Природные явления для детей: когда и как рассказать ребенку

Лысанюк Юлия
Автор статей

«Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник разума», – говорил В.А. Сухомлинский. И действительно, самые разные природные явления дети наблюдают едва ли не с самого рождения, с радостью и удовольствием открывая для себя окружающий мир. Поддерживать их в этом – одна из наших главных задач, ведь познавательная функция тесно связана с общим развитием детей. Как дошколятам объяснить суть природных явлений? Вспомнить свои школьные знания, наблюдать и экспериментировать вместе с ними!

Когда и как начинать познавать природу

На прогулке ребенок знакомиться со многими природными явлениями Фото: Luna Lovegood / pexels

Формировать познавательное отношение к окружающему миру, в частности, к миру природы, необходимо с самого раннего детства. Взаимодействие ребенка и природы происходит на всех этапах его развития.

Дети дошкольного возраста, как правило, усваивают ту информацию, которая их чем-то привлекла, вызвала интерес. Поэтому важно давать им новые знания ненавязчиво и легко, в игровой форме.

Какие ситуации будут самыми подходящими для этого?

  • Прогулка
  • Чтение сказки или стихотворения, просмотр мультфильмов
  • Простые домашние эксперименты

Вспомните, еще когда малыш находится в колыбели, мы забавляем его народными потешками, песенками, простыми сказками и колыбельными. А ведь все эти простенькие тексты навеяны природой и ее глубинным пониманием народа!

Один из лучших способов познания природы – наблюдение. Открывайте ее красоту, удивительные свойства воздуха и воды вместе со своим ребенком, подбирая простые слова для объяснения.

Чем старше ребенок, тем больше «взрослых» терминов можно использовать. Конденсация пара, атмосферное давление, кристаллизация воды, преломление света – суть всех этих явлений вполне можно объяснить на доступном ему уровне.

Помогите малышу связать определенные природные явления с временем суток или временами года. Например, мороз, снег или жара – это сезонные явления, а вот закат или восход мы наблюдаем каждый день на протяжении всего года.

Для детей дошкольного возраста настоящим открытием станут домашние эксперименты, которые воспроизводят многие природные явления.

Дождь

Дождь, снег, град и лед - агрегатные состояния воды, поэтому можно объяснить ребенку сразу все. Фото: Juan Pablo Serrano Arenas / pexels

Как объяснить малышу, что такое дождь? Обратите его внимание на облака. Расскажите, что на самом деле это скопления маленьких капель воды высоко в небе (в воздухе).

Эти капельки прошли большой путь от земли до неба. Сначала, еще на земле они превратились в пар, когда их сильно нагрело солнце. Пар легче воздуха, поэтому он поднимается с земли в небо.

Высоко в небе всегда холоднее, чем внизу, поэтому из пара вновь образуются капли воды, которые собираются вместе в облака. Когда капелек становится слишком много, они падают на землю в виде дождя.

В заключение можно подвести ребенка к пониманию круговорота воды в природе, объяснив заодно, что и дождь, и снег, и град, и лед – это все одна и та же вода.

Как сделать дождь самому?

Чтобы посмотреть, как образуется дождь, можно провести следующий опыт.

  • Поставьте на огонь кастрюлю с водой, чуть прикрыв ее крышкой. Чтобы вода оставалась холодной, можно положить в нее пару кубиков льда.
  • В процессе нагревания верхняя часть воды будет медленно преобразовываться в пар, оседая на крышке.
  • Затем капельки пара начнут собираться в крупные капли воды, которые будут стекать с крышки обратно в кастрюлю.

Примерно так получается и настоящий дождь в природе.

Туман

Туман лучше всего наблюдать с утра, над рекой или низиной Фото: Elina Sazonova / pexels

Туман – это облако, которое находится невысоко над землей. Он возникает при контакте теплого и холодного воздуха.

В зависимости от температуры в воздухе образуется определенное количество пара. В теплом воздухе пара больше, чем в холодном. Когда пара станет слишком много при той или иной температуре, то появляется туман.

Туман может возникать в любое время года – летом, весной, осенью, зимой. Чаще всего его можно видеть над рекой, болотом, низиной – там, где температура воды выше, чем температура воздуха.

Как сделать туман дома

Приготовьте стеклянную банку, железное ситечко, чайник с горячей водой, кубики льда.

  • Нагрейте воду в чайнике, чтобы она стала очень горячей (но не доводите до кипения).
  • Аккуратно залейте горячую воду в стеклянную банку и дайте постоять 1 минуту.
  • Вылейте из банки большую часть воды, оставив слой в 2-3 сантиметра. В итоге вы должны получить хорошо разогретую банку с небольшим количеством горячей воды на дне.
  • Положите на горлышко банки металлическое сито. Засыпьте в него 3-4 кубика льда.

В результате контакта холодного льда и горячего влажного воздуха внутри банки начнет образовываться туман.

Гроза и молния

Шум во время грозы может испугать, поэтому во время домашнего эксперимента важно подготовить ребенка. Фото: Aro Yan / pexels

Молния рождается внутри грозовой тучи. Здесь всегда холодно, и поэтому капли воды замерзают, превращаясь в льдинки. Одни из них больше, другие меньше.

Маленькие льдинки стремятся наверх, а большие собираются внизу. Мелкие обладают положительным зарядом, а крупные – отрицательным.

Льдинки постоянно передвигаются и сталкиваются. В итоге между ними образуется сильное электрическое напряжение. Оно приводит к электрическому разряду, который мы воспринимаем как яркую вспышку света.

Гром – это звуковое сопровождение молнии. Сначала мы видим молнию, а потом слышим раскат грома.

Гром и молния в домашних условиях

Есть дети, которые бояться темноты (даже старший дошкольный возраст) и дети, которые очень страшатся грозы. В обоих случаях, перед тем, как проводить этот опыт, необходимо настроить ребенка, чтобы не испугать его, а заинтересовать. Самый хороший вариант — это предложить провести эксперимент на темном фоне. А затем прокомментировать, что еще интереснее и ярче это явление видно в темноте, т.к. искры от шариков будут видны ярче.

Это дает ребенку возможность выбора. Еще спокойнее чувствуют себя дети в незамкнутом пространстве комнаты, например, поздно вечером, когда можно не включать свет и это привычнее.

Перед проведением эксперимента необходимо рассказать о своем детском опыте, как Вам было интересно впервые увидеть такое явление. И, конечно, лучше начать с веселой части, предложив ребенку наэлектризовать шариком свои волосы и посмотреть в зеркало! Такой веселый эксперимент настроит на позитивную волну и дальнейшее экспериментирование будет ассоциироваться у ребенка только с положительными моментами.

Почему решила так подробно об этом? Я лично «выводила» детей после таких экспериментов. взрослые, порой, в погоне за «удивлением» не подготавливают ребенка к экспериментированию с огнем, темнотой, водой, электричеством. иногда это заканчивается фобией.

Голубева О.И., воспитатель высшей категории, педагог, член экспертного совета Baby.ru 

Для этого опыта нужно приготовить два надутых продолговатых шарика и шерстяную ткань. Опыт проводится в темной комнате.

  • Натрите шарики шерстяной тканью.
  • Приближайте постепенно один шарик к другому, оставляя небольшой промежуток между ними.
  • Между шариками возникает небольшое электрическое напряжение. Можно увидеть, как между ними проскакивают искры и вспышки (аналог молнии в небе), услышать легкое потрескивание (аналог грома).

Ветер

Ветер – это движение воздуха. Он получается, когда сталкиваются две части воздуха (воздушные области) с разным давлением.

Давление – это сила, с которой одна воздушная область толкает другую. Давление зависит от температуры воздуха каждой области.

Чем холоднее воздух, тем плотнее частички, из которых он состоит. В холодном воздухе их содержится больше, поэтому более такой воздух всегда сильнее. Холодный воздух гонит от себя теплый – так получается ветер.

Ветер в домашних условиях

Для этого опыта понадобится зажженная свеча.

Уберите занавески и другие воспламеняющиеся предметы максимально далеко. Поставьте ребенка не на табурет, а на устойчивый стул. Свеча не должна находится близко к ребенку.

  • Откройте окно в комнате.
  • Поднесите зажженную свечу к верхней части окна. Пламя свечи будет отклоняться на улицу.
  • Поднесите зажженную свечу к нижней части окна. Пламя свечи будет отклоняться внутрь комнаты.

Объясняется это так. Теплый воздух из комнаты поднимается вверх и выходит на улицу через верхнюю часть окна. Холодный ветер с улицы через нижнюю часть окна заходит в комнату. В итоге мы наблюдаем движение воздуха, то есть ветер.

Как помочь ребенку закрепить полученные знания

  • Разглядывайте с малышом картины художников с временами года.
  • Занимайтесь совместным творчеством – рисуйте или лепите из пластилина снежинки, капельки дождя, деревья в ветреную и тихую погоду, радугу.
  • Сделайте вместе календарь природы, куда можно заносить ежедневные наблюдения за природными явлениями и искать взаимосвязи между ними.
  • Используйте ресурсы интернета для маленьких почемучек – развивающие видеопрограммы, познавательные мультфильмы и уроки.

Видео

Список литературы

  1. Астапенко П.Д. Вопросы о погоде // 2-е изд., испр. и доп. – Л.: Гидрометеоиздат, 1986. – 392 с.
  2. Беседина А. Ф. Учите детей любить природу / Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. – С. 25-27.
  3. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП «Лакоценин С.С.», 2009. – 159 с.
  4. Как рассказать о явлениях природы, чтобы дошкольникам было интересно? сайт
  5. Календарь природы для детей старшего дошкольного возраста сайт
  6. Почему идет дождь? сайт
  7. Явления природы для детей сайт