Почему ребенок боится громких звуков

Психология детей: почему ребенок боится громких звуков?

Малыш вдруг дома стал нервно реагировать на громкие голоса и звуки. С чем это может быть связано? Детский психолог Людмила Цацкина советует проанализировать поведение ребенка и установить причину возникновения такой реакции. Терапией могут послужить раскраски, сказки и детское рисование


Подобные реакции говорят о том, что гораздо раньше имела место ситуация, напугавшая ребенка. Раньше он практически все время находился у вас на руках и, если что-то его пугало, то просто плакал, а вы могли даже не понимать, почему он плачет. Теперь он стал «большим», вы меньше держите его на руках, давая свободу, и он, испугавшись, старается быть к вам ближе. Если же вы твердо уверены, что такое поведение появилось у крохи недавно, то:

  • Постарайтесь вспомнить, когда вы впервые заметили у ребенка подобную реакцию и что происходило накануне (не исключайте влияния ТВ – возможно, шел «крутой» боевик с криками, стрельбой и воплями или новости с репортажем с места боевых действий, или что-либо в этом же духе).
  • Проанализируйте, зависит ли испуг малыша от того, что именно выгромко произносите, или от того, как вы это делаете. Определите: ребенок реагирует на тон (звук) голоса или же на само содержание вашей фразы?
  • Когда малыш станет постарше, используйте рисование (раскраски для детей, раскраски из мультфильмов) и сказки для того, чтобы узнать о его настоящих чувствах (не спрашивайте напрямик о том, почему он боится, – он не сможет вам ответить – просто еще в силу своего юного возраста). Предложите: «Давай нарисуем твое настроение! Когда ты играешь с любимой игрушкой (назовите ее), как это можно нарисовать, какой цвет ты хотел бы выбрать? А вот ты гуляешь с детишками – каким цветом раскрасим вашу игру? Сегодня я звала папу, и ты испугался – в какой цвет это раскрасим? В какой цвет ты раскрасишь меня, папу? И какого цвета ты сам?» Дайте ребенку это выразить – известно, что цвет имеет колоссальный терапевтический эффект.

В психологии детей рисунок помогает освободиться от негативных эмоций. Предложите нарисовать хорошее настроение вместо плохого: «Давай все переделаем! Смотри, теперь, когда я разговариваю с папой громко, все стало заленым, с желтым солнышком. Солнышко тоже далеко от нас, поэтому и гром громко гремит, и птички громко поют…»
Это только вариант. Ведь вы лучше знаете, что успокаивает вашего малыша, что ему больше нравится, – используйте свои сюжеты и примеры.

  • Можно также попробовать сделать «полярное закрепление» на ситуацию повышения голоса (если ребенок реагирует только на ваши интонации и воспринимает их как негатив, опасность). На прогулке поиграйте в прятки: пусть папа спрячется, а вы вместе громко позовете его, приговаривая при этом стишок-зазывалку, например: «Папа-папа, выходи, и стишок нам расскажи». Или сходите на шумный детский праздник, где прыгают и визжат дети, где клоуны громко кричат. Но этот шум – веселый и радостный, в нем нет никакой угрозы. Хотя бывает, что малыши пугаются и звуков праздника.

Поэтому прежде чем воспользоваться последним из предложенных способов, постарайтесь определить причину испуга малыша и хорошо ее проанализируйте. И, в зависимости от этого, решайте, стоит ли применить его к ребенку (в некоторых случаях лучше ограничиться работой с цветом).


Надежда Бенеда
Надежда Бенеда
Кира
3 года
Новосибирск
002794

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества