Речевое развитие в раннем возрасте.
Ранний возраст -очень волнительный период как для мамы, так и для самого малыша. Ранний возраст считается от 1 до 3 лет. Но мы не будем забывать и о малышах до года. В этот период происходит формирование основных структур мозга ребенка. Известно, что ни в каком другом возрастном периоде не наблюдается такого быстрого скачка роста, веса и, конечно, психических функций( внимания, памяти, мышления, речи...) За эти три года дети проходят колоссальный путь.
Вспомните сами: сегодня ваш малыш лежит, внимательно наблюдая за вами, а завтра он уже смог перевернутся, затем пополз, и вот он уже пытается встать… Удивительно)Перейдем к вашим вопросам)
1) Как заподозрить проблему с речью к ребенка раннего возраста?
Для начала я бы посоветовала проанализировать свою беременность и роды. Вспомните, как протекала беременность, (токсикоз со 2 триместра, инфекционные заболевания, гипоксия плода, как проходили роды). Неблагоприятное течение беременности и родов МОЖЕТ повлиять на речевое развитие ребенка.
В первые дни младенца наблюдайте за ним: отметьте его общую подвижность, характер крика (хорошо, когда крик громкий, чистый). Дома вы будете отмечать такие явления как, покряхтывания малыша, различного рода вокализации. Таким образом малыш подготавливает свой артикуляционный аппарат. Перейдем к онтогенезу (развитию) речи, т.е. на какие нормы можно опираться. Разные авторы отмечают возрастные границы по-разному. Обозначу наиболее распространенные:
-0-3 мес. Развитие эмоционально-выразительных реакций;
-3-6 мес. Появление голосовых реакций, гуления (отдельные звуки, например: агу, кх, гх, уа), у некоторых появление лепета (слияние звуков в слог, например ба-ба, та-та);
-6-10 мес. Начало развития понимания речи, активного лепета;
-10-12 мес. Появление первых слов.
-от 1 года до 3 лет. Преддошкольный этап. Начало этапа становления активной речи. Значительное накопление активного словаря (т.е.тех слов, вторые ребенок употребляет в своей речи). К началу 3 года жизни начинает формироваться грамматический строй речи .
-от 3 до 7 лет. Дошкольный этап. Овладение связной речью.
Важно помнить, что КАЖДЫЙ ребенок индивидуален! Успокойтесь и не загоняйте своего малыша в строгие рамки, не сидите судорожно над таблицами норм развития. Просто наблюдайте.
Ребенок начинает общаться ЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК ПРОИЗНЕСЕТ ПЕРВОЕ СЛОВО.
Когда же бить тревогу? Для начала успокойтесь. Но обратиться к специалисту можно в следующих случаях :
-если до 4 мес. у ребенка не наблюдается характерный комплекс оживления (улыбка при виде значимого взрослого, активное движение ручками и ножками, гуление) ;
-если к 9 мес. у ребенка отсутствует лепет;
-если к 1,5 годам ребенок молчит, у него наблюдаются проблемы с жеванием и глотанием, его словарь насчитывает 1-2 слова;
-если словарный запас не расширяется и остается прежним к 2 годам;


Когда стоит обратится к логопеду?
В 2 года :
-если малыш не произносит никаких звуков;
-не понимает вашу речь;
-если не использует никаких слов, звукоподражаний ( кис-кис, бах, тук-тук и т.д.) .

В 3 года :
-если отсутствуют предложения;
-если «каша во рту », никто не понимает ребенка, речь слишком быстрая или слишком медленная;
-если отсутствуют гласные звуки, звуки б, п, м, т, д, н, к, г, х, в, ф.

В 4 года:
-если отсутствуют звуки с, з, ц;
-имеются пропуски, перестановки слогов ;
-если не знает цвета, названия животных, фруктов, овощей.

В 5 лет :
-если отсутствуют звуки ш, ж, ч, щ;
-если не может пересказать короткий рассказ;
-если путает окончания.

В 6 лет:
-если отсутствуют звуки л, р;
-если не умеет рассказывать;
-если не знает времен года ;
-если путает понятия «направо»,«налево », «вверх», «вниз » и т.д.

Уважаемые мамы! Только Вы являетесь проводником ребенка в счастливую жизнь. Если вас что-то смущает в развитии вашего малыша, я прошу, не пускайте все на самотек, не слушайте бабушек-соседок-подруг, что у них заговорил в 5 лет и ваш заговорит… Не упустите важный период в развитии своих детей. РЕБЕНОК НЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ В СВОЕМ РАЗВИТИИ НИ НА МИНУТУ… Не копите проблемы как снежный ком, ведь нарушение в одной сфере влечет за собой нарушения в других психических сферах, будь то мышление, память внимание или речь.
О том, как стимулировать речь ребенка и заниматься дома я расскажу в следующем посте!
Не теряйте) Мой малыш тоже требует внимания😊 в свободные минуты я здесь 🤗Всего наилучшего!)

Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре
5201822

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Катерина
Катерина
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Ступино

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а выбор руки тоже влияет на развитие речи? Точнее сам факт доминантной руки. И к какому возрасту обычно происходит «выбор» руки? Сыну 2.2, пользуется и левой и правой. Ест например чаще всего правой, рисует чаше всего левой, но может и поесть левой, а порисовать правой. С речью туго, но небольшие прогрессы есть, то есть динамика слабовата, но все же положительная) собственно вопрос на сколько важна доминирующая рука для речи) спасибо, если найдёте время ответить!) я и муж правши

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Ступино

Дополню) в целом ребёнок видно, что смышленый, физическое развитие без нареканий, прыгать двумя ногами начал где-то в 1 и 5, на горшок пошёл в 1 и 8, очень любознательный, очень любит залазить наверх, из-за столов вечные скандалы, а у него в силу любознательности сильные руки, то есть подтянуться ему не проблема. Очень контактный, очень эмоциональный. То есть в целом очень живой ребёнок. Но вот речь… мама, да, Папа, баба это хорошо отработано, четко. Звукоподражание на на все. Короткие слова ему нравятся которые случайно услышит типа блин, пипец, это тут же повторяет и ходит пиипеее, жтвотных звукоподражанием. Очень любит домашние дела, подметать, мыть полы, посуду и тд. Именно поэтому я не сильно бью тревогу, но может уже пора?)

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре

Здравствуйте! На самом деле выбор доминантной руки происходит ближе к 4 годам. По вашему описанию видно, что эмоционально-волевая сфера у ребенка сохранна. В таком возрасте активный словарь ребенка в среднем, в лучшем случае должен насчитывать около 200-300 слов. Этот период характеризуется усвоением грамматической структуры предложения и развитием понимания связи между словами и использования разных форм одного и того же слова. Т.е.в речи наблюдается огромный скачок. В речи вашего ребенка имеются фразы? Пусть даже самые простые? (например, "дай мяч", "мама иди ")?
Активно ли он повторяет слова за вами?
Связь между левшеством, леворукостью и развитием речи есть, но в целом не определяет идеальное развитие речи или развитие с дефектами. Эту информацию логопед уточняет при диагностике для оптимального выбора коррекционного маршрута. Плюс ко всему леворукость может быть разного генеза (например вынужденной, и тогда связи между речью и леворукостью нет, например, когда сломал ребенок правую руку… Скажу честно, я эту тему тщательно не изучала и к сожалению, сейчас нет времени поднять ту информацию, которая у меня где-то в книгах потерялась ? Но, могу посоветовать книгу "Эти невероятные левши " А. В. Семенович.
Еще раз по поводу вашего малыша, все-таки обратитесь к логопеду в вашем городе, пускай логопед проведет диагностику, в этом нет ничего страшного.
И помните, что развитие речи связано с физическим ращвитмес(которое у вас на высоте, общей и мелкой моторикой!)) занимайтесь с ребенком) Желаю удачи ?

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Ступино
Мария 

Спасибо вам огромное за ответ? нет, я даже не про леворукость, а про сам факт что ещё не выбрал ведущую руку, не важно левую или правую. Слова за мной не активно повторяет, простые повторяет, сложные нет. Сок, дом и тд это пожалуйста. Предложений нет. Нам с логопеда надо начинать или сперва к неврологу? Были у невролога в полтора, он сказал ждём горшок. Но горшок уже пол года с нами...) спасибо вам ещё раз))

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре
Катерина 

Не переживайте, к 4-5 годам точно поймете, какая рука ведущая. Слова сложной слоговой структуры (велосипед, строитель) он и не повторит. Занимайтесь с малышом, то что он повторяет, это же отлично, значит есть база для речи. Постепенно вводите новые слова. И говорите, говорите, говорите. Я бы сходила сначала к логопеду.

Пожаловаться
Катерина
Катерина
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Артём
6 лет
Ступино
Мария 

Поняла Вас!) спасибо огромное, что тратите на нас время)) здоровья вам и вашему малышу!???

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре
Катерина 

Спасибо большое?Всего хорошего)))

Пожаловаться
Инна Горбенко
Инна Горбенко
Демьян
4 года
Сургут

Здравствуйте, очень интересный и полезный пост, спасибо вам большое ?. Моя дочь одинаково хорошо работает двумя руками, если надо приложить усилие левая работает лучше, но ест и держит карандаш правой. Так вот ей 2,10 она плохо говорит, и её папа так же поздно заговорил, он переученный левша, свекровь говорит, что это конфликт в мозгу, и именно из-за этого у нас проблемы с речью, вы о таких случаях слышали? С логопедом — дефектологом занимаемся с 2,5 лет

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре

На самом деле леворукость и левшество очень интересная тема… Да, по наследству левшество вполне может передаваться. Но, я так понимаю, ваша дочь-амбидекстр? Или все-таки чаще задействует левую руку? Свекровь несколько не права… Никакого конфликта нет
Конфликт возникает тогда, когда именно переучивают левшу… Делать это совсем нежелательно… Это было популярно как раз во времена вашей свекрови (из-за незнания нейропсихологии в те времена).
У левшей и правшей разная организация мозга. "У праворуких людей центр речи находится, как правило, в левом полушарии (90% случаев), а у леворуких он может быть в правом полушарии (70% случаев), но может быть и в левом и даже располагаться симметрично в обоих полушариях".
Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (заикание, быстрая речь). Согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием — это переученный левша.(с)
Не трогайте ручки))) Пускай работает той рукой, какая ей удобна. Развивайте лучше мелкую моторику!)) я почитала несколько ваших постов относительно речи девочки, и точно могу сказать что ведущая рука здесь совершенно не при чем, вы же сами понимаете… Ээг, консультации невролога… Я про это)) занимайтесь, все получится! Только не думайте что за месяц все пройдет и ни о чем не нужно будет беспокоится. Просто успокойтесь, у вас еще не так все ужасно и при комплексных мероприятиях (занятия с логопедом, лфк, массаж, логоритмика, наблюдения у невролога, занятия дома и т.д). высока вероятность выйти в норму. Вы большая молодец, что не упустили момент, и заметили что что-то не так. Всего хорошего ?

Пожаловаться
Инна Горбенко
Инна Горбенко
Демьян
4 года
Сургут
Мария 

Спасибо за такой развёрнутый ответ ?, очень интересно читать ваши разъяснения))) кстати мой муж заикаться, так что видо истина в ваших словах. Спасибо за советы

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре
Инна Горбенко 

Пожалуйста) Желаю удачи в преодолении всех трудностей ?

Пожаловаться
Валентина Штепа
Валентина Штепа
Комсомольск-на-Амуре

Спасибо вам большое. Очень полезная информация

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре

Пожалуйста)) Скоро будут еще посты. Если интересно -пишите интересующие темы)

Пожаловаться
СломяГолову
СломяГолову
Тюмень

Это я вовремя в бебик зашла ? у дочки дизартрия непонятной формы, кто говорит стертая, кто тяжёлая ? когда можно расслабиться в отношении её речи? Какое произношение уже будет в порядке нормы? Сейчас: обычно отсутствует первая буква слова, нет звуков ж, щ, ч, не использует в словах звуки ф, з, звук л больше похож на недоваренную в типа "уэ", а р на украинскую "г'э". Некоторые слова ещё на её тарабарском: пожалуйста=абаутя, при этом белый Бантик = беуый Бантик, мёд=ёть, мороженое=аонее и тд. Иной раз мне кажется, что она уже вполне нормально говорит, только съедает часть звуков, а как задумаюсь, так печаль-тоска прям ?

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре

Какой возраст у вашей дочки?

Пожаловаться
СломяГолову
СломяГолову
Тюмень
Мария 

4 года

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре
СломяГолову 

К сожалению, такая речь в данном возрасте не есть норма… Если звуки л-р могут еще потерпеть (хотя они у вас уже искаженные и будут закрепляться такими, неправильными в речи, л-двугубный ламбдацизм, р-велярный ротацизм,(но нужно видеть ), то с другими проблемами нужно работать… Надеюсь, вы занимаетесь с логопедом… Если нет, желаю найти хорошего, знающего свое дело специалиста. Всего наилучшего ?

Пожаловаться
СломяГолову
СломяГолову
Тюмень
Мария 

Занимались полгода назад, будем возобновлять. Звуки Л и Р могут быть наследственными? У меня по маминой линии все картавые (я сама исправила себе звук в 13лет), а с папиной у всех водка вместо лодки ?

Пожаловаться
Мария
Мария
Комсомольск-на-Амуре
СломяГолову 

По наследству вряд-ли ? Точнее по наследству речь не передается. И соответствено наличие или отсутствие, а также характер искажения звука тоже не могут передаться вам по наследству. А вот что звуки легко копируются это факт. Так происходит и в вашей семье. Звуки усваиваются по подражанию. Ребенок находится в такой речевой среде. Важно дать возможность общаться с людьми, которые правильно произносят проблемный звук, слушать сказки, стихи, насыщенные этим звуком. Кстати о наследственности… Если проблема в строении артикуляционного аппарата, т.е. Причина нарушенного звука, (например короткая уздечка или высокое готическое небо, может быть и может идти речь о наследственности.

Пожаловаться
СломяГолову
СломяГолову
Тюмень
Мария 

Спасибо вам большое за ответы! ❤️