урок № 11 Фокусировка. Правила и точки фокусировки

Держим камеру правильно

Самое первое, что нужно сделать — это научиться держать камеру правильно. Во-первых, приучите себя стоять устойчиво. Одну ногу выдвиньте немного вперед, вторую поставьте сзади и чуть разверните. Такая позиция будет более устойчивой, чем если бы вы стояли по стойке «смирно». Всегда выбирайте более устойчивую и выигрышную позицию.

Во-вторых, держите в руках камеру правильно. Правой рукой крепко держите корпус за выступающую часть, а левой рукой придерживайте объектив снизу, охватывая его наполовину – большой палец с одной стороны и остальные с другой стороны. Ошибка многих начинающих в том, что они держат объектив зеркальной камеры сверху – это неправильно и приводит к многим нежелательным результатам. Руки должны чувствовать камеру и не уставать в процессе работы. Когда камера будет удобно сидеть в руках и как бы составлять продолжение руки, а манипуляции производиться автоматически, тогда съемка превратится в удовольствие.

Во время съемки постарайтесь избежать «шевеленки» — то есть дрожания и перемещения камеры. В момент съемки она должна быть максимально неподвижной. Прижмите локти к себе, задержите дыхание в момент спуска затвора, прислонитесь к устойчивой поверхности, используйте штатив, монопод. Чем крепче руки, тем меньше вероятность появления «шевеленки».

Резкость изображения

Исходное изображение, полученное зеркальной камерой, само по себе довольно мягкое. После компактной камеры с маленькой матрицей вы заметите, что резкости не хватает. Это на самом деле еще объясняется тем, что в компактных камерах применяется программное усиление резкости, однако детализация изображения, полученного с зеркальной камеры, несравнимо выше, чем у полученного с компактной камеры при равном числе мегапикселей. Все дело в том, что у зеркалок матрица большего размера – благодаря этого детализация у них лучше, а шумы меньше.

Как работает автофокус в цифровых фотокамерах

Ружье снайпера без прицела не способно выстрелить точно в цель, так же и фотокамера без фокусировки не способна обеспечить четкий снимок. Система автофокусировки позволяет камере сфокусировать «зрение» на конкретном объекте или его части. Для того чтобы вы могли использовать в полной мере широкие способности современных цифровых камер, не помешает разобраться с особенностями работы автофокуса.

Автофокус – это комплексная система привода объектива, которой управляет микропроцессор. Роль автофокуса в фотографии переоценить трудно. Благодаря фокусировке вы можете добиться высокой резкости картинки (пейзаж, например) или отделить объект от фона, делая фон размытым (портрет). Система автофокусировки дает возможность достичь многого в плане качества и выразительности фотографии.

Точка фокусировки

Если в камере установлен автоматический выбор точки фокусировки, в первую очередь камера использует центральную точку. Многие камеры (в основном полупрофессиональные и профессиональные) позволяют выбирать точку фокусировки. Это может быть как автоматический выбор, так ручной. В зависимости от условий съемки камера выбирает точку (точки) фокусировки. У разных моделей количество точек фокусировки может быть 9, 11 и даже 45. Также может быть расширенная многозонная (многоточечная) фокусировка с большим полем охвата. Вручную можно выбрать любую из них. Это бывает удобно, когда вам нужно сфокусировать камеру на каком-то определенном объекте, когда вы снимаете удаленный движущийся объект. Это дает свободу при построении композиции. К тому же не всегда бывает удобно перекомпоновать кадр, если вы предварительно сфокусировались на другом объекте. Например, когда камера установлена на штатив, или нет времени и нужно быстро снять несколько кадров. Во многих зеркальных камерах выбор точки автофокусировки отображается как на контрольном экране, так и в видоискателе.огда освещение низкое, многие камеры предусматривают подсветку автофокуса (AF-assist). Для этого используется либо специальная лампа, либо вспышка, дающая серию коротких световых импульсов. Если в камере нет такой функции, то полезно приобрести и иметь при себе небольшой фонарик для подсветки объекта фокусировки – это сильно облегчит задачу камеры. Следует помнить, что у каждой камеры дальность работы подсветки разная. Обычно примерно 3-4 метра.

О скорости работы автофокуса

Если вы снимаете неподвижный объект – архитектуру, пейзаж, портрет, – то скорость работы автофокуса не самое главное в этом случае. Все зависит от того, в каких условиях и что вы будете снимать. Во многих случаях современной компактной камеры может оказаться вполне достаточно. Например, съемка на пляже в яркую солнечную погоду, съемка зданий, машин, рекламных щитов и т.д. Но если вы попробуете «поохотиться» за маленьким ребенком, за домашними животными, за белкой на дереве или несущимся к воротам футболистом, то скорость работы системы автофокусировки и камеры в целом приобретает очень важную роль. В этом случае нужно учитывать скорость работы автофокуса конкретной модели. Как правило, у большинства ультракомпактных и компактных камер автофокус не блещет высокой скоростью. Скорость фокусировки заметно выше у цифровых зеркальных камер – здесь они вне конкуренции. Но следует учитывать и характеристики сменных объективов – скорость работы и уверенность фокусировки тоже разная. У объективов с ультразвуковым приводом скорость работы намного выше.

Почему автофокус промахивается?

Какой бы камера «умной и крутой» ни была, она все равно не знакома с творческим замыслом фотографа. Пусть даже современный автофокус может отыскать лицо в снимаемой сцене и сфокусироваться на нем – это еще ни о чем не говорит. Нельзя полностью полагаться на автомат. Со стандартными ситуациями большинство цифровиков справляются неплохо, но в сложных ситуациях преимущество за камерами с большей гибкостью контроля.

Чаще всего камера на автомате фокусируется на второстепенный объект, оставляя сюжетно главный объект в зоне нерезкости. Анализируя сцену, автоматика при этом выбирает самостоятельно наиболее близкий или наиболее контрастный объект. Например, если модель находится за веткой дерева, то камера скорее всего фокусируется именно на ветке.

Снимая однотонные, стеклянные, решетчатые и другие «неудобные» для AF поверхности, вы опять же сталкиваетесь с проблемой промаха фокусировки. Чем жестче и точнее вы контролируете точку фокусировки, тем лучше. Тем точнее камера сфокусируется именно на том, на чем вы считаете нужным. Большим преимуществом будут камеры с выбором точки фокусировки, с точечной автофокусировкой, с возможностью подсветки.

И еще: не доверяйте слепо ЖК-дисплею. На экранчике все может выглядеть четко, а на компьютере вы уже заметите, что снимок получился нерезким.



Ручная фокусировка

Когда не было систем автофокусировки, фотографы наводились на резкость вручную. Вращая фокусировочное кольцо объектива и перемещая тем самым линзы, они устанавливали фокус на нужный объект. Результат контролировался по матовому стеклу видоискателя.

В современных пленочных и цифровых зеркальных камерах, а также в некоторых моделях любительских компактов высшего уровня есть возможность установить фокус как автоматически, так и вручную. О наличии в камере автофокуса вам сообщит надпись «AF».

На сменных объективах зеркальных камер или на самих корпусах имеется переключатель режимов фокусировки. В положении «AF» – камера установлена в режим автоматической фокусировки. В этом случае вращать фокусировочное кольцо вручную не следует, так можно сломать объектив. Положение «MF» соответствует ручной настройке фокуса. Вращением кольца вы добиваетесь четкой фокусировки на объекте съемки.

сли у вас зрение слабое, то на помощь придет кольцо диоптрийной коррекции рядом с оптическим видоискателем. Вдобавок вы можете приобрести диоптрийную насадку на видоискатель.

Возникает вопрос: зачем пользоваться ручной фокусировкой, когда существует автоматический режим? Ведь он быстрее, точнее, позволяет существенно экономить время, то есть в итоге получается, что он проще. Да, это так, но не всегда. Часто в условиях недостаточного освещения камера не может сфокусироваться на нужном объекте, трудности с фокусировкой могут возникнуть и при макросъемке. Еще пример – передвигающийся объект, например беспокойное животное в зоопарке. «Гоняться» за белкой – неблагодарное занятие, скорее всего вы ее не поймаете, к тому же вам будут мешаться прутья клетки, и автофокус будет постоянно на них «натыкаться».

В таких случаях лучше навестись в пространстве между прутьями на предполагаемое место, где должна проскочить белка, и ждать. В момент, когда белка окажется там, вы уже будете готовы и сделаете кадр. Этот прием называется «предварительная фокусировка».

Можно нажать на половину кнопку спуска или заблокировать экспозицию (кнопка AF-L), а затем перекомпоновать кадр и ждать. Это называется «фиксацией фокусировки», она доступна в режиме съемки неподвижных объектов. Нужно переключиться в режим фокусировки по центральной точке, отключив многозонную. Расстояние до объекта должно оставаться неизменным, поэтому старайтесь не двигаться.

Но не всегда это бывает удобно. Нередко приходится ждать долго, к тому же в сложных условиях камере труднее сфокусироваться на нужной точке. Существуют также и другие ситуации, когда автофокус просто не работает и остается только один выбор – фокусироваться вручную. Например, если вы установили старый неавтофокусный объектив или объектив другой фирмы через переходник, то камера не будет сама фокусироваться.

Еще сложные случаи для системы автофокуса: объекты съемки с низкой контрастностью, такие как голубое небо, однотонная стена; блестящие, полированные поверхности, повторяющиеся узоры. В таком случае вас также выручит ручная фокусировка.

Автор: Артур Газаров

____________________________________________

На точность фокусировки могут оказывать влияние несколько факторов, поэтому, прежде чем принимать правильное решение относительно устранения недостатков фокусировки, не­обходимо сначала выявить причины их появления. Ниже приведен краткий перечень харак­терных признаков неверного наведения на резкость, чтобы направить вас по верному пути.


1. Изображение полностью размыто. Характерный пример такой ситуации приведен на рисунке. Причина размывания всего изображения выясняется довольно просто: либо фотокамера двигалась во время экспонирования, ли­бо снимаемый объект был слишком сильно приближен объективом при съемке крупным планом. Перечень специальных приемов, позволяющих из­бежать сотрясения фотокамеры во время съемки, приведен далее во врезке “Не шевелите аппарат!”. Что же касается съемки крупным планом, то выяс­ните в руководстве по своей фотокамере минимальное расстояние для фоку­сировки объектива на близко расположенных объектах.


Правила фокусировки



Размывание всего изображения (слева) объясняется сотрясением фотокамеры, а для получения резких снимков (справа) нужно пользоваться штативом.


2. Объект съемки размыт, а остальная часть фотографии получилась рез­кой. Этот недостаток может быть обусловлен двумя следующими ошибками.


Объект съемки двигался. Для того чтобы снимок движущегося объекта съемки получился достаточно резким, необходимо установить малую вы­держку (ее конкретная величина зависит от снимаемого объекта). Если ваша фотокамера допускает выбор режима ручной установки экспозиции или же режима с приоритетом выдержки, установите более короткую вы­держку и сделайте еще одну попытку снять движущийся объект. Кроме того, вы можете установить фотокамеру в сюжетный режим “Спорт”, чтобы выбрать меньшую выдержку автоматически, хотя в этом режиме вы теряете возможность контролировать точную установку выдержки.

Не забывайте, что для сохранения подходящей экспозиции при уменьше­нии выдержки необходимо также увеличить диафрагму, а фактически ус­тановить меньшее число диафрагмы, чтобы в фотокамеру проникало больше света, или же повысить показатель ISO, чтобы сделать фотокаме­ру более чувствительной к свету.


Объект съемки оказался за пределами зоны фокусировки. Фотокамера производит фокусировку на конкретном участке кадра, и в некоторых мо­делях фотокамер этот участок меняется в зависимости от выбираемого режима фокусировки. Например, системы автоматической фокусировки в некоторых фотокамерах позволяют наводить на резкость по центру кад­ра или же в другой конкретной точке кадра. Кроме того, фокусировка может осуществляться по среднему положению всех объектов, находя­щихся в кадре. В этой связи вам следует внимательно изучить руково­дство по своей фотокамере, чтобы выяснить используемую фотокамерой зону фокусировки и затем располагать объект съемки в пределах требуемой зоны при наведении на резкость. Подробнее об этом речь пойдет далее в разделе “Использование преимуществ автоматической фокусировки”.

3. Большая или меньшая часть сцены точно сфокусирована. При наведении фотокамеры на резкость, будь то вручную или автоматически, вы устанав­ливаете точку самой точной фокусировки. Кроме того, вы можете регулиро­вать расстояние, на котором сохраняется точность фокусировки и которое иначе называется глубиной резкости. Например, вы можете составить ком­позицию снимка, в которой основной объект съемки остается резким, а все, что находится в нескольких десятках сантиметров от него, — нерезким, или же поступить наоборот, оставив резкими отдаленные объекты. Манипулировать глубиной резкости можно не только органами управления фокусировкой, но и установкой диафрагмы, фокусного расстояния или же расстояния между объектом съемки и фотокамерой. Подробнее об этом речь пойдет далее в разделе “Демонстрация определенной глубины резко­сти”.


4. Фотокамеру вообще невозможно сфокусировать. Если допустить, что фотокамера исправна, то причина данной проблемы объясняется, скорее всего, тем, что фотокамера находится слишком близко к объекту съемки. Опять же, у каждой фотокамеры свои пределы фокусировки на близком расстоянии, которые вы можете определить, обратившись за справкой к руководству по своей фотокамере. Другая причина может скрываться в самом объекте съемки. В режиме автоматической фокусировки некоторые объекты съемки способны заметно усложнить фотокамере задачу наведения на резкость, вы­нуждая ее механизм автоматической фокусировки постоянно “рыскать” в поисках целевого объекта фокусировки. Рекомендации по решению дан­ной проблемы фокусировки даются далее в разделе “Использование пре­имуществ автоматической фокусировки”.


5. Фотографии получаются резкими, но снимаемая сцена выглядит в ви­доискатель нерезкой. Попробуйте отрегулировать видоискатель по своему зрению, воспользовавшись для этого диоптрическим регулятором, который обычно находится рядом с видоискателем. Вполне возможно также, что ви­доискатель вашей фотокамеры просто загрязнился. В таком случае протрите его чистой тканью, специально предназначенной для чистки оптики фото­аппаратуры.


Одноточечный режим фокусировки

Для переключения между автоматическим режимом фокусировки и ручной фокусировкой нажмите на кнопку выбора точек фокусировки, как и в предыдущем шаге, но затем нажмите «Установить». Теперь камера перейдет в режим использования только одной точки фокусировки. Что бы вернуться в многоточечный режим проделайте все тоже самое.

Изменение точек фокусировки

Вы не ограничены в использовании только центральной точки фокусировки в ручном режиме управления. После переключения в автоматический режим по одной точке, вы можете использовать клавиши со стрелками, чтобы выбрать любую другую, доступную точку фокусировки. Чтобы вернуться к центральной точке снова нажмите кнопку «Установить».

Режимы фокусировки

Руководство по выбору точки фокусировки работает в любом режиме фокусировки, так что вы можете использовать или одну точку, или несколько в зависимости от того снимаете ли вы неподвижный, или движущийся объект. Выберите наиболее подходящий режим фокусировки.

Когда использовать ту или иную точку фокусировки

Автоматический выбор

Если вы хотите сфокусироваться на ближайшем объекте и вам необходимо быстро реагировать на происходящее вокруг, режим Auto Select будет для вас прекрасным вариантом. Это экономит время, так как в данном случае вы не будете заняты выбором той, или иной точки, кроме того, в этом режиме хорошо снимать движущиеся объекты.

Центральная точка фокусировки

Центральная точка фокусировки является наиболее чувствительной к освещению и наиболее точной из всех, поэтому она отлично подходит для использования при очень низком уровне освещения, или наоборот, при очень ярком свете. В то время, как использование других точек может привести к худшим результатам. Центральная точка также идеально подходит для тех случаев, когда основной объект находится в центре кадра.

Верхняя точка фокусировки

Когда вы фотографируете пейзаж, и для вас важно сделать акцент на более отдаленных объектах и областях сцены, а не на переднем плане, то лучше всего использовать верхнюю точку фокусировки. В данном случае, объекты переднего плана будут более размытыми, а объекты, находящиеся на большом расстоянии четкими и резкими.

Диагональ точек фокусировки

Портреты получаются особенно хорошо, когда объект съемки находится не в центре кадра, а немного сбоку. Снимая портрет, или в горизонтальной, или в вертикальной ориентации, выберите соответствующие точки фокусировки, расположенные по диагонали и сфокусируйтесь на одном из глаз объекта съемка. Если лицо ввернуто в три четверти, то фокусируйтесь на том глазе, который расположен ближе к камере.

Граничные точки фокусировки

Точки фокусировки, расположенные в дальней левой и правой стороне кадра очень удобны, в тех случаях, когда вы хотите, сделать изображение переднего плана более размытым, а определенные объекты, находящиеся более отдаленно, на границах снимка более четкими.

Как выбрать лучшую точку автофокусировки

В то время как для большинства из нас, девять возможных точек фокусировки будет более чем достаточно, такие высококачественные камеры как Canon EOS-1D X, оснащены невероятным количеством точек фокусировки, а именно 61 точкой. Вы можете выбрать даже несколько точек фокусировки в малых группах.

Когда точек фокусировки так много, выбор самой оптимальной точки, может оказаться сложным. Часто, кажется что, проще всего использовать центральную точку фокусировки, сфокусироваться, затем слегка нажать на кнопку спуска затвора для достижения фокуса.
Вы можете заблокировать настройки фокусировки, удерживая кнопку спуска затвора, создать композицию кадра, а затем полностью нажать на кнопку спуска затвора, чтобы сделать снимок. Это часто работает, но не всегда это может быть лучшим вариантом.

Основная проблема с использованием только центральной точкой фокусировки заключается в том, что информация об освещении и значение экспозиции устанавливаются одновременно. То есть, например, вы фокусируетесь сначала на объекте, который находится в тени, а затем быстро переключаетесь на объект, находящийся на солнце, то в этом случае изображение будет переэкспонированным.

Зафиксировать точку

Вы можете нажать на AE Lock, затем создать композицию кадра, благодаря этому камера будет учитывать постоянно меняющиеся условия освещения. При этом вам следует держать зажатой кнопку спуска затвора, чтобы сохранить фокус заблокированным.

Но это, как правило, легче выбрать точку автофокусировки, которая ближе к той области на которой вам требуется сфокусироваться, поэтому любое последующее движение камеры будет минимальными

Выбор наиболее подходящей точки автофокусировки не только обеспечивает более точный замер освещенности, он также уменьшает дрожание камеры, после того, как точка фокусировки была зафиксирована. Кроме того, точки фокусировки размещены на дисплее, соблюдая правило третей, которое способствует созданию правильной композиции.

Следящий автофокус

В отличие от режима фокусировки с одной точкой, которая блокирует настройку фокуса, как только фокусировка будет получена, режим AI Servo автоматически отслеживает движущиеся объекты. Режим фиксирует движение детей и домашних животных во время игры, или гоночные автомобили, или жизнь дикой природы, в этот момент камера фокусируется по мере необходимости, не упуская из виду объект съемки.

Было бы чудесно, если бы можно было выбрать одну точку фокусировки, которая соответствует положению движущегося объекта, но это часто требует невероятной устойчивости рук и почти сверхчеловеческих возможностей техники.

Переключитесь в режим многоточечный режим фокусировки Auto Select, если у вас камера Canon и AI Servo AF или AF-C, если у вас камера Nikon или Pentax. В данном случае камера будет сосредоточена на движущемся объекте и будет следить за его перемещением с использованием только центральной точкой автофокусировки.

Если объект отклонится от центра кадра, другие, соответствующие его положению точки автофокусировки будут автоматически использоваться по мере необходимости, так что камера может продолжить отслеживание движения.

Домашнее задание:

1. одну фотку на автофокусе

2. одну на ручном

Не забывайте, пост с домашним заданием называть не только по номеру, но и по названию урока)чтоб критикам было удобно, и понятно, по какому уроку они критикуют)

Ссылки на домашнее задание кладите сюда

домашнее задание № 11 фокус покус)))

урок был взять вот от сюда) http:/ /grablimk.blogspot.ru/2014/01/blog-post_8896.html


ФотоШкола
ФотоШкола
11323930

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Марина
Марина
Федерико
9 лет
Верчели

Пример как автофокус ошибся)))

Пожаловаться
Tanana
Tanana
Алиса
11 лет
Алексей
8 лет
Алматы

спасибо!

Пожаловаться
Катрин Дзюба
Катрин Дзюба
Диана
17 лет
Александр
11 лет
Тихорецк
очень интересно!



Пожаловаться
Людмила Анисимова
Людмила Анисимова
Светлана
7 лет
Иван
5 лет
Минск

интересная статья. пока глазами пробежала. позднее прочитаю внимательно. И вопрос: фотки с ДЗ должны быть одного и того же объекта или можно совершенно разные фотографии?

Пожаловаться
Виктория Прохладный
Виктория Прохладный
Василиса
1 год 7 месяцев
Тольятти

хорошая статейка читала уже про это и еще раз прочла

Пожаловаться
мамАня
мамАня
Стамбул

я по центральной всегда, привыкла уже

Пожаловаться
KuKusha
KuKusha
Mysanll
8 лет
Москва

ах вот почему я попадаю в цель из ружья чаще всех остальных))) загадка раскрыта))) я не тайный снайпер)))))))))




Пожаловаться
Елена
Елена
Железнодорожный

низкий поклон за этот урок!

У меня вся моя энергия на фокусировку уходит!

Пожаловаться
••°•●Наталья●•°••
••°•●Наталья●•°••
Семён
11 лет
Волгоград

Я по центральной.

Пожаловаться
Yuliya Tosun
Yuliya Tosun
Эге
12 лет
Гиресун

Пожаловаться
ФотоШкола
ФотоШкола

)))а то многие не знают как его)))

Пожаловаться
Yuliya Tosun
Yuliya Tosun
Эге
12 лет
Гиресун

лучше всего по центральной точке