Из журнала пользователя Анюта
Доступно: Для всех
Фотокурс

Золотое сечение и правило третей.

Хотела я вам начать рассказывать про технические аспекты фотографии, но, посмотрев домашку, поняла, что начинать нужно с композиции )

Итак, общие комментарии по вашим работам.

1. Не нужно располагать горизонт строго по центру! Это возможно лишь в случаях, когда у автора есть четко поставленная задача и знания для ее реализации. Во всех остальных случаях возникает дисгармония и вы получаете две отдельные картинки – часть верхняя и часть нижняя. Стала искать вам пример правильного использования центрального горизонта и нашла только это фото, но пример спорный, так как за горизонт можно взять и линию над скамейкой, а она, как раз, построена по принципу Золотого сечения.

Золотое сечение и правило третей.

2. Этот пункт вытекает из первого, но правило менее строгое. Не желательно, чтобы главный объект был посередине кадра, кроме случаев, когда это намеренно задумано автором. В работах Мэпплторпа практически все люди расположены по центру, что только усиливает ощущение от фотографии, но, если вы посмотрите на его работы с цветами, вы заметите, что они сдвинуты с центральной оси. Вряд ли он много раз ошибся )

3. Очищайте свой кадр. Вам не нужны лишние ветки, кусты, предметы быта и случайные прохожие. Контролируйте углы и границы кадра, именно оттуда обычно лезет всякая «нечисть» ) Когда-то этим правилом со мной поделился один гениальный фотограф. Я его спросила, что делать, если в кадре «выросло» некрасивое здание или стоит дерево, которое никак не спилить? Ответ был прост – не можешь «почистить», не снимай. Или ищи другой ракурс. Анализируйте свои кадры до нажатия кнопки спуск. Потом будет поздно.

4. В попытке очистить кадр от лишнего, не зажимайте его, не обрезайте нужное, не создавайте в нем хаос. Оставьте немного воздуха, некоторую недосказанность (но не путем обрезания ног или рук, это не недосказанность, это неправильное построение кадра!)

Вроде все. В последующих лекциях я буду возвращаться к этим комментариям, потому что это основа хорошего, гармоничного снимка.

Теперь про Золотое сечение и правило третей.

Наверное, многие уже слышали про правило третей. Это такой упрощенный способ деления картинки по принципу Золотого сечения, но для фотографов. Сразу скажу, я против такого упрощения и предпочитаю использовать Золотое сечение, так как фотография, практически та же живопись и не стоит делить разные виды искусства на серьезные и не серьезные.

Расскажу вкратце.
Принцип следующий – картинка делится на три равные части по горизонтали и по вертикали. Объекты, расположенные в точках пересечения этих линий соответствуют наилучшему восприятию. Получается, объект нужно располагать либо по точкам, либо по линиям данного деления. Кстати, тоже самое касается горизонта. Повторюсь, горизонт, расположенный посередине снимка не есть хорошо. В зависимости от того, на чем мы хотим сделать акцент, горизонт располагается по границе верхней, либо нижней трети.

Золотое сечение и правило третей.

Теперь про Золотое сечение.

Сейчас я вам сломаю мозг ))) Но все не так страшно, как кажется на первый взгляд. И, поверьте, это вам обязательно пригодится.

Принцип построен на восприятии человека окружающего мира.Человек различает окружающие его предметы по форме. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.

Построение Золотого сечения:

Золотое сечение это деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.

Золотое сечение и правило третей.

Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.

Ну как, мозг уже закипел? ) В конце будет видео, после него станет чуть понятнее.


Немного истории и интересных фактов.

Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании. Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых зафиксированы пропорции золотого деления.

Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления.
В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.

В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается геометрическое построение золотого деления После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением познакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой тайне. Они были известны только посвященным.

В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре. Леонардо да Винчи задумал и начал писать книгу, объясняющую принцип Золотого сечения, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком Италии в период между Фибоначчи и Галилеем.

Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли «Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее «божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.

В последующие века, во время борьбы с академической рутиной, были отвергнуты многие каноны, в том числе и Золотое сечение.

Вновь «открыто» Золотое сечение было в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические исследования». Он абсолютизировал пропорцию Золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что Золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа – важнейший показатель Золотого сечения. Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к Золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8: 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1: 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции Золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела – длина плеча, предплечья и кисти, кисти и пальцев и т.д.

Золотое сечение и правило третей.

Золотое сечение и правило третей.

Цейзинг дал определение Золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону.

Принципы формообразования в природе

Все, что приобретало какую-то форму, образовывалось, росло, стремилось занять место в пространстве и сохранить себя. Это стремление находит осуществление в основном в двух вариантах – рост вверх или расстилание по поверхности земли и закручивание по спирали.

Золотое сечение и правило третей.

Представление о Золотом сечении будет неполным, если не сказать о спирали.
Форма спирально завитой раковины привлекла внимание Архимеда. Он изучал ее и вывел уравнение спирали. Спираль, вычерченная по этому уравнению, называется его именем. Увеличение ее шага всегда равномерно. В настоящее время спираль Архимеда широко применяется в технике.
Еще Гете подчеркивал тенденцию природы к спиральности. Винтообразное и спиралевидное расположение листьев на ветках деревьев подметили давно. Спираль увидели в расположении семян подсолнечника, в шишках сосны, ананасах, кактусах и т.д. Совместная работа ботаников и математиков пролила свет на эти удивительные явления природы. Выяснилось, что в расположении листьев на ветке (филотаксис), семян подсолнечника, шишек сосны проявляет себя ряд Фибоначчи, а стало быть, проявляет себя закон Золотого сечения. Паук плетет паутину спиралеобразно. Спиралью закручивается ураган. Испуганное стадо северных оленей разбегается по спирали. Молекула ДНК закручена двойной спиралью. Гете называл спираль «кривой жизни».

Среди придорожных трав растет ничем не примечательное растение – цикорий. Приглядимся к нему внимательно. От основного стебля образовался отросток. Тут же расположился первый листок.

Золотое сечение и правило третей.

В ящерице с первого взгляда улавливаются приятные для нашего глаза пропорции – длина ее хвоста так относится к длине остального тела, как 62 к 38.

Золотое сечение и правило третей.

И еще много подобных примеров.

Разумеется, «тупое» следование принципу Золотого сечения не сделает ваши снимки шедеврами. Гармоничный снимок – это правильное сочетание композиционных правил или грамотное их нарушение. 
Стоит отметить, что Золотое сечение не есть проявление ассиметрии. Это просто другая симметрия.

Долго искала какое-нибудь понятное, не заумное видео, в итоге нашлось только это. Уровень 6ого класса, так что все должны осилить ))))

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 20
Комментариев нет
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Похожие записи
на тему беременности

Узнавай и участвуй