Веселое развитие: игры с крупой

Домашние игры

В зимние морозы, когда выбираться на ежедневные прогулки удается не всегда, хочется занять малыша какими-нибудь интересными и полезными играми, не требующими особой подготовки. В этом нам помогут гречка, рис, макароны, фасоль, горох… Попробуем?

Домашние игры

Не едим, а развиваемся!

Игры с крупами — изобретение не новое. Но это нисколько не умаляет того полезного развивающего влияния, которое они оказывают на малыша. А ведь такие игры — это еще и невероятно весело! Главное правильно их организовать, чтобы потом не пришлось тратить полдня на уборку квартиры. Убирать, конечно, все равно придется, но мы постараемся минимизировать разрушительные последствия игр с крупой. Для этого станем играть не в комнате, а на кухне. Мисочки и коробочки с крупой будем ставить на большой поднос. Так крупа меньше рассыпается по столу и полу. Пол возле маленького игрока можно застелить большой клеенкой или куском ткани (например, старой простынею).

Встречаются малыши, которые готовы пересыпать крупы и перекладывать макароны из мисочки в мисочку достаточно долго. Другие же ребятишки уже через пять минут начнут все разбрасывать по кухне. Эти особенности маленького игрока нужно учитывать. Если интерес к игре угас, займите малыша чем-то другим, а крупы уберите до следующего раза. Даже игра, которая длится 5-10 минут, принесет пользу для развития малыша. По мере взросления, продолжительность игр можно будет увеличивать.

Приступая к играм с крупами, не забывайте о правилах безопасности. Все игры должны проходить под строгим контролем взрослых. В целях безопасности, для самых маленьких игроков используйте мелкие крупы: манную, ячневую, кукурузную, пшеничную. Если они попадут малышу в рот, ничего страшного не произойдет. С гречкой, рисом, перловкой нужно быть более осторожным. А оставлять малыша один на один с горохом, бобами, сухими макаронами категорически нельзя даже на минутку! Всего несколько секунд — и фасоль может оказаться в дыхательных путях малыша.

Сыплем-насыпаем

Всевозможные забавы с пересыпанием крупы очень полезны для развития тактильной чувствительности малыша, мелкой моторики, координации движений. Это одновременно и игра, и экспериментирование с новым, разнообразным материалом…

1-2 года

Пересыпалки. Поставьте на поднос две мисочки: одну с крупой, другую — пустую. Покажите крохе, как брать крупу щепотками и пересыпать из одной мисочки в другую. Пусть попробует. А потом выдайте крохе ложку, пусть пересыпает крупу с ее помощью.

Цып-цып-цып. Для игры вам понадобится игрушечная курочка или цыпленок и мисочка с пшеном. Скажите малышу: «Давай покормим курочку: цып-цып-цып». Научите малыша брать пшено в щепоть тремя пальчиками и сыпать на стол. Пусть покормит курочку, насыпав ей зерна.

Варим суп. Чтобы пересыпание крупы обрело для малыша какой-то смысл, предложите ему сварить суп для зайки (собачки, куколки). Пусть насыпает крупу в игрушечные кастрюльки и размешивает ложкой. А потом станем «варит кашу для папы» — сыпать крупу в самую настоящую большую кастрюлю.

Дождик. Для этой игры лучше взять горох. Насыпьте его в большую миску или тазик. Покажите крохе, как набрать горох в руку, поднять ее вверх и высыпать. Как будто дождик идет! Можно сыпать горох в пустую металлическую миску. Он тогда будет весело барабанить, как настоящий дождик. Сыпьте с разной высоты — будет разный звук. Командуйте малышу: «Пошел маленький дождик, капает по капельке. А теперь сильный дождь полил!» Можно при этом приговаривать потешку:

Дождик, дождик, поливай -
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти -
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!

Дорожка. Пусть малыш наберет в ладошку мелкой крупы (манка, ячневая, пшено) и сыплет ее на поднос в виде дорожек. Потом можно «походить» по этим дорожкам пальчиками, приговаривая:

Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ, топ-топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ…

2-3 года

Помощник. Смешайте в миске любую мелкую крупу вроде манки с гречкой или рисом, выдайте малышу сито, сквозь отверстия которого манка свободно просыпается, а гречка — нет. Расскажите малышу, что в подвал домика куклы Маши забрались мышки. Они прогрызли мешки с крупой, и все перемешалось. Теперь Маша плачет, не знает, что делать. А мы ей поможем! Покажите крохе, как просеять смесь и без труда отделить манку от гречки. Пусть кроха постарается закончить работу самостоятельно.

Воронка. А теперь будем сыпать крупу через воронку. Это так увлекательно! Сначала пусть малыш просто насыпает сверху крупу и наблюдает, как она высыпается снизу тоненькой струйкой. Потом можно попробовать с помощью нового инструмента сыпать крупу в стаканчики, пластиковые бутылки и другие емкости с узеньким горлышком.

Зарядка для пальчиков

До года

Разминка. Насыпьте в мисочку побольше крупы. Пусть малыш просто перебирает ее в ручках, знакомясь с новыми непривычными тактильными ощущениями.

Ку-ку. На глазах у малыша опустите руки в крупу так, чтобы ладони полностью в ней спрятались. Где мамины ручки? Вот они! Потом спрячем ручки малыша. Где ручки? Пусть кроха сам их отыщет и поудивляется.

Входит и выходит. Заготовьте несколько картонных трубочек (от пакетов, бумажных полотенец и т.п.). Поставьте трубочку под углом, опустите в верхнее отверстие фасолинку и покажите малышу, как она выкатится с другой стороны. Пусть и малыш попробует брать пальчиками фасоль и бросать в трубочку. А что будет, если насыпать в трубочку крупу?

1-2 года

Кучки. Насыпьте на большой поднос разные крупы кучками: кучка гречки, кучка перловки, пшена и т.п. Можно добавить горох, фасоль, разные виды макарон. Пусть малыш сам решит, что со всем этим делать: может брать из каждой кучки по крупинке и складывать в центр подноса, а, может, смешать все ладошкой…

Поиски клада. На глазах у малыша спрячьте в миске с крупой несколько мелких игрушек (из киндер-сюрпризов, брелочки, подвески для телефона и т.п.). Пусть малыш опустит ручки в крупу и найдет спрятанный «клад».

Экспериментатор. Насыпьте крупу или смесь круп в миску, миску поставьте на поднос, выдайте малышу побольше разных емкостей и приспособлений: чашечки и тарелочки из набора детской посудки, большие и маленькие ложки, пластиковые стаканчики и т.п. Пусть малыш сам придумает, что со всем этим можно делать. А мама в игру не вмешивается, а тихонько наблюдает за процессом.

Покорми кошечку. На стенке литровой пластиковой бутылки нарисуйте маркером мордочку кошки. На месте рта прорежьте отверстие, края среза оберните скотчем, чтобы малыш не поранился. Теперь выдайте малышу сухие горох и фасоль и предложите покормить кошечку. Пусть кроха берет по одной фасолинке и проталкивает в бутылку через «рот».

Копилка для макарошек. Макароны-перышки интересно просовывать в горлышко небольшой пластиковой бутылки. Главное, что как попало они в горлышко не пройдут. Их непременно нужно развернуть правильно — в длину. Пусть малыш одновременно тренирует и пальчики, и мышление.

Затонувшие сокровища. А что если нам совместить игры с крупами и водой? Поставьте на большой поднос мисочку с водой, запустите в нее пластмассовый кораблик с грузом гречки и фасоли. На «море» начался шторм, кораблик перевернулся и весь груз высыпался на дно моря. Пусть малыш собирает со дна фасолинки и крупинки гречки и загружает обратно на кораблик. Разный размер «груза» будет требовать совершенно разной работы пальчиков. Будет здорово, если кроха станет доставать со дна «сокровища» не только правой, а и левой ручкой.

Игры с крупой

2-3 года

Золушка. Прочитайте малышу сказку о Золушке, а потом предложите поиграть. Помните, мачеха дала Золушке одно очень трудное задание: рассортировать смесь круп? Пусть малыш поможет Золушке, чтобы она смогла поскорее попасть на бал. Вариантов сортировки очень много. И всякий раз можно смешивать крупы по-разному. Можно, например, смешать горох и фасоль и рассортировать их по разным чашечкам. Можно насыпать горох в гречку и попросить малыша выбрать из крупы весь горох. Можно перемешать белую и красную фасоль, желтый и зеленый сушеный горох или несколько разных видов макаронных изделий. Для самых продвинутых «золушек» смешайте понемногу гречки и крупного риса. Вот их-то разделить будет действительно непросто…

Веселые узоры. Из круп, гороха, фасоли, макаронин разных форм можно выкладывать на столе всевозможные узоры и картинки: солнышко, собачку, елочку, домик, цветочки и т.п. Сделайте совместно с малышом целую картинку. Особенно хороши для этого цветные макароны разных форм.

Повторялки. Тоже будем выкладывать узоры. Но теперь их придумывает мама, а малыш старается рядышком повторить точь-в-точь. Начните с самых простых. Например, выложите дорожку из макаронин. Когда малыш поймет, что от него требуется и будет легко справляться с простыми узорами, усложните задачу: используйте несколько разных материалов, чередуйте фасолинки и горошинки и т.п.

Цапля. Дайте малышу пинцет и покажите, как можно захватывать им горошинки и фасолины с блюдца и складывать в мисочку. Но прежде рассмотрите с малышом на картинке цаплю. Расскажите, что пинцет — это как будто ее клюв. Малышу понравится идея ловить этим клювом лягушек — фасолинки. Это не простое, но очень полезное упражнение для маленьких пальчиков.

3 года

Парочки. Игра немного напоминает «поиски клада», но цель ее другая. Подберите несколько парных предметов: монеты, крупные пуговицы, карандаши, чайные ложки, контейнеры из-под киндер-сюрпризов, конфетки, маленькие кубики и т.п. Насыпьте в миску побольше крупы и закопайте в ней по одному предмету из парочек. Покажите малышу, например, чайную ложку и попросите отыскать такую же на ощупь.

Веселые затеи

До года

Погремушки. Возьмите несколько небольших пластиковых бутылочек. В каждую до половины насыпьте определенный вид крупы, горох, фасоль. Хорошо закрутите крышки, чтобы кроха не смог их открыть. Для верности можно дополнительно заклеить крышку скотчем. У вас получатся замечательные развивающие погремушки для малыша. Малышу будет интересно трясти бутылочки и наблюдать, как крупа пересыпается внутри. К тому же, каждая погремушка будет издавать свой особый звук.

Чудо-мешочки. Мама-рукодельница легко и просто может смастерить для малыша полезные игрушки, используя самодельные мешочки из прочной хлопчатобумажной ткани и самые разные крупы. В один мешочек насыпаем рис, в другой — манку, в третий горох, фасоль, в четвертый — овсяные хлопья и т.д. Крепко зашиваем мешочки. Мешочек не должен быть слишком полным. Выдаем мешочки малышу, пусть перебирает, мнет их в ручках, стимулируя тактильную чувствительность и развивая моторику. Кстати, вместо мешочков можно использовать яркие детские носочки.

1-2 года

Маракасы. Выдайте малышу несколько маленьких пластиковых бутылочек, горох, фасоль, макароны. Покажите ему, как можно сначала набросать в бутылку фасолин, затем закрыть крышку и превратить бутылку в замечательную «гремелку». Пусть кроха теперь повторит все за вами и сделает свои собственные «маракасы».

Топотушки. Если насыпать горох, фасоль, любую крупу в большой тазик или на дно детской пластмассовой ванночки, получится своеобразный заменитель морского каменистого пляжа. Пусть малыш почаще топчется по крупе ножками, пробует захватывать фасолинки пальцами ног. Все это — замечательный массаж стоп. Он полезен и для укрепления стопы и профилактики плоскостопия, и для стимуляции иммунитета, и для улучшения работы всех внутренних органов и систем, так как на подошвах ног расположено множество биологически активных точек.

2-3 года

Печеньица. Вам понадобятся формочки для печенья в виде разных фигурок (или формочки для вырезания пластилина) и гречка. Положите формочку на стол, пусть малыш заполнит ее гречкой в один слой. Гречку внутри удобно разравнивать пальчиком. Потом очень осторожно поднимаем формочку — и на столе остается фигурка из гречки.

Убираем снег. С крупами интересно придумывать всевозможные сюжетные игры. Например, манная крупа может выступать замечательным заменителем снега. Насыпаем на стол манные сугробы, берем небольшую машинку-грузовичок, загружаем в нее «снег», перевозим и сгружаем его в определенное место. Например, в большую миску. А потом едем за новой порцией. Грузить снег можно рукой, ложкой, совочком…

Творческие игры

1-2 года

Пальчиковое рисование. На небольшой поднос насыпьте ровным слоем манку (или кукурузную крупу). Теперь возьмите ручку крохи в свои и его пальчиком рисуйте на манке разные узоры, домики, елочки, солнышко, зверушек. Рисуйте и называйте картинку. А потом пусть малыш попробует нарисовать какие-нибудь свои «каляки-маляки». Для того чтобы пальчики крохи испытывали разные тактильные ощущения, меняйте манку на другую мелкую крупу: гречку, рис, пшено.

Рисуем всем подряд. Рисовать на манке можно не только пальчиком, а и с помощью разных подручных средств: соломинки для коктейля, палочки от мороженого, ватной палочки, не зачиненного карандаша, ложки и т.п. Дайте маленькому художнику разные инструменты — пусть экспериментирует.

Пластилиновые узоры. Намажьте пластилин достаточно толстым слоем на лист картона, выдайте малышу побольше самой разной крупы, фасоль и сушеный горох разных цветов, макароны различных форм. Покажите, как все это можно вдавливать в пластилиновую основу. Пусть малыш создаст свой неповторимый коллаж. Если намазать пластилин на одноразовые картонные или пластиковые тарелочки, а потом украсить их крупами, получится настоящая картина, которая украсит стену детской или станет подарком бабушке.

Украшаем тортик. Чтобы делать узоры на пластилине было интереснее, предложите малышу украсить тортик ко дню рождения любимой игрушки. Тортик слепите из пластилина, массы для моделирования или соленого теста. Пусть теперь малышу украсит его, втыкая в поверхность разные крупы, бобы, макароны.

Готовим пиццу. Надоело украшать тортик? В следующий раз будем готовить пиццу для кукол. Лепим из пластилина большую лепешку и раскладываем на ней горошинки, фасолины, крупинки перловки, макароны-ракушки и т.п. А потом придумаем что-нибудь еще. Например, будем печь пластилиновые пирожки с начинкой из гороха.

2-3 года

Необычные раскраски. Вам понадобятся крупные раскраски для самых маленьких, клей ПВА, кукурузная и манная крупа. Смажьте контур раскраски клеем. Пусть теперь малыш набирает пальчиками кукурузную крупу и сыплет сверху на картинку. Слегка придавим крупу к бумаге, а затем стряхнем лишнее. У вас получится желтый контур. Теперь смазываем клеем саму картинку и точно так же посыпаем ее манкой. Стряхиваем лишнее, даем просохнуть. Получается очень симпатичная картинка! Оказывается, раскрашивать можно не только красками и карандашами, а даже крупой!

Бусины-макаронины. Крупные макаронные изделия (рожки, перышки и др.) — это замечательные бусины для самых юных ювелиров! Если нанизать их на шнурок, получатся замечательные бусы. Бусы можно носить, как украшение, а сам процесс нанизывания — отличная тренировка маленьких пальчиков. Чтобы нанизывать было веселее, можно поискать в магазине цветные макароны. Или покрасить обычные рожки гуашью и хорошенько высушить.

Съедобные бусы. Нанизывать на шнурок можно не только макароны. Для этой цели отлично подойдут и сухие завтраки в виде колечек. Их нанизывать еще легче, чем макароны. И даже можно подкрепиться в процессе игры…

3 года

Крупа-художница. А еще крупой можно рисовать. Возьмите лист картона, смажьте его клеем ПВА. Покажите малышу, как набрать щепотку мелкой крупы, а затем посыпать ею бумагу таким образом, чтобы получился какой-то контурный рисунок. Попробуйте «порисовать» вместе. Например, вы насыпаете окружность-солнышко, а малыш приделывает палочки-лучики. Так можно рисовать геометрические фигурки, разные картинки и даже писать и изучать буквы. Чтобы рисунок из манки или кукурузной крупы были лучше видны, используйте не белый, а цветной картон.

Гороховая мозаика. Половинки сушеного гороха можно использовать как мозаику. На небольшом листе картона нарисуйте контур картинки. Картинку густо смажьте клеем. Теперь будем выкладывать изображение половинками гороха, стараясь располагать горошины как можно ближе друг к другу, чтобы они плотно заполняли картинку.

Можно выложить грибок, елочку, солнышко, домик, кораблик, морскую звезду и т.п. Работа эта кропотливая. Если не удастся сделать всю картинку сразу, можно отложить работу до следующего раза.

Фасолинки-человечки. Вместе с малышом отберите крупные белые фасолины (или бобы). Теперь с помощью тонких маркеров их можно превратить в забавных человечков и зверушек, нарисовав глазки, носики, усы… Смастерите целую коллекцию таких человечков. С ними можно разыграть спектакль на столе. Или создать для них целый городок из спичечных коробков.

Веселых вам игр!


Наталья Шестова
Наталья Шестова
Владимир
8 лет
Виктор
6 лет
Новотроицк
112721

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Вероника
Вероника
Илья
27 лет
Владимир

Спасибо за полезную статью! Как раз вовремя! На улице минус 20 !!!