Из журнала пользователя Виктория
Доступно: Для всех
Развитие ребенка

Как научить ребенка ползти(статья)

решила переместить хорошие закладки к себе в журнал, а то у нас в последнее время народ уходит, потом опять приходит, а вот информацию интересную можно потерять. Так что, девочки, не обижайтесь если что )))

Мамы внимательно следят за правильным развитием малыша и очень волнуются, если ребёнок позже начинает держать голову, садиться, вставать. Особым предметом гордости для молодой мамы является развитие малыша с некоторым опережением или вовсе «перепрыгивание» каких-то этапов, к примеру, когда малыш, не ползая, сразу начал ходить. Но так уж ли это хорошо на самом деле? Об этом с нами поделилась руководитель Центра психодиагностики и психокоррекции при ИБП, к. п. н., доцент кафедры клинической психологии РГМУ Татьяна Германовна Горячева.

 

Маленький лежебока
Ползание помогает растянуть связки запястий и кисти, что необходимо для развития мелкой моторики малышей. Согласно российским медицинским нормам, которые основываются на многолетних наблюдениях и научных исследованиях, при своевременном развитии ребенок начинает ползать около 6-7 месяцев, иногда позже. Но некоторые малыши даже не успевают совершить попытку поползти, поскольку родители сажают их в ходунки, считая, что этап ползания вполне можно пропустить. Кто-то думает, что так будет лучше для интеллектуального и физического развития ребенка, а некоторым мамам просто-напросто лень ежедневно мыть полы. И ребенок, так и не научившись ползать, начинает ходить. Впрочем, не только ходунки «виноваты» в том, что все больше и больше детей рано начинают ходить, так и не успев поползти. Иногда причина может лежать в иной плоскости. В середине 90-х годов ученые всего мира, включая российских медиков, стали настоятельно рекомендовать родителям укладывать малышей спать на спину, чтобы предотвратить синдром внезапной детской смерти. В результате количество детских смертей снизилось на 50 процентов! Это была огромная победа педиатров и родителей в борьбе с ранней детской смертностью. Но привело и к иным последствиям: поскольку мамы стали бояться выкладывать детей на животик не только во время сна, но и во время бодрствования, развитие моторных функций детей замедлилось. Ведь, чтобы поползти на четвереньках, ребенку нужно задействовать и руки, и ноги, мышцы которых должны быть достаточно натренированы. А как ребенок может тренировать эти мышцы, если постоянно лежит на спине в кроватке, спит у мамы в «кенгуру», в кресте-люльке или в манеже? Никак. А когда мама все-таки вспоминает, что из-за постоянного лежания на спине затылок крохи может стать плоским, и переворачивает ребенка на живот, малыш через минуту начинает плакать, поскольку не привык к такому положению, ему тяжело и неприятно. И мама тут же переворачивает его обратно на спинку.

 

Есть ли разница?
Ни один здравомыслящий родитель не станет насильно заставлять своего малыша лежать на животе, когда кроха возмущается и кричит. Но постепенно приучать младенца к лежанию на животике все же необходимо. Ведь период ползания является очень важным для развития подкорковых структур мозга. Минимальные мозговые дисфункции, которые сейчас диагностируются у многих детей после тяжелых родов и родовых травм, частично компенсируются именно в период ползания.

Кроме того, ползание помогает укрепить костно-мышечную систему, натренировать руки, запястья, локти и плечи. В итоге дети, которые ползали хотя бы пару месяцев, более физически развиты и более сильны по сравнению с малышами, которые пропустили этот этап. Да и тонкая моторика у них развита лучше, поскольку ползание помогает растянуть связки запястий и кистей рук, что необходимо для развития тонкой моторики. Таким детям будет проще научиться держать в руке карандаш или ложку, а в будущем освоить письмо и рисование.

Что также немаловажно, ползание способствует развитию двусторонней координации. Наш мозг состоят из двух полушарий: правое отвечает за функции левой стороны тела, а левое — за деятельность правой. Когда ребенок ползает, между двумя полушариями идет активная слаженная работа. Малыши лучше управляют своим телом и ориентируются в пространстве.

К сожалению, не все дети самостоятельно восполняют пробелы собственного развития. Случается, что умный, развитой ребёнок неожиданно для всех с трудом осваивает грамоту, делая множество ошибок. При этом малыш очень хочет учиться на одни пятерки, но у него просто не получается. Если у ребёнка возникли проблемы с учёбой, надо обязательно проконсультироваться с нейропсихологом, который, возможно, назначит малышу курс реабилитационных занятий. Это система специальных физических и интеллектуальных упражнений, которые помогают развить некоторые отделы мозга. Подобные коррекционные курсы проводятся сегодня во многих специализированных центрах. Важен настрой родителей, которые должны верить в своего малыша, подбадривать его, помогать, — и тогда ребёнок действительно сумеет преодолеть все трудности.


Осваиваем пространство
Начиная с первых же месяцев нужно стараться почаще выкладывать малыша на животик. Сначала на 5-10 минут несколько раз в день, постепенно увеличивая время. Попробуйте сесть на кровать и устроить ребенка у себя на коленях или же положите его на животик на пеленальном столе, перед тем как менять подгузник. Кроха будет учиться держать голову, позже начнет опираться на руки и приподниматься, от раза к разу делая это все увереннее. Если ребенок упрямится, положите его к себе на грудь — так он сможет смотреть вокруг, не поднимая голову высоко. Можно также подложить под грудь и ручки ребенка скрученное валиком полотенце. Рядом с малышом можно разместить пару ярких игрушек, за которыми он будет тянуться. Если ребенок уже легко дотягивается до понравившейся погремушки, отодвиньте любимую игрушку подальше, чтобы малыш пытался к ней подползти. Разумеется, не стоит усердствовать и доводить кроху до слез — ведь первые «поползновения» могут получиться далеко не сразу.

Когда малышу исполнится 5-6 месяцев, можно расстилать на полу большое одеяло, чтобы кроха мог осваивать новые горизонты. Ограничивая пространство ребенка манежем или кроваткой, мама тем самым лишает его возможности познавать мир. Вы готовите обед? Расстелите одеяло и на кухне и дайте ребенку в качестве объекта исследования кастрюльку с крышкой.

Если малыш любит ползать, это очень хорошо для его развития. Существует много полезных упражнений. Например, взяв ребенка под мышки, мама может поочередно поставить на пол сначала одну ножку, а затем другую и начать медленно опускать малыша, побуждая его опереться руками. Когда малыш таким образом встал на четвереньки, аккуратно придерживайте кроху под грудь: отпускать совсем его не стоит. Пусть ребенок немножко постоит в таком положении, а мама может слегка покачивать его вперед-назад. Или можно попробовать упражнения на большом гимнастическом мяче: положите ребенка на животик и осторожно покачивайте мяч из стороны в сторону, так, чтобы ножки малыша иногда касались пола. Быстрее освоить технику ползания помогает и легкая гимнастика: мама должна сгибать и разгибать ножки ребенка, сначала поочередно, а потом одновременно. Когда кроха уже хорошо умеет держать голову, лежа на животе, можно взять его за пяточки и энергично согнуть обе ноги 3-4 раза. Или можно просто пощекотать детские пяточки.

Поезд ушел?
Дети, которые пропустили этап ползания, могут в более старшем возрасте испытывать некоторые трудности с письмом и чтением. Совершенно очевидно, что, если ребенок перепрыгнул какой-то этап развития, вернуть этот момент уже никак невозможно. Но отчаиваться не стоит. Мозг ребенка невероятно пластичен и восприимчив до возраста 9-10 лет, и в этот период вполне можно провести коррекцию, которая восполнит дефицит развития. Кстати, многие дети и безо всяких коррекционных занятий в возрасте 2-3 лет сами «наверстывают упущенное», активно ползая по полу во время игры. Если вы заметили, что ребенок во время игры значительное время проводит лежа и ползая по полу, не надо ни в коем случае его одергивать, призывая к порядку и требуя занять вертикальное положение. Лучше постелите на пол ковер и позвольте ему играть, как ему нравится, — скорее всего, ваш ребенок просто не «доползал» в свое время и сейчас восполняет существующий пробел. А сделать ему это очень и очень важно.

WWW.7YA.RU

Для того, чтобы ребенок пополз, не нужно предпринимать ничего героического. Младенец сам готов превратить хаотические движения рук и ног в движение в одном направлении – дайте ему только справиться с силой земного притяжения! обеспечьте наклонную плоскость, на которой земное притяжение будет, наоборот, помогать. Конечно, идеальным приспособлением является длинная дорожка с бортами, «трек», длиной 3-4 метра, с не очень скользким покрытием. На этой дорожке ребенок может проводить много времени, постепенно проползая ее целиком. Устанавливая ее под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не «соскальзывания» вниз. Но в реальных квартирах такие длинные треки некуда ставить, и первые два-три месяца дорожкой для ползанья может служить обычная детская кроватка с жестким матрасом. Можно менять угол наклона дорожки, подкладывая что-нибудь под матрас. Постепенно ребенок начнет ползать и по горизонтальной поверхности, но угол наклона можно менять и в течение дня, ориентируясь на силы и настроение ребенка. Угол наклона должен быть таким, чтобы ребенку хотелось двигаться. Дети часто довольно громко кричат во время ползанья, в институте Домана считают, что таким образом они обеспечивают себе глубокое дыхание при нагрузке. Если крик не перерастает в истерику, на него не нужно обращать особенного внимания. Ведь ребенка ползти никто не заставляет, он в любую минуту может остановиться и просто лежать на животе, так что не нужно думать, что он кричит из-за того, что вы его мучаете. Ползанье можно попытаться активизировать, дотрагиваясь до верхней губы малыша. Как алеутские собаки бегут за рыбой, которую погонщик держит перед ними на шесте, так и ребенок начинает ползти, стараясь дотянуться ртом до вашего пальца. Обман вполне безобидный. Ребенок должен свое «отползать». Даже если он уже научился ходить, не мешайте ему ползать в свое удовольствие. В первые месяцы покрытие должно быть плотным, теплым, сухим, уютным, в нем не должна «увязать» нога, поэтому ватные одеяла, диваны и т.д.не очень подходят. При этом об эту поверхность не должно быть больно ударяться носом. Уже в три-три с половиной месяца ребенок может начинать ползать по полу, выбираясь из комнаты. Вы, разумеется, будете стараться, чтобы пол все время бы вымытым, но не нужно превращать это в психоз. Сильный трехмесячный ребенок не станет облизывать пол, ведь голова у него будет высоко поднята, а «вытиранием пола» занимается живот. А не будет ли он биться головой о каменный или деревянный пол? Вы воспитываете очень умного ребенка: ударившись один раз, он поймет, что это больно, и постарается всячески таких ударов об пол избегать. Мы считаем, что дистанция, которую ребенок проползает, важнее, чем обязательная горизонтальная поверхность и полная нагрузка. Некотрые дети к четырем месяцам начинают преодолевать большие расстояния не ползаньем, а перекатыванием вбок. К этому тоже нужно относиться с большим уважением, ведь это значит, что ребенок понял принцип движения. Создайте пространство для беспрепятственого верчения, не забудьте обеспечить мягкость падений (положите, например, свернутые одеяла, подушки и пр.), если ребенок любит перекатываться по широкой кровати, а не на полу. Нужно постоянно следить, чтобы ребенку было легко ползти, чтобы ничто ему не мешало (сковывающая одежда, неровная или слишком мягкая поверхность), иначе младенец потеряет вкус к этому занятию. Если вы видите, что прогресса в ползанье нет, срочно что-то измените. Может быть, вам придется купить ковер с коротким ворсом или все-таки сколотить трек по Домановскому или собственному образцу. Не поленитесь, если почувствуете необходимость помочь вашему ребенку начать активно ползать.

Еще упражнения: Мама ставит ребенка на четвереньки, одной рукой держит под грудь, второй переставляет ногу вперед, а другую ногу вытягивает назад (заодно тянем развод ног), и так попеременке обе ножки. Руки переставлять тоже.Ребенок ползет за счет маминых рук. А потом через несколько занятий, мама только подталкивает ножки ребенка, стимулируя его самому их передвигать. Все это делается на столе и при поддержке мамы под грудь ребенка.
Хорошо делать упражнение «тачка», ребетенка под грудь ноги не касаются, чтобы она сама ручками как-бы вперед шла, тяжелое, но хорошо укрепляет мышцы спины, тоже, что надо для ползанья!

Очень полезная статья. Я долго билась, но все-таки научила ))) Теперь вот не могу заставить ходить самому ))


Пожаловаться
ЛитРес Зарегистрируйся и получи книгу в подарок!
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 4
СашенькаДмитрий
А зачем??? Раньше своего времени и не поползет, и не пойдет, и не заговорит!!! Всему свое время!
ОтветитьНравится 
Владимир Иванович
ребенку все-равно нужно все показывать, объяснять, помогать. ведь если совершенно не заниматься с ребенком, не учить его то он заговорит, но когда? а есть же примеры когда детей закрытыми держали  и они так и не заговорили сами.
ОтветитьНравится 
СашенькаДмитрий
ВикторияПро речь тут я даже спорить с вами не буду, абсолютно согласна на все 100%, а в остальном, да показывать то конечно надо, надо заниматься, но раньше чем он почувствует силенки в ножках и уверенность в этих силенках он не пойдет, не сядет и не будет ползать!!!!
ОтветитьНравится 
Владимир Иванович
Я просто сама столкнулась с этим. мой мальчик до 8 месяцев вообще ничего не хотел делать, только лежал и руками и ногами махал. мы с ним занимались. и массаж и гимнастика и тренировка движений. если честно я хотела, чтобы ребенок не перескочил этап ползания.
ОтветитьНравится 

Рекомендованные посты

Как растут зубки у
Как растут зубки у детей
Другие статьи на эту тему
Актуальные посты
Похожие записи
на тему материнства