Особенности авторской программы Л.В. Занкова

Сегодня список учебно-методических комплексов, одобренных Министерством Просвещения России, достаточно широк. Все эти программы включают в себя учебно-методические комплекты по основным предметам начального общего образования (русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир и т.д.). Каждая программа или система обучения имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, с которыми можно подробно ознакомиться на официальных сайтах программ или издательств, выпускающих тот или иной комплекс.

Помимо основных традиционных программ обучения: «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России» и «Школа 2100», есть и авторские развивающие программы. Одна из наиболее популярных – система Л.В. Занкова.

Об авторе

Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году и прошел путь от сельского учителя до руководителя научной лаборатории в Академии педагогических наук СССР. Большое влияние на его взгляды и разработанную позднее дидактическую систему оказал Лев Выготский. Оба занимались исследованиями в области дефектологии, во многом заложили ее основы. Однако главный научный интерес для них представляло изучение возможностей обучения детей, в том числе с особенностями развития.

Занков экспериментально доказал, что обучение занимает в развитии ребенка ведущую роль и влияет не только на объем полученных знаний, но и на формирование личности ученика. При жизни Занкова в эксперименте приняли участие тысячи классов из городов и сел по всей стране.

История программы

В течение 20 лет Занков и его сотрудники изучали, как организация процесса обучения влияет на общее развитие младших школьников. В 1977 году исследования были остановлены, и свою работу над усовершенствованием программы последователи Занкова возобновили только в 1993 году. К 2014 году количество классов, занимающихся по программе Занкова, в регионах составляло до 40% от общего числа, в Москве – около 30%. В 2014 году учебники Занкова исключили из списка рекомендуемых к использованию. Однако в 2020 году программу вновь признали соответствующей Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

Особенности системы обучения

Основная цель программы Занкова – достижение оптимального развития мышления, воли, чувств, нравственных представлений у каждого школьника с учетом его индивидуальных способностей. Высокий уровень сложности системы и темп обучения при этом строятся на бережном отношении к внутреннему миру ученика и его безусловном праве на ошибку.

Занков считал, что ошибка – это находка для учителя. Он призывал дать ученикам возможность отвечать так, чтобы не бояться быть наказанными. Только в этом случае, по мнению Занкова, ученик самостоятельно сможет дойти до правильного ответа и получить новое знание.

Сильные стороны

1. Программа Занкова построена на эвристическом подходе в решении любых задач и синергии предметных знаний из разных областей.

Эвристический метод развивает способности обучающихся мыслить и самостоятельно работать. Синергия подразумевает эффект, достичь которого можно с помощью объединения нескольких факторов.

Основными методами обучения являются дискуссия и эксперимент. Ученик учится формулировать и отстаивать свое мнение, а также изменять его в случае получения новых знаний без ущерба для самооценки.

2. Данный подход позволяет детям быть более раскрепощенными, развивает творческое мышление и повышает общую успеваемость. При этом в первый год обучения оценки не ставятся, чтобы не повлиять на индивидуальность ученика.

3. Учитель много внимания уделяет «зонам ближайшего развития» детей, то есть тем областям, где знания и умения ребенка находятся в зачаточном состоянии. При этом участие родителей в процессе обучения и получения новых знаний является столь же необходимым, как и наставничество учителя.

Слабые стороны

  1. Программа Занкова, в отличие от традиционной системы преподавания, не предполагает «подтягивания» отстающих до «среднего» уровня успеваемости.
  2. Многие задания сформулированы таким образом, что выполнение их без помощи взрослого в принципе невозможно.
  3. Предметный материал изложен в некоторой степени хаотично. При этом недостающие «звенья» ученик должен найти и усвоить самостоятельно.
  4. В программе мало упражнений на повторение и закрепление полученных знаний, так как Занков считал, что это делает процесс обучения рутинным и скучным, а также снижает заинтересованность детей в получении новых знаний.

Кому подходит программа Занкова

Залог успешного преподавания по любой программе в начальной школе – это личность учителя. Однако даже идеальное преподавание по системе Занкова подойдет далеко не каждому ребенку.

Программа Занкова станет для ребенка одним из лучших вариантов обучения, если он – активный и любознательный «почемучка», экстраверт, легко адаптирующийся к изменяющимся условиям внешней среды. При этом достаточно усидчивый, способный концентрироваться на конкретной задаче.

Экстраверт – человек с развитыми коммуникативными способностями и напористым характером. Получает энергию от контактов с другими людьми и от ярких эмоций.

Если же ребенок – интроверт, то есть все делает в замедленном темпе, вдумчиво, склонен к многократным повторениям нового, осторожен в принятии решений и высказывании своего мнения, то высокий темп, ориентирование на самостоятельный поиск и усвоение новой информации ему вряд ли подойдут.

Интроверт – спокойный застенчивый человек, склонный к анализу, любящий во всем порядок. Ему хорошо наедине с собой.

Как выбрать программу обучения в начальной школе

Поступление ребенка в первый класс – ответственный этап в жизни каждого родителя, так как именно в начальной школе формируется интерес к познанию, умение учиться, получать и применять разнообразные теоретические и практические навыки.

Изучая сведения об учебном заведении и всевозможные рейтинги школ, анализируя мнения об учителях других родителей и учеников, важно обратить внимание и на программу, по которой ваш ребенок будет проходить начальное обучение. От качества учебных пособий в немалой степени будет зависеть то, насколько легко и быстро ребенок втянется в процесс обучения, и с какими знаниями он придет в среднюю школу.

Выбирая программу обучения для ребенка, не следует ориентироваться на собственное отношение к учебному процессу. Ребенок не равен своему родителю. Его развитие может быть совершенно иным, кардинально отличающимся от родительского.

Видео

Список литературы

  1. Программы начальной школы, сайт.
  2. Развивающая система Занкова, сайт.
  3. Система обучения Занкова: что это, плюсы и минусы, сайт.
  4. Суть системы Л.В. Занкова и ее основные принципы, сайт.

Фото: Depositphotos