Из журнала пользователя АлЁшКиНаЛюБовь
Доступно: Для всех

Игры и развивашки до и после года. Очень много.

Мамочки, делюсь с вами играми и развивашкамм с нашими подрастающими малышами!


Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года


Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский


Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

·потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;
·осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.
Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать «мохнатые» шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение «Причёсывание»: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая».
В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Упражнение «Утёнок»
Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.

Ты, утёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.
Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение «Киска»
Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля! -

Позвала котенка… (имя вашего ребёнка)

Не спеши домой, постой! -

И погладила рукой.

В 10-12 месяцевпредлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать «каракули».

Основные этапы развития моторных навыков руки


·8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) — точный «пинцетный захват».
·8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.
·10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.
·10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).
·11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать «каракули».
·12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.
·13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.
·14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.
·15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.
·17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.
·17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.
·18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.
·20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.
·21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.
·22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой. Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.



Игры из категории «Окружающий мир»:
1 Различение цветов. «Привет, ручки!»
— Дети в этом возрасте любят изучать свои руки и ноги, поэтому им очень нравится эта игра.
— Возьмите старую пару детских носков и вырежьте в них пять дырок для пальцев.
— Украсьте носок лоскутами различных очертаний очень ярких цветов (используйте безвредные материалы или маркеры) или забавными рисунками и рожицами.
— Наденьте носок на руку ребёнка, чтобы он мог рассматривать его, разговаривать с ним и радоваться.
— Подбирая материал для аппликаций, не забудьте, что дети в этом возрасте всё тянут в рот.

2 Знакомство с телом. Называем части тела.
Посадите малыша к себе на колени. Дотрагивайтесь различных частей его лица и называйте их.
— Дотрагивайтесь до носа ребёнка и произносите: «Это носик Ванечки» (имя ребёнка)
— Дотрагиваясь до щеки ребёнка, произносите: «эта Ваничкина щёчка». Повторите так несколько раз.
— Затем возьмите руку ребёнка и дотроньтесь ею до своего носа и щеки. Когда его рука коснётся вас, скажите: «Это нос мамы», «Это щека мамы».
— Если вы начнёте дотрагиваться и называть всего две черты лица, ребёнку будет гораздо легче понять и запомнить эти слова.
— А теперь спросите ребёнка: « Где твой нос?» Положите его руку на нос и скажите: «Вот он!» Повторите так со всеми названиями, которые с ним уже разучивали.

Примечание: Знаю, что некоторые мамы для изучения частей тела с малышом использовали колечки от пирамидки. Т.е. изучаемую часть тела (например, нос) выделяли, приложив к нему «дырочку» от «бублика». Со стороны выглядит смешно, может быть, но результаты при таком способе были отличными. Другие мамы в качестве наглядного пособия использовали куклу или любимую игрушку малыша.

3 Безопасность. Новые прятки
Посадите ребёнка в детский стульчик.
— Выйдите из комнаты на глазах у ребёнка. Затем вернитесь и весело скажите: «Я нашла (имя вашего ребёнка)!»
— Ваш ребёнок придёт в восторг и, в следующий раз будет предвкушать ваше возвращение.
— Положите ему на колени любимую игрушку. Сыграйте в игру ещё раз, говоря: «Я нашла (название игрушки)!»
— Эта игра учит доверию.

4 Исследование. В какой руке?
— Спрячьте в руке какую-нибудь маленькую игрушку.
— Откройте руку и покажите её ребёнку. Затем опять закройте.
— Спросите у малыша: «Где (название игрушки)?
— Откройте руку опять и покажите игрушку ребёнку.
— Используйте другую руку, повторяя игру.
— Вскоре ребёнок начнёт хватать вашу руку, пытаясь сам достать игрушку.
— Эта игра учит детей понимать, что предмет, помещённый куда-то, не исчезает.

К этому же разделу относится игра «разверни игрушку» (блок 1, задание 3, см. ниже)

Игры из категории «Развитие речи»:
1 Умение говорить. Звучащий рот
Подражайте звукам, которые издаёт ваш ребёнок. Это предоставит вам прекрасную возможность пообщаться друг с другом.
Попробуйте следующие действия:
— Поцелуи с чмоканьем.
— Цоканье языком.
— Щёлкните языком.
— Произносить «чи-чи» и шипящие звуки.
— Надувать щёки и дуть.
— Говорить «буб-буб», щёлкая по верхней губе указательным пальцем.

2 Подготовка к чтению. Говорить рифмами
— Рифмованные слоги помогают детям узнать, где заканчиваются одни слова и начинаются другие.
— Декламируйте малышу как можно больше детских стишков и песенок.
— Заметьте тот стишок, который нравится ему больше всего, и чаще его повторяйте.
— Держите ребёнка за руки, читая ему стишки.
— Постукивайте пальцем ребёнка по своей щеке, произнося стишки.
— Чем больше слов слышит ребёнок, тем быстрее он заговорит.

Игры разные (на восприятие, запоминание, развитие моторики):
1 Различение звуков. Как гремит?
— Наполните несколько маленьких пластиковых контейнеров, например футляры от фотоплёнок, различными предметами: сухими горошинками, рисовой крупой, камешками, и т.д.
(!) Внимание: закрывайте контейнеры надёжно, чтобы ребёнок не мог достать их содержимое.
— Дайте контейнер ребёнку и, держа ребёнка за руку, потрясите контейнер со словами: «Гремит громко!» (горох)
— Затем дайте ребёнку другой контейнер, например с рисом, и скажите: «Тихо гремит!».
— Можно дать совершенно пустой контейнер, потрясти им и, произнести: «Не гремит?» и уже утвердительно: «Не гремит».
— Эта игра готовит ребёнка к различению звуков, что в дальнейшем будет способствовать развитию разговорной речи.

2 Запоминание
— Положите перед ребенком два кубика. Выберите очень разные по цвету кубики.
— Опишите кубик ребёнку, поднимая его. Скажите: «Это красный кубик».
— Возьмите красный кубик и спрячьте его за спину.
— Когда будите прятать кубик, делайте это так, чтобы ребёнок видел это.
— Спросите ребёнка: «Где красный кубик?»
— Он наверняка сделает вам знак, что знает, где кубик. Показывать ручкой или что-то лепетать — два наиболее распространённых способа выражения эмоций у детей в этом возрасте.

3 Различение звуков. Игра с ложками
— Дети любят стучать ложками по поверхностям или друг о друга.
— Дайте малышу деревянные ложки и покажите, как они стучат по разным поверхностям – по столу, по полу, по газете и так далее
— Дайте две металлические ложки и покажите, как они стучат друг о друга и по всем другим поверхностям.
— Предложите малышу самому постучать ложками. Когда он это сделает, весело похвалите его.
— Дайте ребёнку небольшую кастрюлю и покажите, как мешать в ней ложкой. Это очень полезно для координации рук и зрения.

4 Координация рук и зрения. Поймай игрушку
— Дети любят играть в воде. Они могут учиться наливать и выливать что-то в тазу.
— Покажите ребёнку, как надо из ковша выливать воду в таз.
— Дайте ребёнку сито, пусть он посмотрит, как выливается вода через него. Дайте малышу поэкспериментировать с ситом и ковшом, чтобы он почувствовал разницу.
— Пустите в таз маленькие плавающие игрушки. Пусть малыш попробует выловить их ковшом или ситом.
— В этой игре, в добавление к развитию координации зрения и рук, ребёнок получает представления об объёме.


Игры «Знакомство с игрушками»
Предыстория: Часто ребенок не знает толком, как использовать подаренные ему игрушки. Игрушка для него еще не имеет собственного лица, характера. Для того чтобы он начал испытывать к ней какие-то чувства, игрушку надо «обыграть», познакомить ребенка с ее возможностями. Этой цели и служат данные занятия.

1 Знакомство с куклой (мягкой игрушкой и т.д.)
Нужно: кукла (мишка, неваляшка, собачка и т.д.). Если игрушка не звучит сама, к ней лучше прикрепить колокольчик или маленькую погремушку — так ребенку будет легче сосредоточить на ней внимание.
Вы показываете куклу малышу, звените в колокольчик, привлекаете к игрушке внимание. Свои действия сопровождаете словами «Где куколка? Смотри, вот кукла!» Если малыш подползает к вам и проявляет желание взять игрушку, дайте ему исследовать ее. Но как только он начнет терять к игрушке интерес (его движения станут однообразными), вы снова забираете игрушку показываете ее новые возможности. Кукла уходит (удаляется от ребенка), приходит (приближается к ребенку). Прячется за какой-нибудь предмет (на глазах у малыша вы «ищете» и «находите» куклу: «Где же куколка? Да вот же она!»). Затем возьмите ребенка на колени и рассмотрите у куклы глазки, носик, ротик, волосы, платье и т.д. Как только малыш начнет скучать и отвлекаться, покажите ему, как кукла танцует: покачайте ее вправо, влево, спойте песенку. Если кукла снова привлекла ребенка, дайте ее ему в руки, покажите, как он может заставить куклу танцевать. В конце пусть кукла «попрощается» с малышом и уйдет, чтобы снова прийти завтра или через несколько дней. Теперь она уже будет знакома ребенку, и он скорее всего обрадуется, увидев ее опять. На следующий занятиях куклу можно покормить, укачать на руках и положить спать; она может снова поиграть в прятки или отправиться на луг собирать цветы. Фантазируйте, и вы научите фантазировать своего ребенка!

2 В погоне за мячиком
Нужно: несколько мячиков — шариков разного цвета и с разной поверхностью, картонная коробка.
Сначала научите ребенка играть с одним мячиком: покатайте мячик по полу, толкните его, догоните и снова толкните. Объясняйте малышу, что вы делаете: «Смотри, как здорово — шарик покатился! Ну-ка догоняй его! Вот я его сейчас догоню! Ой! Он опять от нас убегает!» Когда ребенок научиться катать мячик, высыпьте из коробки остальные мячи и предоставьте ему право действовать самостоятельно, изредка комментируя его действия: «Алеша, молодец! Поймал красный мячик! А вон, смотри, желтый мячик закатился под стол! Сможешь его достать?» Так же можно научить ребенка катать пластиковые бутылки из-под молока или газированной воды (у меня для этих целей используется банка-цилиндр от чипсов типа Принглз, идёт на ура)

3 Здраствуйте, кубики!
Нужно: набор кубиков и других геометрических строительных фигур (призмы, брусочки, пирамидки и т.д.) из дерева или пластика, перевернутая коробка
Вы подвигаете ребенку коробку, на которой лежат 4-5 кубиков. Покажите малышу, что их можно перекладывать из руки в руку, стучать одним кубиком о другой, складывать их на коробку, снимать с нее. Комментируйте свои действия и побуждайте ребенка подражать вам. Затем дайте ему самому некоторое время поиграть с кубиками. На следующих занятиях покажите, как поставить рядом два кубика, как поставить кубик на кубик или призму на кубик. Если ребенок испытывает затруднение в этом, возьмите его руку в свою и постройте башню вместе. Самостоятельно дети обычно начинают строить башни из двух кубиков ближе к году.

4 Сними колечко!
Нужно: стержень от пирамидки и набор колец. Кольца должны быть крупными, стержень пирамидки — диаметром 1-1,5 сантиметра. Наденьте на стержень 4-5 колец: большие — с двух концов, маленькие — посередине, так, чтобы пирамидка могла кататься на больших кольцах. Закрепите последнее кольцо верхушкой пирамиды.
Покажите игрушку малышу. Потрясите ее так, чтобы загремели колечки на стержне. Покатайте пирамидку по полу и дайте поиграть с нею ребенку. Как только игрушка начнет ему надоедать, снова возьмите пирамидку себе и покажите, как она разбирается. Покажите, как снять кольца, и попросите малыша снять 1-2 кольца. Стержень пирамидки в это время находиться в ваших руках. После того как пирамидка будет разобрана, дайте ребенку время изучить колечки и стержень, а затем на его глазах соберите пирамидку, прося при этом ребенка: «Дай мне колечко! Дай мне еще одно колечко!» На последующих занятиях предложите малышу помочь вам собрать пирамидку и помогите ему надеть 1-2 кольца, взяв его руку в свою. Обычно ребенок начинает самостоятельно собирать пирамидку в возрасте 11 месяцев.

5 Где же колокольчик?
Нужно: колокольчик (погремушка, игрушка-пищалка и т.д.), носовой платок.
Накройте колокольчик носовым платком и позвените им, не показывая его ребенку. Затем сделайте маленькую паузу и снова позвените колокольчиком. Спросите: «Слышишь, звенит колокольчик? Но его нигде не видно? Где же он?» И побуждайте малыша подползти к платку и, откинув его, найти колокольчик. Если это занятие трудно для ребенка, то вместо платка прикройте колокольчик прозрачным пластиковым стаканчиком. Когда малыш научиться находить колокольчик, закройте игрушку уже 2-3 прозрачными стаканами, а потом вернитесь к упражнению с платком. (у меня используется колокольчик, чудом сохранившийся с последнего школьного звонка)

6 Дерни за веревочку!
Нужно: музыкальная матрешка-неваляшка или любая другая игрушка (мишка, кукла), к которой прикреплен небольшой колокольчик; лента длиной 1,5 метра; яркое кольцо диаметром 10-12 сантиметров.
Один конец ленты обвяжите вокруг неваляшки, ко второму — привяжите кольцо. Ребенок лежит на животе. Вы кладете кольцо неподалеку от малыша (в 30-40 сантиметрах), а неваляшку ставите чуть подальше (приблизительно в метре от ребенка). Привлекаете внимание малыша к кольцу и побуждаете дернуть за него. Связанная с кольцом неваляшка начинает качаться и звенеть. Если ребенок не может понять, откуда взялся звук, привлеките его внимание к неваляшке и сами подергайте за кольцо.
Это занятие лучше проводить на полу, тогда малыш обязательно постарается подползти к кольцу, а затем к игрушке.

7 Посмотри и потяни!
Нужно: подвесное устройство (см. предыдущее упражнение «Качается и движется»).
Повесьте устройство на стену (на гвоздь). Возьмите ребенка на руки и подойдите с ним к устройству. Спросите у него:«Где колечко? Смотри, вот колечко!» Побуждайте ребенка схватиться за кольцо и потянуть. Пусть поиграет со знакомым механизмом в новом для себя вертикальном положении.

8 Ползаем змейкой
Нужно: 5-6 ярких игрушек разных цветов, размеров и форм.
Разложите игрушки змейкой по ковру на расстоянии 40-50 сантиметров друг от друга и опустите на пол ребенка. Привлекайте его внимание к игрушкам и побуждайте переползать от одной к другой. Не огорчайтесь, если вначале он одолеет не более 1-2 «этапов эстафеты» Постепенно удлиняйте змейку с каждым занятием, пока ребенок не начнет пересекать всю комнату. К этому времени он, скоре всего, уже захочет ползать самостоятельно «по своим делам».

«Развивайка»
Блок 1
Задание № 1. Знакомство с телом.

Хлопотушки.
Хлопотушки — хлопотушки, ( хлопаем в ладоши )
Закрывай скорее ушки ( глазки, щечки, коленки и другие части тела, которые вы сейчас «учите» ) – закрываем уши ладошками.
Результат занятия — было бы логичным, если бы ребёнок начал закрывать «нужные» части тела, но в таком возрасте совсем рано это требовать или ожидать. Поэтому пока просто занимаемся, результат проявится намного позже)

Задание № 2. Развитие речи.

Какая это игрушка?
Поставьте перед ребёнком три любимые игрушки, у которых названия состоят из одного слова. Например, мяч, кукла, кубик.
— Поднимите мяч и назовите его.
— Поднимите куклу и назовите её.
— Поднимите кубик и назовите его.
— Затем попросите малыша поочерёдно взять мяч, куклу, кубик.
Результат занятия — ребёнок должен по просьбе брать «нужную» маме игрушку.

Задание № 3. Мелкая моторика пальцев рук.

Разверни игрушки.
Заверните несколько мелких игрушек в мягкую бумагу или фольгу.
— Возьмите одну завёрнутую игрушку и покажите, как нужно разворачивать. Покажите развёрнутую игрушку, рассмотрите её.
— Дайте ребёнку завёрнутые игрушки и попросите развернуть их. Он обрадуется, когда увидит игрушку. Он даже захочет поиграть с ними.
Результат занятия — малыш должен научится разворачивать спрятанные игрушки.

Блок 2

Задание № 1. Зайчик.
Выберите для этой игры любимую мягкую игрушку ребенка. В приведенном ниже стихотворении можете заменять слово «Зайчик » на название этой игрушки. Такая игра развивает пространственное восприятие ребенка.
«Раз, два, три.четыре, пять вышел зайчик поскакать (Потрясите игрушкой вверх-вниз).Огляделся(поверните голову влево-вправо).Повертелся(Вращайте игрушку).посмотрел наверх и вниз(Наклоните игрушку назад и вперед).Пробежался(Бегите с игрушкой или имитируйте бег).Забоялся… Где ты, Зайчик, отзовись?(Спрячьте игрушку за спину)
Результат занятия-ребенок должен суметь найти игрушку, а также
повторять движения зайки (для детей постарше).

Задание № 2. Верх и вниз.
Сядьте с малышом на пол. Постройте башню из 3-4 кубиков.поместите наверху башни необходимую игрушку и скажите:»Игрушка наверху". Сбросьте сами игрушку к основанию башни и скажите:«Игрушка внизу». Повторяйте игру, предоставляя малышу самому сбрасывать игрушку вниз.
Результат занятия-ребенок должен скидывать игрушку не ломая башни.

Задание № 3 Плавает или тонет («Плюх и Бултых»).
Выберите несколько предметов, часть из которых тонет в воде.а часть плавает.Это может быть губка, пустые и наполненные баночки, пластмассовые игрушки.Налейте в тазик воды и опускайте туда по одному предмету.В зависимости от обстоятельства говорите:«плывет» или «тонет».Перебрав все предметы начинайте сначала.Дайте ребенку самому опускать предметы в тазик, также говоря: «уточка плывет...».
Результат игры-очень скоро ребенок сам начнет проверять разные предметы на плавучесть.

Блок 3
Материал для занятий: разные игрушки, кубики, разноцветные колпачки, вкладывающиеся один в другой, коробка средних размеров. (Я взяла обувную, оклеила ее разными картинками, вырезанными из журналов (также как и большую для игрушек). Получилось, что коробка сама по себе стала материалом для изучения!)

Занятие №1 «Коробка с сюрпризом»
Цель: знакомим ребенка с качествами предметов, с понятием пустой-полный.

Положите в коробку разные по форме, размеру и фактуре игрушки, так чтоб ребенок этого не видел. Закройте крышкой. Покажите ребенку коробку, потрясите ее. «Кажется, в коробке что-то есть, давай посмотрим!» Снимите крышку (больше она вам не понадобится) и, вытаскивая по одной игрушки, передавайте их ребенку, обращая внимания на цвет, форму, детали. Затем покажите малышу, что коробка пуста. «Больше игрушек нет! Мы достали все игрушки». Снова уложите игрушки в коробку и дайте ребенку самому опорожнить ее. Если это для него трудно (он еще не умеет обращаться с объемными предметами), возьмите его руку в свою и покажите, как достать игрушку из коробки. На следующий день в коробке будут лежать уже другие игрушки.

Занятие №2 «Кубики»
Цель: знакомство с особенностями куба — устойчивой геометрической фигурой.

Используем ту же коробочку, но кладем в нее только кубики (колличество на ваше усмотрение). «Что там?» — спрашивает взрослый, встряхивая коробочку. Малыш открывает ее и вынимает поочередно кубик за кубиком. Мама учит малыша действию последовательного выкладывания предметов, то есть один за другим. В конце пустая коробочка показывается малышу: «Нет! ничего нет!» Коробка закрывается крышкой и встряхивается: «Не гремит. Пустая коробочка»
В конце занятия с ребенком строят башенку, а затем поезд. Кубы накладываются вертикально или прикладываются один к другому в горизонтальной плоскости.

Занятие №3 «Цветные колпачки»
Цель: знакомство с предметами разной величины и цвета, конической формы.

Мама ставит перед малышом игрушку — колпачки, убранные последовательно один в другой (я использую те самые игрушечные стаканчики). Ребенок видит только верхний, самый большой колпачок. Мама придвигает всю конструкцию к малышу и предлагает снять верхний предмет, затем следующий за ним. Обращает внимание крохи на цвет каждого колпачка и последовательно (в ряд) выстраивает один за другим.
Во второй части занятия мама на глазах ребенка «свертывает» все колпачки, последовательно накрывая меньший колпачок большим. Все это сопровождается веселым разговором, эмоционально обыгрывается. Затем малышу предоставляется возможность действовать с колпачками так, как ему хочется.

Блок 4

Задание № 1. Играем-толкаем.
Цель: научиться соблюдать равновесие (когда ваш ребенок начнет делать первые шаги, ему нужно будет учиться соблюдать равновесие; толкание перед собой стула или прогулочной коляски поможет ему развить чувство равновесия)

Возьмите легкий стул и покажите ребенку, как толкать его перед собой, двигаясь по дому. Пока он будет двигать стул, читайте ему стишок — что-нибудь в таком роде:

Я гуляю, я гуляю,
Всюду в доме побываю
Я иду, иду, иду,
Скоро город обойду.

Игру можно повторять и на улице с коляской.

Задание № 2 Игрушка на салфетке.
Цель: появление представления о предметных соотношениях

Когда ребенок сидит на своем высоком стульчике, положите перед ним на салфетку (платочек) какую-нибудь небольшую игрушку, но так, чтобы он не мог до нее дотянуться. Когда ребенок потянет к себе салфетку, игрушка окажется у него в руках. Если он справится с задачей, значит ребенок усвоил, что один предмет может находиться на другом. Если вы держите игрушку слегка над салфеткой, а ребенок все-таки тащит ее к себе, ясно, что он еще не совсем понимает, что к чему.

Задание № 3
Цель: развитие мелкой моторики ручек; понятия «полный — пустой», «громко — тихо»

Положите в коробочку с крышечкой несколько макаронин. Потрясите коробочкой перед малышом, при этом говорите «Коробочка полная, она гремит!». Дайте коробочку малышу, пусть сам воспроизведет из нее звук. Затем откройте коробочку и пусть малыш достанет из нее все макароны (горошины, фасолины и т.д., и т.п.) – желательно по одной. Потрясите уже пустой коробочкой перед малышом, при этом говорите «Коробочка пустая, она не гремит!». Отдайте коробочку малышу, пусть удостоверится в том, что пустая коробочка звуков не издает. Затем предложите ребенку сложить все макаронины по одной в коробочку и можно повторить занятие еще раз.

ПРОДОЛЖЕНИЕ!!!

Блок 5
(Первое и второе занятия выполнять друг за дружкой. Они простые и привычные)
Занятие №1 Прятки
Цель: познакомить ребенка с его именем и именами других детей и взрослых.

Мама берет большую салфетку или пеленку и набрасывает ее на голову ребенка. “Где Даня? Нет Дани, — срывает салфетку. — А-а-а-а, вот Даня!” Еще раз покрывает голову ребенка. Он делает попытку стянуть салфетку; мама сначала помогает ему, а потом ребенок сам начинает стягивать и натягивать ее себе на голову. Подобным образом может прятаться и взрослый, чтобы ребенок стягивал с него салфетку. Ребенок может находиться и на руках у мамы. Взрослый прячется за ее спиной и внезапно появляется то с одной, то с другой стороны. Мама спрашивает: “Где тетя Катя?” Тетя показывается, ребенок радуется, а мама восклицает: “Вот тетя Катя!”

Занятие №2 Прятание и нахождение игрушки
Цель: добиться, чтобы ребенок понимал название игрушек

Для занятия используются 3 сюжетные игрушки (лошадка, собачка, мишка).
Мама показывает малышу игрушки. “Вот лошадка — погладь лошадку, собачка — ав-ав-ав, а это мишка — ррр, вот какой мишка идет: топ-топ-топ”.
На виду у ребенка прячет одну из игрушек (а на следующем занятии все три): “Нет лошадки, где лошадка?” Берет за руку малыша и идет с ним к месту, где спрятана лошадка.
На следующем занятии ребенок сам ползком или придерживаясь за какую-либо опору передвигается и находит спрятанные игрушки. Если ребенок принес не ту игрушку, то мама говорит с соответствующей интонацией: “Нет, это не лошадка, это мишка; положи мишку, принеси мне лошадку”. Если ребенок приносит предложенную игрушку, хвалит его: “Так, молодец, Данечка, это лошадка”.

Занятие №3 Первые шаги
Цель: научить ребенка ходить без поддержки (делать первые шаги).

Мама подзывает к себе стоящего ребенка, протягивает к нему руки. При попытке ребенка сделать первые шаги она подхватывает его. Поворачивает лицом к другому взрослому, который жестами зовет ребенка к себе.

Блок 6

Занятие №1
Цель: развитие мелкой моторики, учим новые предметы

Для занятия понадобится любая крупа (гречка, рис, пшено) или фасоль. В коробку с крупой помещаем 3-4 мелких предмета. Ребенок должен доставать предметы, а вы называть их. К концу недели малыш по вашей просьбе должен доставать названный предмет.

Занятие № 2
Цель: Развитие мелкой моторики, учим части лица

Для занятия понадобится вырезанная из плотного картона матрешка, пойдет и просто круг и пластилин 3 цветов (желтый, голубой, красный). На круг в область глаз выкладываем маленькие кусочки пластилина голубого цвета и пальчиком малыша придавливаем эти кусочки, называя, что это глазки… так же поступаем прикрепляя носик и ротик… Если занятие проходит с матрешкой, то малышу можно украсить саму матрешку. Детишкам должно понравится))

Занятие № 3
Цель: знакомим малышей с понятиями «большой», «маленький»

В емкость помещаем предметы (можно фрукты) разной величины и просим малыша в большую тарелку выложить большие предметы, а в маленькую — маленькие… Предварительно показав малышу как это делается!

Блок 7

Занятие №1
Цель: Расширить восприятие малыша и развитие ориентации.

Из нескольких больших коробок постройте импровизированный тоннель. Для этого потребуется коробки без дна соединить при помощи скотча. Когда тоннель готов, станьте на его дальнем конце и зовите малыша, чтобы он полз к вам через укрытие. Позже можно прорезать в коробках несколько окошек — кроха у них обязательно задержится, может высунуть голову и осмотреться. Эта забава расширяет восприятие малыша и развивает ориентацию.

Занятие №2
Цель: Тренировка артикуляционного аппарата, тренировка перед первым днем рождения.

Подвесьте на нитках 3-4 разноцветных перышка и покажите малышу как на них дуть, чтобы они начали плавно раскачиваться.
Зачерпните горстью пышную пену и сдейте ее. что бы облако слетело с вашей ладони.
Сначало делаете сами раза два три, а потом ребенок.

Занятие № 3.
Цель: Знакомство с частями тела и развитие моторики.

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один мешал сметану,
Другой месил муку.
Раз куку, два куку
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке
Ухо в кислом молоке!

Использовать и другие тематические потешки.

Обязуюсь теперь почаще выкладывать новые занятия, с возрастом они более интересные.

Новые игры и занятия.

Прежде, чем приступить к играм с любимым чадом, обратите, пожалуйста, внимание на следующие моменты:


1 Не настаивайте на том, чтобы ребенок выполнял те действия, которые его в настоящую минуту не занимают. Если сейчас он предпочитает бегать по комнате и пинать ногой мячик, не усаживайте «киндера» насильно за столик для поделок. Лучше составьте ему компанию в игре, затеянной им самим.


2 Употребляйте в разговоре с малышом только те слова, которые допустимы и во «взрослом» общении. Старайтесь не «подыгрывать» неправильному детскому произношению. Исключите из своей речи всевозможные «каки», «ляли», и «титюшки». Поверьте, искажая нормальную речь, Вы оказываете медвежью услугу своему чаду. Ему будет очень сложно перейти с таких «перлов» на общепринятые слова и выражения.


3 Не конфликтуйте с ребенком: не ругайте его и ни в коем случае не бейте. Тем более, Вы, наверняка, уже сами не раз убеждались, что это бесполезно. Малыш, испытав на себе грубое обращение взрослого, не начинает вести себя «подобающим» образом, а, напротив, еще усерднее продолжает делать то, что Вам не нравится. Возьмите себя в руки и постарайтесь отвлечь ребенка от «раздражающего» объекта. Пощекочите малыша, поцелуйте, посмотрите вместе с ним в окно — другими словами, сделайте все, чтобы ребенок вновь пришел хорошее расположение духа.

Теперь можно приступать к играм.


Игра 1. Приятное пробуждение.

Ваш ребенок открыл глаза? Возьмите его к себе в кровать, полежите немного рядом, обнявшись, поиграйте в «потянушки»: легко гладьте все тело малыша, приговаривая: «Потянушки-потянушки, полягушки-полягушки… Пора вставать, дела начинать…». Осторожно, без нажатий, помассируйте спинку. Нежно коснитесь пальцами ушных раковин ребенка: на них расположено много нервных окончаний.


Игра 2. Утренняя зарядка.

Зарядку проводим перед завтраком или через час-полтора после него.

Упражнение 1. Разверните ребенка спиной к себе. Возьмите за ручки. Поднимите их вверх через стороны, как крылья, затем опустите вниз. Повторите 5-7 раз.

Упражнение 2. Возьмите малыша за ручку и ходите (или бегайте) с ним по комнате в течение одной-двух минут, убеждая его следовать за Вами.


Упражнение 3. Также, за ручку, «покружитесь» с ребенком, побегайте вокруг воображаемой «оси», вначале по часовой стрелке, затем в обратную сторону (четыре-пять кругов в каждую сторону, не больше)


Упражнение 4. Уложите малыша на спинку (на диван или мягкий коврик), Поднимайте и опускайте его ножки, сначала в согнутом, затем — в выпрямленном состоянии. Повторите упражнение 5-7 раз.


Упражнение 5. Включите веселую музыку (лучше всего, заводную детскую песенку) и несколько минут танцуйте под нее вместе с ребенком.

Закончив зарядку, обязательно похвалите малыша. Отметьте, что у него очень хорошо получается делать упражнения.


Игра 3. Художественное творчество. Рисунки-поделки.
Для этой игры обзаведитесь альбомом-раскраской. Картинки в альбоме должны быть крупными и «примитивными»: геометрические фигуры, цветы, домашние животные. Запаситесь также цветными карандашами, красками, кисточками. И еще, рекомендуем после праздничного застолья сохранить пробку от бутылки с вином.
Усадите малыша за столик. Положите перед ним черно-белую картинку. Дайте возможность ребенку хорошенько рассмотреть ее. Обмакните бутылочную пробку в краску и постучите по рисунку красящим «цилиндриком» сначала сами, чтобы ребенок увидел, как Вы это делаете. Затем передайте пробку малышу. Если он сам не делает попыток «стучать», обхватите его кулачок своей рукой и повторите «печатающее» движение. Затем возьмите один цветной карандаш себе, а другой – предложите ребенку. Начните «вычерчивать» на уже освоенном «холсте» линии и геометрические фигуры. Если у малыша пока не получается подражать Вам, помогите ему.
Познакомьте ребенка и с кисточкой. Поводите ее волосками по его ладошкам. Предложите малышу самому обмакивать кисть в краску и водить ею по листу бумаги.
Художественным творчеством занимайтесь с ребенком два-три раза в неделю, не чаще. Для Вашего ребёнка это довольно утомительное занятие. Готовые картинки извлекайте из альбома и закрепляйте на холодильнике при помощи магнитов. Рассказывайте всем членам семьи и друзьям, приходящим в гости, что эти рисунки сделал Ваш ребенок. Пусть он слышит, как Вы его хвалите: годовалые дети уже довольно хорошо понимают речь и точно идентифицируют настроение родителей. Когда малыш поймет, что Вы гордитесь его «поделками», у него возникнет еще большее желание заниматься ими.

Игра 4. Тренируем меткость.
Поставьте перед малышом банку или кувшин с довольно узким горлышком. Разложите вокруг небольшие предметы, которые легко можно поместить в выбранный Вами сосуд. Вместе с малышом бросайте «вещички» в банку и высыпайте обратно.

Игра 5. Ловкость рук. Закручиваем крышки.
Сохраните несколько бутылок из-под минеральной воды с завинчивающимися крышками. Когда придет время поиграть, поставьте их «в ряд» перед ребенком. Откручивайте крышки и закручивайте обратно. Малыши, как правило, очень любят повторять это движение. Игра тренирует мелкую моторику пальцев.

Игра 6. Учимся различать цвета.
Обзаведитесь двумя одинаковыми наборами цветного картона. Один — оставьте в его первоначальном состоянии. Из другого – вырежьте крупные геометрические фигуры. Нарисуйте на них забавные «рожицы». Теперь фигуры – это игрушечные «инопланетяне», а листы картона, оставшиеся целыми – их «дома». Объясните ребенку, что «инопланетянин» нужно селить в дома, одинаковые с ними по цвету. Если малыш ошибается, возвращайте фигурку ему в руку и говорите: «Нет, не туда. Подумай еще». Играя в эту игру, проговаривайте вслух названия цветов.

Игра 7. Геометрия для самых маленьких.
В большом листе цветного картона прорежьте отверстия в форме квадрата, круга, треугольника, звезды, прямоугольника, овала. Вырезанные фигуры демонстрируйте ребенку, произносите при нем, как они называются, и помогайте правильно разложить по «ячейкам».

Заключение: Дорогие родители, все мы очень хотим, чтобы наши дети как можно быстрее выросли и поумнели, но развивающие игры – тяжелый труд для ребенка. Чтобы выполнять задания, ему приходится прилагать большие физические и эмоциональные усилия. Не переусердствуйте с количеством и частотой упражнений. Играйте только тогда, когда чувствуете, что занятия доставляют Вашему дитя удовольствие.


Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 10
прпускаем 20- 24 месяцев, остальное давно делает) полтора года. Спасибо за статейку)
ОтветитьНравится 
МладшаяДоченькаСтаршаяДоченька
Irene DiSaSterОтлично))
ОтветитьНравится 
Вареник

В заметочки!

ОтветитьНравится 
МладшаяДоченькаСтаршаяДоченька
ОтветитьНравится 
ВероникаСветланаЕлена
Спасибо. В заметки
ОтветитьНравится 
МладшаяДоченькаСтаршаяДоченька
ОтветитьНравится 
Алиса

Крутая статья.Спасибо большое!!!!

ОтветитьНравится 
МладшаяДоченькаСтаршаяДоченька
ЯнчикРада, если пригодится)))
ОтветитьНравится 
Аня

Отличная статья!

ОтветитьНравится 
МладшаяДоченькаСтаршаяДоченька
ЮлияСогласна)) тем, кто любит заниматься со своим малышом и развивать, просто находка!;)
ОтветитьНравится 
Добавить комментарий
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Похожие записи
на тему планирования

Узнавай и участвуй