Из журнала пользователя Анюта
Доступно: Для всех
Фотокурс

Возникновение фотографии или почему мы обязаны французам.

Фотография не была изобретена в один день и одним человеком. Это была долгая вереница изобретений и экспериментов, предпринятых разными людьми, в разных концах света.

Первая камера – камера-обскура («темная комната» лат.) впервые упомянута в IV веке до н.э. — последователи китайского философа Мо Ди — моисты — описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля.

Принцип действия камеры-обскуры впервые объяснил арабский физик и математик X века Ибн ал-Хайсан (Альхазен). При этом он сделал вывод, что общепринятая в те годы теория распространения света (согласно которой лучи света исходят из глаз и как бы «общупывают» объект) не соответствует действительности.
Первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи», где отметил, что достаточно неудобно рисовать «вверх ногами», так как изображение в камере было перевернуто.
В 1687 году Йоганнес Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на матовую горизонтальную пластину, что позволило художникам переносить пейзажи на бумагу «как есть», то есть не перевернутыми. Кстати, это была первая зеркальная камера!
Многие художники в те времена использовали камеру-обскуру для создания своих произведений.

Возникновение фотографии или почему мы обязаны французам.

Камера-обскура представляет собой светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном (матовым стеклом или тонкой белой бумагой) на противоположной стенке. Лучи света, проходя сквозь отверстие, создают изображение на экране. Художник, находясь в «темной комнате» перерисовывает изображение на бумагу.


Разумеется, в какой-то момент встал вопрос о фиксации изображения без помощи кистей или карандаша.

Первым, кому удалось это сделать, был француз Жозеф Ньепс. Рисовать он не умел и стремился заставить «рисовать» свет. Для этого он покрывал поверхность пластины из стекла, меди или сплава олова со свинцом тонким слоем асфальтового лака (битума), растворенного в животном масле. Это и был первый светочувствительный материал. Ньепс засвечивал его в камере-обскуре в течение нескольких часов. Когда полученное на покрытии изображение затвердевало и становилось видимым невооруженным глазом, Ньепс в темной комнате обрабатывал пластину кислотой. Она растворяла покрытие линий изображения, защищенное от воздействия света во время экспозиции (то есть времени выдержки при засветке). Затем гравер четко гравировал линии, покрывал пластину чернилами и отпечатывал необходимое количество экземпляров рисунка. В результате получалась гравюра, созданная не художником, а светом, – гелиография (в переводе с греческого – «нарисованная светом»). Первое стойкое изображение в камере-обскуре Ньепс получил в 1826 году. Экспозиция при этом была равна 8 часам.

Возникновение фотографии или почему мы обязаны французам.
Первое изображение Ньепса. Вид из окна поместья автора.


Тогда же, в Париже, над созданием изображения с помощью света рассуждал и Луи Дагер – талантливый художник и предприниматель. Дело в том, что Дагер изобрел первую в мире диораму, для которой сам делал зарисовки, используя камеру обскуру. Рисунки были большие – 14х22 метра и для Дагера было достаточно утомительно раз в полгода приступать к написанию такого большого полотна.

Возникновение фотографии или почему мы обязаны французам.
Диорама дагера.


Начиная с 1826г. Луи Дагер организует в своём театре тайную лабораторию по разработке своего способа фотографии, и прилагает значительные усилия для решения этой задачи, но в таких делах необходим опыт профессионала, которым художник не обладает. Он узнает про Ньепса, который в тот момент уже практически разорен, и предлагает ему, за определенную плату, поделиться своим опытом. В 1829г. они подписывают договор о совместном проекте под названием “Гелиография, изобретённая г-ном Ньепсом и усовершенствованная г-ном Дагером”, согласно которому Ньепс «уступает свое изобретение», а Дагер «вносит новую модификацию камеры-обскуры». В это время Нисефору Ньепсу уже исполнилось 64 года, Дагер же моложе своего компаньона более, чем на 20 лет.

Работа велась раздельно – Ньепс пытался усовершенствовать свой метод, а Дагер искал вещество, которое поможет уменьшить время экспозиции и зафиксирует изображение. Оба проводили опыты на посеребренных пластинах (использование серебра также впервые предложено Ньепсом и используется по сей день!), когда в 1831 году ими было найдено вещество, которое станет основой техники Дагера и войдет в историю – йод.

Ньепс умер в июне 1833 года, так и не дожив до официального открытия фотографии. По договору, продолжать исследования должен был его сын, но тот не был избалованным молодым человеком и все свое время тратил лишь на развлечения и пьянки. На некоторое время Дагер прекратил свои опыты и возобновил работу только в 1835 году.

В то же время, в Лондоне, исследователь из Кэмбриджа Фокс Тальбот проводит свои собственные опыты с различными веществами и всего через два года исследований (против почти 20ти лет, которые потратили Ньепс и Дагер) получает замечательный негатив (термин, введеный Тальботом, наряду с «позитивом», «закреплением» и «фотографией»). Но, достигнув успеха, он прекращает опыты и начинает заниматься классической историей.

В 1835 году Дагер возвращается к своим опытам с йодом и, наконец, получает позитив (изображение). Это сенсация для того времени. И все газеты пишут о «волшебстве» Дагера.

Возникновение фотографии или почему мы обязаны французам.
Первое изображение человека. Луи Дагер. 1838 год.


К 1839 году окончательно сложился его метод получения изображения, названный дагеротипией.
7 января 1839 года дагеротипия была представлена на заседании Академии наук, где Дагер сообщил о своем намерении «продать (изобретение) государству».
19 августа того же года процесс был обнародован и «передан миру».

Возникновение фотографии или почему мы обязаны французам.
Один из старейших снимков Москвы. Дагеротип Леребура 1842-1853 гг.

Я постаралась описать историю возникновения фотографии с учетом важных, по моему мнению, фактов, но не грузя вас химией и процессами. Если кому-то интересно как делался дагеротип, посмотрите видео

Интересующимся историей фотографией рекомендую почитать книгу «Новая история фотографии» под редакцией Мишеля Фризо. На данный момент это лучшая книга на эту тему и она, безусловно, стоит своих денег.
Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 10
Комментариев нет
Актуальные посты
Похожие записи
на тему беременности

Узнавай и участвуй