Ментальная арифметика для детей

Наталья Иванова
Профессиональный редактор

Развитие умственных способностей ребенка можно стимулировать освоением определенных навыков. Один из них – менар - ментальная арифметика. В ее программе заложен устный счет, задачи, решение которых, несмотря на сложность, происходит за считанные секунды. Рекомендуется начинать обучение ребенка с 4-х до 12-ти лет. Можно достичь хороших результатов в освоении и при более позднем начале обучения. При этом может различаться время и усилия, затраченные на полное усвоение программ.

Обучать ребенка счету на абакусе можно и в домашних условиях

Из истории

Ментальная арифметика пришла к нам с давних времен. Еще в древнем Египте, Японии, Месопотамии, Китае ее применяли для астрологических и геометрических вычислений, а также в ходе торговли. Для этого древние люди использовали инструмент под названием «абакус». Это своеобразный предок современных калькуляторов.

Последнее десятилетие XX века было ознаменовано возрождением ментальной арифметики в учебных целях в Азии. Сегодня около 50 стран мира популяризуют такой метод счета для населения, особенно среди детей. В России на эту тему заговорили примерно 20 лет назад. На сегодняшний день уже сформировался определенный контингент преподавателей, предлагающий родителям услуги по обучению быстрому счету в уме. Существуют и соответствующие интернет-помощники, благодаря которым можно обучаться в домашних условиях, в том числе книги, видеоуроки, пояснительные ролики, статьи.

Об абакусе

Обучение менару предполагает 100%-ное освоение абакуса – предмета, позволяющего выполнять сложные математические вычисления методами сложения, умножения, деления, вычитания. Японское название этого предмета для счета – соробан. Оба термина используются в системе ментальной арифметики равнозначно. Сам по себе инструмент не сложен, состоит из:

  • рамы;
  • расчетной разделительной линейки, расположенной обязательно горизонтально;
  • верхней части вертикальных спиц (стержней) с косточками – братьями;
  • нижней части вертикальных спиц с косточками – друзьями.
Абакус напоминает русские счеты, но в перевернутом виде

Каждый элемент имеет свое назначение. Первая спица – это единицы, вторая – десятки, третья - сотни и т.д. Существует еще одно название косточек. Расположенные на верхних спицах, называются «небесными», на нижних – «земными». «Небесная» косточка приравнивается к пяти «земным». Обозначение числа осуществляется путем поднятия косточек вверх. То есть, если отложена одна косточка на третьей спице верхнего ряда, то это цифра 500. Когда все косточки опущены, на соробане – ноль.

Сразу необходимо приучить ребенка работать только указательным и большим пальцами. Когда движения будут отработаны до автоматизма, решения будут приходить «в уме», с учетом мысленно представляемой картины счета. Математические действия выполняются в направлении слева направо. Поднимаются костяшки большим пальцем, а опускаются – указательным.

Видео

Об этапах занятия

Обучаясь ментальной арифметике, организм формирует устойчивые связи между нейронами левого и правого полушарий. В перспективе это приводит к возможности выбора эффективных решений в любой жизненной ситуации.

Программа обучения подразумевает четкое соблюдение каждого из 9-ти обязательных уровней. Каждый из них рассчитан примерно на 4 месяца. Исходя из этого, общая продолжительность обучения может колебаться от 2-х до 3-х лет.

По мнению специалистов, целесообразно проводить занятия один раз в неделю продолжительностью 45 минут. Кроме этого, необходимо выделить 15 минут в день для домашних заданий.

Советы педагогов помогут ускорить процесс обучения ментальной арифметике дома

Начальный период занятий ставит перед собой цели:

  • ознакомиться с абакусом;
  • развить логическое, а затем – пространственное мышление;
  • натренировать мелкую моторику;
  • освоить ментальную карту – мысленную картину, на которой изображен абак.

Последний пункт является переходным к этапу, когда сложные арифметические действия будет возможно произвести в уме, путем визуализации ментальной карты.

Допускается для облегчения усвоения методики использовать специальные карточки. Поскольку конечной целью является проведение подсчетов в уме, важно научиться запоминать цифры, а также соответствующие им комбинации из косточек. Именно здесь помогут самодельные либо магазинные карточки. Одна их сторона заполняется какой-либо цифрой, другая содержит ее обозначение в виде фрагмента абакуса. 

После того, как содержание карточек полностью зафиксируются в представлении ребенка, в них отпадет необходимость. Можно переходить к самым простым математическим действиям.

Краткая характеристика механизма сложения

Обучение начинается с откладывания на абакусе единиц. Если нужно отложить цифру 5, необходимо на первой верхней спице опустить вниз одну косточку. Для откладывания семи, нужно к этой опущенной книзу косточке добавить 2 из нижней спицы, т.е. поднять их вверх. После того, как навык работы с единицами будет освоен, приступают к десяткам.

Набор чисел должен проводиться двумя руками. Именно тогда в процессе задействуются оба полушария головного мозга.

Задача: набрать 73.

Исполнение: опустить косточку со второй верхней спицы и поднять две со второй нижней. Это 70. Затем поднять две из первой нижней. Это 73.

Облегчит задачу умение раскладывать числа на составляющие. Например, число 5 состоит из: 1+4, 2+3, 3+2, 4+1.

Научившись откладывать числа на спицах, можно приступать к операциям с ними. Процесс сложения схематично можно представить так:

  1. Необходимо сложить 14 и 22. Откладывается число: на нижней второй спице поднимается одна бусина и нижней первой 3.
  2. Прибавляется 23: на первой нижней добавляется 3, на второй – 2. 
  3. Итог: 36.

Когда заканчиваются косточки в нижнем блоке, их заменяют на братьев сверху из расчета 5:1.

Видео

О механизме вычитания

Овладевая методикой ментального вычитания, необходимо усвоить, что начинать нужно с наибольшего разряда числа, например, с сотен в трехзначных цифрах, с десятков – в двузначных. Верхний блок косточек – обязательный участник процесса.

Вычитать из однозначного числа с помощью абакуса легко, поскольку для этого достаточно разложить его на составляющие части и убирать косточки в нужном количестве.

Для вычитания из 23-х 14-ти нужно:

  1. Опустить две косточки из верхней второй спицы и 3 – поднять из нижней первой.
  2. Вернуть вверх одну на второй верхней. 
  3. На первой нижней недостаточно косточек, чтобы опустить 4. Поэтому опускается косточка со спицы десятков. Затем поднимаются косточки на верхней и нижней первых спицах.
  4. Ответ: 9.

Видео

О механизме умножения

Абакус позволяет выполнять не только сложение и вычитание, но и умножение, деление. Эти действия сложнее и требуют усиленного внимания. Так же, как и в элементарных функциях, умножение начинается с большего разряда и приходит к единицам постепенно. Движение пальцев при этом должно быть по четко обозначенным функциям: с помощью большого пальца косточки подвигаются вверх, с помощью указательного - вниз.

  1. Задача состоит в умножении 12 на 21. Процесс начинается с действий с десятками. 10 умножается на 20, получается 200, т.е. поднято вверх две косточки с третьей нижней спицы.
  2. Умножить единицы первого числа на десятки второго. Итог: 40. Поднято вверх 4 косточки на второй нижней спице.
  3. Умножить десятки первого и единицы второго числа. Итог: 10. Опущена одна верхняя и все нижние на второй спице.
  4. Умножить единицы первого и второго числа с результатом 2. Поднято вверх две косточки на первой нижней спице.
  5. По лучен результат: 252.

Для выработки автоматических навыков упражнения нужно повторять несколько раз, не делая больших перерывов в работе. На первых порах выполнять задание получается медленно, однако по мере тренировок скорость нарастает.

Видео

О делении

Специалисты рекомендуют приступать к освоению процедуры деления на абакусе после полного усвоения программы умножения. Другими словами, ребенок должен владеть навыками умножения автоматически.

Этапы самого простого деления, например, 62 на 2, следующие:

  1. Абакус  мысленно делится пополам вертикальной линией. На правой половине выставляется число 62 . Левая оставляется пустой, на ней будет выставлен ответ действия. Ответ вписывается, начиная с левой спицы. 
  2. Первым шагом проводится деление числа 6, поскольку при делении на 2 оно дает целое число 3. Эта тройка откладывается на крайней левой спице.
  3. В правой половине отнимается шесть косточек на второй спице, оставляя 2. 
  4. Полученная от деления 2 на 2 единица откладывается на второй слева спице.
  5. Получился итог действия: 31.

Видео

Не всегда в решении нуждаются такие легкие задачи. Например, нужно разделить 864 на 4.

Начало действия аналогичное: набирается с правой стороны 864, после чего производится поэтапное деление на 4 каждой цифры заданного числа. 

При делении 8 на 4 получается 2, которая откладывается на крайней спице слева. В то же время в правой половине на спице с сотнями 8 убирается. На этой половине остаются отложенные числа 6 (на спице с десятками) и 4 (на спице с единицами). 

При делении 6 на 4 целого числа не получается, поэтому необходимо прибегнуть к умножению 4 так, чтобы второй множитель не превышал 6, но был к нему максимально приближен. Таким числом является 1. Умножив 4 на 1, получается 4. Откладывание цифр проводится так: единица откладывается на вторую спицу слева, а из шестерки вычитается 4. С правой стороны остается число 24. Оно без остатка делится на 4, в результате чего остается 6. Эта шестерка откладывается на третьей спице. Итог читается легко: 216.

Видео

Пальцы вместо абакуса

По окончании курса по ментальной арифметике ребенок освоит решение сложных задач на пальцах, без соробана. Для этого нужно представить в роли абакуса руку. Пальцы на левой руке исполнят функции спиц, предназначенных для откладывания десятков. «Заключающий» большой палец – это 50. Пальцы на правой руке – это единицы, большой – цифра 5. Когда все пальцы сжаты в кулак, это ноль. 

Отложить числа легко: тридцать четыре – это три пальца на левой руке и 4 – на правой, 13 – один на левой и 3 – на правой.

С помощью пальцев рук в итоге можно полностью исключить необходимость абакуса и выполняя сложные арифметические действия довольно быстро. Кроме того, экономится время на сдвигание косточек и усилия для запоминания их расположения при раскладывании чисел. 

Преподаватели ментальной арифметики утверждают, что именно этот способ быстрого счета наиболее эффективен. Со временем пальцы будут двигаться автоматически, перестраиваясь от простых задач на средние и сложные.

О плюсах и минусах ментальной арифметики

Преимущества и недостатки обучения детей ментальной арифметики сегодня широко обсуждаются в кругах педагогов, педиатров и родителей. Основной вопрос оппонентов тех, кто видит в методике пользу, звучит так: какой смысл ребенку уметь складывать в уме многоразрядные цифры, делая это быстро?   

По мнению педагогов по ментальной арифметике, умение быстро считать не является целью процесса. Это лишь способ усилить синхронную работу обоих головных полушарий, а, значит, получить больший эффект от их совместного функционирования. 
Кроме того, занятия организованы таким образом, что вырабатывают в ребенке усидчивость, внимательность, зрительную память, концентрацию внимания, творческое мышление. Дети приобретают способность мыслить абстрактно, у них тренируется память. Занятия часто проходят в командном режиме, в результате чего появляется умение работать сообща, на совместный результат.

Занятия ментальной арифметикой не имеют медицинских ограничений и не требуют физических усилий. 

Родитель может выбрать приемлемые способ обучения: с преподавателем или дома, используя собственные знания. Интернет-ресурсы представляют в настоящее время довольно много материалов, помогающих маме проводить самостоятельные занятия. Главное, правильно выбрать руководство по обучению. 

Детские психологи сегодня много говорят о необходимости вовремя определить индивидуальные особенности ребенка. Возможно, что именно с помощью менара удастся раскрыть уникальные способности подрастающей личности, дав возможность ей проявиться в овладении методикой быстрого счета.

Видео

Фото: Depositphotos

Комментарии
Вера
9 февраля 2020

🙂

🙂

Таня
9 февраля 2020

Читала отзывы, что дети потом в школе не могут "по нормальному" считать

Вера
9 февраля 2020

спасибо! я как раз тоже этим вопросом задаюсь… Их же там будут «столбиком» учить..

Полина
31 января 2020

ментальная арифметика, полезна ли? в школу привели преподавателя по менталке и сказали что это будет раз в неделю, вот думаю надо ли оно ребенку?

ментальная арифметика, полезна ли? в школу привели преподавателя по менталке и сказали что это будет раз в неделю, вот думаю надо ли оно ребенку?

Марина
31 января 2020

я вот думаю отдать или нет он у меня математику терпеть не может

Анастасия
31 января 2020

Там нет математики, я педагог по менталке. И я не математик.

Марина
31 января 2020

я знаю что такое ментальная арифметика :)не важно, считать надо это уже есть математика ))

Анастасия
31 января 2020

Ну это да ) примеры есть. И надо задание делать домашнее каждый день )

Марина
31 января 2020

да да в курсе, в классе девочка ходит, но сына хотела бы отдать чтобы только сложение и вычитание норм научился, математика сложно дается ему а все остальные предметы на 8,9,10идут у нас 10бальные оценки, но классный руководитель говорит не стоит давить на него само щелкнит в голове у него, как вы думаете стоит или нет?

Анастасия
31 января 2020

Сколько ему лет? Сложение и вычитание это порядка 1-1,5 лет (до операций в 5-8 действий на трёх и четырёх значные).

Менталка -это тренировка комплексная, бонусом к которой прилагается скорость счета. Тренировка мозга через счёт — можно и так сказать.

Если у него старшая школа, то не стоит. Пусть лучше предметы к экзаменам готовит) а старших детей ментальный счёт сложение запускается.

Анастасия
31 января 2020

Как в любом спорте она не даёт моментального результата. Мозг раскачивается, от просто к сложному, набирает обороты постепенно.

Марина
31 января 2020

9лет в марте будет, во втором классе мы

Марина
31 января 2020

это понятно что не сразу

Ялюблюморе
31 января 2020

Я не поддерживаю нетрадиционные методы

Марина
31 января 2020

боюсь совсем не взновидит🙈

Полина
31 января 2020

Я уже с этой школой всего боюсь(

Марина
31 января 2020

какой вы класс?

Gala Jopova
31 января 2020

Паевская говорит, что если у вас все сферы развития ребенка в порядке (интеллект, творчество, физическое развитие), то идите на менталку. Но так как это вообще редко у кого бывает, то лучше походить в бассейн или подтянуть обычную математику.

Анастасия
31 января 2020

Менталка спорт для мозга, как бассейн для тела. К классической математике никак не относится, совсем никак.

Anna
31 января 2020

Дочка у подруги ходит уже 2 год, очень нравится ей.

Полина
31 января 2020
Здорово! смущает только то, что занятие раз в неделю. Может конечно этого и достаточно.
Anna
1 февраля 2020

Про сколько раз не помню, но да, не часто. Но она реально втянулась не сразу. Сейчас вот подруга рассказывала, что по началу и ей казалось, что все это ерунда. А сейчас видит результат, очень развивает ребенка. Считать вообще легко.

Анастасия
31 января 2020

Я веду менталку как тренер-педагог.

Если вкратце, нет ничего общего с классической математикой. Это спорт, спорт для мозга как гимнастика или бокс для тела. Можно считать разные способами, визуальный (представлять косточки) один из них. Там нет уравнений, логарифмов и тп, зато круто прокачивается память, концентрация, скорость мышления, речь, логика и тд. Могу ответить на вопросы здесь или в личке )

Ольга
31 января 2020

так полезно ли это? нужно ли? стоит ли ребенка отдавать, если да, то когда оптимально?

Полина
31 января 2020

здорово, спасибо.

Марина
31 января 2020

во это то что нужно нам скорость мышление и тд, а то медлительный очень сына 🙄

Анастасия
1 февраля 2020

Это полезно, хорошо тренируются когнитивные функции. Оптимальный возраст 6-7 лет, до 13 отлично раскачивается ментальный счёт. Многое зависит от методики преподавания

Ольга
1 февраля 2020

мелкому 4.6, пока значит рано. У нас на каждом углу эта арифметика, надо будет попробовать, спасибо!


Анастасия
1 февраля 2020

Смотрите школы, не все одинаково полезны ) можно и 4,6 важно чтобы был готов высидеть занятие, умел считать и писать до 10-20, и вы били готовы заниматься каждый день домашкой

Ольга
1 февраля 2020

не, пока не готовы и считать не умеет, до 10 умеет только, пишет, но забывает периодически написание)


Злата
31 января 2020

Не знала что такие удобные счеты есть для детей, надо купить срочно!)

Мила
30 января 2020

В закладки! Спасибо за статью!