ЕГЭ и ОГЭ-2026: будут ли изменения – ответил Рособрнадзор

14204
3
1

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовали проекты контрольных измерительных материалов (КИМ) для выпускных экзаменов 2026 года. Школьники и родители теперь могут заранее ознакомиться с заданиями и спецификациями, а педагоги – оценить изменения и оставить комментарии до конца сентября.

ЕГЭ-2026

Новое в ЕГЭ и ОГЭ-2026
Теперь можно заранее ознакомиться с заданиями. Фото: Wavebreak Media / Freepik

Проекты КИМ опубликованы 22 августа 2025 года.

  • Задания полностью соответствуют школьной программе. В спецификациях указано, какие темы и в каком классе изучаются.
  • Существенных нововведений не планируется, экзамены пройдут в привычном формате.
  • Особенность: в информатике будет сокращено количество форматов файлов при переходе на отечественное ПО.

ОГЭ-2026

Проекты КИМ опубликованы 21 августа 2025 года.

  • В 2026 году девятиклассники по-прежнему будут сдавать экзамены в традиционном формате – обязательные русский язык и математика плюс два предмета по выбору.
  • Изменений в структуре и содержании заданий также не планируется.
  • Все задания будут привязаны к конкретным темам школьной программы 5–9 классов.
  • Экзамены сохранят привычный формат: письменные работы и устная часть по русскому языку.

ГВЭ-2026

  • Проекты КИМ опубликованы 21 августа 2025 года.
  • Государственный выпускной экзамен (ГВЭ), который сдают отдельные категории выпускников, также пройдёт без изменений.
  • Рособрнадзор подчёркивает, что КИМы ГВЭ полностью соответствуют школьной программе и будут доступны для ознакомления заранее.

Итоги:

Экзамен

Что изменится в 2026 году

ЕГЭ

Изменений в заданиях не будет; полное соответствие школьной программе

ОГЭ

Изменений в заданиях не будет; полное соответствие школьной программе

ГВЭ

Изменений не будет; русский язык и математика обязательны, два предмета по выбору

Остаётся без изменений

Информатика

Сокращение числа форматов файлов, переход на отечественное ПО

Общественно-профессиональное обсуждение

Отмечается, что есть небольшие корректировки формулировок отдельных заданий, инструкций и системы оценивания (присутствуют лишь в отдельных предметах – русский язык, литература, география и информатика) и что публикация проектов не означает окончательного утверждения: до 30 сентября 2025 года предусмотрен этап общественно-профессионального обсуждения. Это важная возможность для педагогов, экспертов и родителей внести предложения по содержанию экзаменов.

1. Результаты ЕГЭ–2025: цифры и тренды

Аналитика собрана по данным Рособрнадзора и публикаций в СМИ.

  • Участники: почти 682 000 человек сдавали ЕГЭ в основном периоде, включая более 631 000 выпускников текущего года.
  • Стобалльники: 6 820 участников набрали 100 баллов по одному предмету; 331 – по двум, 13 – по трём, а одна выпускница из Москвы – по четырём.
  • Снижение максимальных результатов: количество стобалльников сократилось на ~40 % по сравнению с 2024 годом.
  • Средние баллы (основные предметы):
      • Русский язык – 60,7 (снижение)
      • Профильная математика – порядка 62,0–62,1 (стабильность)
      • Физика – около 61,7;
      • Химия – ~58,1;
      • Информатика – 55,9;
      • Обществознание – 53,6.
  • Популярность технических предметов продолжает расти: физику сдавали на 16 % больше, профильную математику – на 11 %, биологию – на 7 %, информатику – на 6 % по сравнению с 2024 годом.
  • Региональные особенности:
      • Снижение числа стобалльников: в Новосибирске почти в 3 раза, по русскому – с 58 до 12;
      • Рост достижений по информатике: в Санкт‑Петербурге – в 17 раз больше 100‑балльников; в Москве – в 9 раз; в Воронежской области – в 5 раз.

Вывод: ЕГЭ‑2025 показал устойчивый интерес к точным наукам и стабильный средний уровень, но снизил число выдающихся результатов — возможно, из-за усиления требований и переработки заданий.

Новое в ЕГЭ и ОГЭ-2026
ЕГЭ‑2025 показал устойчивый интерес к точным наукам. Фото: Wavebreak Media / Freepik

2. Результаты ОГЭ–2025: участие и тенденции

  • Участники: основной период сдачи завершился 16 июня. Более 1,66 млн девятиклассников участвовали в ОГЭ–2025.
  • Популярность выбора:
      • Обществознание – снижение на ~10 % (с 842 000 до 759 000);
      • Информатика – рост на ~21 % (с 566 000 до 686 000);
      • География – +4,8 %;
      • Биология – +11,8 %;
      • История – почти удвоение (рост на 96 %).
  • Менее востребованные: физика (‑16 %), химия (‑21 %) – немного вырос интерес к иностранным языкам и литературе.
  • Проблемы: в Московской области (Дубна и Чехов) и в Нижегородской области была техническая ошибка с аудиозаписью для задания‑изложения, участники получили 0 баллов за это задание.

Вывод: ОГЭ–2025 показал тенденцию к выбору гуманитарных и ИТ-предметов. Серьёзные технические сбои в отдельных регионах требуют внимания, но не затронули общую картину.

 

Сводная таблица с итогами ЕГЭ и ОГЭ в 2025 году

 

Экзамен

Участие

Средние баллы / популярность

Тренды и особенности

ЕГЭ-2025

~682 000 участников  

Русский – 60,7; Математика проф. – ~62

Рост популярности ЕН-предметов, но меньше стобалльников

ОГЭ-2025

~1,66 млн девятиклассников

Информатика, история, биология – рост

Рост ИТ-/гуманитарных предметов, единичные технические сбои

Будущее – без сюрпризов, но с прозрачностью

Парадоксально, но отсутствие изменений в КИМ 2026 года – это уже своего рода хорошая новость: школьники и учителя могут строить подготовку на уже известных форматах, зная, что испытания останутся предсказуемыми и соответствующими программе обучения.

Анализ 2025 года показывает снижение числа выдающихся результатов, но рост интереса к техническим и ИТ-предметам. Для ОГЭ наблюдается сдвиг в сторону истории и информатики. А технические проблемы 2025 года подталкивают систему к усилению контроля и модернизации инфраструктуры.

Фото на анонс: Freepik
3
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 1
Вика
Вот это страшно «Серьёзные технические сбои в отдельных регионах требуют внимания, но не затронули общую картину.» Страдают отдельные дети, причем эти экзамены доводят их до нервного истощений и потом любой сбой и чья-то жизнь меняется. Вот о чем нужно думать, в первую очередь.