«Разговоры о важном» впервые пройдут в детских садах с сентября 2025 года

463
0
0

С 1 сентября 2025 года в ряде российских детских садов стартует пилотный проект «Разговоры о важном». Программа, которая с 2022 года проводится в школах, теперь будет апробирована и в дошкольном образовании.

«Разговоры о важном» впервые пройдут в детских садах с сентября 2025 года
«Разговоры о важном» теперь будут вестись и в детских садах. Фото: Freepik @Bizon

По информации Минпросвещения, проект начнётся в нескольких регионах страны (Москва, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пермский край, Самарская область, Нижегородская область, Вологодская область и других) в формате эксперимента. Занятия будут проходить в игровой форме и учитывать возрастные особенности дошкольников от 3 до 7 лет. В методических рекомендациях указывается, что беседы должны помогать детям формировать базовые ценности: уважение к семье и Родине, дружбу, бережное отношение к природе и культуру общения.

Именно в дошкольном возрасте закладывается прочный фундамент личности ребенка, его ценностные ориентиры и отношение к миру. Поэтому так важно, чтобы воспитание с самого начала было осознанным, бережным и соответствующим возрасту. Проект «Разговоры о важном» для дошкольных образовательных организаций предоставит воспитателям эффективный инструмент для достижения этой цели, – сказал Глава ведомства Сергей Кравцов.

Предполагается, что каждое занятие будет связано с календарными датами и общими темами недели, как это реализовано в школах. Однако для детских садов разработаны отдельные сценарии: они включают чтение сказок, разыгрывание сценок, творческие задания и обсуждение привычных детям жизненных ситуаций.

По данным «Ведомостей», в пилотных регионах педагоги уже прошли обучение и получили материалы для проведения занятий. В Минпросвещения уточнили, что программа станет дополнительной возможностью «поддержать воспитательные задачи детских садов и подготовить детей к школьному этапу проекта».

Эксперты отмечают, что основная цель пилота – проверить, как подобные занятия воспринимаются дошкольниками и педагогами. По итогам апробации будет принято решение о масштабировании практики на всю страну.

Международный опыт воспитательных бесед в детских садах

«Разговоры о важном» впервые пройдут в детских садах с сентября 2025 года
В зарубежных странах тоже есть опыт воспитательных бесед с детьми в детских садах. Фото: Freepik @pressfoto

Подобные программы действуют во многих странах, но они адаптированы под культурные особенности общества:

  • Финляндия – в детских садах большое внимание уделяют «урокам дружбы»: дети обсуждают, как делиться, решать конфликты, выражать эмоции и уважать других. Это часть программы Phenomenon-Based Learning, где разговоры встроены в игровую деятельность.
  • Япония – дошкольное образование включает так называемые «утренние встречи», где дети вместе с воспитателем обсуждают события дня, учатся уважению к традициям и коллективному духу (omoiyari – сочувствие и забота о других).
  • США – в детских садах практикуется программа Social-Emotional Learning (SEL). Она развивает у детей навыки общения, умение выражать эмоции и работать в группе. Темы – дружба, семья, забота о животных, помощь другим.
  • Германия – акцент делается на «демократических кружках»: дети участвуют в мини-собраниях, где могут высказывать своё мнение, учатся слушать других и принимать общие решения.
  • Франция – в рамках дошкольного воспитания проходят тематические недели (например, «Неделя семьи» или «Неделя уважения к природе»), где через сказки, рисунки и коллективные игры формируются социальные ценности.

В целом международная практика показывает, что разговоры о ценностях в детском саду – это распространённая форма воспитания. Отличие России в том, что программа «Разговоры о важном» имеет централизованный характер и опирается на единые методические рекомендации от государства.

Однако ряд экспертов предупреждает, что уроки не должны стать формальными беседами без вовлечения детей, что знания детям нужно прививать мягко, заинтересовывая их процессом.

Часть родителей также выражает сомнения по поводу идеологической нагрузки уроков, желая, чтобы ребёнку в саду рассказывали о добре и дружбе, а не навязывали взрослые темы.

Фото на анонс: Freepik @Bizon

0
Ещё по теме
Есть вопросы или хотите обсудить данную тему?
Напишите все, что вас интересует в комментариях
Комментарии 0