Я часто встречаю, что люди начинают оценивать человека по чьим-то словам или собственным впечатлениям. Постараюсь очень кратко описать, почему мы частенько ошибаемся относительно других людей. Я ранее уже писала в своих постах, что не нужно лезть в чужую голову, и вот она причина — дело в том, что наша оценка подвержена когнитивным искажениям.
В когнитивной науке под когнити́вными искаже́ниями понимаются систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в когнитивные схемы, и легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей.
Когнитивных искажений много, но сейчас я затрону только часть.
1. Искажение в восприятии сделанного выбора — излишнее упорство, привязанность к своим выборам, восприятие их как более правильных, чем они есть на самом деле, с дальнейшим их оправданием. Например, попытки найти неявные плюсы в покупке и тем самым её оправдать при наличии другого, более подходящего товара, который по каким-то причинам не был приобретён.
2. Эффект знакомства с объектом — тенденция людей выражать необоснованную симпатию к некому объекту только потому, что они знакомы с ним (патриотизм, эффект причастности к созданию предмета).
3. Иррациональная эскалация — тенденция помнить свои выборы как более правильные, чем они были на самом деле.
4. Слепое пятно в отношении искажений — более лёгкое обнаружение недостатков у других людей, нежели у себя (в чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает).
5. Эффект морального доверия — человек, относительно которого известно, что у него нет предубеждений, имеет в будущем большие шансы проявить предубеждения. Иначе говоря, если все (в том числе он сам) считают человека безгрешным, то у него возникает иллюзия, что любое его действие также будет безгрешным.
Методами защиты своего мнения при таких искажениях обычно являются
— ошибочность в духе меткого стрелка из Техаса — выбор или подстройка гипотезы под результаты измерений;
— предвзятость подтверждения — тенденция искать или интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить имевшиеся заранее концепции;
— эффект ожидания наблюдателя — бессознательное манипулирование ходом опыта для обнаружения ожидаемого результата (см. также эффект Розенталя);
— селективное восприятие — принятие во внимание только тех фактов, которые согласуются с ожиданиями.
Самый простой пример:
Вопрос: мне пойдет это платье?
Ответ: я такое не ношу! Я такое мерила, мне оно не идет
Я ж не спрашиваю, как оно вам, как на вас. ))))
Это эгоцентризм, для человека не существуют другие люди, существует только он, он видит пост про платье, примеряет на себя, пишет про себя :)