МЕТОД АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ: КАК ПОНЯТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА
Наверняка вы уже где-то слышали про метод активного слушания, но, как это часто бывает, слышали – но не можете вспомнить, в чем смысл. Конечно, нет ничего лучше, чем прочитать книги по этой теме, например, К. Роджерса «Консультирование и психотерапия» , Юлии БорисовныГиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» , или Т. Гордона «Тренинг эффективного родителя». Но если такой возможности нет, вы сможете быстро и без затрат времени обучиться методу активного слушания, прочитав эту статью.
Немного истории или кто придумал метод активного слушания?
Метод активного слушания — техника, применяемая в практике социально-психологического тренинга, психологического консультирования и психотерапии, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, подразумевающих активное выражение собственных переживаний и соображений.
Откуда возник этот метод? Автор метода активного слушания — Карл Роджерс — американец, гуманистический психотерапевт. Первоначально Роджерса интересовали проблемы детской психологии, что нашло отражение в его книге Клиническая работа с проблемными детьми (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Но наибольшую известность получила его книга«Консультирование и психотерапия», где изложены Принципы роджеровской терапии — это безоценочное принятие индивида и его выражений, открытое реагирование. Эта книга одинаковополезна как менеджеру по работе с клиентами, так и родителю.
«Четыре базовых элемента создают фундамент выгодных и осмысленных отношений: постоянное выполнение обязательств, выражение чувств, отсутствие специфических ролей, способность соучаствовать во внутренней жизни другого».
Суть метода активного слушания в общении с ребенком
Если кратко охарактеризовать этот метод: необходимо слушать и слышать больше, чем тебе сообщают, направляя короткими фразами собеседника в нужную сторону. Ребенок должен не просто выговориться, вы незримо участвуете в его монологе, простыми фразами и повторениями его же слов, только другими словами, направляете его мысли в сторону анализа ситуации. Этот доступный и простой метод часто называют –эмпатическим слушанием. Главное – в момент слушания уметь отстраниться от своих собственных мыслей, чувств и оценок. Это очень важный ключевой момент – вы не должны в момент активного слушания высказывать свои собственные мысли, выражать свои оценки тому или иному событию или поступку ребенка. Именно от желания высказать свое мнение, навязать свою точку зрения, выразить оценку событию – так трудно отказаться большинству родителей. Но если вы сможете себя сдержать – результат может превзойти все ваши ожидания.
«Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, — рассказывал потом отец, — и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!». – из книги «Общаться с ребенком. Как?» .
Несколько простых правил активного слушания
Включенное внимание
Повернуться лицом, смотреть в глаза, не задавать вопросы, когда ребенок расстроен (должна быть утвердительная форма предложений).
Пересказ услышанного своими словами
Выражайте интерес. Можно повторять за собеседником (использовать другие слова с тем же смыслом), в данном случае за ребенком, последние слова, либо кивать и произносить междометия, короткие фразы: да, я понимаю, это действительно так и т.п.
Можно пересказывать своими словами услышанное, чтобы ребенок понял, что вы его действительно слушаете и чтобы уточнить, правильно ли вы его услышали.
Дочь: я не буду носить эту ужасную юбку
Мать: тебе в ней неудобно.
Привычная реакция матери: перестань, она тебе очень идет.
Утверждающие фразы
Это фразы, которые показывают, что вы слышите и понимаете ребенка.
Сын: Не буду больше водиться с Петей!
Родитель: Ты на него обиделся.
Привычная реакция: Опять поругались?
Секрет в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что то случилось...», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
Держать паузу
Очень важно в беседе «держать паузу». Пауза дает возможность ребенку подумать, а родителю – отстраниться от своих мыслей, чувств, оценок и проблем.
Обозначить чувство
Для того, чтобы ребенок смог осознать свои чувства, ему необходимо помочь.
Дочь (с мрачным видом): Я больше с Машей не дружу!
Мать: Не хочешь с ней больше играть. (Повторение услышанного). (привычная реакция: Почему?)
Дочь: Да, не хочу...
Мать (после паузы): Ты на нее обиделась… (Обозначение чувства).
После всего услышанного допустимо выразить и свои чувства по отношению к предмету разговора (Тебе было неприятно — мне очень больно это слышать ит.п.)
В конце беседы, можно подвести итоги, задавая вопросы: Правильно ли я поняла, что...? В итоге, можно сказать что..., Насколько я поняла это..., речь шла о..., В результате....
Пример беседы по методу активного слушания
«… Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно… (Пауза.)
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду жду, а ты не ведешь!»
Что мешает активному слушанию и чего следует избегать в беседе с ребенком
- • Приказы, команды;
- • предупреждения, предостережения, угрозы;
- • морализация, нравоучения, проповеди;
- • готовые советы и решения;
- • доказательства, приведение логических доводов, чтение нотаций, «лекций»;
- • критика, выговоры, обвинения;
- • обзывание, оскорбление, высмеивание;
- • использование догадок, интерпретации;
- • выспрашивание, расследование;
- • сочувствие на словах, уговоры, увещевания,
- • отшучивание, уход от разговора.
В результате, анализируя метод, мы получаем простую схему для общения:
Внимание, выраженное в позе – повторение фраз — утверждающая фраза – пауза – обозначение чувства – выражение своего восприятия — итоги.
Беседа по методу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и овладеть ею непросто.
«Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать» , в то время как несколько минут слушания могли бы по настоящему успокоить ребенка перед сном.», — рассуждает в своей книге Юлия Гиппенрейтер.
Важно помнить одно простое правило – любой метод, прочитанная книга, теория, методика – оживет только тогда, когда вы будете ее применять каждый день. Сначала вам придется одергивать себя, поправлять, чтобы не вернуться к прежним, привычным реакциям («какой ужас! Ты разбил вазу, да еще и поранился!» и т.п.) Но вскоре, вы почувствуете, как метод активного слушания становится частью вашей манеры поведения. Вот тогда-то и начнутся самые настоящие чудесные превращения: отношения с детьми перейдут на новый качественный уровень: понимания друг друга.
Ольга Крупченко
05.10.12
вы освоились с этим методом? или на стадии изучения
на стадии изучения. есть знакомая которая на своей 4 летней дочери практикуется. уже начала говорит сама подходить к ней с проблемами.
и я вот убей не понимаю, как тут выводить на активное слушание..
начинается рев старшего-«эля забирает мои игрууушкии»
я говорю: тебе обидно, что эля забрала игрушки (хотя кстати они могут быть и совсем не его игрушками! чаще всего это он отнимает ее игрушки)
он мне: дааа!!! я не хочу, чтобы она играла!
я: ты хочешь играть с ними один
он; да!
а дальше? в голову лезут только нотации на тему, что игрушками надо делиться и тп. что-то не получается у меня тут с опциями(
ты не хочешь играть с сетренкой? она тебя обидела? она не дает тебе играть в игрушки? ты забрал игрушки чтобы обратить на себя внимание сестры… много вариантов есть. методика практики большой требует. вот буду с малого начинать. глядишь потом подруг учить буду)
мне кажется, это уже в другую степь уводит беседу(
про обратить внимание-это вообще сложновато для 4 лет, думаю) и еще тут надо ведь какую-то альтернативу искать, а иначе по кругу будут эти обиды ходить
как с двумя не знаю у знакомой 4 детей. методику эту только на 1 ребенке использует.