Развивающие занятия с детьми 10 месяцев

Речевое развитие

Учить ребенка:
• Запоминать названия предметов, животных (лошадка, корова, петушок) и частей их тела (гребешок, хвост, грива, рога).
• Понимать значение слов, обозначающих размер (большой, маленький); цвет (красный); форму (шарик, кубик, кирпичик); действия (постучи, позвони, спрячь, погладь, открой, закрой, разбери, поставь, прокати, подними).
• Следить за движениями губ взрослого, повторять уже знакомые и новые («му», «ку-ка-ре-ку», «и-го-го») слоги.
• Соотносить слова с соответствующими игрушками, действиями, пытаться повторить их.
• Пользоваться жестами, мимикой для изображения действий.

Физическое развитие
• Укреплять мускулатуру рук, ног, спины, живота, стоп.
• Развивать равновесие, умение управлять своим телом, тренировать вестибулярный аппарат.

Сенсорное развитие
Развивать любознательность, исследовательские навыки, наблюдательность. Развитие руки. Учить ребенка:
• Совершенствовать точность движений рук: собирать пирамидки из 3-4 колец; строить башенки из 3-4 деталей; вкладывать мелкие предметы в узкие отверстия.
• Извлекать звуки ударом палочки по барабану, металлофону, ксилофону; выполнять вращательные движения кистями рук; загибать пальцы в кулак и разгибать их.
• Различать мягкие и твердые предметы.

Слуховое восприятие
• Продолжать знакомить со звучанием барабана, металлофона, ксилофона, фортепиано, ансамбля струнных инструментов.
• Развивать чувство ритма.

Зрительно-ориентировочное восприятие
• Развивать зрительное внимание, упражнять в его устойчивости и продолжительности. Учить следить взглядом за перемещением предметов.
• Отличать красный цвет от остальных цветов.
• Совершенствовать умение различать большие и маленькие предметы.
• Развивать координацию зрительного восприятия и движений рук.

Примерный конспект занятия
Ход занятия

• Показ «Петушок»(«Утро», муз. Г. Гриневича, ел. С. Прокофьевой).

Педагог показывает петушка (би-ба-бо).
Педагог. Посмотрите, кто к нам сегодня пришел! Петушок! Хороший петушок!
Гладит петушка, поет песенку.

Кто проснулся рано? Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Касается гребешка.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!»
Делает движения головой петушка, как будто он говорит.
Кто еще лежит там на боку?
«Ку-ка-ре-ку!» (говорком).

Обращается к любому ребенку.
Погладь петушка, он хороший. Где у петушка гребешок? (Рукой ребенка прикасается к гребешку.) Вот гребешок! А где глазки? (Ребенок показывает.) Вот глазки! Правильно, молодец! А как кричит петушок? Ку-ка-ре-ку. Скажи «ку-ка-ре-ку».

Хвалит ребенка, пытающегося по-своему сказать это. Обращается так же к другому ребенку. Поет песенку еще раз и поочередно обращается к другим детям.

• Упражнение «Колокольчик» (сл. М. Чарной).
Педагог (звенит колокольчиком, привязанным к палочке). Динь-динь-динь! Вот как колокольчик звенит!

Раздает детям колокольчики, затем поет песенку, сопровождая слова движениями. Мамы выполняют движения руками детей.

Колокольчик зазвенел,
Звенит колокольчиком, потряхивая им.
Звонко песенку запел.
Динь-динь-динь, динь-динь-динь...
Звонко песенку запел.
Прячет колокольчик в руку, держа палочку в другой руке.
Колокольчик не звенит,
В кулачке он крепко спит.
Баю-бай, баю-бай,
Слегка покачивает руками перед собой.
К кулачке он крепко спит.
Обращается к ребенку.
Спрячь колокольчик в кулачок. Тихо, тихо… Спит колокольчик!
Просыпайся поскорей,
Звенит колокольчиком.
Зазвони нам веселей!
Динь-динь-динь, динь-динь-динь...
Позвони нам веселей!
При повторении движения выполняют другой рукой.

• Танец «Ай-да» (cл. Г. Ильиной).
Мама с ребенком становятся лицом друг к другу, держась за руки и поставив ноги шире плеч.
Ай-да, ай-да,
Ай-да, ай-да,
Раскачиваются с ноги на ногу. Чтобы малыш понял движение, нужно слегка потянуть его в сторону за одну руку, потом за другую.
Быстро ножки топотали(2 раза),
Мамы быстро притоптывают ногами, дети смотрят.
Детки весело плясали!
Ай!
Быстро прячут руки детей им за спину.
Спрятались ручки! Нет ручек. Где наши ручки? (Показывают.) Вот они, ручки!
Танец повторяется еще раз. Постепенно от занятия к занятию дети осваивают движения, исполняют их ритмично, что доставляет им большую радость.

• Упражнение «Плывет, плывет кораблик» (сл. С. Маршака).
Педагог раздает детям маленькие пластмассовые лодочки. Мама руками ребенка обхватывает лодочку. Педагог произносит слова и показывает движения.
Плывет, плывет кораблик,
Слегка наклоняет руки то в одну сторону, то в другую, выполняя вращательные движения кистями.
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
На следующих занятиях повторяют движения с лодочкой, а затем складывают руки детей «лодочкой», положив в них маленькую игрушку: матрешку, зайца, собачку и т. д.

• Упражнения на сенсорное развитие.
1. У взрослого три красных и три синих шарика. Перед ребенком ставят два стаканчикакрасного и синего цвета. Просят найти красный стаканчик. Затем дают два шарика — красный и синий, предлагают взять красный, положить его в красный стаканчик. Хвалят. Синий шарик откладывают в сторону. Повторяют еще два раза. Когда в стаканчике оказывается три красных шарика, хвалят ребенка: «Молодец, все красные шарики сложил в красный стаканчик». Подвигают к ребенку синие шарики: «А теперь остальные шарики сложи в другой стаканчик». Затем все шарики выкладывают в маленькую миску и просят достать по очереди сначала все красные, а потом другие.
2. Взрослый просит ребенка поставить кубик на кубик, затем рукой малыша сверху ставит треугольную призму. «Вот какой домик построил! Молодец!» Дома, построив с ребенком такой домик, мама может спрятать за него маленькую игрушку и спросить: «Кто в домике живет?» или «Кто за домиком спрятался?» Затем показать игрушку: «Зайка в домике живет!»

• Физические упражнения.
1. «Подними колечко». Наклоны с прямыми ногами при поддержке мамами за колени.
2. Ходьба по доске шириной 25 см при поддержке за обе руки.
3. Присаживание при поддержке за одну руку.
4. Ходьба по поролоновой и «колючей» дорожкам.
5. Упражнения на гимнастических мячах или массаж в сухом бассейне.

• Слушание классической музыки.
Л. Боккерини. «Менуэт» (первая часть).

Беседа
«Роль жестов в развитии речи. Чтение сказки „Курочка Ряба“

Ребенок уже многое понимает, но пока не умеет выразить это словами. Использование жестов дает ему возможность активнее общаться. Дети, использующие жесты, раньше начинают говорить. Жесты должны быть простыми, понятными и всегда обозначать одно и то же, например птичку — помахать руками, как крылышками; пить — поднести кулачок ко рту и причмокивать губами и т. д. Кроме жестов, используемых в быту, возможно и „рассказывание“ сказок с помощью жестов.

Читая с малышом сказку, например „Курочку Рябу“, попутно комментируем, обращаемся к ребенку, задаем вопросы. „Жили-были дед и баба. Покажи, где дед? Дотрагиваемся рукой ребенка до изображения деда.) Вот дед. А где баба? Вот баба. (Показываем.) И была у них курочка Ряба. Где курочка? Как курочка говорит? Ко-ко-ко. Вот курочка. (Показываем.) Снесла курочка яичко. Где яичко? Вот яичко. (Можно дать ребенку в руки предварительно сваренное вкрутую, желательно теплое, куриное яйцо. Он может постучать им по столу, разбить скорлупу.) Да не простое, а золотое. (Маленьким детям непонятно слово “золотое», оно не имеет для них никакой ценности, поэтому можно слово «золотое» дополнить словом «красивое».) Дед бил, бил, тук-тук-тук (стучим кулаком по столу, побуждаем ребенка сделать то же самое), не разбил. Баба била, била, тук-тук-тук (стучим), не разбила. А мышка… Где мыш-ка? (Показываем.) Мышка бежала, топ-топ-топ-топ-топ (переставляем пальцы по столу), хвостиком махнула. Яичко упало — бух! (делаем жест рукой вниз) и разбилось (разводим руки в стороны ладонями вверх -«нет яичка».) Дед плачет: «А-а-а-а!» (трем кулаком глаза или закрываем лицо руками). Баба плачет: «У-у-у-у!» (повторяем жест). А курочка кудахчет: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко. Не плачь, дед, не плачь, баба (гладим рукой ребенка их изображение, „жалеем“ их), снесу я вам яичко простое, не золотое». (Показываем яичко на картинке.)

Описание игр и упражнений для детей 10 месяцев

• Игра «Найди музыку». Слушание мелодии «А я по лугу» на ксилофоне.

• Показ «Лошадка».
Педагог держит игрушечную мягкую лошадку, поет песенку, показывая, как лошадка скачет.

Гоп, гоп, конь живой
С настоящей головой,
С настоящей гривой.
Ах, какой красивый!
Чок и чок, чок и чок,
Брызжут искры из-под ног.

Педагог (подносит лошадку к детям). Вот какая грива у лошадки (показывает), погладьте ее. А вот у лошадки хвостик. Лошадка говорит: «И-го-го». Вот как лошадка скачет (показывает).
Поет песенку еще раз.
На следующих занятиях, спев песенку, просит детей показать гриву, хвост у лошадки, а также глаза, уши, ноги, спрашивает, как лошадка говорит.

• Показ «Корова»(сл. 0. Высоцкой, муз. М. Раухвергера).
Педагог показывает детям мягкую игрушечную корову, поет песенку.

Ходит, бродит по лужку
Рыжая корова.
Даст она нам к вечерку
Молока парного.
Ване и Танюшке
Даст по целой кружке.
Всем достанется
И коту останется.
Говорит корова: «М-у-у,
Молочка кому-у?»

Педагог. Как говорит корова? Му-у. Просит детей повторить, хвалит тех, кто пытается. Вот какая корова. Где у коровы рога? Вот они (прикасается рукой ребенка к рогам). Где у коровы глаза (уши, рот)? (Дети показывают самостоятельно.) А вот хвост (показывает). Повторяет песенку еще раз.

• «Привет, ладошка!»(русская народная потешка).
Обе руки ребенка мама своими руками сжимает в кулаки.
Утро настало, солнышко встало.
Правую руку малыша взрослый поднимает вверх, держа ее за кисть.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Выделяет указательный палец на правой руке ребенка и все последующие действия с пальцами левой руки выполняет им.
Вставай, Большак,
Распрямляет большой палец левой руки малыша.
Вставай, Указка,
Распрямляет указательный палец.
Вставай, Середка,
Распрямляет средний палец.
Вставай, Сиротка,
Распрямляет безымянный палец.
И ты, крошка Митрошка!
Распрямляет мизинец.
Привет, ладошка!
Мама машет раскрытой ладошкой ребенка из стороны в сторону.
Повторяет потешку, поменяв руки. Сна-чала действия выполняет мама руками малыша, потом ребенок пытается сделать это сам.

• «Орешек» (сл. А. Головчак).
Мамы катают своей рукой маленький грецкий орех по ладони малыша.
Мой орешек покатился
Прямо по дорожке,
Вверх-вниз по ладони.
Покружился, покружился
Круговые движения.
На моей ладошке.
В кулачок орешек прыг!
Мама своей рукой сжимает руку малыша с орехом в кулак.
Притаился озорник.
Где орешек? Покажись!
Кулачок мой, разожмись!
Разжимает кулак ребенка, показывает ему орех.
Вот орешек! Нашелся!

• Упражнения на сенсорное развитие.

1. Взрослый строит башенку из деталей лего (или другого конструктора) круглой или квадратной формы. Просит малыша разобрать ее. Хвалит ребенка. Потом просит собрать башенку.

2. К году малыш должен различать три объемные формы (попарно): шарик и кубик, кубик и кирпичик. Взрослый дает ребенку в большой миске по три шарика и кубика одного цвета, маленькую миску для шариков и прямоугольную корзинку для кубиков. Говорит: «Возьми шарик, положи в миску. Возьми кубик, положи в корзинку». Хвалит.

3. Мама дает ребенку в мешочке три кубика и три кирпичика, говорит: «Что там? Достань». Называет то, что достает ребенок: «Это кубик, это кирпичик». Когда он вынет все детали, раскладывает их на коврике перед малышом, просит: «Возьми кирпичик, поставь на другой кирпичик. Молодец! Возьми еще кирпичик, поставь на кирпичики». Если нужно, поправляет ребенка: «Нет, это кубик, вот кирпичик». Хвалит.

4. Из картона вырезают кружок, в котором проделывают отверстия, чтобы получилась «пуговица». Взрослый вставляет в отверстие счетную палочку. Показывает ребенку: «Вставляю, вынимаю». Просит его: «Вставь». Если ребенок справился с задачей, говорит: 'Тяни". Ребенок вытягивает палочку с другой стороны.
Повторяют упражнение.

5. Мама дает малышу круглую коробочку с 3-4 счетными палочками, просит его: «Открой». Если нужно, показывает: «Открываю, закрываю». Палочки при открывании высыпаются. «Собери палочки в коробочку, закрой».

6. Взрослый дает ребенку матрешку, в которой спрятана самая маленькая матрешка (не следующая по размеру). Говорит: «Открой!» Если малыш не может открыть, показывает: «Открываю, закрываю. Открой». Когда ребенок откроет матрешку и достанет маленькую, взрослый закрывает большую матрешку, ставит обеих матрешек перед ребенком и спрашивает: «Где большая? Открой. Возьми маленькую, положи в большую матрешку, закрой. Нет маленькой матрешки. Где она?» Повторяет упражнение. Хвалит малыша.

7. Дети в клеенчатых фартуках сидят на руках у мам. Каждому ребенку дают картонный лист с «лужицами» безвредной краски красного, синего, зеленого и желтого цвета. Дети пальцами размазывают краски, наблюдая за изменениями цвета.

• Физические упражнения.
К описанным выше упражнениям на каждом занятии добавляется одно новое.

1. Мама и ребенок стоят лицом друг к другу, держась за руки. Взрослый говорит малышу: «Покажи, какой ты большой». Осторожно тянет его за руки вверх. «Вот какой большой!
А теперь покажи, какой зайка (любая игрушка) маленький (присаживается и тянет ребенка за руки вниз). Маленький зайка».
Повторяет те же действия, читая стихотворение Н. Пикулевой.
Вот какие мы большие,
Поднимает руки ребенка вверх.
Не малюсенькие,
Приседает вместе с ребенком, показывая руками низко над полом.
Вот такие, вот такие,
Встает, поднимая руки малыша вверх.
Воттакусенькие.

2. Дети с помощью мам поднимаются и спускаются на одну ступеньку (прямоугольную призму). На следующих занятиях учатся подниматься и спускаться по деревянной лесенке из трех ступенек при поддержке за обе руки.

3. Малышам дают мячики диаметром 5-7 см, говорят: «Брось мячик!» Ребенок должен не просто отпустить мячик, а сделать замах, бросить (желательно каждой рукой). Не важно, что мяч упадет у ног ребенка, важно само движение. Можно помочь ребенку, действуя его рукой.

4. Сидя на крупных надувных игрушках, пружинят, удерживают равновесие.

5. Ребенок идет (в мягких пинетках или носках) по ребристой доске при поддержке за обе руки.

Создать, линеечку, беременность, для, планирующих, детские, бэби.ру


Анастасия Кухманская
Анастасия Кухманская
Желтые Воды
00532

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества