Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо? (Статья большая, но интересная)

Девочки, привет!

Попалась мне очень интересная статья на тему школьной учебы, с реальными ( а не надуманными) исследованиями нашего российского педагога на тему школьной успеваемости. На основе этих исследований написана диссертация. На мой взгляд Статья очень стоит внимания и прочтения. Поэтому не могла не поделиться!

Тайна школьной успеваемости: почему одни дети учатся хорошо, а другие – плохо?

Есть ли дети, которым предначертаны только школьные неудачи? Есть ли дети, которым еще до рождения предназначено стать отличниками?
Почему многие из детей, с «завещанным» им высоким культурным капиталом, так и не могут себя реализовать? Что им мешает: равнодушие учителей, перегруженные программы, или собственная леность? Или присутствие одноклассников, чьи школьные неудачи фатально предопределены комнатой в коммунальной квартире и пьющими родителями?

«На самом деле многие факторы, которые мы прежде считали важными, не влияют на успеваемость детей, – уверена Ольга Сачава, кандидат филологических наук, магистрант программы «Управление образованием» Высшей школы экономики (Санкт-Петербург). – А на то, что действительно важно, мы прежде и не обращали внимания!…»

Россия в миниатюре
Исследования успешности и неуспешности детей, находящихся в системе образования – один из мировых трендов, заявивший о себе в 90-е годы, когда одновременно во многих странах мира разворачивались глобальные реформы национальных систем образования.

Ольга Сачава – кандидат филологических наук и завуч по учебно-методической работе одной из петербургских школ – не задавалась новыми вопросами, но на некоторые из старых вопросов ей удалось найти новые ответы.

И, наверное, это благодаря ее школе. Школа находится на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.В длину этот остров чуть больше шести километров, в ширину – четыре километра. С Петербургом его соединяют четыре разводных моста. С конца апреля, по конец октября, в период навигации на Неве, мосты разводятся каждую ночь.

Это – самый густонаселенный остров России. На каждом его квадратном километре обитают более 11 тысяч жителей.

В начале 19 века у островка была монополия на всю науку и образование столицы: здесь располагались Петербургская академии я наук, библиотека Академии наук, Университет, Академия Художеств. А сейчас его затопило волной нерасселенных коммунальных квартир. В соседних комнатах, выходящих дверями в общий коридор (с высоким лепным окном 19 века), обитают потомки коренных петербуржцев и – семьи с юга или крайнего севера России.

Большая часть обитателей Васильевского острова – мигранты. Одни ищут лучшей жизни для себя и своих детей. Другие оказались здесь, как некогда герои романов самого петербургского из писателей – лишь потому, что им больше некуда пойти. По их мнению, если уж умирать, то – на Васильевском острове. «30% наших учеников – из социально незащищенных слоев населения», – рассказывают мне учителя.

Нам не надо знать больше ничего про эту школу. Скажем просто: она – на острове, который, сам по себе, – Россия в миниатюре. И Ольга Сачава, завуч и магистрантка Высшей школы экономики, очень хотела узнать про эту Россию что-то новое.

Богатство бесполезно

«Сначала мы надеялись получить ответ на вопрос, влияет ли на школьные успехи детей материальный достаток и условия жизни их семей», – рассказывает Ольга Сачава, – Однако прямой зависимости от материального достатка мы не обнаружили.

«Большинство участников нашего опроса, – продолжает Ольга, – обитатели петербургских коммуналок. Только 20% семей живут в отдельных квартирах. Семьи отличников и троечников примерно в равных пропорциях проживают в коммуналках и в отдельных квартирах. Пришлось сделать вывод: обстановка коммунальной квартиры не мешает ребенку быть успешным в учебе.

Не влияет на успеваемость детей и наличие в семье домашней библиотеки. В семьях 73% отличников дома хранится более 200 книг, но 75% семей троечников тоже заявили, что их семейная библиотека состоит из 100 книг. Семьи 5% отличников и 6% троечников владели большими библиотеками (более 1000 книг). Трудно найти зависимость, верно?

Важный вопрос, который волнует всех: влияют ли родительские доходы на оценки детей? Можно ли утверждать (как это делают некоторые), что при низком уровне семейных доходов ребенок просто обречен на получать плохие оценки?
Наше исследование отвечает однозначно: нет.

В опросе участвовали малообеспеченные семьи, с доходами на каждого менее 5000 рублей в месяц. Именно из этих семей вышли 26% всех троечников и… 30% всех отличников! Отличников в малообеспеченных семьях оказалось даже больше, чем троечников.

Доходы 20% семей отличников и 24% семей троечников составляли до 20 000 тысяч рублей на человека. 25% отличников и 21% троечников заявили о доходах более 20 000 рублей на каждого члена семьи. Пропорции и в этом случае сопоставимы. И – мы возвращаемся к той же загадке. В одном случае дети из малообеспеченных (или, напротив, состоятельных семей) почему-то учатся на тройки, в другом – на пятерки!».

– А вы учли, что семьи с высокими доходами имеют дополнительные финансовые возможности? Например, могут нанять своим детям репетиторов?

– Да, и, как правило, нанимают. Но чаще всего родителям не удается компенсировать недостаток семейного общения вкладами в образование ребенка (репетиторы, платные курсы и т.п.). Эти вклады просто не работают.

Материальное благополучие и даже богатство семьи само по себе не способно позитивно влиять на школьные успехи детей.

Влияет другое. И теперь мы подходим к самому интересному.

Условие первое, неожиданное – бабушка

Исследование, проведенное среди семей на Васильевском острове, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником. Неважно, где ты живешь. Важно, – с кем.

Так вот, оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире с бабушками и дедушками.

А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе. Троечники же в 40 % случаев вообще не встречаются с бабушками и дедушками. А 5% детей с низкой успеваемостью сообщили, что никогда в жизни не видели старших родственников.

«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребенка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи, – считает Ольга Сачава. – Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей школьника семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребенка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи свидетельствуют о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребенка».

Условие второе, еще более неожиданное – семейный праздник

– И в этой связи не должен казаться необычным следующий пример, – продолжает Ольга Сачава. – Наше исследование показало, что 67 % хорошистов и отличников начальной школы и 73 % хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще!

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т. д.

Мы обнаружили одну интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребенка.

И наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

Мы заговорили о семейных празднествах. Бытует убеждение, что почти в 100% случаев два обстоятельства разрушительно влияют на детей: пьянство одного из родителей и (или) их развод. Ваше исследование это подтверждает?

– Мы с самого начала задавались вопросом, влияет ли пьянство родителей на успеваемость детей. Этот вопрос просто «лежит на поверхности». Но выяснилось, что факт пьянства, сам по себе, без сочетания с другими факторами, не является значимым для плохой успеваемости ребенка. Более того: когда родители заявляют: «да, в нашей семье есть проблема, и мы работаем над нею», когда мамы и папы начинают реально что-то делать в этом направлении, – это переламывает негативную тенденцию, которая могла бы повлиять на успеваемость школьника. Негатив компенсируется конструктивной позицией родителей: они осознали проблемы, существующие в семейных отношениях, и стремятся их решить.

Например, некоторые родители учащихся 5-9 классов заявили в анкетах о серьезных проблемах в одной или нескольких сферах семейных отношений. Мы должны были бы подумать, что их дети – если верить общепризнанным схемам – учатся плохо? Да ничуть не бывало! У 90% этих родителей дети учатся на 4 и 5! Почему?

Просто эти родители делают реальные шаги для решения своих семейных проблем. Мы убедились в этом, изучив их анкеты.

В международных исследованиях часто подчеркивается: чем выше уровень образования родителей, тем лучше учится их ребенок. Но это тоже не так.

Например, 64% мам и пап отличников из начальной школы, участвовавших в нашем исследовании, имеют высшее образование, а в 20% семей отличников из начальной школы один из родителей имеет даже два высших образования. 68% родителей троечников имеют только среднее образование. Казалось бы, все правильно, как в исследованиях? Тоже нет.

Если в начальной школе лишь каждый пятый родитель троечника имел высшее образование (21%), то в основной школе их в два раза больше (43%). То есть со временем дети высокообразованных родителей тоже могут стать троечниками.

Но вряд ли мы должны удивляться тому, что 85 % всех отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, живут в полных семьях (причем, таких, в которых отец и мать являются для ребенка родными). Только 5% отличников и хорошистов живут с мачехой или отчимом. Что касается троечников, то здесь ситуация прямо противоположная: больше половины из них (55%) живут в неполных семьях!

Хочу подчеркнуть: жизнь в неполной семье еще не предопределяет низких школьных результатов.

Мы знаем даже отличников (10% из всей выборки), которые воспитываются в неполных семьях. Обычно их мать или отец заявляют, что осознанно не вступают в новый брак, чтобы полностью посвятить себя ребенку.

Но чаще всего к статусу неполной семьи приводит ряд последовательных родительских ошибок. В каких-то жизненных ситуациях родители повели себя недостаточно конструктивно. И — не подумали о том, что расплачиваться за это будут их дети.

Будьте довольны жизнью – и ваши дети станут отличниками

– В сущности, в вашем исследовании вы пришли к выводу, что на школьные успехи ребенка влияют родители. Но тогда могли бы вы нарисовать мне портрет идеальных родителей? Про которых можно сказать: их дети будут (если у них есть, конечно, способности к учебе) учиться на «хорошо» и «отлично»?

– Если для родителей важна ценность семейных отношений,то следующая по значимости ценность – профессиональная самореализация.

Возможно, эту мировоззренческую и жизненную позицию родителей по отношению к труду ребенок воспринимает как норму и реализует применительно к собственному труду – учебной деятельности.

Согласно исследованию, проведенном на Васильевском острове, 56 % родителей отличников и хорошистов заявили, что работают, в первую очередь, для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности. Лишь 20 % родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, «ради денег».

Еще одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников и хорошистов от семей троечников. Как ни странно, это – удовлетворенность жизнью.

Об этом рассказали 91% родителей отличников и хорошистов и только 62% родителей троечников. Думаю, что многие читатели могут счесть это заявлением либо обманом, либо – самообманом.

Ведь 30% семей отличников и хорошистов, участвовавших в исследовании, относятся к малообеспеченным семьям. А большинство из них живут в коммунальных квартирах.

Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учебе их дети, – объясняет Ольга Сачава. – Это – закономерность. 23% родителей троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а 9 % заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает. Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет. На всех уровнях образования (от начальной до старшей школы) недовольные жизнью родители, как правило, не удовлетворены и учебными достижениями собственного ребенка. Я думаю, любому педагогу известен этот персонаж – «ребенок неудовлетворенных родителей». Его родителям всегда кажется, что главный ресурс развития их чада – это не собственная семья, а общение с одноклассниками из семей с более высоким социальным статусом. Если же таких одноклассников нет, семья снова и снова ищет для отпрыска другую школу. Но «ребенок неудовлетворенных родителей» и в новой школе продолжает учиться неудовлетворительно. Ведь его проблемы – не в школе и не в одноклассниках. Его проблемы – в семье.

— И все же, я думаю, большинство читателей, дойдя до этого места, не поверит, что материальное положение семьи в действительности так мало значит для успехов школьника. И что личное ощущение счастья, которое испытывают родители, гораздо важнее для их детей

– На самом деле здесь проявляются более сложные взаимосвязи.

Мы пришли к выводу, что успеваемость школьников коррелирует не с объективными финансово-экономическими условиями, в которых живет семья (они, как мы уже видели, могут быть одинаковы и у отличников, и у троечников), а с системой ценностей их родителей. В том числе – с экономической компетентностью родителей, с их желанием и умением инвестировать в будущее своей семьи. Эта компетентность выражается через соотношение между уровнем дохода и качеством материального окружения, который семье при данном уровне дохода удается обеспечить. То есть на первое место снова выдвигается личность родителей, их отношения с близкими и с окружающим миром.
Возьмем для примера среднюю семью отличника или хорошиста из нашего исследования. Такая семья имеет доход 5000-10000 рублей в месяц на человека, дачу в 62 % случаев, машину – в 35 % случаев (жилищный вопрос не решен у 70 %). Родители учащихся с тройками при том же уровне дохода в семье имеют дачу лишь в 36 % случаев, а машину – в 27 %. (жилищный вопрос не решен в 90% случаев). Но самое интересное, что даже при более высоких доходах (превышающих 20000 рублей в месяц на человека) родители троечников все равно не могут купить дачу или автомобиль. Значит, речь идет, в первую очередь, об экономической некомпетентности этих семей, об их неспособности управлять семейными финансами.

Поэтому в семьях с относительно низким доходом, но более высоким уровнем предметного окружения (квартира, машина, дача) дети показывают более высокие образовательные результаты, чем в тех семьях, где уровень дохода относительно высокий, но качество предметного окружения ниже.

— Исследование, о котором мы говорим, легло в основу вашей магистерской диссертации, написанной в НИУ-Высшая школа экономики (Петербург).

В каждой диссертации есть раздел «выводы». Какие выводы вы бы сделали?

– Я думаю, мы, школьные преподаватели, совершали и совершаем ошибку, вкладывая деньги только в компьютеры, книги, учебное оборудование для школы и для семей. Мы надеялись, что эти вложения повысит успеваемость детей. На самом деле нужно вкладывать средства в целенаправленное взаимодействие с семьями, в формирование у родителей и детей необходимых ценностей и компетенций. Но как это можно сделать – я пока не знаю. Давайте думать вместе.

КИРИЛЛОВА Светлана

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов
1182364

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов

Ну ты в целом согласна с автором статьи по этим пунктам? :))) Интересно твое мнение.

Внедрять-не внедрять это на гос.уровне, это дело уже от нас с тобой независящее, а вот то, что в семье можно дать?

Пожаловаться
Марина
Марина
Лапулька
12 лет
Саратов

у нас все инициативы «выходят боком», страшно представить Как!? они будут влазить во взаимоотношения внутри семьи!?((( У нас же не могут соц.рекламой ограничиться, им же надо будет довести все до абсурда((

Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов
При СССР работала же школа с семьей и эффективно достаточно было, чтобы дети на улице просто так болтались? Всех старались охватить бесплатными кружками, станциями юных техников, увлечь в спорт. + Бесплатные книги, нормальное детское кино по ТВ. Брали шефство над отстающими… помогали в учебе

То, что современные инициативы только боком выходят — это точно! Не буду эту тему продолжать и причины этого называть, а то забанят. :))) Вот семье и приходится в современной России «жилы рвать», чтобы вырастить из детей в этих условиях нормальных людей.

Пожаловаться
Марина
Марина
Лапулька
12 лет
Саратов
Мама 

Мои родители рассказывали про кружки, но ходили везде сами — родители вечно на работе были. Когда я в перестроечное время училась кружков уже не было, даже продленку отменили — младшему брату пришлось с первого класса после школы самому домой ездить, т.к. родители на работе, кружки платные пошли позже и цены были просто зверские((

Сейчас есть, но чтобы получить бесплатное занятие надо такую кипу документов во все инстанции предоставить и доказать что ты ну совсем нищий, тогда от соц.защиты предложат какие-нибудь кружки

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Саратов
Обо всем этом уже написано в 50-60 гг Сухомлинским, так что Америку не открыли. Только взгляд в этой статье очень поверхностный, все таки учителя, особенно начальной школы, тоже во многом влияют, будет ли ребёнок хорошо учиться и любить учёбу.
Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов

А у Сухомлинского точь в точь такие же выводы? Если да, то с его поддержкой этот текст еще весомее становится.

А насчет учителей младших классов… Они оказывают влияние, но думаю, что не слишком большое, тут что-то в каждом конкретном человеке быть должно… Даже взять один класс, у которых была одна первая учительница, там и двоечники, и хорошисты и отличники… Или сколько детей в младших классах хорошо учились, а в средних съехали на тройки-двойки… Нет, тут дело в конкретно взятом ребенке…ть: Надежда

Пожаловаться
Надежда
Надежда
Саратов
Мама 
«На самом деле нужно вкладывать средства в целенаправленное взаимодействие с семьями, в формирование у родителей и детей необходимых ценностей и компетенций. Но как это можно сделать – я пока не знаю. Давайте думать вместе.» — Меня просто убила эта фраза, это то о чем много писали многие великие педагоги, писали как, в том числе Сухомлинский. Просто автору статьи стоит почитать литературу. И по поводу семей тут слишком узко, Сухомлинский писал, что от семьи и воспитания зависит внутренний мир ребёнка и его способность принимать знания и тип мышления. Успеваемость это следствие.

По поводу учителей и их влияния, советую почитать книгу Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов
Надежда 

Почитаю Сухомлинского на досуге, как-то вы мне его заново открыли… Про влияние современных учителей на современных учеников… мне кажется его вообще сейчас нет (хотелось бы мне ошибаться). Учителя не учат, а направляют, сильные педагоги из школы не то, чтобы уходят, а убегают сломя голову из-за вседозволенности для учеников, качающих права родителей, в целом давящей образовательной системы… Идут в репетиторы и нормально зарабатывают и не от кого не зависят… Сейчас образование детей исключительно в руках их собственных родителей… Никому и не до чего нет дела… Раньше было по другому....

Правильно, успеваемость — это следствие… И автор статьи как мне кажется и попыталась, на примере проведенных исследований, выявить факторы влияющие на этот внутренний мир… Возможно это был всего лишь узкий перечень, не хватает может быть таких вещей как любовь к чтению, общее культурное развитие и т.д. Но зачастую именно эти факторы очевидны…

А вот что удивительно, они нашли взаимосвязь между такими вещами как способность к учению и… общению с бабушкой, семейными праздниками, умению распоряжаться даже скромными финансами… Для меня лично это было неким открытием. В совремнной жизни столько вещей на которых современный человек повлиять не может… кризисы, политика, экономика, войны… А тут такие простые казалось вещи, от которых так много зависит… Вообщем как-то так...




Пожаловаться
хочувлето
хочувлето
принцесса
8 лет
Энгельс
Чет я не поняла… всю статью золотой нитью пронизывает идея что дело не в финансовом благополучии семьи… а в самом конце опять сводится к финансам… есть дача и машина-отличник… нет машины и дачи-родители идиотв не умеют деньгами распоряжаться…
Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов
тут они говорят как я поняла про то, что есть люди достаточно состоятельные, и вроде могут и на зарплату позволить себе купить многие вещи, а не умеют деньгами распоряжаться, тратят впустую на мелочи, а не могут сосредоточиться на главном, например, квартиру купить, машину, уют в доме создать, купить элементарные нужные вещи. Зато, например, у мамы 3 норковых шубы, а живут в съеме и машины нет и при этом куча кредитов еще. Ну вообщем дело в том, что не размер дохода определяет успешность ребенка, а именно умение этим доходом так распорядиться, чтобы хватило на нужные вещи. Хотя, не нужно забывать, что все таки исследования проводились в Питере, там то уровень жизни в целом выше, чем в регионах. Однако, умению распоряжаться финансами нужно детей учить все равно, какие бы маленькими они не были…
Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов
я имею ввиду финансы :)))
Пожаловаться
хочувлето
хочувлето
принцесса
8 лет
Энгельс
Мама 
аааааа…
Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов

Интересный вопрос. :) Может на того, который лучше успевает, в силу каких либо обстоятельств нужные факторы влияют больше? Например, мама во втором браке, для одного ребенка отец (мать) родные или не родные, или в воспитании одного ребенка принимала участие бабушка, а в воспитании другого нет (бабушка уехала, родители поменяли место жительства). Или в семье ухудшились отношения именно во время роста второго ребенка и не было желания и настроения проводить праздники...

Тут главное я понимаю, обратить внимание родителям на указанные факторы и возможно получить изменение ситуации к лучшему, и не только в учебе

Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов
Я сейчас подумала А почему 2 детей воспитывающихся в одной семье ВООБЩЕ почти 100 % всегда разные?
Пожаловаться
Максимилиана
Максимилиана
Хомячок
16 лет
Волгоград

А как быть, если в одной семье один ребенок отличник, а другой еле на тройки тянет...

Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов

хотя по некоторым пунктам, например про достаток — это точно так, уже из моего жизненного опыта. У нас мальчик в классе учился, родители — шишки с деньгами и сколько они его не тянули, учителям не платили, чтобы те тянули, и в институт, и на курсы, и в США на стажировку — как был дурак ( уж простите) так и остался, и прошел все тяжкие...

Пожаловаться
Мама
Мама
Лапочкадочка
11 лет
Саратов

да, я вот тоже удивилась и может не поверила бы местами, если бы не цифры

Пожаловаться
Элеонора
Элеонора
Москва
Взаимосвязь интересная