Из журнала пользователя Murrcheeba
Доступно: Для всех

Миммельштой и цыцкариджа

Будет многобукв, но от осознания, что это наше славное будущее, становится жутко и слышно как волосы на макушке дружно встают дыбиком....

(с) Наташа Романова

«Школа грамотности»

Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики — это учащиеся старших классов питерских школ (иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия). Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах (обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру).

В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самые элементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Беларуси или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, -приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» -подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы, обычных и простых слов…

В старшей группе из 15 человек ( возраст 14 — 16 лет) только двое знали значение слова «иждивенец», остальные отвечали на вопрос, кто это такой, так:" воин"," непослушный"," тот, кто живет один", «человек, который иждевал»," кто не подчиняется законам", «кто сбежал из тюрьмы», «кто нанялся к бандитам», «кто рано встает», «брет — именно так — брет сумашчечего» или просто «не знаю» — ставить прочерки вместо ответов им было запрещено.

Я уже писала, что почти никто из школьников не понимают слова «навзничь» (на просьбу придумать словосочетание с этим словом пишут «дождь пошел навзничь», «пришел навзничь» и тд), практически никто не знает слов «кумачовый», «пунцовый»," бирюзовый",«толченый», а вчера выяснилось, что так же точно практически никто в старшей группе, прошу заметить, не знает, что означает слово «попадья». На прямой вопрос «кто или что это такое» в ответ было напряженное молчание — пришлось предложить варианты ответов. Одна выбрала ответ «жена попа», остальные отвечали так:" это прорубь на реке", «яма на стройке», «след от пули». Причем второй вариант про яму выбрали сразу шесть человек.

Ни один — внимание — ни один человек не смог объяснить значение слова «амбразура». Ответы: «это когда вскрывают письма и посылки»," это клетки в зоопарке",«старые ненужные машины», «это когда стреляют сразу много кто». О том, кто последний русский царь, мнения разделились: большинство считает, что это «Петор первый или третий», чуть меньше, что «Иван Грозный», кое-кто, что какой-то «Добрыня»(справедливости ради отмечу, что за " Добрыню" проголосовал учащийся из средней группы — 12 лет, шестиклассник).

Абсолютное большинство — то есть все без исключения — не знают, кто написал «Песнь о вещем Олеге». Этот вопрос задаем и средним и старшим — разницы нет никакой, хотя 6-7 классы должны были бы знать — у них это программное произведение, классе в пятом было. Все как один делают большие глаза, по аудитории идет обеспокоенный шорох — и у всех выражение лиц такое, будто их спрашивают, кто изобрел атомную бомбу. Вчерашние ответы (кроме «не знаю»): «крестьянство»," нестер Летописец, «какой-то писатель», «композитор Великий», «музыкант», «никто»,«церковные люди», «Виктор Цой».

Автор последнего ответа (12 лет) не знает толком, кто такой Цой — слышал только, что он «песни поет», а когда он жил — узнать у него ответ невозможно, так как на вопрос «Ты полагаешь, что Цой жил еще до революции?» учащийся не может ответить, так как не понимает, что значит «до революции»; отвечает: «Ну наверно… я не знаю...», а на попытку установить, что это за зверь такой — «революция»- только пожимает плечами. Зато его одногруппники фамилию «Цой» слышат впервые и вообще не знают, кто это такой.

Ни один из средней группы (12-13 лет) никогда не слышали слово «пресса», а уж выражение «желтая пресса» и тем более. Оно попалось им, когда был словарный диктант. Я увидела, что один из них пишет вместо «пресса» — «кресо» и спросила, понимает ли он, о чем речь. Оказалось, что, не зная этих слов, он не так услышал и не стал думать, что же это такое. Когда я спросила, он напрягся, подумал и смущенно пробормотал: «Растение, наверное, дерево какое-то… не знаю!». Тут выяснилось, что все остальные тоже не знают, хотя написали правильно.

В старшей группе еще есть такой вопрос: «Мандельштам, Коллонтай, Бабель — кто из них женщина?».Разумеется, эти фамилии все слышат в первый (и, скорее всего, в последний) раз в жизни. Хотя часто попадаются люди с «рыжей ветки» — а там есть улица Коллонтай, но это ничего не решает: про улицу-то они, может, и слышали, но не в состоянии соотнести одно с другим. Поэтому отвечают наугад, и, разумеется, самый популярный ответ: женщина — это Бабель. Эти три фамилии звучат для них как полная абракадабра, хотя читаются внятно, громко и в полной тишине. Все равно в их транскрипции они выглядят так:" Мандель Штамп"," Майдельшталь"," Манданштан", а вчера наша картотека пополнилась вариантом" Миммельштой".

Для средней группы вчера вопрос пришлось адаптировать: «Фалафель, Барто, Пухто — кто из них женщина?» Так вот, ответ Барто (правда, написано было не Барто, а Бурто) был только один. Пятеро написали «Пухто (вариант — »Пахто"), большинство предпочли ответ «Фалафель» (у одной — «Палафель»).

Есть миф, что, мол, «дети» ( «детишки» даже, можно сказать) зато хорошо разбираются в новых системах коммуникаций и так далее. Увы, дальше социальных сетей, приложений и игрушек дело не идет, и для многих, очень многих найти в интернете нужную информацию — большая проблема, а иногда и правильно выйти на нужный адрес группы ВК не в состоянии.

Мы заметили, что на вопрос «Кто изобрел социальную сеть Фейсбук» сами они ответить не могут, нужны варианты ответов. Из вариантов предлагаем: Цукерман, Цукерберг, Цукерсон или Цискаридзе? И что вы думаете? Что уж на этот-то вопрос все знают ответ? Как бы не так. Отвечают наугад и как попало — я тоже уже писала об этом год назад. А вот наши вчерашние приобретения: наряду с Цукерсонами и Цукерманами вчера у нас появился (в группе 6-7 кл) Сукер сон и Цыцкариджа. Авторы этих ответов (и других тоже) не поняли даже смысла самого вопроса.

Еще новенькое: столица Белоруссии — Украина, Турция, Киев, Белгород, а Эстонии — Мексика. Чукчи живут в горах, в лесу, в Игле, в холодных странах, где таджики, на востоке, в хатах, на северном полюсе. А один написал, что нет такого народа — «это брет» (тот самый, который так же ответил на вопрос про иждивенца). И что попадья — «бочка на воде» — из двух вариантов ответа он сделал один. Советский Союз развалил Сталин, Путин, Ленин, Брежнев, Гитлер.(некоторые пишут «немцы»). Но то, что ВО война была с немцами, тоже знают не все. Дату один из них (уч-ся 8 класса, есть 14 лет) указал 41-98г., а другой — 12 лет — с 1710 по 2005 год. Но на этот вопрос чаще всего ответы — правильные.

Никто не знает, как называется священная книга у мусульман: «В христианстве — Библия, а в мусульманстве?». Прочерки ставить нельзя, поэтому пишут: " мусульмане", «книга», «деньги», карант", «мангольство», «будда», «молитва», анти библия",«история», «свитки»,«алах» и тд, а вчера коллекция пополнилась ответом «кармен» (отвечал ученик, перешедший в 8 класс).

В конце идут вопросы «блиц» — любимая книга, любимый фильм, блюдо и тд. Среди блюд лидируют суши, пицца, тирамису, а на вопросы про книгу и фильм почти все ответы такие: «нет».

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 73
Илья
Считаю что проблема не столько в образовании (хотя оно тоже все ухудшается), сколько в родителях, которые доверяют школам образовывать детей, вместо того что бы самим проводить время со своими детьми, заинтересовывать их чем то, разговаривать на разные темы. Вместо этого дети проводят время со своими сверстниками, от которых понятное дело, ума и кругозора не наберешся.
ОтветитьНравится 
Петруша
Да что тут пугаться.Как наступили на горло учитилям чтобы те не ставили 2ки детям за то что они НЕ ЗНАЮТ.Так и всё детям на учёбу стало наплевать.Они точно знают что тройка им гарантированна в четверти зачем учить… сами виноваты!!! Во всём виноваты сами родители! Которые кричали что их деток гнобят и унижают в школах.У меня соседка т.Оля она учитель русского и литры в школе уже лет 30 ей на пенсию давно пора.Она мне расказывала что в школе теперь не выносимо работать.Из всего класса пять человек учатся а остальным пофиг они точно знают что она не имеет право ставить им два… и в четверти им тройка будет зачем, зачем им учиться? На второй год теперь не имеют право оставлять.Учителей зажали и им теперь самим стало всё равно будут ли дети что то знать… я считаю что строгие меры в школах должны быть для тех кто отказывается учиться, они тянут наше общество в низ.
ОтветитьНравится 
ДоченькаСынок

ОтветитьНравится 
ВиталийКомочек-АнгелочекГерман
О БОГИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!ЭТО П*Ц, ТОВАРИЩИ!!!!!!!!!
ОтветитьНравится 
а вы сами знаете ответы на все вопросы? согласна нынешние дети осень мало читают и знают, но ведь в этом и упущениие родителей есть
ОтветитьНравится 
ИльяАлена

Да, к большому сожалению, это именно так! Особенно, это заметно в крупных городах!

ОтветитьНравится 
Мирослав

у меня волосы на голове зашевелились

очень хочется верить, что хотя бы большая часть утрирована.

ОтветитьНравится 
НикитаАнгелина

А я хоть убей не вижу ничего плохого, что дети волнуясь пишут слова, которые мельком слышали, неправильно (караТ например или сложные иностранные фамилии), и что устаревшие цвета не знают. Я если честно уже тоже не помню. Багряный помню только потому что бабушка любила петь в моем детстве песню «Окрасился месяц багрянцем»… Но не у всех же были такие бабушки.

А про соцсети — вот если б спросили кто в вк главный, думаю правильный ответ был бы в 99 % случаев, а про фейсбук я читала, фильм смотрела, рада за человека, но как его зовут мне фиолетово. Из предложенных вариантов конечно выбрала правильный без проблем, но… Считаю это лишним забиванием головы. (оговорюсь, у меня вообще память на имена отвратительная, и ненужный в мозгу массив старых имен даже бывших подруг-знакомых и то быстро стирается, а уж знаменитости и т.п. и подавно, но так ли это плохо?)

П, С. Необразованным человеком себя не считаю ни грамма, знаю кучу других более важных вещей, которых не знают другие) Где там мои тапки?

ОтветитьНравится 
старшийСынмладшаяДочьстаршаяДочьмладшийСынСамыймладший
в закладки. сейчас нет времени прочитать...
о наболевшем...
ОтветитьНравится 
Бельчонок

мне кажется на такие вопросы не каждый взрослый ответит! что уж про детей говорить!

ОтветитьНравится 
Елизавета

как ни прискорбно но по большему счёту так и есть((((

ОтветитьНравится 
КсеничкаДжек

очень страшно...

ОтветитьНравится 
АлександрДмитрий
Сейчас мой придет из школы, допрошу))

Хотя в 5 классе, я случайно обнаружила, что он не знает, кто такой Ленин и что он сделал… Говорит, типа, мы еще не проходили. Мы-то знали, потому что вдалбливали с детского сада. Про ВОВ знает, про Сталина тоже.

А вообще, планка сильно упала. Мой сын считается хорошистом, т.е. троек в четвертях/году нет. Но, проверяя ДЗ, я реально вижу, что мне бы в школе за такое поставили максимум три с минусом...

ОтветитьНравится 
АлександрДмитрий
Половину из вышенаписанных слов мой деть знает. Срезался на «попадье» и «амбразуре». А еще он сказал, что женщина -это «Барто-Пухто». Я в шоке, мы в детстве столько перечитали книжек, и Барто в том числе. А, и еще — последний русский царь — Петр Третий. Правда, знает, что фамилия последнего русского царя — Романов. На мое возмущение меланхолично заметил, что информация, что такое «амбразура», ему вряд ли пригодится…
ОтветитьНравится 

реалии жизни

ОтветитьНравится 
ЗайчикМалышка

ну что, цель достигнута. Отупение нации проходит по плану. стадо взрощенно. Теперь просто и удобно им управлять.

ОтветитьНравится 
Добавить комментарий
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Сейчас читают
Новость дня,