Когда ребенок слушает сказку или смотрит мультфильм, он отождествляет себя с главными героями истории. Это весьма важный момент, который нужно учитывать при выборе книг (и фильмов) для детей. Чем ребенок младше, тем серьезнее вы должны им руководствоваться.
Книги для маленьких, как правило, настолько малы, что вы можете прочесть их в магазине у прилавка, и ответить на определяющие вопросы: “Какой герой? К чему стремится? Какие поступки совершает? К кому как относится? Как относятся к нему другие герои? Хотели бы вы сами им быть? Нет ли страшных моментов в книге?”
Про страшные моменты стоит сказать отдельно. Та же “Красная Шапочка”, хоть она и закончилась, в принципе, хорошо, может напугать маленького ребенка. “Волк и семеро козлят” — тоже. А уж “Колобок” и вовсе может вызвать шок. Поэтому либо воздержитесь от таких историй, либо измените конец на более мягкий и гуманный вариант. Например, Колобок обманул Лису, а Шапочка приготовила большой пирог голодному Волку.
Далее — техническая сторона выбора. Если вы выбираете книгу, обращайте внимание на качество и количество иллюстраций. Далеко не все, что описывается в сказках, ребенок может представить, ему для этого просто не хватает жизненного опыта, да и обиходных знаний. Городские дети не знают, как выглядела печка, да что дети — взрослые не все представляют, как выглядели ухват, ушат и, скажем, палати… Поэтому картинки сильно помогают в развитии способности понимать книги. Останавливайтесь на них дольше, чем того требует текст книги, рассматривайте детали, называйте их, задавайте ребенку вопросы. Скорее всего, вы будете читать одну книгу много раз, потому что маленькие дети любят слушать истории, которые им уже известны, они уже наперед знают сюжет и финал, поэтому в какой-то момент попросите ребенку самого рассказать вам историю. И как раз картинки ему будут в этом пересказе помогать.
Теперь о конкретных рекомендациях, какими книгами стоит наполнить библиотеку малыша 2-3 лет (да и 4-х тоже).
Русские народные сказки такие как “Теремок”, “Курочка Ряба”, “Репка” и другие.
Стихи Агнии Барто для самых маленьких.
Владимир Сутеев, “Утенок и цыпленок”
Корней Чуковский, “Цыпленок”
Истории в них рассказаны простым языком, много повторов, рифм, однотипных эпизодов. Для понимания происходящего достаточно небольшого запаса слов, и малыши им обычно уже владеют к этому возрасту.
В 3-4 года переходите к историям чуть более “сложного” уровня:
Корней Чуковский, “Айболит”, “Телефон”, “Федорино горе”.
Владимир Сутеев, сборники сказок (“Мешок яблок”, “Под грибом”)
Самуил Маршак, стихи (“Где обедал воробей?”, “Усатый-полосатый”)
Сергей Михалков, стихи и рассказы (“А что у вас?”, “Три поросенка”, “Хочу бодаться!”)
Продолжайте читать народные сказки как то “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Маша и Медведь” и пр.
Эти истории уже длиннее, взаимоотношения героев становятся более сложными, как и их диалоги. На первый план выходят воспитательные моменты. И малышу, конечно, потребуется уже гораздо больший запас слов (не обязательно активный!) для понимания сюжета.
Книги, которые могут понравиться малышам в 3-5 лет (и даже чуть постарше):
Сказки о животных: “Мужик и медведь”, “Лиса и журавль”, “Кот и лиса”, “Петушок — Золотой Гребешок и чудо-меленка”, “Лиса и козел” и другие.
Сказки и стихи народов мира. Обратите внимание на перевод английских песенок для детей от Самуила Маршака: “Дом, который построил Джек”, “В гостях у Королевы”, “Шалтай-Болтай” и другие.
Агнеш Балинт, “Гном Гномыч и Изюмка”.
Альф Прейсен, “Про козленка, который умел считать до десяти”
Зденек Милер, “Крот и волшебный цветок”.
Лилиан Муур, “Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду”
Валентина Осеева, “Волшебное слово”
Дональд Биссет, сказки и рассказы
Михаил Пляцковский, сказки, стихи, рассказы Энид Блайтон, “Знаменитый утенок Тим”
Георгий Юдин, “Букваренок”, “Усатый сюрприз” (стихи и рассказы)
Борис Заходер, “О чем индюк думал”, “Хрюк на елке”
Виталий Бианки, “Чей нос лучше”, “Кто чем поет?”, “Как муравьишка домой спешил”, “Лесные домишки”