рассуждения известного психолога Юлиии Гиппенрейтер о детях и современных технологиях
Даже у взрослого иногда шевелится сожаление, что его модель телефона не последняя, и в ней меньше возможностей. И это обидно. Я думаю, что родителям надо подключить эту тему к более общим разговорам со своими детьми. Телефоны и планшеты — это часть более общего вопроса, который их волнует: как я выгляжу перед другими? Что значит «сравнивать себя с кем-то» и «завидовать кому-то»? Как реагировать на то, что кто-то хвалится: у моего папы такая машина, у меня такой гаджет.
О таких вещах надо говорить заранее. Вот ребенок заливается слезами, а ты ему: «Перестань, не это главное. Главная ценность — это твои знания, твое духовное развитие». Так уже поздно! Это примерно, как девочке в 15-17 лет говорить, что тот, в которого она влюбилась, ей не подходит, что он подлец и соблазнитель. Поздно.
Надо говорить ребенку: «Ты не усиливаешься гаджетом, не становишься из-за него интереснее. Это оболочка. А ты живой, настоящий, пускай твоя „оболочка“ хуже, но давай сравнивать живое! Давай поговорим об этом мальчике, у которого новый гаджет, почему у него такое чувство, что он теперь сильнее, а ты слабее? Ты уверен в этом? Давай сравним ваши поступки, может быть, он и правда в чем-то сильнее, но совсем не потому, что у него гаджет. А вот если он только им и хвастается, то это у него такая подпорка, ходули».
Если бы я была учителем, классным руководителем в восьмом-девятом классе, я бы сказала: «Ребята, у каждого из вас есть телефон — у кого-то современный, у кого-то совсем консервная банка, мыльница. Давайте устроим эксперимент». И попросила бы написать:
Кто в классе самый сильный?
Кто самый уважаемый?
Кто самый добрый?
Кто самый умный?
Кто самый терпеливый?
Кому больше всего ты бы верил?
Кто наиболее стойкий?
Кто независимее всех мыслит?
Только положительные свойства, не надо отрицательные. И чтобы напротив каждого пункта написали по три-пять имен. А потом спросить, у кого телефоны лучше, а у кого хуже. И сравнить.
Вот список класса, а напротив — добрый, умный, сильный. Некоторые никуда не попали, и я бы сказала: «Это не потому, что ты не обладаешь этими свойствами, но потому, что ты пока не показываешь свои лучшие качества, например доброту, ребята этого пока не видят», — это надо обязательно сказать.
Источник: © AdMe.ru
Кстати, у меня была подружка, очень умная девочка, мама воспитывала когда по книжкам ее (как она говорила), по крайней мере она была самой справедливой, могла помирить рассорившихся, да и вообще интересно было с ней дружить. Так вот, жили мы бедно, она (до того, как ее папа начал зарабатывать хорошо) тоже. И когда я печалилась о том, что мама не в состоянии купить нам с сестрой по барби (тогда не было еще дешевых подделок), она мне сказала — я тоже когда то увидела у девочки куклу в магазине и захотела такую же. а у мамы денег нет. Тогда мама мне (то есть ей) ответила — посмотри-ка, у этой девочки даже уши грязные! и что с того, что у нее есть кукла? с ней будут дружить только из-за куклы, и ничего у нее кроме нее нет.
До сих пор помню это, и тоже возможно прибегу к подобному — если потребуется. Пока что, моя старшая знает что хвастаться нехорошо, дразниться — тоже. Не хочешь делиться конфетой — не надо ей крутить ей под носом другого ребенка. А если на площадке ей вдруг хочется что-то, что есть у других, но нет у нее — я либо переключаю внимание на наши игрушки, либо предлагаем поменяться на время, иногда покупаю такое же (если это не требует особых вложений). Слава Богу, моя малышка все это понимает. А вот с младшей пока не прокатывает — другой темперамент. Но, надеюсь, придем рано или поздно к тому же.
Что то мне подсказывает что современных детей этим не возьмешь… Мои хоть и не балованные и истерик по поводу игрух не устраивают, но если что то увидят у одноклассников, однозначно будут переживать, что у них такого нет.И никакие грязные уши в их логику просто не впишутся))
Пока, мне удаётся разрешать подобные ситуации- меняемся, отвлекаем, завлекаю купив что-то иное или такое же. А в более взрослом возрасте, буду действовать проще: " хочешь?!- заслужи!" Пусть ребёнок не просто хочет и получает желаемые блага, а совершает поступки, за которые его вознаградят.
помню, во 2 классе у нас была двоечница Юля, мама ее моталась в Москву за покупками — торговала, жили они хорошо, и у Юли было всегда все самое модное, чего ни у кого не было тогда. и вот ей мама купила пенал, сейчас ими никого не удивишь, он был 3 секционный, на молниях, с наполнением — одно — фломастеры, второе карандаши, третье — ручки, ластик, линейки… я тогда была в негодовании — Юля, почему тебе мама это купила? она — как это почему — купила и купила. а я ей — ну ты же двоешница, ты не заслужила! это я сейчас все понимаю, а во 2 классе это был разрыв шаблонов.
))) просто у Юлиной мамы была возможность, а у Вашей, увы не было. Я говорю о покупке дорогостоящих вещей- планшет, телефон, приставка, поездка куда-то и тд. Понятно, что я и так куплю или свожу, но для ребёнка, эти вещи будут «вершиной», до которой нужно дойти- хорошо учась, добиваясь поставленных задач в спорте, успешно выступив на концерте и т.д.
Но вообще да, вижу, что сейчас это становится проблемой, с которой многие родители не знают как быть. Начинают сами переживать и комплексы испытывать, ребёнка буквально жалеть.
То ли дело, при совке — ни у кого ничего не было, все были равны)))