Твой малыш растет, учится самым разным вещам, постепенно постигая премудрости взрослого мира. Один из непростых и даже знаковых моментов взросления ребенка — приучение к горшку. Это не только и даже не столько освоение правил личной гигиены. Важен способ их освоения — то, КАК ребенок приучается к горшку. В дальнейшем это повлияет и на развитие самого ребенка, и на его отношения с родителями. На развитие всегда влияет не столько факт освоения чего-либо, сколько способ этого освоения.
Твоя задача — сделать так, чтобы действия, которые должен освоить малыш (есть ложкой, проситься на горшок), стали для ребенка своими, а не оставались лишь требуемыми извне. Дело не в послушании, а в интересе самого ребенка к работе с собой — своим движением, своим побуждением и т.п.
В приучении к горшку самое важное — работа ребенка и взрослого с новым Образцом действия. Ребенок учится различать, как надо и как не надо поступать, различать «так» и «не так». Именно это различие трудно дается ребенку (кстати, и взрослым в новых для них ситуациях, если они хотят их осмыслить, а не просто действовать по правилам), и именно установление этих различий должно стать предметом детского интереса и экспериментирования.
Опробование образца — границы «так» и «не так» — требует от ребенка доселе не пройденного и не прочувствованного опыта — опыта действия при одновременном удержании от другого действия. Например, есть ложкой и при этом не лезть в тарелку рукой; идти на горшок и при этом удерживать мочеиспускание. Взрослым кажется, что подобное поведение естественно, однако в других ситуациях они, так же как и годовалый ребенок, не могут действовать подобным образом. Например, кто-то не может молчать и не перебивать собеседника в разговоре; кто-то отвечает на обращенный к нему вопрос, не подумав и двух секунд. Тех же, кто может удержаться от первой, непосредственной, еще не продуманной реакции, мы специально отмечаем и называем «воспитанными».
Освоение образца проходит в несколько стадий. На первой стадии ребенок должен опознать непосредственную реакцию как свое действие. Например, лужу под ногами как свой «продукт» и «достижение». На второй стадии этому «достижению» можно придавать смысл того, что «не надо», то есть, учить «проситься». Ребенок начнет с того, что будет проситься на горшок сразу после «акции», и это хорошо, поскольку свидетельствует о том, что он понял смысл ключевого слова («пи-пи», «ай-ай-ай»), но еще не в силах сдержать себя. Далее он начнет произносить ключевое слово вместе с «акцией», и лишь потом — перед ней. У разных детей стадии приучения к горшку, то есть — принятия образца, протекают разное время и имеют разную степень выраженности. В любом случае, принятие и освоение образца требует времени: иногда — год, а иногда и больше.
Когда ты задаешься целью научить ребенка делать (или не делать) что-то, например, проситься на горшок, помни о трех запретах:
Запрет прямого воспитательного насилия. Нельзя добиваться требуемого репрессивными мерами. Это неэффективно и может вызвать обратную реакцию.
Запрет прямого следования так называемой «паспортно-возрастной норме» (в 1 год ребенок должен делать и уметь это, а в 1 год и 2 месяца — это, и т. п.). Когда именно надо высаживать на горшок данного ребенка, с данной системой отношений с родителями и данным стилем отношений в семье, с точностью до месяца никто не может и не должен определять. Подобные предписания — свидетельство низкой квалификации. Обычно, при отсутствии существенных отклонений в развитии, лучшим временем для начала действий по образцу считается период примерно между годом и полутора годами жизни ребенка. Но, повторюсь, это отнюдь не обязательно.
Запрет на замещение освоения образца рефлекторно-автоматическими реакциями. Например, когда влажности штанишек сопутствует либо отрицательное (шлепок), либо иное (цветовое, музыкальное) подкрепление. В этом случае ребенок принимает образец неосмысленно, что гораздо вреднее, чем просто отсутствие нужных навыков. Родители, не понимающие вреда подобных мер, предпочитают раннее приучение к горшку (например, в полугодовалом возрасте). Результат этих действий сомнителен, а вред для развития серьезен..
Мама, помни, что самый эффективный способ приучения к горшку заключается в двух нерушимых правилах:
похвала ребенка, когда у него получилось,
и терпение, когда нет.
Но все-таки есть несколько практических советов на тему, как правильно приучить к горшку. Все они построены на принципе помощи ребенку в закреплении причинно-следственной связи «позыв — горшок — хорошо». Предлагаем твоему вниманию несколько из них:
Включите воду в ванной, когда малыш сидит на горшке. Звуки льющейся воды стимулируют позывы к мочеиспусканию.
Если ребенок упорно не желает отрываться от игры и садиться на горшок, то придется проявить театральный талант. Присоединитесь к игре, взяв его любимую игрушку, и озвучьте ее примерно так: «Мне так интересно с тобой играть, но мне уже пора на горшок. Ты сходишь со мной? А потом снова будем играть вместе!» Ребенок вряд ли устоит от общего занятия с любимой игрушкой.
Сидеть на горшке — это скучное занятие, тем более, если не понимаешь, зачем это делать. Предложите ребенку книжку или игрушку.
Если вы сажаете ребенка на горшок, а результата нет, но потом кроха убегает, прячется и делает свои дела в штанишки, то это означает, что он не любит ходить в туалет под пристальным надзором. В этом случае горшок можно поставить в детскую палатку или просто предложить ребенку сделать домик из пледа.
Однако самым эффективным методом в приучении малыша к горшку является пример. Статистика показывает, что вторые и последующие детки, которые ежедневно наблюдают, как старший брат или сестра пользуется горшком, осваивают его без проблем.
Приучение мальчика к горшку
Перед многими мамами встают вопросы «Как приучить мальчика к горшку? Как показать малышу, что он может справлять нужду стоя?» Главное в этом вопросе — не торопиться. Специалисты рекомендуют начать приучение именно с классической позы «сидя», поскольку поначалу малышу нужно понять предназначение горшка и освоить его использование. Чтобы у малыша не возникало на начальных этапах путаницы, лучше, если он все свои дела будет делать, сидя.
Самое главное — помни, что твой малыш рано или поздно непременно освоит горшок и приобретет много других полезных и необходимых в жизни навыков. Отнесись к процессу с терпением и пониманием, прислушайся внимательно к желаниям и возможностям ребенка — твоя поддержка и доброжелательное отношение в этом непростом деле ему необходимы!
Способы приучения к горшку
Рубрика
Приучение к горшку
сажала на горшок переодически с 1 года, но ходили в памперсах, полностью сняли памперсы в 2 года и за неделю он спокойно приучился, без истерик и криков, через некоторое время перестала на ночь одевать, когда он стал постоянно с сухим памперсом просыпаться. не вижу смысла мучить ребенка и себя, всему свое время...
думаю у всех деток свое время мы с 6 месяцев не спим в памперсах, на горшок с 1 года сама нормально села, никто никого не мучает, просто статья попалась на глаза решила поделиться
нет конечно, если так как у вас получается, то еще лучше, просто многие прям страдают что у них полуторогодовалый ребенок на горшок не проситься и всеми правдами и неправдами пытаются его заставить))))
да уж всякие родители бывают
У меня в журнале тоже есть подобная статья про горшок от Комаровского ))
ничего у всех деток свое время)))
я еще не пробовала сажать на горшок, но уже думаю начинать. спасибо за статью.
ничего у всех деток свое время)))
очень познавательная статья конечно, но методы опробованы все уже с шести месяцев и пока ни как(((
ничего у всех деток свое время)))
это точно))
музыкальный прервый раз слышу, прикольно:), да мы тоже рано стали делать делишки на горшочек
супер просто у нас таких не видела
а то бы приобрела