Упражнения и развивающие игры для ребенка от 2 до 3 лет

Упражнение на различение цветов (рисование карандашами и красками разного цвета)

Предложите ребенку бумагу и разноцветные карандаши: «Давай нарисуем дерево и закрасим листочки зеленым карандашом, солнышко закрасим оранжевым карандашом, небо — синим, машину — красным» и т. д.  То же самое — с красками (используется гуашь).

Предложите ребенку самостоятельно выбирать цвета для окрашивания хорошо знакомых предметов.

Сначала научите ребенка правильно держать карандаш и кисть. Возьмите руку ребенка с карандашом или сухой кистью и сделайте несколько движений закрашивания карандашом или кистью. Затем окуните кисть в краску и вместе нарисуйте что-либо.

Если ребенок испытывает затруднения, начните с более легких заданий. Например, закрасить только листочки на дереве, или нарисовать только солнышко.

Предоставьте ребенку самостоятельно выбрать сюжет рисования по предварительному замыслу.

Упражнения с бусинками

Подберите разноцветные бусинки и шнуры. Один конец шнура закрепите узелком, чтобы бусинки не соскакивали.

Научите ребенка нанизывать бусинки на шнур. Предложите сделать бусы одного цвета, для соответствующего платья, кофточки, бантика и т. д.  Спросите у ребенка: «Какого цвета это платье, какие бусинки подойдут к этому платью?»

Упражнения на внимание и память «Чего не хватает на столе?»

Расставьте на столе 5-6 игрушек, попросите ребенка внимательно посмотреть на эти игрушки.  Далее вы убираете одну игрушку (в это время ребенок отворачивается) и говорите: «Угадай, Ванечка, чего не хватает на столе, какой игрушки?»  Если ребенок справляется с этим заданием, увеличивайте количество игрушек.

Затем поменяйтесь ролями — теперь ребенок прячет игрушку, а вы отгадываете.

Ту же игру проводите с добавлением игрушек: «Посмотри, Ванечка, внимательно, что появилось на столе, какая игрушка?»  Так же, как и в предыдущей игре, расставляете на столе 5-6 игрушек. Ребенок внимательно смотрит, какие игрушки стоят на столе и как они расположены. Затем, когда ребенок отвернется, поменяйте что-либо, например, зайчик теперь сидит в машине. Ребенок отгадывает, что изменилось, что стало не так, как было.

По мере усвоения ребенком смысла этой игры усложняйте задание.  Дайте ребенку такое задание: «Посмотри на меня внимательно, запомни все в моей одежде, затем я выйду из комнаты, а когда войду, ты должен угадать, что изменилось ».  Выходите из комнаты и, например, надеваете шапку, входите в комнату. Ребенок смотрит на вас, видит, что появилась шапка, которой раньше не было. Вы хвалите ребенка, и игра продолжается дальше.

Усложняйте постепенно задание, меняйтесь ролями.


Пошел котик на базар

Ласково поглаживайте ручки малыша и читайте стишок. Начиная с третьей строки, берите каждый пальчик малыша, слегка вращайте его, потом прижимайте к ладошке.

Пошел котик на базар,

Купил котик курочку.

  Курочка — черна-пестра;

  Уточка с носка плоска;

  Гусочка — га-га, го-го!

Свиночка — вики-вики!

Козочка — стуки-брыки!

Коровушка — му-му, му-му!

Рыбочка — плыви-плыви!

Воробушек — лети-лети!

  Лошадушка — беги-беги!

(Имя ребенка) — вези-вези!

(Из кн. К. А. Ушинского «Родное слово»)

Игра со скотчем или изолентой

Возьмите кусочки цветной изоленты или скотча, длиной до 5 см, и приклейте на кубик (гладкая поверхность) или ковер (неровная, шероховатая поверхность). Покажите малышу, как снимать полоски, медленно отрывая их. Ребенка заинтересует характерный звук и сам процесс отрывания. 

Во время этой игры развивается необходимый «пинцетный» (двумя пальчиками) или «щипковый» (тремя пальчиками) захват, тренируется и развивается сила пальцев.

Можно кусочки изоленты приклеить в виде геометрических фигур (квадрата, треугольника, прямоугольника), назвать их: треугольник — «крыша», прямоугольник — «кирпичик». Позвольте малышу снять липкие ленточки, комментируя: «Нет квадрата» и т.п.

Собираем изюм

Вам понадобится вымытый и просушенный изюм.

Малыш может сидеть за столом или лежать на животе на полу. Высыпьте изюм из чашки на поднос перед ребенком. Попросите его собрать изюм в чашку или дать вам в руку. Покажите малышу, как можно брать двумя пальчиками изюминку и бросать ее в чашку.

Игра с лепестками цветов

Ребенок с удовольствием анализирует и изучает мир. То, что он разбрасывает игрушки, разрывает бумагу, разбирает игрушки на мелкие части, объясняется именно этим.

Когда вы близко показываете ребенку цветок, дайте малышу его понюхать, назовите цветок, позвольте малышу потрогать и растрепать цветок. Покажите, как можно двумя пальчиками сорвать один лепесток. Сопровождайте свои и действия малыша словами: «Мы сорвали один лепесток, теперь второй, третий. Как много лепестков!»

Опустите лепестки цветка в емкость с теплой водой, ребенок будет наблюдать, как они плавают. Пусть малыш вылавливает и достает лепестки из воды. Какие-то лепестки обязательно прилипнут к маленьким ручкам. Попросите его снять лепестки. Благодаря этой игре развиваются тонкие движения пальчиков рук.

Бросаем прищепки

Малыш может сидеть за столиком или между ног взрослого, а может лежать на животике на полу. Вам будет нужна пластмассовая банка и разноцветные прищепки.

Прикрепите прищепки к краям баночки. Покажите малышу, как снимать прищепку двумя пальчиками и бросать ее в баночку, громко говоря: «Бах! Упала!»

Пляска с пальчиками

Обхватите своими руками запястья ребенка и легко их потрясите, как если бы стряхивали воду. Скажите малышу, что сейчас его пальчики будут танцевать. 

Разгибайте и сгибайте по очереди пальчики ребенка, поглаживайте и растирайте их от кончиков к ладошкам. Научите малыша самого загибать пальчики к ладошке и разгибать их в ритм стихотворения:

Топ-топ! Топотушки! 

Пляшет зайка на опушке, 

Пляшет ежик на пеньке, 

Пляшет чижик на сучке, 

Пляшет песик на крылечке, 

Пляшет котик возле печки, 

Пляшет мышка возле норки, 

Пляшет козочка на горке, 

Пляшет утка на реке, 

Черепаха — на песке.

Игру можно усложнить, если показать, как два пальчика на одной руке могут плясать. Вот вначале пляшет зайка, а потом ежик, чижик, песик, котик, мышка, козочка, утка и, наконец, черепаха.

Игра с магнитами

Декоративные фигурки (овощи, фрукты, персонажи) с магнитами очень привлекут вашего малыша. Покажите, как фигурки крепить на холодильник, на металлические поднос или коробку. 

Вместе обследуйте комнату и найдите предметы, на которые крепятся магниты. Попросите малыша поснимать их, а потом снова прикрепить. Называйте фигурку, которую прикрепляет ребенок.


На втором году ребенок начинает осваивать упражнения в метании. К ним относятся прокатывание мяча, бросание, бросание с последующей ловлей.

Выполняя эти движения, малыш не всегда выдерживает направление. Толкание и бросок мяча тоже еще слабые. Ребенку трудно соразмерить силу броска с расстоянием, и поэтому он не всегда попадает в цель.

Чему можно научить малыша?

• Бросать, катать мяч в определенном направлении (прокатывать в воротца, между кубиками, бросать в корзину, кукле Кате и т. п.);

• соразмерять силу броска с расстоянием (ребенку предлагают несколько раз бросить мяч в корзину с расстояния от 0,5 до 1,5 м, меняя расстояние для возникновения у ребенка разных мышечных ощущений);

• ловить мяч, брошенный взрослым (расстояние 0,5-1,5 м), бросать мяч взрослому;

• подбрасывать мяч вверх и пытаться его ловить;

• бросать мяч об пол и пытаться ловить.



Бытует мнение, что девочки начинают говорить раньше мальчиков. Так ли это на самом деле, или же популярное мнение — миф?

Как детишки произносят первые слова? Это явление, вроде бы, такое изученное, на самом деле для родителей маленького говоруна — тайна за семью печатями. Вот кроха начал агукать и гулить, прошел месяц-другой — малыш залепетал… Вот и первое «мама» слетело с уст маленького непоседы.

Но когда же он начнет говорить по-настоящему, чтобы с ним можно было побеседовать по душам?.. Или хотя бы четко понять, чего он хочет, что у него болит или что расстраивает? Значим ли в этом речевом «продвижении» пол ребенка?

Дамы вперед

  Некоторые неврологи считают, что в ранний, то есть дородовый период развития мозга крошечного человечка гормон тестостерон стимулирует рост его левого полушария и замедляет рост правого. Таким образом, овладение ребенком речью в дальнейшем зависит от уровня тестостерона в мамином организме.

Чем выше уровень этого гормона в период развития плода, тем меньшим будет лексикон малыша в возрасте двух-трех лет. Так как у мальчиков гормон тестостерон является ключевым, они, как правило, начинают говорить позже ровесниц — представительниц прекрасного пола.

Считается ли это мнение медиков аксиомой? Конечно, нет. Уже только потому, что многие мальчики начинают говорить отнюдь не позже, а, наоборот, даже раньше своих подружек по песочнице.

Каждый человеческий детеныш — существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому все будущие навыки и умения малыша зависят не только от его врожденных способностей, но и от «инвестиций» со стороны близких людей.

В плане развития речи — общение, проявление любви и нежности, игры и специальные занятия с крохой особенно важны. И если ваш юный джентльмен молчит или лепечет на непонятном языке, но при этом многое умеет (складывает узоры из мозаики, пирамидку, хорошо бегает, прыгает, умеет подниматься и спускаться по лесенке, с детской горки, лепит куличики из песка, пытается играть с детками), вам следует учесть три фактора:

1. Наследственный
Если поздно заговорил один или оба родителя, то вероятность того, что то же произойдет с их детьми, существенно повышается.

2. Фактор влияния
От того, как и сколько общаются и занимаются с крохой мама, папа и другие близкие люди (бабушка, дедушка, няня), зависит наполненность малышового словаря.

3. Временной
Кто-то их деток накапливает свой словарь постепенно — слово за слово, а кто-то буквально за один день из разряда молчунов переходит в стан говорунов, которые сыпят сразу целыми предложениями. «Поздноговорящие» дети часто долго молчат, а потом вдруг начинают говорить за 1-2 недели и сразу целыми предложениями, что чаще наблюдается у малышей с высоким коэффициентом интеллектуального развития.

Сейчас широко известен феномен детей Индиго — детей нового поколения, которым свойственно больше чувств и эмоций накапливать, нежели выдавать нагора. Поэтому и говорить они начинают несколько позже остальных.

Что мешает?

  Зачастую желание и умение малыша заговорить «тормозят» сами родители, допуская ряд ошибок.

Ошибка 1

Мама и папа пытаются по жестам угадать желания крохи. Его понимают буквально без слов, стоит ему ткнуть указательным пальчиком в сторону желаемого, туда уже бегут родители, желая тотчас же выполнить неозвученную просьбу крохи. А ему в свою очередь и не нужно «подавать голос».

Ошибка 2

Уставшая после работы родительница стряпает часами на кухне или уединяется с книжкой, сидит перед телевизором, «общаясь» со своим чадом ограничительно-отмахивающими замечаниями «Не мешай!». «Посиди спокойно!», «Поиграй во что-нибудь!».

Знакомая картина? При таком раскладе у лексикона малыша мало шансов «зазвучать».

Ошибка 3

У ребенка слабо развиты и задействованы во время игр пальчики, малыш пассивен, неуклюже двигается. Кстати, пассивность крохи может быть обусловлена тем, что… он носит неудобную одежду и обувь.

Ошибка 4

Малыш постоянно слышит «коктейль» из двух (или более) языков, тем более из разных языковых групп, например — русккого и немецкого. Ребенок понимает значение слов, но еще не может четко разделить их по «языковому» принципу. Одно и то же явление или предмет имеют несколько названий, а выбор, как его назвать правильно, вызывает у него недоумение.

В этом случае лучше, чтобы ребенок говорил с мамой, к примеру, на русском, а с папой — на немецком, или в доме в первые два-три года после рождения крохи использовался в основном один язык.

Ошибка 5

Особенно трудно ребенку-флегматику при маме-холерике. «Взрывной» родительнице необходимо все сразу и сейчас, и малышу трудно следовать ее скоропостижным желаниям.

Помехой в освоении речи ребенком может стать появление в семье младших детей. Это иногда приводит даже не к ревности, а к нежеланию старшего «быть взрослым». Малыш может любить своих братика или сестричку, помогать ухаживать за ними, но вот хотя бы в чем-то ему хочется побыть маленьким. С минимальной разницей в возрасте погодки нередко начинают говорить «по графику» младшего ребенка. В этом случае маме или папе следует почаще выделять время для общения со старшим ребенком отдельно от младшего.

Да, иногда и маме с папой приходится выполнять работу над ошибками. Но это благодарный труд, ведь плата за него — это разговор с малышом по душам.


Когда малышу было всего 7-8 месяцев, он научился находить в ближайшем пространстве предметы одежды и обуви и пытался натягивать шапочку на голову, а ботинок на ногу, хотя из этого, конечно, мало что получалось. Малыш уже соотносил предмет и его назначение.

К полутора годам он делает это безошибочно. А если пристраивает шапку на ногу или руку, а ботинок к голове, то смеется, как бы говоря нам: «Я знаю, что так не бывает, я знаю, куда надевать шапку и ботинок, я просто шалю!»

В 1 год 3 месяца-1 год 6 месяцев ребенок активно «помогает» взрослому при одевании и раздевании: подает руку, чтобы надеть варежку, поднимает голову при надевании шапки, платка, подает маме вещи.

К двум годам активность ребенка возрастает: он поднимает ручки, когда вы надеваете на него платье, свитер, просовывает руки в рукава пальто, которое вы держите, ноги — в колготки, носки, придерживаемые вами.

Малыш может самостоятельно снимать некоторые предметы одежды (шапку, платок, развязанный вами, носки, колготки), но все еще очень неумело. Однако вы можете заметить, как он проявляет упорство, чтобы наилучшим образом выполнить действие.

Обязательно подмечайте, прежде всего, успехи малыша, не фиксируя внимания на его промахах, неудачах, тогда он обретет уверенность в себе, не будет бояться ошибок.

В 3-5 лет ребенок может уже сам одеться и раздеться. Но некоторые родители ошибочно думают, что ему, еще такому маленькому, это не так уж и нужно. Мама сама сделает все быстрее и лучше, а вот когда он подрастет, то все придет само.

И получается, что в 3 года, когда ребенок заявляет «я сам», мы ему не позволяем сделать того, за что в 5-6 лет будем упрекать: «Ты уже большой, одевайся сам». Ребенок же в ответ капризничает, требует, чтобы его одевали-раздевали, а самостоятельно все делает небрежно, плохо.

Вы, конечно, замечали, как ваш малыш, застегивая пуговицу или снимая платье, высовывает язык, пыхтит или, наоборот, задерживает дыхание, «помогает» себе всем телом. Безусловно, ему нелегко, ведь его пальчики еще так слабы и непослушны, а действия сложны и в то же время так интересны. И потому ему хочется с ними справиться самому!

Не пропустите этот благоприятный период, когда ребенок хочет все делать самостоятельно, когда его привлекают действия с предметами и он испытывает удовлетворение от самостоятельно выполненного действия! Наверстать упущенное впоследствии будет очень сложно.

Эти на первый взгляд элементарные действия самообслуживания открывают большие возможности для развития малыша:

  • крепнет его рука, она «учится» сгибаться и разгибаться, совершенствуется мелкая моторика кисти;
  • развивается умение фиксировать взглядом движения рук, контролировать совершаемое движение сначала визуально, а затем и кинестетически, через «мышечное чувство»;
  • ребенок учится различать и сравнивать особенности совершаемых действий, оценивать их качество, отличать правильное от неправильного, а значит, и исправлять ошибки;
  • развивается умение устанавливать связь между совершаемым действием и получаемым результатом.

Все перечисленные умения, приобретаемые ребенком при самообслуживании, важны для его успешного участия в любой продуктивной деятельности.

Итак, ребенок хочет, но еще не умеет действовать с предметами — одеждой или обувью. Все его внимание направлено на результат, а не на способ действия, поэтому он стаскивает с себя платье (колготки, рубашку), а не снимает.

Вот как ребенок действует с колготками: взявшись за резинку, спускает их до колен и, не выпуская резинки из рук, стоя, выдергивает из чулка сначала одну, затем другую ногу. В результате один или оба чулка обязательно выворачиваются наизнанку. Если оба, то колготки, хотя бы и наизнанку, надеть потом будет несложно. А если один? Как их надеть?

Взрослый, естественно, берет вещь из рук ребенка и начинает выворачивать ее и надевать на малыша. Поэтому, если мы хотим, чтобы ребенок действовал сам и на положительном эмоциональном фоне, надо придерживаться принципа: раздевание должно «готовить» одевание, то есть одежда и обувь должны быть сняты и положены таким образом, чтобы облегчить ребенку последующее одевание.

Когда ребенок вырастет, он будет пользоваться и другими способами, но рекомендуемые нами ниже из-за своей простоты и доступности позволяют ему уже в раннем возрасте быть максимально самостоятельным.

Ну и как же, например, снять и положить колготки, чтобы успешно подготовить их беспроблемное надевание? Прежде всего, подчеркнем, что у ребенка должны быть стульчик, на котором он одевается и раздевается перед сном, на прогулку, а также вешалка для верхней одежды, расположенная на уровне его роста.

Итак, снимаем колготки:

• стоя около стульчика спиной к сиденью, двумя руками держа за резинку, малыш спускает их ниже колен;

• садится на стул;

• берется одной рукой за пятку, а другой за носок чулка (вы, конечно, рассмотрели с ним, что на колготках есть пятка и носок);

• тянет поочередно чулки вниз.

Чтобы затем надеть колготки без проблем, надо определенным образом положить их на сиденье стула. Оказывается, если положить колготки на сиденье стула резинкой к краю и одним швом вверх (или резинкой к спинке стула и двумя швами вверх), то стоит взять их двумя руками за резинку и сесть на стульчик (не вертя вещь в руках), как левый чулок окажется обязательно у левой ноги, а правый — у правой. Теперь можно смело всовывать поочередно ноги в чулки, ошибок не будет.

Мы неслучайно так подробно описали, как нужно снимать и надевать колготки. Обратите внимание, сколько надо совершить разных действий, которые не позволят колготкам вывернуться наизнанку и не потребуют мучительных поисков, где левый, где правый чулок. А ведь еще надо знать, где у колготок резинка, чулки, пятка, носок, шов.

Вдумайтесь, если мы, взрослые, тщательно продумаем все действия ребенка, то, безусловно, сумеем найти способ, как облегчить сложный для него процесс, поможем ему стать самостоятельным. Ведь это нам легко из любого положения, не глядя, взять и надеть любой предмет одежды! А малышу?

Вот еще несколько советов, как ребенку действовать с одеждой и обувью:

• Не отступайте от принятого порядка и способов действий, поощряйте, хвалите ребенка за то, что он делает все правильно: «Вот как Машенька положила колготки на сиденье стула, резиночкой на краешек стула, шов наверху». За те действия, которые ребенок начинает выполнять без напряжения, без усилия, хвалить не надо.

• На первых порах малышу еще нужна помощь, но такая, чтобы не подавлять в нем стремления к самостоятельности. Совместным действием с ним только чуть-чуть подправляйте движения ребенка. Он должен почувствовать их «рисунок», то, что приводит к желаемому результату.

Самообслуживание постоянно будет необходимо человеку в его жизни, оно является незаменимой характеристикой любой трудовой деятельности.


Вне зависимости от того, классическую или эстрадную музыку слушает малыш, слушать он должен только хорошую музыку. В отличие от многих других искусств, музыку ребенок может воспринимать с весьма раннего возраста — пусть и на уровне подсознания. И этим, конечно же, нужно пользоваться — у ребенка, постоянно слушающего хорошую музыку, постепенно воспитывается чувство прекрасного, эстетический вкус к музыке.

Почему это для ребенка и для нас так важно? Чувство вкуса, воспитанное хорошей музыкой, будет проявляться и в отношении других искусств, — поскольку законы разных искусств, примерно, одни и те же: ребенок, отличающийся хорошим вкусом к музыке, со временем проявит хороший вкус и к литературе, живописи, скульптуре, архитектуре, он будет обладать хорошим эстетическим вкусом вообще, что, естественно, будет всю жизнь помогать ему в выборе одежды, интерьера, автомобиля и т.д.

Как бы удивительно это ни звучало, музыка положительно влияет не только на психическое развитие, но и на физиологическое. Основа всякой музыки — ритм. А ритм — это достаточно мощное организующее начало, способное влиять на работу практически всех органов и систем в организме (любой человек, мало-мальски знакомый с физиологией, знает, что взаимосвязанное функционирование органов и систем проходит в определенном ритме — вот на этот ритм и оказывает влияние ритм музыкального произведения, которое слушает или даже не слушает малыш).

Организм как бы привязывает свой ритм к ритму внешнему — будто цепляет свой вагончик к большому-большому железнодорожному составу и функционирует, по данным исследователей, специально занимавшихся этой проблемой, значительно эффективнее.

Чем чаще в доме будет звучать хорошая музыка, тем лучше. Причем музыка может звучать не только, когда малыш бодрствует, но и когда он спит, хотя, конечно, не очень громко, и не бравурная, не танцевальная.

Музыкальные пристрастия у мам и пап бывают разные: кому-то нравятся только лирические эстрадные песни, кто-то предпочитает слушать, так называемую, серьезную музыку, кто-то увлекается джазом, а вкусы кого-то не выходят за пределы незатейливого рэпа.

«Купая» малыша в звуке, в музыке, не следует ограничиваться теми музыкальными жанрами, пристрастие к которым имеют взрослые члены семьи. Ребенок должен слышать разную музыку, но, напомним, хорошую. Можно только порадоваться за малыша, у которого есть возможность ежедневно слушать живую музыку, то есть ту музыку, которую исполняет на каком-либо инструменте кто-то из родителей или старший ребенок.

Когда мама исполняет для малыша популярные эстрадные песни, колыбельные песни, малыш тоже вовлекается в мир живой музыки. Даже если мама не профессионал в музыке, даже если ее вокальные данные нельзя назвать завидными, мама должна ребенку петь. Пусть она и не обладает прекрасным голосом — голос ее для ребенка все равно прекрасный, потому что голос ее для малыша родной: этот голос он слышал еще во время своего внутриутробного развития, этот голос для него — сама гармония...

Остается только порадоваться за ребенка, который выразит желание петь вместе с мамой: у этого ребенка с раннего возраста будет активно развиваться музыкальный слух, а в жизни хороший музыкальный слух наверняка пригодится.


Дети второго года жизни еще не могут изображать предметы. Ребенок пока просто манипулирует с карандашом: перекладывает его, стучит по столу, прислушивается к стуку, шуршанию листа бумаги. В процессе этих действий у него случайно возникают на листе линии, штрихи, точки. Этот период исследователи называют доизобразительным.

Иногда малыш, наблюдая, как взрослый пишет, повторяет эти действия. Возникающие на бумаге линии постепенно меняются: от штрихов ребенок переходит к неотрывным круговым линиям (на листе появляются спирали, круги разной формы и размера), стремится заполнить весь лист. Первые каракули часто имеют зигзагообразный характер.

У детей от 1 года 6 месяцев до двух лет постепенно исчезает хаотичное нагромождение линий, и появляются округлые и удлиненные изображения форм. Ребенка привлекает протяженность линий. Получившиеся изображения он ассоциирует по форме, цвету с известными ему предметами. Возникают первые попытки дать им названия.

Доизобразительный период очень важен для развития изобразительной деятельности. Манипуляции с карандашом, комком глины или пластилина постепенно подготавливают ребенка к изображению простейших предметов и явлений.

У детей третьего года жизни появляется интерес к процессу рисования, лепки. Они увереннее держат карандаш; в деятельности наступает новый этап — узнавание. В их рисунках, лепке появляются некоторые черты, которые помогают узнать и сказать, что это. Ребенок с удовольствием называет предмет, так как ему становится интересен результат. Так, в изображении прямоугольной формы он узнает машину, дом. Возвращаясь к рисунку, вновь повторяет эти изображения.

Ребенок любит закрашивать лист, испытывая удовольствие от действий с кистью. Его начинает привлекать ритмичное нанесение мазков на бумагу. Еще нет замысла, рисование и лепка имеют характер игры: возникающий образ становится для ребенка живым — он закрывает рукой нарисованного жучка, чтобы тот не убежал, или поднимает трубку и разговаривает с мамой по телефону.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия («машина едет по дороге», «на полянке растут красивые цветы» и т. д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе, объемную форму в лепке. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний — овальных, прямоугольных. Очень своеобразно они передают динамику: рисуют зайчика, потом заштриховывают его карандашом или закрашивают краской: «зайчик убежал в лес».

Узнаваемость получаемых в рисунке и лепке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее.

Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением («листопад», «дождик», «одуванчики растут», «жучки бегают в травке»). Появление разнообразных форм, цветовых сочетаний, ритмичных мазков придает особую выразительность первым детским рисункам.


Упражнения и развивающие игры для ребенка от 2 до 3 лет

Дети начинают ходить к концу первого — началу второго года жизни. На протяжении второго-третьего года ходьба совершенствуется, а к концу дошкольного периода складывается стереотип ходьбы, то есть формируется походка.

Для малыша, начинающего ходить, характерны следующие особенности: ноги сильно согнуты в коленях и тазобедренном суставе, ступни повернуты внутрь. Ребенок ставит ногу не с пятки на носок, а опускает на всю стопу, шлепая ею. Шаг неравномерный, короткий, семенящий. Малышу трудно выдерживать направление при ходьбе.

Поэтому перед вами стоит задача — способствовать развитию у ребенка этого основного движения:

• проходить без помощи взрослого сначала небольшое расстояние (1-2 м), постепенно доводя его до 200-500 м с небольшим отдыхом;

• ходить в определенном направлении (пойдем к кукле Кате, мишке и т. д.);

• поднимать ноги при ходьбе, стопы ставить параллельно. Для этого можно перешагивать через веревочки, кубики и т. п. (высота от 5-10 до 15-20 см), ходить по дорожке с нарисованными параллельно следами;

• держать корпус прямо, не опускать голову.

Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета (полный отрыв от поверхности). Умение бегать формируется у ребенка к концу второго года, а иногда только на третьем году. Это зависит от физических данных малыша.

Особенности бега в этом возрасте: мелкие семенящие шаги, ноги опускаются на землю всей стопой, движения рук и ног несогласованны, заметны боковые раскачивания корпуса, скорость бега очень небольшая. Малыш быстро устает.

Поэтому ваша задача — способствовать формированию у детей умения бегать:

• переходить от ходьбы к бегу и наоборот;
• бегать в заданном направлении;
• менять направление при беге;
• правильно держать корпус.



Исследования специалистов показывают, что объем и качество движений зависят от целого ряда факторов: возраста, пола ребенка, времени года, суток, индивидуальных особенностей, условий, в которых он живет.

Дети 2-4 лет преодолевают за сутки приблизительно 2,5-3 км, а 6-7 лет — 7-8 км и более. Мальчики в среднем двигаются больше, чем девочки. Летом у детей потребность в движении больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ.

В течение суток потребность в движении также меняется. Так, наибольшая активность проявляется с 9 до 12 часов в первой половине дня и с 17 до 19 — во второй.

Двигательная активность зависит от индивидуальных особенностей. Есть дети с повышенной двигательной активностью, со средней, умеренной и малой потребностью в движениях.

Дети со средней двигательной активностью, как правило, не вызывают у родителей тревоги: они отличаются уравновешенным поведением, хорошо регулируют свою двигательную деятельность и практически не переутомляются. Ребенок со средней двигательной активностью бегает, ходит, прыгает столько, сколько может. Родители могут не опасаться, что он перегрузится.

Как должны вести себя родители с гиперактивными детьми?

Другое дело — дети с повышенной двигательной активностью. Они неуравновешенны, не могут регулировать свою двигательную деятельность, не склонны к выполнению действий, требующих точности, координации, быстро утомляются. Детей с повышенной двигательной активностью необходимо вовремя переключать на другой вид деятельности.

Ни в коем случае не прекращайте резко двигательную деятельность ребенка. Переход от динамического состояния к статическому должен быть постепенным.

Если вы считаете, что ребенок устал от бега, предложите ему, например, поискать пропавшую игрушку. «Алешенька, ты не видел, куда спрятался от нас мишка? Помоги мне его найти». Малыш ходит, ползает, разыскивая игрушку, и организм его постепенно приходит в равновесие. А после этого предложите послушать сказку о медведе.

Детям с повышенной возбудимостью необходимо периодически давать задания, требующие точности, координации движений. Например, предложите малышу пройти по узкой дорожке, прокатить мяч, попасть в цель (коробка, обруч, круг, нарисованный на земле, стене), взобраться до установленного знака по лесенке и т. п. Не огорчайтесь, если точные движения не сразу будут получаться.

Как приучить малыша к активности, как сделать, чтобы он хотел двигаться?

Малоактивные дети не склонны много бегать, куда-то залезать, предпочитают играть в песочнице, что, к сожалению, вполне устраивает многих пап и мам. Однако родители должны знать, что у малоподвижных детей медленнее формируются двигательные навыки, необходимые ребенку в игре, в бытовой деятельности. Таким детям не хватает ловкости, выносливости, они избегают подвижных игр со сверстниками. Вес их значительно выше нормы, а это вредно для здоровья.

Эту задачу поможет решить совместная деятельность родителей и ребенка. Предложите во время прогулки догнать вас или сами догоняйте ребенка, постепенно увеличивая расстояние бега.

Пусть малыш попрыгает как зайчик или воробышек. А вы посчитайте, сколько раз он прыгнет. Обязательно похвалите его, даже если он не очень хорошо справился с заданием.

Хорошо активизируют действия малышей различные игрушки, особенно мяч. Действия с мячом дают нужную нагрузку организму и в то же время не утомляют. Бросайте мяч, а ребенку предложите догонять его, потом пусть малыш сам бросает и догоняет мяч. Постепенно действия с мячом будут усложняться. Всегда радуйтесь успехам ребенка. Ваше положительное отношение к двигательной деятельности обязательно пробудит интерес к ней у малыша.

Очень важно, чтобы ребенок своевременно овладел всеми видами основных движений. Помогите ему в этом. А для того чтобы ваша помощь была эффективной, познакомьтесь с особенностями развития основных движений и задачами обучения этим движениям детей раннего возраста.




Карина Панина
Карина Панина
Варвара
12 лет
Даниил
10 лет
Брянск
049859

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Наталья
Наталья
Самара
Да, полезная информация.
Пожаловаться
Карина Панина
Карина Панина
Варвара
12 лет
Даниил
10 лет
Брянск
))))))))
Пожаловаться
Иринка Мандаринка
Иринка Мандаринка
Амалия
10 лет
Уральск
спасибо
Пожаловаться
Карина Панина
Карина Панина
Варвара
12 лет
Даниил
10 лет
Брянск
Всегда пожалуйста)))