Из журнала пользователя Ульяна
Доступно: Для всех

12 игр на развитие речи!

Каждая мама хочет, чтобы у ее ребенка было много друзей, чтобы он
легко общался с другими людьми. Но порой мы не задумываемся, что в
наших силах помочь малышу в этом. В основу любого общения положена
речь, и только от Вас зависит, какой она будет у Вашего чада. Будет ли он
говорить, тяжело подбирая слова, путано строить предложения, «комкать»
свой рассказ? Или же он легко и непринужденно будет выражать свои
мысли? Все в Ваших руках, поэтому их нельзя опускать!
Человеческая речь развивается последовательно, проходя определенные
этапы. Не углубляясь в теорию, лишь подчеркну, что перейти к одному
этапу, минуя предыдущий, НЕВОЗМОЖНО.
Поскольку развитие речи – это огромнейший пласт информации, в этой
книге я расскажу лишь о некоторых играх для детей в возрасте до 1,5 – 2
лет.
Это начальный этап. Главная его цель – УВЛЕЧЬ РЕБЕНКА ОБЩЕНИЕМ,
показать, что общение приносит радость.
Начинать играть в предложенные игры можно с самого раннего возраста,
практически с рождения. Ваша фантазия подскажет, как подстроить игру
под Вашего крошку, чтобы ему было интересно.
Почему я ограничиваюсь возрастом до 2 лет?
Чтобы заинтересовать ребенка общением, сделать для него речь более
доступной, в раннем возрасте используются слова-заменители (ням-ням,
мяу, би-би и другие). Многие из приведенных в этом сборнике игр содержат
в себе подобные слова, так как их основная задача: побуждать ребенкаговорить, стимулировать его речевую активность.
По нормам (не забывайте, что норма – это усредненный показатель,
который может колебаться в разные стороны, причем, довольно
существенно) к 2 годам слова-заменители исключаются из лексикона
малыша. Вместо них используются обычные слова, правда, многие малыш
еще не может воспроизводить четко или полностью. (Например, он говорит
кабака вместо собака, или кусьно вместо вкусно.)
Прежде, чем перейти к самим играм, обратите внимание на правила
организации занятий. Следуя им, Вы существенно улучшите их качество.

Правила, которые важно соблюдать
1. Во время игры и у ребенка, и у мамы должно быть хорошее
настроение. Если Вы запланировали игру на определенное время, а малыш
капризничает, лучше вернитесь к игре позже. Возможно, ребенок голоден
или хочет спать. В этом случае пользы от занятия все равно не будет.
2. Внимание в таком возрасте быстро переключается с одного объекта
на другой, малышу тяжело сосредоточиться на чем-то надолго. Поэтому, не
затягивайте игру и не отвлекайте ребенка во время занятия.
3. Несмотря на то, что все предложенные игры имеют обучающие цели,
не забывайте, что это именно игры. Создайте вокруг легкую,
непринужденную обстановку. Не говорите малышу: «Пора заниматься».
Скажите: «Давай поиграем!»
4. Не бойтесь, что игра может пойти не так, как Вы себе представляли. И
не огорчайтесь, если игра не увлечет малыша с первого раза. Предложите
ее снова через пару дней, дайте ребенку распробовать то, что Вы
предлагаете.
5. Не расстраивайтесь, если у малыша что-то не получается, тем более
не говорите ему об этом. Если же ребенок чего-то достиг (что-то повторил,
ответил на вопрос, выполнил нужное действие) Вашему восхищению не
должно быть предела. Одарите его своими положительными эмоциями
настолько, насколько Вы вообще способны радоваться! Пусть со стороны
это смотрится несколько наиграно, со временем Вы усвоите эту роль, и все
будет получаться естественно.

6. Заканчивать игры нужно раньше, чем того захочет ребенок. Это
позволит Вам сохранить интерес к занятиям до следующего раза.

Пассивная
артикуляционная
гимнастика (для самых маленьких)

Положите малыша на пеленальный столик или на диван.
Произносите текст игры и выполняйте предложенные действия с его
ротиком.
Губки хоботом тяну-у-у,
Подражаю я слону-у-у –
Поставьте свои большие пальцы к уголкам рта ребенка и сдвиньте их друг
к другу.
Тянуть губки прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам –
Указательными пальцами отодвиньте уголки рта, как бы растягивая губки в
улыбке.
Дверь пошире открыва-а-ай,
Комнату проветрива-а-ай –
Большим пальцем осторожно надавите на подбородок ребенка, открывая
ротик.
Обязательно четко показывайте малышу, что происходит: сами
сворачивайте губы в трубочку, растягивайте их в улыбке, широко
открывайте рот. Малышей это очень забавляет. Деток постарше можно
самих научить выполнять это упражнение под текст.

Первая
логоритмическая
игра

Логоритмические упражнения учат детей сочетать свои движение с
заданным текстом. Эта игра подходит для совсем еще крошечек, но может
быть использована и позже.
Положите малыша на спинку, возьмите его за ручки. Произносите четко
подряд гласные: А-О-У-И, выполняя под каждую свое движение: А –
поднимите руки ребенка вверх, О – вытяните ручки вперед, У – разведите их
в стороны, И – опустите вниз.
Малышам постарше предложите самому выполнять движение под
заданную Вами гласную (Например, Вы говорите: «У-У», ребенок разводит
руки в стороны). Такая игра еще и развивает внимание.

Игра с бубном
Сначала постучите в бубен, говоря при этом ТА-ТА-ТА. Когда малыш
научится стучать по нему сам, говорите ТА-ТА-ТА за него. Позже под стук
бубна произносите стихотворение:
Буду в бубен я играть,
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА.
Будет (имя малыша) танцевать,
ТА-ТА-ТА, ТА-ТА-ТА.
Игру завершите «пляской под бубен», это позволит Вам сохранить
веселый эмоциональный настрой.

Игра с молоточком
Вам понадобится игрушечный молоточек. Постукивайте им сначала по
своей ладони, затем по ладошке малыша, произнося текст игры:
Тук-тук, ток-ток,
Вот какой молоток!
Тук-тук, ток-ток,
Так стучит молоток!
Пользуйтесь время от времени молотком, чтобы «починить» детский
стульчик, какие-нибудь другие предметы, «построить домик». При этом
каждый раз произносите стишок. Этим Вы будете побуждать малыша
использовать речь при его игровых действиях.

Киска и собачка
Эта игра учит малыша запоминать и подражать голосам животных.
Познакомьте ребенка с игрушками.
Ходит киска серенькая,
Хвост пушистый, беленький,
Сядет, умывается,
Лапкой утирается:
Мяу-мяу-мяу!
К нам пришла собачка,
Умная собачка.
С детками играет,
Очень громко лает:
Ав-ав-ав!
Когда малыш запомнит их, играйте сразу с обеими, побуждая ребенка
озвучивать животных.
Веселая киска у (имя) живет,
Веселая киска песни поет:
Мяу-мяу-мяу!
Вместе с киской собачка живет,
Веселые песни собачка поет:
Ав-ав-ав!

Веселые музыканты
Подражайте игре на музыкальных инструментах, напевая песенку:
Все мы музыканты, вот нас сколько
Мы играем польку для друзей:
Ду-ду-ду, гудки гудят,
Ду-ду-ду зовут ребят!
Бум-бум-бум, в барабаны бей,
Бум-бум-бум, зови друзей!
Все мы музыканты, вот нас сколько,
Мы играем польку для друзей.

Первая пляска
Учите малыша сочетать движения с текстом игры. Останавливайтесь
после каждой строчки, побуждая его к действиям: «Покажи, как мы
хлопаем» или «Топни ножкой». Не забывайте хвалить ребенка за малейшие
достижения! Вы будете удивлены, когда малыш начнет без ошибок
выполнять все движения пляски под Ваше пение без подсказок!
Ручками похлопаем –
Хлоп-хлоп-хлоп!
Ножками потопаем –
Топ-топ-топ!
Ручками помашем –
Да-да-да!
Ножками попляшем –
Ля-ля-ля!

Лечим медвежонка
Прекрасная игра на разучивание частей тела. Часто детки, даже зная их
названия почему-то отказываются их показать по просьбе взрослого.
Попробуйте немного изменить свою просьбу.
Произносите текст и одновременно сопровождайте свои слова показом на
игрушке:
Заболел наш Мишенька, Мишенька-топтыженька.
Заболела у Мишеньки головка: ой-ой!
Заболел у Мишеньки животик: ой-ой!
Заболело у Мишеньки ушко: ой-ой!
Погладим у Мишеньки головку: так-так!
Погладим у Мишеньки животик: так-так!
Погладим у Мишеньки ушко: так-так!
Не болит у Мишеньки головка: нет-нет!
Не болит у Мишеньки животик: нет-нет!
Не болит у Мишеньки ушко: нет-нет!
Обязательно заканчивайте игру на позитиве: Мишенька здоров!
Усложняйте или упрощайте игру за счет изменения количества частей тела
(начните с одной, постепенно добавляйте глазки, носик, а также коленочки,
пяточки и т.д.), учитывая возраст своего малыша. Не затягивайте игру,
употребляйте не более 5-6 наименований.
После игры предложите малышу спеть с Мишкой, расскажите ему
стихотворение про Мишутку, весело потанцуйте или отправляйтесь
вместе на прогулку.

Машины
Побуждайте малыша озвучивать движение машин с помощью такого
стишка:
У нас машины разные: БИ-БИ, БИ-БИ.
И желтые, и красные — БИ-БИ, БИ-БИ.
Машины за машинами – БИ-БИ, БИ-БИ –
Шуршат своими шинами! БИ-БИ, БИ-БИ!

Игра с птичкой
Для этой игры Вам понадобится игрушечная птичка. Можете сделать ее
сами или просто показать малышу картинку. Игра учит малыша озвучивать
птичку, стимулирует речевую активность. Вначале познакомьте ребенка с
птичкой:
Маленькая птичка прилетела к нам.
Маленькой птичке зернышек я дам.
Маленькая птичка зернышки клюет,
Маленькая птичка песенки поет:
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
В другой раз спрячьте птичку за ширмой (это может быть обычная спинка
стула) и говорите:
Кто там в домике сидит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Кто там в домике пищит?
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Покажите птичку:
Там птичка сидит,
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.
Там птичка пищит,
ПИ-ПИ-ПИ, ПИ-ПИ-ПИ.

Купаем куклу
Приготовьте таз, куклу, «мыло», полотенце. Совсем необязательно всегда
наливать воду, просто иногда Вы можете проводить эту игру во время
купания малыша. В другие дни можно обойтись сухим тазом.
Скажите малышу, что Кукле пора купаться. Произносите бодро стишок:
Кто тут будет куп-куп,
По водичке хлюп-хлюп?
В ванну быстро прыг-прыг,
В ванне ножкой дрыг-дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется!
«Намыливайте» кукле голову, ручку, комментируя свои действия (дайте
«намылить» куклу и малышу!), называя части тела. Потом «споласкивайте»
все, что «намылили», а затем «вытирайте». Постепенно ребенок не только
усваивает названия частей тела, но и учится пользоваться полотенцем,
расческой (после купания причешите куколку!), запоминает
последовательность процедур.

Колыбельная для куклы
Возьмите куклу. Скажите ребенку, что Ляля устала и хочет спать.
Покачайте куклу на руках, напевая закрытым ртом знакомую малышу
колыбельную. Через некоторое время уложите куклу на подушку, скажите:
«Ляля спит. Ляля баю-бай». Приложите палец к губам: «Тс-с-с».
Впоследствии напевайте мотив колыбельной на звук а-а-а, затем о-о-о.
Побуждайте малыша подпевать Вам, а в конце игры прикладывать пальчик
к губам.

Анжелика Давыденко

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 15
ЕгорТаисия

в закладки)

ОтветитьНравится 
ВарвараСерафима
Natali

присоединяйтесь

ОтветитьНравится 
СыночекДоченька

ОтветитьНравится 
Ромка
Спасбочки, большое!!! это по просьбе нуждающихся!
ОтветитьНравится 
ВарвараСерафима
Наталья

да многие просят, что-нибудь

ОтветитьНравится 
Софья

все-все себе собираю

ОтветитьНравится 
ВарвараСерафима
Каринасобирайте, и побольше :)
ОтветитьНравится 
КамилаАишаМадина

а на 5 лет что нибудь можешь подобрать, очень нужно

ОтветитьНравится 
ВарвараСерафима
Иришапопробую, в личку напиши, а то потеряю кому должна была найти
ОтветитьНравится 
Ёжик

ОтветитьНравится 
Евгений

Ульяна, спасибо!!! Будем играть и развиваться)))))))))

ОтветитьНравится 
Анастасия

все посты в закладки!!! будем развиваться!!! спасибо за то что вы у нас есть!!!!

ОтветитьНравится 
ВарвараСерафима
ОтветитьНравится 
МурлыКа

в закладки! спасибки!

ОтветитьНравится 
Елизавета

замечательная статья!

ОтветитьНравится 
Добавить комментарий
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Похожие записи
на тему материнства

Узнавай и участвуй