Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовали проекты контрольных измерительных материалов (КИМ) для выпускных экзаменов 2026 года. Школьники и родители теперь могут заранее ознакомиться с заданиями и спецификациями, а педагоги – оценить изменения и оставить комментарии до конца сентября.
ЕГЭ-2026
Проекты КИМ опубликованы 22 августа 2025 года.
- Задания полностью соответствуют школьной программе. В спецификациях указано, какие темы и в каком классе изучаются.
- Существенных нововведений не планируется, экзамены пройдут в привычном формате.
- Особенность: в информатике будет сокращено количество форматов файлов при переходе на отечественное ПО.
ОГЭ-2026
Проекты КИМ опубликованы 21 августа 2025 года.
- В 2026 году девятиклассники по-прежнему будут сдавать экзамены в традиционном формате – обязательные русский язык и математика плюс два предмета по выбору.
- Изменений в структуре и содержании заданий также не планируется.
- Все задания будут привязаны к конкретным темам школьной программы 5–9 классов.
- Экзамены сохранят привычный формат: письменные работы и устная часть по русскому языку.
ГВЭ-2026
- Проекты КИМ опубликованы 21 августа 2025 года.
- Государственный выпускной экзамен (ГВЭ), который сдают отдельные категории выпускников, также пройдёт без изменений.
- Рособрнадзор подчёркивает, что КИМы ГВЭ полностью соответствуют школьной программе и будут доступны для ознакомления заранее.
Итоги:
|
Экзамен |
Что изменится в 2026 году |
|
ЕГЭ |
Изменений в заданиях не будет; полное соответствие школьной программе |
|
ОГЭ |
Изменений в заданиях не будет; полное соответствие школьной программе |
|
ГВЭ |
Изменений не будет; русский язык и математика обязательны, два предмета по выбору Остаётся без изменений |
|
Информатика |
Сокращение числа форматов файлов, переход на отечественное ПО |
Общественно-профессиональное обсуждение
Отмечается, что есть небольшие корректировки формулировок отдельных заданий, инструкций и системы оценивания (присутствуют лишь в отдельных предметах – русский язык, литература, география и информатика) и что публикация проектов не означает окончательного утверждения: до 30 сентября 2025 года предусмотрен этап общественно-профессионального обсуждения. Это важная возможность для педагогов, экспертов и родителей внести предложения по содержанию экзаменов.
1. Результаты ЕГЭ–2025: цифры и тренды
Аналитика собрана по данным Рособрнадзора и публикаций в СМИ.
- Участники: почти 682 000 человек сдавали ЕГЭ в основном периоде, включая более 631 000 выпускников текущего года.
- Стобалльники: 6 820 участников набрали 100 баллов по одному предмету; 331 – по двум, 13 – по трём, а одна выпускница из Москвы – по четырём.
- Снижение максимальных результатов: количество стобалльников сократилось на ~40 % по сравнению с 2024 годом.
- Средние баллы (основные предметы):
-
- Русский язык – 60,7 (снижение)
- Профильная математика – порядка 62,0–62,1 (стабильность)
- Физика – около 61,7;
- Химия – ~58,1;
- Информатика – 55,9;
- Обществознание – 53,6.
-
- Популярность технических предметов продолжает расти: физику сдавали на 16 % больше, профильную математику – на 11 %, биологию – на 7 %, информатику – на 6 % по сравнению с 2024 годом.
- Региональные особенности:
-
- Снижение числа стобалльников: в Новосибирске почти в 3 раза, по русскому – с 58 до 12;
- Рост достижений по информатике: в Санкт‑Петербурге – в 17 раз больше 100‑балльников; в Москве – в 9 раз; в Воронежской области – в 5 раз.
-
Вывод: ЕГЭ‑2025 показал устойчивый интерес к точным наукам и стабильный средний уровень, но снизил число выдающихся результатов — возможно, из-за усиления требований и переработки заданий.
2. Результаты ОГЭ–2025: участие и тенденции
- Участники: основной период сдачи завершился 16 июня. Более 1,66 млн девятиклассников участвовали в ОГЭ–2025.
- Популярность выбора:
-
- Обществознание – снижение на ~10 % (с 842 000 до 759 000);
- Информатика – рост на ~21 % (с 566 000 до 686 000);
- География – +4,8 %;
- Биология – +11,8 %;
- История – почти удвоение (рост на 96 %).
-
- Менее востребованные: физика (‑16 %), химия (‑21 %) – немного вырос интерес к иностранным языкам и литературе.
- Проблемы: в Московской области (Дубна и Чехов) и в Нижегородской области была техническая ошибка с аудиозаписью для задания‑изложения, участники получили 0 баллов за это задание.
Вывод: ОГЭ–2025 показал тенденцию к выбору гуманитарных и ИТ-предметов. Серьёзные технические сбои в отдельных регионах требуют внимания, но не затронули общую картину.
Сводная таблица с итогами ЕГЭ и ОГЭ в 2025 году
|
Экзамен |
Участие |
Средние баллы / популярность |
Тренды и особенности |
|
ЕГЭ-2025 |
~682 000 участников |
Русский – 60,7; Математика проф. – ~62 |
Рост популярности ЕН-предметов, но меньше стобалльников |
|
ОГЭ-2025 |
~1,66 млн девятиклассников |
Информатика, история, биология – рост |
Рост ИТ-/гуманитарных предметов, единичные технические сбои |
Будущее – без сюрпризов, но с прозрачностью
Парадоксально, но отсутствие изменений в КИМ 2026 года – это уже своего рода хорошая новость: школьники и учителя могут строить подготовку на уже известных форматах, зная, что испытания останутся предсказуемыми и соответствующими программе обучения.
Анализ 2025 года показывает снижение числа выдающихся результатов, но рост интереса к техническим и ИТ-предметам. Для ОГЭ наблюдается сдвиг в сторону истории и информатики. А технические проблемы 2025 года подталкивают систему к усилению контроля и модернизации инфраструктуры.

