Музыкальное образование детям. А нужно ли?

В последнее время всё больше мам хотят дать дополнительное образование своему ребёнку, записывая его в музыкальную школу или подобного рода кружки и студии. Некоторые желают организовывать обучение музыке частным образом, приглашая педагога-репетитора в свой дом или приходя к нему домой. Порой данное желание родителей сопровождается сомнением: а сможет ли мой ребёнок, и вообще, есть ли у него музыкальные способности?

Если 15-20 лет назад в музыкальные школы принимали так называемых одарённых детей, то сегодня берут всех. Для меня, как педагога, никогда не возникало вопроса браться за обучение ребёнка или нет, НО важный момент для ребенка – его личное любопытство, желание узнать что-то новое, а для меня — возраст ребенка. О первом и втором остановлюсь подробнее.

Истинный интерес ребенка (не родителя) именно к музыкальным (или не музыкальным) занятиям возникнуть раньше 9-11 лет не может и связано это с тем, что такой психический процесс или, если хотите, качество психики, как сознательность наступает лишь в этом возрастном периоде. Только после 9ти лет у ребенка зарождаются интересы и его личное понимание того, что он действительно хочет познать то или иное. Кому то из ребят становится интересно воспитывать (дрессировать) собаку и он клянчит у родителей щенка и это вовсе не для забавы, а ради познания чувства ответственности. Кому-то становится интересно наблюдать за жизнью животных или птиц или насекомых и тогда ребенок идет и сам записывается в клуб юннатов. Кто-то понимает, что отлично себя чувствует на сцене и этот момент — момент осознания, что это ему действительно нравится, ребенок может прочувствовать только после 9 лет. К примеру, он может и раньше получить опыт выступлений на сцене, но он не принесет ребенку ничего положительного или отрицательного и даже, если он забудет слова во время прочтения стихотворения, то после на долго не расстроится и не будет думать наперед о том, что в следующий раз ему надо будет лучше подготовиться (ну, если, конечно не расстроится первой его мама или папа или бабушка).

«По словам Д.И. Фельдштейна, между 9 и 10 годами начинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции „я и общество“, когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место. Это узловой рубеж, когда ребенок осознает себя субъектом, испытывает потребность реализовать себя как субъекта, приобщиться к социальному на уровне преобразования.»

Таким образом из второго «важного» образуется первое «важное». Я, в первую очередь, как человек и во вторую, как педагог, зная онтогенез не могу отодвинуть в сторону принцип «не навреди» и взять к себе назанятия в группу или на индивидуальное обучение (что менее результативно, нежели занятия в группе) ребенка младше 9ти лет. Потому что с детьми младше 9 лет никаких занятий быть не может. Занятие, это процесс носящий обучающий характер. Ведущей же деятельностью у дошкольника является игровая деятельность и, только в этой форме я имею право проводить время с детьми. Вы скажете, 7ми-8ми летний ребенок уже не дошкольник и вы будете правы, но надо вспомнить о кризисе 7ми лет, когда ребенок примеряет на себя новый статус ученика и адаптация к новой «шкуре» занимает время.

«По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса 7 лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.»

Так вот, говоря об игре надо не только знать во что играть, надо знать кАк играть и не менее важно знать сколько играть. В идеале процесс омузыкалененной (да простят мне профи это слово) игры не должен быть по расписанию, но коли расписание в нашей жизни есть, то это должно быть время бодрствования ребенка, не в 9 часов утра и не 20 часов вечера и, если ребенок спит в обед, то исключать и это время.

Не смотря на то, что сегодняшний образовательный бизнес — это только бизнес и ничего личного, я должна напомнить, что игра с мамой или папой, это особое удовольствие для ребенка, нежели походы «в гости» к чужой тетеньке. Совместные игры запомнятся ребенку на всю жизнь и мало вероятно, что эти воспоминания будут вызывать негатив.

Очень важно понимать и принимать тот факт, что во всяком развитии есть свои этапы – закономерности. Ведь цветок не вырастает мгновенно и сразу с красивым бутоном, а бабочка не рождается сразу с крыльями. Я убеждена, что педагог 21 века, это профессионал не только владеющей методикой преподавания (если говорить про педагога-музыканта то и голосом, инструментом. музыкалной психологией), но также владеющий знаниями в области детской возрастной психологии, нейрофизиологии, валеологии и пр.

Говоря о дошкольном возрасте отмечу, что до 6ти лет у ребёнка активно развивается память, мышление, речь, внимание, восприятие. Подчеркну, что эти психические процессы только-только набирают «обороты», но никак к 6ти годам не заканчивают свое развитие и именно в этот возрастной отрезок важно не использовать ещё не созревшие механизмы, а не мешать им укрепляться в естественной жизненно-бытовой среде ребенка.

«Именно этот возраст наиболее благоприятен для накопления

представлений [b][u]об окружающем мире[/u][/b] (Л.А.Венгер, Р.С.Немов и др.)»

А иначе получается такая картина — росток только пробился из земли, а «добрая» хозяйка закидала его кучей разных дорогих удобрений и ждет в короткий срок урожая. А как гласит поговорка — «Бог собирает зрелый урожай». Цинично, но это так. Не торопите ребенка расти, не пытайтесь сделать из ребенка всезнающего старика.

В самом начале своего эссе (да простят мне и это слово профи) я говорила о звуковой среде.

На первых же занятиях с учеником довольно ярко раскрывается картина «музыкального» опыта ребёнка, то есть, какая звуковая среда окружала маленького человека. Или это были каждодневные мультфильмы или любимая музыка папы или гудение пылесоса, блендера или шум моря, дождя и многое многое другое. Звуковая (не музыкальная) среда – является фундаментом для дальнейшего музыкального развития и обучения. И от того, на сколько она была естественной в жизни ребенка, зависит его успешность в музыке, зависит на сколько велико будет его желание познать этот вид искусства.

Самым первым из музыкальных качеств зарождается звуко-высотный слух. И очень важно знать, что природа наградила человека лишь двумя певческими регистрами, это головной регистр (резонаторы (они же полости) находятся в лобных долях головного мозга) и грудной регистр (резонаторы находятся в грудном отделе позвоночника (трахея, бронхи)). Третьего «среднего» природой не предусмотрено, это промежуточные звуки. ПОЭТОМУ КОЛИ ПОЕТЕ С РЕБЕНКОМ ДУЭТОМ, ТО ПОЙТЕ ИЛИ НИЗКО ИЛИ ВЫСОКО И ОРИЕНТИРУЙТЕСЬ НЕ НА СЕБЯ, А НА РЕБЕНКА, ПРИСЛУШАЙТЕСЬ В КАКОМ РЕГИСТРЕ ОН ПОЕТ И ПОЙТЕ В ЕГО ДИАПАЗОНЕ. Между прочим так начинают работать с детьми «гудошниками», которые фальшиво интонируют во всем своем диапазоне и «поют» (в кавычках, потому что у них отсутствует напевность) на 2х-3х звуках. Говоря о звуко-высотном слухе быстро скажу о том, что в Новосибирске в НИИ Физиологии проводился эксперимент, в ходе которого было установлено, что более 50% детей 8 лет не слышат полутона. Есть повод подумать.

С возрастом и с его значением мы разобрались, поэтому далее информация пойдет уже в контексте раннего возраста ребенка (от 1 до 3х лет).

Естественный слушательский опыт предполагает абсолютно пассивное слушание. Не важно, будь то звуков природы (пение птиц, шелест листьев, дуновение ветра и многие другие звуки, которыми богата природа) или бытовые звуки, шумы итд. Игровую деятельность с элементами развития музыкальных способностей можно определить как деятельность включающую в себя 4 направленности:

НА РИТМИЗАЦИЮ

Самое знакомое нам и простое «упражнение» на развитие ритма, это забытая игра «Ладушки» с обычными хлопками (две ладошки ребенка хлопают об мамины две ладони):

«Ладушки-ладушки,

Где были?

— У бабушки.

Что ели?

— Кашку

Что пили?

— Бражку.

Кашка сладенька,

Бабушка добренька!

Или сажаете ребёнка на свои колени и покачиваете:

»По кочкам, по кочкам,

По маленьким пенёчкам,

Шёл Федун -

В ямку – БУМ!!! (ребёнок «падает»).

Ещё вариант:

«По кочкам, по кочкам,

По ровненькой дорожке,

Вера шла

В ямку – Бах!»

Текст произносится очень чётко и ритмично.

Выше перечисленные игры легко воспринимаются детьми 1-3 лет. Качели, прыжки, подкидывания ребенка итд., все это ритмизует ребенка. Важно знать, что ритмизовать (ВВЕСТИ В РИТМ) ребенка может только взрослый, вот почему важно маме качать своего малыша после рождения.

__________________________________________________________________

НА СЛУХ

Направленность на развитие слуха у дошкольника должна носить только монодический характер — слушание одного голоса, одной мелодической линии. Полифония же, это сложная музыкальная форма (!!!) и представляет собой не простую количественную совокупность голосов, линий.

И это тоже обусловлено физиологией головного мозга маленького человека.

«Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет иерархическую организацию. Она состоит из цепочки центров, которые перерабатывают нервные сигналы, направляющиеся из уха в высший отдел слухового анализатора — слуховую кору. Переработка звуков (например, музыкальных тонов) начинается во внутреннем ухе (улитке), сортирующем сложные звуки (издаваемые, например, скрипкой) на составляющие элементарные частоты. Затем по волокнам слухового нерва, настроенным на разную частоту, улитка посылает информацию в виде последовательности нейронных разрядов (импульсов) в головной мозг. В итоге они достигают слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на звуки определенной частоты.»

Надо помнить, что человек рождается не с совершенными (не развитыми) системами. Поэтому взваливать на ребенка сложные формы (чего бы это не касалось) это вредно и опасно для здоровья. Самое верное правило — начинайте с простого. И в данном случае самый простой и выигрышный для вас и малыша вариант, это приобрести детскую блок-флейту, дудку и «пиликать» на ней как душе угодно, а так же всякого рода свистульки, однотонные коробочки, ксилофоны, которые можно найти в изобилии в любом детском магазине игрушек, тоже привнесут разнообразие в ваш совместный «музыкальный» опыт.

____________________________________________________________

НА СЛОВЕСНО (ВОКАЛЬНО) — РИТМИЧЕСКУЮ КООРДИНАЦИЮ

Вообще это довольно сложный психический процесс, он связан с возбуждением в коре головного мозга обоих полушарий и предполагает под ритмично проговариваемый (пропеваемый) текст (детские потешки или прибаутки) ритмичное (СОГЛАСОВАННОЕ) выполнение движений, например:

Мама раскачиваясь топает вместе с ребёнком:

«Топ, топ! Кто идёт?

Это Саша наш идёт!»

или

«Саша ножкой топ! (пауза)

Саша ручкой хлоп! (пауза)

Саша ножкой топ-топ!

Саша ручкой хлоп-хлоп!»

Далее идут хлопки:

«Мама с Сашей топают – топ, топ. топ!

Мама с Сашей хлопают – хлоп, хлоп, хлоп!»

Надо помнить, что в игре важна яркая эмоциональная окраска – как во внешнем проявлении (в речи), так и внутреннем (этоваше отношение к происходящему, вам самим это должно нравится, а не так, что вы играете в учителя и ученика), чтобы игры не превращались в упражнения, а оставались играми!

Очень интересно уже для 3х леток будет игра с мячом – «Поиграй с именем». Имена в игре надо называть те, что знакомы ребенку, пусть это будет имя бабушки или деда, любимой тети или дяди, брата или сестры, мамы или папы, имя самого ребенка.

Проговаривая своё имя по слогам, на каждый слог, ребёнок отбивает мяч о пол, например:

«Са-ша» – в имени 2 слога, значит, мяч отбивается двумя руками.

Начинать нужно всегда с простого! Поэтому, если видите, что ребёнку трудно, то берите имена «простые», с 1-м или 2-мя слогами (Оля, Влад, Лена и т.д.).

Также для 3х леток будет доступна потешка:

«Баба встала на носок,

А старик на пятку,

Стали „Русскую“ плясать,

А потом вприсядку!

______________________________________

НА НАРОДНЫЙ ВОКАЛ

Певческая среда на мой взгляд, в музыкальном развитии имеет доминирующее значение.

Голос – это „живой“ инструмент человека, который способен передать очень многое, начиная с высоты, тембра звука и заканчивая настроением, чувствами, душой.

»Народное пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, обладает камерностью (т.е. не слишком громкое), имеет грудное звучание (при выходе из грудного диапазона может ипользоваться головное звучание – т.н. «тонкий голос» или «фистула»), и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»). Впрочем, вариаций народного мнения почти так же много, как много есть разных народов...

Русское народное пение характеризуется теплотой грудного тембра, открытыми гласными, которые придают яркость и пронзительность звучанию, но при этом (в сравнении с академической манерой), «прямым звуком» (т.е. отсутствием вибрации в голосе) и меньшим резонансом, чем тот, который есть в голосах оперных певцов"

Исполняя колыбельную или попевку, мама должна знать, а знакомы ли образы, которые стоят за текстом песни её ребёнку. Нет смысла (и даже вредно) петь про Петю петушка, если ребёнок никогда не видел петуха и тем более не слышал как он «поёт».

Колыбельные песни должны быть наипростейшими, как в мелодии, так и в тексте:

«Баю-баюшки, баю,

Тихо песенку пою,

Баю баю баю Бай,

Спи, Светлана, засыпай.»

Или

«Баю, спи, сыночек мой,

Баю, спи, хороший мой,

Баю, спи, Ванюша наш,

Баю, спи, любимый наш.»

И так несколько раз на один мотив (который придумать и менять может сама мама).

Важно, чтобы действие сопровождалось песней, к примеру, пошли вы ребенка утром умывать и напеваете:

«Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.»

Посадили себе кота на колени и напеваете:

«Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.»

Пошли спать укладывать поете:

«Баю-баю, баиньки,

Купили сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.»

Советую игры, попевки, колыбельные песни и т.п. брать из сборников по русскому народному творчеству. Всё новое – это хорошо забытое старое!

______________________________________________________

Моя задача как не равнодушного человека была рассказать, поделиться знаниями, решение все равно принимает родитель, но вот выигрывает или проигрывает, все-таки, в конечном счете, только ребенок.

*****************************

Это интересно:

Традиционно у вокалистов термин «вокализация» обозначает пение гласными звуками. Но давно учеными-нейрофизиологами доказано, что человек способен мыслить только согласными звуками и это легко проверить, напишу я слово ЛЖК или ТРЛК или ППРТНК и любой из вас в этих знаках прочтет информацию и если бы эти слова были ещё в тексте, то прочитать было бы ещё быстрее и проще.

Интересный факт:

Все семитические письмена, кроме эфиопского шрифта и клинописи, которые не всеми считаются семитического происхождения, исключительно изображают согласные буквы, гласные же читателю приходится добавлять самому. Та же особенность замечается в египетском и берберийском языках, не говоря уже тех, что заимствовали алфавит y арабов.


Ксения
Ксения
Новосибирск
011943

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Елена
Елена
Ярославль

Я в 6 уже точно знала, что хочу заниматься гимнастикой и не хочу гандболом. Так что про самоопределение пристрастий только после 9 лет — по мне так бред.