Развитие малыша в первый год жизни №1

1 месяц

Физическое развитие:

• движения рук и ног не координированные;
• смоктательный рефлекс проявляется спонтанно;
• ребенок держит ладошки раскрытыми или в кулачках, ручки и ножки — в полусогнутом положении;
• часто поворачивается со спины на бок;
• после наполнения мочевого пузыря наблюдается спонтанное мочеиспускание (18-25 раз в сутки);
• частый стул (5-7 раз в сутки);
• продолжительность сна 18-20 ч в сутки, во время которого ребенок может просыпаться 7-8 раз.

Познавательное развитие:

• ребенок рассматривает предметы, но пока не тянется за ними;
• может ненадолго переводить взгляд на свет или яркие предметы;
• наклоняется к груди, даже когда его не кормят;
• быстро хватает положенные в ладошку предметы, но тут же их отпускает:
• помнит предметы, которые появлялись несколько секунд назад;
• узнает мать по запаху и голосу.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок проявляет активность в течение одного часа из десяти;
• плачет, когда нуждается в помощи;
• затихает, когда его берут на руки;
• во время бодрствования лицо выглядит безразличным и ничего не выражающим;
• способен устанавливать контакт глазами;
• реагирует на голос;
• приспосабливает своё положение к рукам человека, который его держит;
• в ответ на улыбку матери смотрит на её лицо.

2 месяца

Физическое развитие:

• ребенок поднимает голову и держит её несколько секунд;
• координирует движения головы и глаз;
• чувствует себя комфортно, лежа рядом с матерью, когда есть возможность сосать её грудь;
• иногда просыпается для мочеиспускания.

Познавательное развитие:

• ребенок способен к зрительному и слуховому сосредоточению;
• поворачивает голову в направлении источника звука;
• вздрагивает и вслушивается при сильном звуке;
• сосредотачивает свой взгляд на лице матери;
• отслеживает движение предмета по горизонтали;
• координирует действия рук и работу глаз (пытается хватать предметы и следить за ними, фиксируя свой взгляд).

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок общается с матерью посредством различных звуковых сигналов, смеха, улыбки, крика или плача;
• проявляет интерес к окружающей обстановке;
• различает своих и чужих, реагирует на одних радостным оживлением, на других – плачем;
• выражает богатую эмоциональность (радость, отчаяние, раздражение, боль, спокойствие);
• проявляет первые признаки самоутверждения и самосознания;
• на громкую музыку реагирует плачем, на танцевальную – оживлением, при звуках колыбельной успокаивается;
• пытается подражать речи и крикам старших детей или взрослых.

Развитие речи:

• крик становится все более ситуативным (когда голоден, что-то болит или мокрый);
• появляются слабые гортанные звуки (“ах", «ух», «эх»);
• появляются интенсивные спонтанные звуки и агуканье;
• оживляется при виде лица родного человека.

Развитие ребенка по месяцам до года

3 месяца

Физическое развитие:

• ребенок подтягивается на руках, пытается подняться, упирается ногами, отталкивается от опоры;
• стоит и перебирает ногами, когда его поддерживают под мышками;
• продолжительное время удерживает голову;
• сидит на руках у мамы;
• во время кормления хватает грудь руками и мнет;
• будучи на животе, переворачивается на бок;
• периодически поддается высаживанию;
• радуется водным процедурам.

Познавательное развитие:

• ребенок поворачивает голову к источнику звука (погремушка, колокольчик, голос мамы и т.п.);
• видит окружающие предметы на расстоянии 30-40 см и фокусирует на них свой взгляд;
• пытается дотянуться до заинтересовавшего предмета;
• следит за перемещающимися игрушками и хватает их;
• способен “достроить” траекторию перемещения предмета, когда он исчезает из поля зрения;
• начинает ориентироваться в помещении детской комнаты.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок может спокойно 10-15 мин. обходиться без матери;
• интересуется её руками и другими частями тела;
• проявляет признаки обиды, чувства юмора и смущения;
• преобладает спокойное, веселое и товарищеское самочувствие;
• хорошо отличает своих от чужих, адекватно реагируя на обе группы людей;
• обо всех своих потребностях сообщает звуками;
• демонстрирует готовность к общению посредством зрительного контакта.

4 месяца

Физическое развитие:

• ребенок переворачивается с живота на спину и со спины на живот;
• поднимается на руках, когда лежит на животе;
• становится на четвереньки и раскачивается;
• когда лежит на спине и держит взрослого за руку, подтягивается;
• прижимает деснами материнскую грудь;
• с удовольствием купается и затем переодевается в чистую одежду.

Познавательное развитие:

• ребенок тянется за игрушками, которые висят на расстоянии вытянутой руки над его грудью;
• следит за игрушкой, когда она перемещается вверх, вниз, вправо или влево;
• берет и удерживает игрушку двумя руками, тянет её в рот, постукивает игрушками друг о друга;
• проявляется избирательность к различным звукам;
• хорошо ориентируется в помещении детской комнаты;
• знает, где находятся основные предметы;
• воспринимает фактуру и цвета предметов, различает тональность музыкальных звуков;
• наблюдает, как едят взрослые.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок ощупывает ноги, хватает гениталии, сосет большие пальцы ног;
• активно выражает радость и звонко смеется;
• самоутверждается, когда отворачивается при обращении к нему взрослого;
• активно интересуется предметами и людьми;
• интересуется комнатными растениями и домашними животными;
• начинает жестикулировать, стимулируя взрослого к общению.

Развитие речи:

• ребенок агукает и активно лепечет;
• смеется и радостно вскрикивает;
• хорошо дифференцирует слоги;
• охотно выслушивает обращенную к нему речь;
• проявляется язык жестов (протягивает ручки, когда хочет на руки);
• провоцирует взрослого на общение;
• реагирует на голосовые интонации;
• когда спрашивают “Где мама?”, ищет её глазами;
• высказывается с помощью кашля и ”рычания”.

5 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок стоит, когда его держат под мышками;
• сидит, если поддерживают за обе руки;
• ”танцует” на руках у взрослого;
• улучшается контроль мочеиспускания;
• самостоятельно удерживает в руках игрушки и мелкие предметы.

Познавательное развитие:

• ребенок пытается дотянуться до заинтересовавшего его предмета;
• пытается познакомиться со свойствами предметов: облизывает, стучит, бросает, тянет в рот;
• больше интересуется взрослой пищей;
• во время сосания груди отвлекается на окружающую обстановку;
• наблюдает за перемещениями предметов, узнает любимые.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок перестает плакать, если слышит приятные звуки;
• может самостоятельно играть (15-30 мин.);
• сообщает взрослому о желании побыть одному или быть на его руках;
• подражает поведению взрослых;
• проявляет избирательность по отношению к окружающим людям;
• способен разделять эмоциональное состояние взрослого;
• проявляет ласковость, привязанность и нежность к близким людям;
• совершенствует средства общения с взрослыми.

Развитие речи:

• ребенок узнает игрушки, которые называет ему мама (“мяу-мяу”, “му-му”, “гав-гав”).

6 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок становится на колени и поднимается на ножки, придерживаясь за опору;
• самостоятельно сидит в течение 1-2 мин.;
• ползает, переползая небольшие преграды;
• просит, чтобы его высадили;
• пробует пищу взрослых – жует и глотает её.

Познавательное развитие:

• ребенок берет игрушки руками, перекладывает из руки в руку и играет с ними;
• способен самостоятельно играть в течение 30-40 мин.;
• по-разному играет с разными игрушками, имеет свои предпочтения;
• интересуется объектами природы, людьми и различными предметами;
• активно исследует фактуру и свойства предметов.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок проявляет стремление в достижении целей и сердится, когда у него не получается;
• интересуется человеческим лицом и телом;
• охотно общается с родными взрослыми доступными ему средствами;
• пребывает преимущественно в бодром настроении;
• с радостью откликается на собственное имя.

Ребенок отрицательно качает головою

7 месяцев

Физическое развитие:

• быстро и ловко проползает незначительные расстояния;
• ходит, опираясь на руку матери;
• при отрицании чего-либо размахивает головой;
• прикусывает грудь матери во время кормления;
• положительно реагирует на гигиенические и закаливающие процедуры.

Познавательное развитие:

• ребенок переключает внимание с предмета на предмет, следит глазами за движениями руки;
• интересуется собственной головой, ушами и волосами;
• начинает ориентироваться во времени;
• активно просит игрушки, играет обеими руками;
• с удовольствием рвет бумагу;
• интересуется выступающими предметами, охотно открывает и закрывает ящики.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок указывает на знакомые игрушки;
• пытается следовать за матерью по пятам;
• проявляет нежность к родным людям, целует и обнимает их;
• быстро успокаивается после удара или выговора;
• ревнует маму за то, что та уделяет время не ему;
• по-разному относится к чужим и своим.

Развитие речи:

• ребенок произносит слоги с использованием кончика языка («ва», «ля», «ба», «да», «ка»), удваивает слоги («ма-ма», «та-та» и т.д.), размещает слоги цепью (“а-да-да”, ”па-па-па”, ”ба-ба-ба”, “а-та-та” и т.п.);
• пытается копировать звуки речи взрослых;
• отзывается на собственное имя;
• способен цокать языком.

8 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок самостоятельно поднимается и опускается, стоит при поддержке взрослого;
• балансирует некоторое время без опоры;
• ходит, придерживаясь за опору;
• может отказаться от высадки, когда не хочет;
• когда сидит, может изменять положение;
• преодолевает невысокие порожки.

Познавательное развитие:

• ребенок настойчиво пытается достать игрушку, когда она находится недалеко (1-2 м);
• часто бросает игрушки на пол, ищет их и может поднять по просьбе взрослого или собственной инициативе;
• интересуется дверцами, содержимым шкафов, механическими игрушками и мелкими вещами;
• проявляет разную реакцию на фактуру различных поверхностей (щетка, мех, гладкая доска и т.п.);
• пытается играть с настоящими вещами (телефоном, посудой и т.д.).

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок активно исследует тело, голову, волосы и лицо (своё и взрослого);
• может отказываться от сидения на руках у матери;
• в течение некоторого времени не нуждается в поддержке и присутствии взрослого;
• боится чужих и плачет, когда они хотят взять его на руки;
• жестикулирует руками при общении с взрослыми («Привет», ”Пока”).

Развитие ребенка по месяцам

9 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок стоит самостоятельно, ходит при поддержке опоры;
• залезает на диван или кресло, перелезает через препятствия;
• опускается и поднимается на наклонную горку;
• достает предметы на уровне своего роста в пределах поднятой руки;
• жует и глотает твердую пищу взрослых;
• сигнализирует о физиологических потребностях;
• имитирует некоторые физиологические процедуры (садится на горшок, умывается, моет руки и вытирает нос).

Познавательное развитие:

• ребенок ищет пропавшие предметы;
• маленькие предметы берет двумя пальцами, большие – всей пятерней;
• вынимает предметы из ящика, коробки или ведерка;
• вкладывает предметы в коробочки и баночки, соотносит их по размерам;
• засовывает пальчики в кольца и отверстия, ощупывает различные предметы;
• представляет местоположение и функциональное назначение помещений в доме;
• самостоятельно осваивает жизненное пространство дома;
• с интересом следит за происходящим вокруг.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок подражает, повторяя за взрослыми отдельные предметные действия;
• исследует окружающую среду;
• самостоятельно занимается в течение 30-50 мин.;
• в общении с взрослыми использует выразительную мимику и жесты вещания.

10 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок самостоятельно стоит и делает первые шаги без поддержки;
• самостоятельно поднимается и садится;
• охотно жует и глотает твердую пищу, с удовольствием участвует в трапезе взрослых;
• знает назначение салфетки, носовичка, расчески и горшка;
• контролирует процессы дефекации и мочеиспускания.

Познавательное развитие:

• ребенок использует указательный жест;
• набрасывает один предмет на другой;
• поднимает руки вверх;
• контролирует и интересуется процессами дефекации и мочеиспускания;
• стремится пополнять и расширять имеющиеся представления и знания новой информацией.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок выполняет элементарные предметные действия;
• проявляет признаки подражательного поведения и настойчивости в достижении цели;
• когда его просят, показывает свои части тела;
• разнообразит средства общения с взрослыми;
• в публичных местах пытается удержаться от плача.

Развитие речи:

• ребенок отрицательно качает головой, когда чего-то не хочет;
• проявляется лепет в форме монолога;
• произносимые слоги все больше похожи на короткие предложения;
• произносит 8-12 осмысленных слов;
• отзывается на просьбу ”дай мне” и свое имя;
• реагирует голосом на музыку;
• понимает запреты (“нельзя”, “нет”);
• показывает пальцем на интересующий предмет и ждет комментария взрослого;
• по просьбе взрослого может найти и принести известный предмет.

11 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок самостоятельно ходит в определенном направлении;
• спускается и поднимается пологими лестницами, придерживаясь за опору;
• большинство высаживаний успешны;
• залезает на невысокие объекты или подползает под них;
• активно пробует и жует твердую взрослую пищу;
• радуется приятным и терпит неприятные гигиенические процедуры;
• ценит одобрение своей аккуратности.

Познавательное развитие:

• ребенок выполняет разнообразные предметные действия (сжимает резиновые игрушки, катает мячик, снимает подвешенные кольца, катает коляску, баюкает куклу);
• сбрасывает предметы или игрушки со стола;
• разбрасывает предметы и пытается вернуть их на место;
• вынимает и кладет предметы (игрушки) в ведерко или коробку;
• тянет машинку за веревочку;
• активно интересуется окружающими людьми, объектами природы, предметами быта, вещами и приборами.

Эмоционально-социальное развитие:

• ребенок наследует поведение взрослых;
• способен к кратковременным самостоятельным занятиям;
• пытается смешить и веселить приятных ему взрослых;
• внимательно следит за реакцией взрослых в нестандартных ситуациях;
• использует жестовое вещание;
• переживает положительные эмоции, когда упоминаются приятные ему люди.

12 месяцев

Физическое развитие:

• ребенок довольно быстро ходит;
• активно передвигает предметы;
• с помощью подставок залезает на невысокие объекты;
• зовет взрослых при возникновении трудностей;
• пьет из чашки, которую держит за ручку, пытается есть ложкой;
• садится и выходит из-за стола самостоятельно;
• благодарит за пищу;
• наблюдает за гигиеническими процедурами взрослых и имитирует некоторые из них.

Познавательное развитие:

• ребенок протягивает взрослому в руке игрушку и отпускает её;
• хватает одной рукой один, два кубика или большее количество двумя руками;
• различает предметы по величине и форме;
• приносит знакомые игрушки или предметы;
• чувствует различие тональности в требованиях взрослых.

Эмоционально- социальное развитие:

• ребенок выполняет просьбы взрослых (что-то ищет, находит и приносит);
• подражает их простым действиям;
• радуется собственному отражению в зеркале и играет с ним;
• совершенствует средства и приемы общения с взрослыми;
• различает понятия «хороший» и «плохой», «можно» и «нельзя», «красивый» и «некрасивый».

Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
015904

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества

Brunetka
Brunetka

Девочки, на днях нашла сайт там тоже много информации о малышах, кому интересно прочитайте

Anna Onuralp
Anna Onuralp
Дубай
Super!spasibo za info!
Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
не за что) рада была помочь) 


МамаВари
МамаВари
Долгопрудный
Мне кажется это план развития вундеркинда. В 7 месяцев ходить опираясь на мамину руку, мне кажется это слишком неправдоподобно. А в 5 мес. говорить мяу-мяу…
Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
Повторюсь, это примерный план нормы развития, каждый ребенок развивается по своему, кто то идет вперед кто то еще не успел догнать. Они все индивидуальны, и все приходит со своим временем. Просто это примерный план к которому слоняются наши педиатры 
МамаВари
МамаВари
Долгопрудный
Все равно забавно, одно дело в 4 мес. с удовольствие купаться и прижимать грудь деснами, а другое дело в 7 мес. ходить, а в 5 говорить. А где вы взяли этот план?
Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
Честно говоря уже точно не помню.Но в гугле на каком то сайте педиатров 
Юлия
Юлия
Мурманск
«пробует пищу взрослых – жует и глотает её» — рановато для 6 месяцев, да и нечем
Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
Пиза взрослых имеется ввиду, допустим то, что когда мамочки делают свои кашки, так же дают малышам пюреобразные баночки, из мяса итд, т… е заключается то что малыши уже кушают как полноценные взрослые.

жуют печенье 
Женя
Женя
Я тоже ржала)))чем жевать то??))
Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
денеськами))туда сюда гонять еду)
А так в принципе у некоторых деток и раньше зубки идут 
Алина
Алина
Великие Луки
и вы реально в это верите???????????
Лина
Лина
Даниил
11 лет
Фрязино
Не то чтобы верю, но примерно проследить можно. Допустим сейчас мои сынуля развивается быстрее чем указано тут, но к этой же статье и склоняются наши педиатры, просто чтобы знать что можно с ними поспорить, что мой ребенок не так допустим убежал или недогнал норму
Алина
Алина
Великие Луки
ну до 7 мес. моя дочь не успевала за этой таблицей, а потом опережала на 3 мес. вперёд) всё оооочень индивидуально!