажение». Конечно, какие-то будут, но не так поголовно как при обучении чтению по слогам. А слоговые таблицы да, если не на начальном этапе, то хорошо помогают и в таком виде.