От года до шести: полезные игры и бесполезные занятия

После появления довольно известной и весьма спорной книжки «После трех уже поздно», многие мамы бросили себя на амбразуру раннего развития своих чад. Они позабыли о том, что они женщины, жены, профессионалы, и засели за карточки Домана, кубики Зайцева и методики Монтессори. И дело не в том, что я, лично, не признаю заслуг этих замечательных методистов. Просто я, здесь и сейчас, как психолог и педагог, открыто выступаю ПРОТИВ раннего фанатичного детского обучения. Потому что нет ни одного серьезного лонгитюдного (то есть рассчитанного на длительные годы) исследования, в котором черным по белому написано о положительной связи раннего умения писать и чрезвычайной успешности ребенка в будущем. Нигде и никто не заявлял, что кубики Зайцева взрастили десятки гениальных физиков и музыкантов.

Однако, почему-то очень много тех, кто в свои шесть лет совершенно не хочет и не испытывает интереса к учебе. Почему? Потому что каждому возрасту соответствует своя стадия ведущей психической деятельности. Или, простыми словами, для каждого возраста — свое занятие. И если мы дрессируем (простите, но это именно то, чем занимаются многие из нас, терзая малюток Доманом) ребенка различать слоги в 3 года, значит упускаем важнейший элемент развития этого возраста: игру! И потом потребность играть вернется уже, например, лет в 6. И предстанет в гротескном, странном и чрезвычайно навязчивом виде.

А давайте-ка рассмотрим наших чад поближе, в каждой возрастной группе от года до шести. Раньше года, слава Богу, мало кто всерьез сажает ребенка за методики раннего обучения. А после шести обучение уже нужно и важно, ибо это начало познавательной деятельности.

Мы посмотрим на то, что же характерно для разных периодов в интеллектуальном и психо-эмоциональном развитии. А так же вкратце выделим занятия полезные и бесполезные. И дело не в том, что ребенку стоит запретить заниматься балетом в полтора года, просто точно не стоит ждать от него грации Плисецкой.

ОТ ГОДА ДО ДВУХ

От года до двух ваш малыш проходит сенсомоторную стадию развития. То есть изучает предметы и окружающий мир на вкус, звук, на наличие свойств (падает, гремит, стучит и тд). Это основная потребность ребенка: расширять свой внутренний каталог предметов, их свойств и качеств. На этой стадии кубики Зайцева отлично служат для построения башенки и чудесного ее разрушения. Карточки Домана прекрасно и замечательно смять в кулачке и порвать. А еще раскидать в разные стороны дорогой деревянный паззл. Потому что гремит и падает.

В контексте психо-эмоционального развития на этой стадии, ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазить, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность. А это важнейшее открытие самого себя. Я сам!

И кстати, стоит помнить, что ровесники вашего ребенка интересуют самого ребенка, в основном, как носители новых свойств и качеств. Грубо говоря, это абсолютно нормально, что полуторагодовасика интересуют исключительно открывающиеся глаза и мокрота языка его лучшего (в будущем) друга.

Полезные занятия

  • Действия и манипуляции с предметами, мелкими и крупными: доставать складывать, запихивать, вытаскивать, крупу, макароны, бобы, кастрюли, коробки, сумки и тд.
  • Игры на развития крупной моторики: залезать, подлезать, запрыгивать, висеть, скатываться, бегать, ходить вприсядку и тд.
  • Изучения свойств предметов дома и на улице: игры с лужами и водой, манипуляции с липкими веществами (мять тесто, пластилин, кидать его, приклеивать на себя и на окружающие предметы), изучение горячего-холодного, тяжелого и легкого, мягкого и твердого
  • Развитие языка, через использование простых двухсложных и односложных слов.

Бесполезные занятия

  • Обучение буквам, цифрам, слогам, формам и тд.
  • Развитие дисциплины: не пачкай одежду, не рисуй на стенах, не раскидывай игрушки и тд.
  • Ранние секции типа: балет, футбол, уроки актерского мастерства и тд.
  • Настаивать на мирных и продолжительных совместных играх с ровесниками.

ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ

Эта стадия, по сути, является продолжением предыдущей, с той лишь разницей, что ребенок изучил большинство предметов окружающего мира и переходит на новый уровень — обучение социальным навыкам. Самым базовым, разумеется. То есть, мокрота языка рядом сидящего ребенка малютку все еще может интересовать довольно сильно.

Согласно Жану Пиаже, это начало периода дооперациональных представлений. То есть мозг годовалого ребенка мог представлять то, что видит в данный момент, а мозг двухлетки уже пытается внутренне воссоздать образ того, что ему называют, но не показывают. Если вы попросите найти мячик двухлетнего малыша, то он вполне способен представить себе образ мячика и отправиться на его поиски. Но на этом этапе интеллектуальное развитие все еще довольно примитивно, и детки способны оперировать только простыми и понятными образами. А так же мышление ребенка все еще сильно эгоцентрическое. И это ни в коем случае не оскорбление. Просто это говорит о том, что ребенок не способен понять, как это тяжело отстирывать яблочный соус с шелкового платья. Физически его мозг еще не сформировался для того, что бы понять позицию другого человека.

Это период активного развития языка. Поэтому говорить с малышом нужно много, а так же поощрять его разговорную деятельность.

Продвигаясь в психоэмоциональном развитии, ребенок все больше начинает понимать и ценить свою самостоятельность. Хотя порой это очень может его пугать: ах как же я такой один, маленький, в большом мире высоких табуреток!!! И поэтому сильные эмоции нередки. А поскольку малыш обращается со своими эмоциями в этом возрасте ровно так же, как с кубиками год назад, то вам предстоят разные по накалу ситуации. Малыш пробует, учится. То всплакнет, то ударит, то попробует повторить закричать так же громко, как и другой ребенок. И не стоит забывать, что деткам очень нравится наша реакция. А самая сильная она бывает в ответ на их агрессивные выпады. И вот тут начинается забава для малыша и дилемма для мам.

Два года — это возраст знакомства и управления агрессией. Так что если ваш малыш планомерно колотит всех вокруг кубиками Зайцева, то это вариант нормы. А вот как с этим справляться — цель другой статьи.

Полезные занятия

  • Все занятия на навыки самообслуживания: одевание, обувание, вытирание, умывание, причесывание себя, мамы, папы, кошки.
  • Все игры, связанные с горшком. Ибо это самый замечательный возраст приучения к горшку.
  • Игры на мелкую моторику и сортировку предметов (вот тут уже кстати, идет опосредованное развитие)
  • Ролевые игры в обязательном порядке!
  • Пение песен
  • Игры на подражание звукам и словам

Бесполезные занятия

  • Чтение, письмо.
  • Игры с мелкими и быстро ломающимися или очень дорогими игрушками
  • Компьютерные игры (стоит отнести их к категории около вредных игр)
  • Особо сложные настольные игры

ОТ ТРЕХ ДО ЧЕТЫРЕХ

От годовасика уже почти ничего не осталось. Ваш ребенок отлично ходит, говорит и даже иногда хитрит. Однако он все еще немного двухлетка. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.

Это все еще предоперациональный уровень мышления. Но теперь малыш в уме оперирует не только мячиком, но и более сложными понятиями, например, «злой дядя», «пушистая кошка», «склизская каша». Он легко вспомнит и назовет вам недавние события. Он даже способен составить небольшой рассказ, хотя все еще может путать времена, окончания и прочие грамматические сложности.

На этом этапе значение биологического развития уступает развитию социальному и эмоциональному. Ребенку все еще важно залезть повыше, но уже интереснее сделать это с другом Петькой, чтобы потом оттуда сверху подразнить Анечку и Леночку. На этом этапе на сцену вступает социальный интерес. Ребенок вдруг начинает осознавать свои эмоции и что вообще-то он не единственный центр земли. И что других детей так же сильно любят их мамы, как и его. То есть, на этом этапе развитие ребенка должно быть направлено не столько на интеллект, сколько на развитие эмоциональной сферы и языка.

Ну и основной вид деятельности ребенка на этом этапе, это, однозначно, игра. Многоплановая, с фантазиями, с абсурдностью ситуаций, постоянно повторяющаяся или многоликая. На этом этапе ребенок в среднем может сосредоточиться около 20 минут и провести эти 20 минут за тем, что его, ребенка, в общем-то не особо интересует, но сильно «интересует» маму. Пазлы, например. Или рисование, или строительство замка из Лего.

Полезные занятия

  • Ролевые игры на воссоздание разных социальных ситуаций
  • Активные командные игры
  • Тихие игры в ограниченном количестве (можно и не в ограниченном количестве, если ваше чадо еще с пеленок умело и хотело собирать пазлы)
  • Изучение форм, цветов и прочих понятий в полях. Так называемое field education. То есть, обращение внимания ребенка на предметы окружающего мира и побуждение его к рассуждениям о них. Какой куст? А коты добрые? А почему и куда дядя идет? А зачем рабочие раскопали яму? Задавать ребенку вопросы нужно много. И тогда он сам начнет расспрашивать вас обо всем. И вот это и есть стимуляция познавательного интереса.
  • Развитие творчества. Доставайте пластилин и лепите змеек, кошек, говорящих червей и прочих животных. А потом с ними играйте, играйте, играйте.
  • Игры на мелкую моторику и подготовку к письму. Обводите по точкам, срисовывайте, раскрашивайте и прочее.

Бесполезные занятия

  • Обучение чтению и письму.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах
  • Воспитание усидчивости
  • Компьютерные игры

ОТ ЧЕТЫРКХ ДО ПЯТИ

И вот, наконец, мы можем достать порядком замусоленные кубики Зайцева и предложить ребенку ознакомиться с тем, что на них, собственно, написано. Но именно предложить, а не настаивать. Потому что на этой стадии развития, игра все еще основной вид деятельности. Сложная игра, с элементами взрослых социальных взаимодействий. Это уже не простая дележка кукол, как было в два года, а полноценные почти взрослые отношения. В них имеет место и предательство, и тайны, и создание союзов.

В интеллектуальном отношении все, что имело место быть до этого, совершенствуется. Ребенок все больше обращает внимание не на свойства предметов в настоящий момент, а на их преобразования. Он способен отлично запоминать. Он способен делать первые умозаключения и пытаться логически сделать выводы. А так же применить эти выводы к похожей ситуации. Ребенок часто склонен все классифицировать и выстраивать в пропорции: если я не люблю суп, а люблю кашу, а мама любит суп. То, очевидно, мама не любит кашу! Стоит поощрять ребенка к выходу за пределы этих простых пропорций, постепенно открывая ему, что мир намного сложнее простых отношений и категорий «любит-не любит»

В эмоциональном плане ребенок преуспел в контроле своих эмоций. И если все еще кажется, что ему трудно, то тут стоит подумать о манипуляциях маленького хитреца.

Полезные занятия

  • Все еще ролевые игры
  • Игры с элементами обучения. (Но, прошу вас, с элементами)
  • Творческие занятия
  • Игры на развития языка: рассказы, пересказы, вопросы, поиски рифм, придумывания песен, стихов и тд.
  • Занятия на подготовку ручки к письму: раскрашивания картинок, соединения по точкам и прочее. Помните об умеренности. Минут 20-25, но не более.
  • Бытовые занятия. Используйте детский труд себе во благо. Не колка дров, конечно, но малышу запросто можно поручить сложить белье в стиральную машинку, а потом помогать вам его развешивать.

Бесполезные занятия

  • Игры с длительной неподвижностью
  • Игры с абстрактными элементами (сложение в уме, запоминание боьших массивов символов и тд)
  • Игры с опасными экспериментами
  • Компьютерные игры

ОТ ПЯТИ ДО ШЕСТИ

И, наконец-то, мы добрались до этапа активного развития познавательного интереса. Это возраст, когда ребенок не только слушает, но и сам кое-что может рассказать. И это стоит всячески поощрять. Даже если это просто рассказ, как Годзилла победил Спайдермена. Я всячески рекомендую расспрашивать о деталях поединка, настаивая на использовании синонимов, сравнений и устойчивых оборотов речи. Это, как известно, отлично развивает язык и дает маме представление о тяготах жизни супергероев.

В интеллектуальном плане малыш уже почти на пороге готовности к абстрактным мыслительным операциям. Уже можно показать, как составляются слоги и слова из них. Скорее всего ему самому это будет очень интересно, и вы будете долго-долго идти из школы, читая вывески и названия улиц.

Малыш готов и к оперированию цифрами. Так что можно давать простейшие задачки на сложение-вычитание. И еще малыш просто заинтригован метаморфозами предметов. Следовательно, самое время прикинуться волшебником и сделать с ребенком простейшие эксперименты с содой и уксусом, с крахмалом и водой, с йодом и мукой. А потом открыть секрет, что это не волшебство, а наука.

Для самооценки малыша очень важно быть лучшим. Его и до этого надо было много хвалить (я не упомянула, да?), а теперь его нужно не просто хвалить, но и обосновывать свою похвалу. Не просто «молодец», а «молодец потому, что...». У малыша уже есть свои друзья и он будет много рассказывать вам о том, что они там не поделили, о том, как было весело и другие детские заботы. Нужно внимательно слушать, запоминать и задавать вопросы. Ибо именно из таких разговоров рождается доверие, которое вам потом ох как пригодится на этапе пубертата.

Полезные занятия

  • Игры на удовлетворение познавательного интереса: чтение, письмо, науки и тд
  • Игры с правилами, даже не с самыми простыми уже
  • Командные игры
  • Творческие занятия на продвинутом уровне.
  • Основы кулинарии
  • Развитие музыкального слуха и начало игры на музыкальных инструментах

Бесполезные занятия

  • Компьютерные игры
  • Усиленные физические тренировки

Хочу добавить, что я очень осторожно советую относиться к играм на разных гаджетах. Очень быстро дети соображают, что это очень привлекательный вид деятельности. И это как сладкая карамель. Вкусные, но «пустые» углеводы. Я допускаю использование гаджетов в очень лимитированном количестве, лет с четырех-пяти и при условии очень скучных, развивающих игрушек. Чтобы оградить ребенка от мысли о счастливой прокрастинации времени.

И конечно, не стоит забывать, что случается такое, что ребенок в какой-то своей области развития летит впереди планеты всей. И счастливые родители плачут от умиления, глядя, как четырехлетний Ванечка читает бабушке газетку. Но, не забывайте о законе сохранения вещества. Где-то прибыло, а где-то убыло. Я бы очень внимательно посмотрела на другие области развития маленького Ванечки. И, может быть, радоваться бы перестала бы.

Но это я, которая за гармоничное развитие ребенка.

Так что, дорогие родители, заберите наконец пожеванные карточки Домана из рук ваших годовасиков и лучше идите и посадите его рассыпать по кухне горох!

by https://russkylondon.com/user/svetlana-okhotnikova/profile


Анна
Анна
Осло
431473

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
иришка
иришка
братикМиши
9 лет
Доча
5 лет
Дублин

осилила наконец статью. интересно. на интуитивном уровне тем и занимаемся. буквы, правда, сам хочет учить. хоть и не получается. но я и не настаиваю. всему свое время.

Пожаловаться
Диана
Диана
Иван
9 лет
Москва
оченьочень интересная статья… в закладки. но смутило оишь тоо, что до пяти ни каких букв цифр. а с пяти уже и слоги и задачки по математике…
Пожаловаться
МамаКороля
МамаКороля
Санкт-Петербург

я согласна с этим!!