РОЛЬ ИНФЕКЦИОННОГО ФАКТОРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО СУБФЕБРИЛИТЕТА У ДЕТЕЙ

РОЛЬ ИНФЕКЦИОННОГО ФАКТОРА В ВОЗНИКНОВЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО СУБФЕБРИЛИТЕТА У ДЕТЕЙ


Семёнова Л.Ю., Колесникова М.Б., Дробинина Е.Ю., Слобожанина Е.М.
Ижевская государственная медицинская академия, кафедра детских болезней ФПК и ПП с курсом детских инфекций, ГУЗ МЗ «Республиканский клинико-диагностический центр» г. Ижевск.

Длительный субфебрилитет — это состояние, характери¬зующееся температурой выше 37°С — 38°С в течение 3-х недель и более, может быть симптомом заболевания как инфекци¬онного, так и неинфекционного характера.
Проблема длительного субфебрилитета, как и в 30-е годы прошлого столетия, остается актуальной и на сегодняшний день. До сих пор нет четких данных по этиологии и патогенезу длительного субфебрилитета. По исследованиям одних авторов (Бревдо Б.С. 1940 г., Исмагилов М.Ф. 1988 г. и др.) ведущая причина длительного субфебрилитета — функциональные нарушения нервной системы, других (Толубеева М.А. 1955 г., Бархаш П.А. 1936 г. и др.) — инфекционные нарушения, третьи (Токарева Н.В. 1988 г. и др.) считают, что в основе воз¬никновения длительного субфебрилитета лежат эндокринные нарушения, четвертые (Ицков Н.Н. 1956-1963 г.г.) отмечают нарушения регулирующего аппарата кровообращения, при¬водящие к расстройству циркуляции и распределения тепла в организме.
Большинство же авторов (Черногубов Б.А. 1936 г., Архи-пова Н.Ф. 1988 г.) отмечают полиэтиологичность длитель¬ного субфебрилитета, наличие взаимосвязи между функци¬ональными нарушениями и наличием очагов хронической инфекции. Кроме того, длительный субфебрилитет может быть «маской» многих заболеваний, как инфекционного генеза (инфекционные заболевания дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта и др.), так и неинфекционного (заболевания эндокринной, нервной, иммунной систем и др.). Следовательно, на сегодняшний день нет четких и единых рекомендаций по диагностике и терапии детей с длительным субфебрилитетом, что вызывает определенные трудности по обследованию и лечению этих детей.
По частоте данная патология имеет тенденцию к росту. Так, распространенность длительного субфебрилитета в 1934 г. составила 9.3 % (Черногубов Б.А.), в 1972 г. — 14.5% (Мя-готина Н.П.), в 1992 г. — 18% детей (Брязгунов И.П.).
Достоверных сведений о частоте субфебрильных со¬стояний у детей по возрасту и полу нет. Но наиболее часто длительный субфебрилитет встречается у детей до 1 года жизни и в возрасте от 8 до 14 лет. По данным литературы в данной группе детей установлено двойное преобладание мальчиков над девочками, возможно, это связано с особен¬ностями эндокринно-гуморальных и метаболических про¬цессов в организме мальчиков.
Инфекционный фактор при длительном субфебрилитете оказывает прямое влияние через эндогенные пирогены и опо¬средованное воздействие.
Целью данной работы явилось установление наиболее частой причины возникновения длительного субфебрили¬тета у детей, роли инфекционного фактора в поддержании повышенной температуры.
Под наблюдением находилось 129 детей в возрасте от 6 месяцев до 18 лет, которые обратились в ГУЗ МЗ «Респу¬бликанский клинико-диагностический центр» г. Ижевска по поводу длительного субфебрилитета за 2005 — 2010г.г.
Проводился анализ антенатальногого анамнеза, анамне¬за жизни детей; оценка клинических данных, проводились лабораторные исследования (полный анализ крови, мочи, кала; иммуноферментный анализ крови на микоплазменную, хламидийную, герпетическую, цитомегаловирусную инфек¬ции; биохимическое исследование крови; бактериологиче¬ское исследование содержимого носоглотки, мочи, кала ), инструментальные исследования ( электроэнцефалограмма, эхоэнцефалограмма, реоэнцефалограмма, эхокардиограмма, электрокардиограмма, фиброгастродуоденоскопия, ультроз-вуковое исследование внутренних органов ). Так же прово¬дились парацетамоловый тест и термопульсометрия.
Среди исследуемых детей, мальчики составили 59% (76 человек), девочки 41% (53 человека), чаще встречались под¬ростки 79% (102 человека). Длительный субфебрилитет впервые выявлялся после инфекционных заболеваний у 86% детей, в половине случаев продолжительность его была больше 6 месяцев (от 1 до 6 лет).
Температура была субфебрильная — до 37.5°С (в среднем — 37.0°С — 37.3°С) у большинства детей — 89%, в 11% случа¬ев температура была субфебрильной, но с периодическими подъемами до 38°С — 39°С (у 46% пациентов повышение температуры объяснялось обострением очагов хронической инфекции, а у 54% наличием гипоталамического синдрома и более высокое повышение температуры было именно у детей с гипоталамическим синдромом). У большинства пациентов (62%) температура тела повышалась во второй половине дня. Ночью и после сна показатели были нормальными, а затем температура повышалась по мере активности ребенка, от¬мечалась связь повышения температуры с физическими и эмоциональными нагрузками у 98 детей (76%). Четкой зависимости длительного субфебрилитета от времени года
нет, хотя имеется тенденция к повышению температуры в весенне-зимний период (время частых вирусных инфек¬ций, стрессовых ситуаций в школе).
Жалобы детей при длительном субфебрилитете были не¬специфические — головные боли — у72%, головокружения
— у 78%, нарушения сна — у 74% детей, в основном по типу астено-вегетативного синдрома, у 22% детей повышение тем¬пературы было без каких либо субъективных ощущений.
При оценке генеалогического анамнеза (индекс отягощен-ности наследственности) установлена низкая отягощенность (0-0.2) — у 10 детей (8%), умеренная отягощенность (0.3-0.5)
— у 88 детей (68%), выраженная отягощенность (0.6-0.8) — у 31 ребенка(24%). Направленность риска обусловлена предрас¬положенностью в основном к заболеваниям дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной систем, патологии желудочно-кишечного тракта.
При анализе антенатального анамнеза установлено, что течение беременности было осложнено у 100% матерей боль¬ных детей. Чаще встречались угроза прерывания беремен¬ности, острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), обострения хронической инфекции ЛОР-органов, причем у каждой третьей до 2 -3 раз в год, анемии, инфекции моче-выводящих путей.
Большинство детей хорошо развивалось на первом году жизни, но у всех была выявлена патология нервной системы в форме перинатально-гипоксической энцефалопатии, в по¬следующем выставлен диагноз резидуально-органическое по¬ражение центральной нервной системы (РОП ЦНС).
У 65% детей наблюдались рецидивирующие заболевания верхних дыхательных путей (ангины, частые ОРВИ, хрони¬ческий тонзиллит, хронический риносинусит, хронический отит). У 67% детей патология желудочно-кишечного тракта (хронический гастродуоденит, хронический холецистит, дис¬функция желчевыводящих путей, лямблиоз, амебиаз), у 70% детей патология сердечно-сосудистой системы ( вегетативная дисфункция, функциональная кардиопатия ), у 24% пациентов патология эндокринной системы (гиперплазия щитовидной железы, гинекомастия у мальчиков, ожирение, нарушение толерантности к глюкозе, гипоталамический синдром, мета¬болический синдром). Нужно отметить, что у большинства детей (70%) детей встречалось до 2 -3 очагов хронической инфекции одновременно, что вероятно свидетельствует о сни¬женной резистентности организма, способствуя напряжен¬ности аппарата терморегуляции, приводящее к длительному повышению температуры.
По объективным данным у 98 детей (76%)обнаружены изменения верхних дыхательных путей (гипертрофия неб¬ных миндалин 1, 2 степени — у 104 детей (80%), аденоид 1,2 степени — у 108 детей (83%), лимфатизм — у 112 детей (86%), хронический тонзиллит — у 72 детей(56%), хрониче¬ский риносинусит — у 68 детей (53%), хронический отит — 2 детей (2%), желудочно-кишечного тракта у 94 детей (73%)-(хронический гастродуоденит — у 56 пациентов (43%), язвы желудка и 12-перстной кишки — у 14 детей (11%), эрозии желудка и 12-перстной кишки — у 19детей (15%), дисфунк¬ция желчевыводящих путей — у 92 детей (71%), хронический холецистит — у 5 детей (4%), сердечно-сосудистой системы у 123 пациентов (95%)-( пролапс митрального клапана — у 84 пациентов (65%), нарушение ритма сердца — у 25 пациен-тов(19%), функциональная кардиопатия — у 88 детей (68%), вегетативная дисфункция — у 122 детей (95%), артериальная гипотония — у 16 детей(12%), артериальная гипертензия — у 32 детей (25%)). детей ), нервной системы у 122 детей (96%)-( РОП ЦНС, минимальная мозговая дисфункция — у 114 ис¬следуемых (89%), вегетативная дисфункция — у 123 детей (95%), преимущественно смешанного характера, остеохон¬дроз шейного отдела позвоночника установлен у 71 ребенка
(55%).
Термопульсометрия была неспецифична, температура в основном была до 37°С — 37.5°С, парацетамоловый тест был положительный у 22%, отрицательный у 78% детей.
При лабораторном исследовании выявлены следующие изменения: в полном анализе крови у 78 детей (61%) повы¬шение числа лейкоцитов за счет лимфоцитов, у 18 детей (14%) повышенное СОЭ до 20 мм/ч, у 32 детей (25%) — отмечалось повышение сиаловых кислот, серомукоидов, фибриногена крови.
При проведении иммуноферментного анализа крови на инфекции ( хламидийная, микоплазменная, герпетическая, цитомегаловирусная ) установлена активация инфекцион¬ного процесса у 24 детей (19%), реактивация инфекционного процесса у 17 детей (13 %). Результаты исследований пред¬ставлены в таблице № 1:
Таблица № 1 Результаты исследования иммуноферментного с длительным субфебрилитетом
В анализах мочи, а так же в результатах бактериологиче¬ского исследования мочи — изменений не установлено. При копрологическом исследовании выявлены цисты лямблий
— у 23 детей (18%), цисты кишечной амебы — у 8 детей (6%), при бактериологическом исследовании кала — посевы были отрицательные на патологическую микрофлору.
При бактериологическом исследовании содержимого носоглотки получены следующие результаты: золотистый стафилококк — у 60 детей (46%), гемолитический стрепто¬кокк — у 31 ребенка (24%), кишечная палочка — у 13 детей (10%), протей — у 4 детей (3%).
При инструментальном исследовании нервной системы изменения были выявлены практически у всех детей (97%)
— (реоэнцефалограмма — изменения по дистоническому типу
— у 113 детей (88%); электроэнцефалограмма (ЭЭГ) — обще¬мозговые изменения диффузного характера с заинтересован¬ностью коры и неспецифических подкорковых структур ( диэнцефальный уровень ) — у 123 детей (95%), вспышки эпилептиформного характера, эпиактивность — у 75 детей
(58%), плоская ЭЭГ, снижен альфа- ритм — у 56 детей (43%), изменения сосудистого характера — у 50 детей (38%), эхоэн-цефалограмма — гипертензия — у 111 детей (86%)), сердечно¬сосудистой системы у 110 детей (86%) — ( эхокардиограмма — пролапс митрального клапана — у 88 детей (68%), ложные хорды левого желудочка — у 109 детей (85%); электрокардио¬грамма — синусовая аритмия — у 45 детей (35%), миграция водителя ритма — у 23 детей (18%), экстрасистолия — у 21 ребенка (17%), обменные нарушения — у 54 детей (42%)), желудочно-кишечного тракта у 100 детей (78%)- (фиброга-стродуоденоскопия — поверхностный гастродуоденит — у 56 детей (43%), эрозии желудка и 12-перстной кишки — у 21 ребенка (16%), язвы желудка и 12-перстной кишки — у 16 детей (12%); ультрозвуковое исследование внутренних ор¬ганов — дисфункция желчевыводящих путей — у 92 детей (71%), признаки хронического холецистита — у 8 детей (6%)).
Таким образом, у большинства детей патология объ¬ективного характера была подтверждена изменениями при инструментальном и лабораторном исследовании.
Лечение проводилось комплексное — санация очагов хро¬нической инфекции, лечение выявленной инфекции (то есть, устранение инфекционного фактора — антибактериальная, противовирусная терапия, лечение у специалистов как кон¬сервативное, так и оперативное), коррекция функциональ¬ных нарушений центральной нервной системы (сосудистые препараты, ноотропы). В результате проводимого лечения длительный субфебрилитет исчез у 119 детей (93%), у 10 детей (7%) повышенная температура сохранялась, что объ¬яснялось недостаточным восстановлением функций термо¬регуляционных центров нервной системы, обострением очагов хронической инфекции.
Таким образом, по нашему мнению, причиной длитель¬ного субфебрилитета являются латентно-текущие инфекции на фоне функциональных нарушений центральной нервной системы, что требует соответствующего обследования и ле¬чения этой категории больных.

Литература:

1. Брязгунов И.П. Длительные субфебрилитеты у детей (клиника, патогенез, лечение). — 2еизд.- М., ООО «МИА» 2008. 240с.
2. Брязгунов И.П. Теплообмен и терморегуляция в практике педиатра.- М.: ИДМед-Практика.- М.-2005. 128с.
3. Осокина Г.Г., Токарева Н.В., Белоконь И.А. и др. Психове¬гетативный синдром при инфекционном субфебрилитете у детей.//Педиатрия. — 1989.- № 9- с. 54-59.
4. Семененя И.Н., Гурин В.Н. Теоретические и клинические аспекты проблемы субфебрилитета. // Физиология че¬ловека.- Т.21. — № 6. — 1995. — с. 127-136.


Светлана
Светлана
Батайск
201668

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества