как мамы сравнивают своих малышей с другими детьми(РЕПОСТ от Екатерины-психолог-Марченко)

Развитие ребенка, или немножко о том, как мамы сравнивают своих малышей с другими детьми

В прошлом году писала уже на эту тему, но решила чуть подправить и добавить...

Когда в родильном доме, а вернее – в родильном зале, первый раз видишь ребенка, то пытаешься уловить его особые черты и ответить на вопрос, который мучал всю беременность – на кого же будет похож (похожа) кроха. Помню, когда еще работала психологом в родильном доме, у некоторых мам был такой страх, что подменят ребенка или перепутают в тот момент, когда женщина после родов должна пару часов отдохнуть в палате. На это время ребеночка забирают в детскую (такая практика бывает не во всех роддомах и часто малыш не расстается после родов с мамой). Так вот они в родильном зале фотографировали своего малыша на мобильный телефон и сверяли фото с принесенным через пару часов на кормление комочком. В процессе знакомства с малышом каждый день, запоминаешь его складочки, форму пальчиков, пятнышки, царапинки, волосики и всякие для других чаще незаметные отличия.

Такие моменты – ступеньки развития восприятия своего ребеночка как уникального, не похожего на других. После адаптационного периода, когда у мамы и малыша уже есть силы гулять на улице, а может быть уже даже ездить в гости, наступает другая ступенька этого процесса, а именно «укладывания» у себя в голове мысли, что есть такие же малыши, как и мой, чем-то отличающиеся от моего родного маленького человека. Мы слышим от знакомых мам «а мы так же намучались с животиком», «а у нас тоже была аллергия на эти памперсы», «а у нас грудное молоко быстро «закончилось» и мы перешли на смеси». И когда вот эти фразы «а у нас также» совпадают, это доставляет неимоверную радость маме. Почему? – это ощущение некоторой формы поддержки, когда знаешь, что ты не один такой и у других бывают проблемы. Может, конечно, быть и такой вариант развития событий, когда молодая мама, узнав, что у кого-то хуже, сложнее с малышом, обрадуется, облегченно вздохнет и подумает: у меня-то лучше. От такого ощущения полезно избавиться и поругать себя за него. А вот ощущение, что я не одна такая мама и похожие трудности бывают у деток и мамы справляются с ними, весьма неплохое. И об этом в трудные минуты материнства стоит вспоминать чаще.

Сейчас для мам представлен широкий спектр пособий, статей, порталов по развитию малышей, начиная с внутриутробного периода. Но если ввести в поисковых системах запрос «что должен уметь ребенок в… и далее месяцы», то мы найдем часто противоречивую информацию о развитии малыша. Здесь стоит быть очень внимательным и читать не один источник, а разные, и лучше всего, если это будут статьи или данные, написанные педиатрами или психологами. Ведь, прочитав такие на первый взгляд убедительные, но на самом деле сомнительные данные, мамы сопоставляют их с развитием с собственного малыша и приходят к неутешительным выводам и начинают паниковать: «У нас еще нет зубов, а должны быть», «все уже ползают в этом возрасте, а мы только по-пластунски», в статье написано «в 6 месяцев дети начинают сидеть, а мой не пытается». А еще подруги с детками ровесниками вносят сомнения «у девочек уже животных проговаривает, а мой только «мама» с трудом», «их уже сам на горшок просится, а мы его еще даже не купили». Примеров можно приводить много.

Если ваш малыш в шесть месяцев, например, не проявляет интереса к книгам, а дети-ровесники в кругу вашего общения активно их листают и изучают, не стоит паниковать и ставить своему ребенку суровый диагноз: отстает в развитии. Попробуйте сделать акцент не только на приучении к книгам, а другим игрушкам, развивающим мелкую моторику – сортировщикам, деревянным игрушкам с бусинками, рамкам-вкладышам, старайтесь учить звуки животных или что-то еще. Главное — переключиться с идеи, что ребенок непременно должен полюбить книжки в этом возрасте. Ребенок заинтересуется ими позже, например, в 10 месяцев, когда пальчики окрепнут и будут способны переворачивать странички.

Важно «нащупать» у своего малыша проявление интереса к чему-то, наблюдать и еще раз наблюдать, а потом уже действовать, искать причины, возможности. Маме в вопросе развития своего малыша нельзя опускать руки и отчаиваться – а вот переформулировать проблемы в цели и задачи стоит. И дальше уже искать способы их реализации.

Или, у вашего десятимесячного малыша нет зубов? – «старшие мамы», будь то свекровь или своя мама могут обреченно сказать, что это отклонение. Молодая, уверенная мама обратится в первую очередь к детскому стоматологу, который объяснит, что это не отклонение, а норма для ее малыша. И в ожидании появления первого зуба у малыша такая мама будет не горевать, отвечать шутливо подругам, что «придется зубы малышу покупать, думаем вот с мужем какие поставить, золотые или сапфировые». Или, например, если у малыша «лысинка» или плохо растущие волосики и подруги очень часто акцентируют внимание на этом, отвечать, что «собираем с мужем волосы на парик малышу и думаем, чей цвет волос подойдет больше: мамин или папин?». На таких вот «излишне заинтересованных» подруг, знакомых во многих случаях действуют такие ответы с улыбкой. Я не говорю сейчас о самых настоящих друзьях, которые имеют чувство такта, и не будут задавать вопросы «почему нет зубов», «почему не ходите на горшок», а лучше спросят о вашем самочувствии, поддержат и заставят улыбнуться.

Вспомним и про раннее развитие детей. Малыш может развиваться по срокам очень хорошо и идти вперед. Мама запасается всеми видами программ по раннему развитию малыша, проводит занятия каждодневно и продолжительно. Но ребенок не радует регулярными успехами, в ответ мама раздражается, перестает заниматься с ним, «опускает руки». В важном деле развития ребенка очень важен настрой мамы, индивидуальный подбор программ, опора на принцип «мой ребенок может и ему это интересно». Если в один день малыш отказался изучать цвета, регулярно их путает, стоит подумать на предмет того, стоит ли их изучать сейчас или заняться этим чуть позже, через пару недель, в другой игровой форме. Когда полуторагодовалому малышу дают карточки и просят назвать цвета, ему может это быть попросту не интересно, а вот если при изучении взять мел, цветную бумагу, цветную крупу – все то, что можно пощупать, потрогать, уровень интереса повысится.

Ваша подруга при очередной совместной прогулке с детьми или разговоре по телефону начинает рассказывать, какой у нее чудесный малыш и как он каждый день осваивает новое, уже пытается ходить. А ваш ребенок еще даже и не пытается этого делать. Что можно сказать в ответ такой подруге: — «Как тебе везет, мы даже не пытаемся» (нейтрально, даже безоптимистично), — «Правда? – значит, мы отстаем» (пессимистично), «- Ходит? Как здорово! Малыш — молодец, а мы стали осваивать части тела/звуки животных, это так интересно, уже рычим, гавкаем… и др. Интересно, как все дети развиваются по-разному» — наиболее оптимальный для мамы и малыша. Мы не просто отвечаем, а подчеркиваем индивидуальность своего малыша, рассказываем о перспективе его развития. Важно не просто это проговаривать для подруг, а понимать и принимать это самой.

Или ваш малыш преуспевает в чем-то более, чем ребенок подруги. И вот она рассказывает вам о своих переживаниях, что ее малыш отстает. Как ответить более «психологично» для подруги и не травматично? – Поддержать, не просто похвастаться, что умеете вы, а как раз подчеркнуть индивидуальность деток, в мягкой форме порекомендовать, как справлялись с этой проблемой вы, и добавить, что вам понятны ее чувства.

Раннее развитие малыша для самой мамы, прежде всего, возможностью занять время, развить свои педагогические и психологически возможности, для малыша – освоить некоторые знания и умения. Но, конечно, во всем нужна мера. Если вы устали, хочется спать, не стоит раздраженно повторять малышу, где у лисички хвост, а где уши и расстраиваться, когда нос лисы оказывается ушами, а уши носом. Лучше погуляйте на улице, а уж потом приступайте к развитию.

Развитие важно в радость и по желанию. А что сделать, чтобы это желание возникло? Уж точно не делать это вдогонку сыну или дочки подруги, или потому что свекровь так сказала, а делать, понимая, что вы и малыш – это союз, одна система, паровозик, если хотите, где мама – паровоз направляющий, а малыш – вагончики, которые следуют вдогонку. Не развивается мама – не развивается малыш. А план действий довольно прост: активно развиваемся сами, читаем информацию о развитии детей, общении с ними, сопоставляем ее из разных источников, наблюдаем за малышом, выявляя его «чувствительные места» и склонности и выстраиваем программу развития для своего малыша, уникального ребенка, который выбрал именно вас и «пришел» в семью.

Молодая мама – это, прежде всего, творческий человек и самое важное ее творение – ребенок. Как писала когда-то Императрица Александра Федоровна в своем дневнике: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни». Если мама пассивная, у нее нет интересов, желания развиваться, узнавать новую информацию, то малыш будет «впитывать» этот взгляд на мир. Если же мама ведет активный образ жизни, поддерживает хорошую физическую форму, не забывает о том, что она не только мама, но и супруга, женщина, дочка, подруга, то ребенок растет в атмосфере движения, общения, взаимодействия.

Екатерина -психолог-Марченко


Настя
Настя
Смоленск
331322

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Zarifa A-а
Zarifa A-а
вюсал
21 год
Баку

у нас говорят, как пальцы на руках разные так и дети разные… у каждого свой характер и свои требования к жизни… мы же ни хотим себя с кем-то сравнивать себя… так почему наши дети должны быть на кого-то похожи… пусть они будут такие, какие они есть… индивидуальные… единственные в своем роде...........

Пожаловаться
Анна
Анна
Краснодар
Хорошая статья
Пожаловаться
Елена Правило
Елена Правило
Энгельс

Спасибо за настрой))))))))0