Логопедический массаж для детей: показания, особенности проведения
Вот и пролетело то время, когда ваш кроха беззаботно агукал и гулил, затем учился произносить первые звуки и слова. Ребёнок подрос, и в 3–4 года у него вдруг стали заметны некоторые нарушения в речи и произношении слов. Это может быть замедленное развитие речи, «каша» во рту, заикание, неправильное звукопроизношение и так далее.
Вы спешите на консультацию к логопеду-дефектологу, чтобы развеять свои родительские сомнения и страхи, продиагностировав речевое развитие ребёнка. И врач в процессе приёма выявляет некоторые дефекты в речи. Причины таких нарушений могут быть очень разными. Специалисты в таких случаях часто рекомендуют совместить логомассаж с коррекционными занятиями.
Что это за логомассаж? Давайте познакомимся с его особенностями и возможностями.
Что такое логопедический массаж
Логомассаж – это техника непосредственного воздействия специальными приборами (шпателями, зондами, насадками) или пальцами на мышцы, которые участвуют в работе артикуляционного аппарата (головы, лица, шеи, щек, нёба, языка, губ). Его основная цель – нормализация мышечного тонуса.
Показания к процедуре – один или несколько следующих диагнозов: заикание, дизартрия, ринолалия, нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата, нарушения голоса. Его также рекомендовано проводить деткам с ДЦП, невнятным звукопроизношением и повышенным слюноотделением.
Такая процедура ставит перед собой следующие задачи:
- при задержке развития ребёнка – стимуляция разговорной речи;
- снижение артикуляционного мышечного гипертонуса;
- снижение повышенного слюноотделения;
- активизация мышц с недостаточной сократительной способностью;
- при гиперкинезах, содружественных движениях, нарушении координации движений – снижение степени двигательных нарушений мышц;
- стимуляция у ребёнка кинестетических ощущений;
- повышение сократительной функции и эластичности в мышечных волокнах;
- создание необходимых условий для развития артикуляционного аппарата и его произвольных движений.
Кроме того, расслабляющие мягкие движения помогают малышу настроиться на релаксацию, успокоиться, а более энергичные приёмы способствуют получению заряда бодрости. Логомассаж из-за своей большой пользы является неотъемлемой частью коррекционных занятий.
Противопоказания
От такой процедуры стоит отказаться, если у ребёнка есть:
- грипп, ОРВИ и прочие инфекционные и вирусные заболевания;
- повышение температуры;
- гнойничковые и герпесные высыпания в ротовой полости и/или на лице;
- заболевания глаз с воспалением (конъюктивит и другие);
- увеличенные по размеру лимфоузлы;
- заболевания ротовой полости (гингивит, стоматит);
- сосудистый тромбоз;
- внутричерепное повышенное давление;
- болезни капилляров и крови;
- гематомы на массируемом участке тела;
- инфицированные раны;
- аллергия с признаками как у крапивницы;
- онко-заболевания;
- эпилепсия;
- фурункулёз;
- острая фаза ангины (или прошло меньше 10 дней после выздоровления);
- гиперчувствительность.
Максимально осторожно следует начинать процедуру у детей с синдромом эпилепсии. При малейших подозрениях на непереносимость (посинение носогубного треугольника, тремор конечностей) сеанс необходимо сразу прервать.
Когда ребёнок напуган, плачет, кричит, не позволяет к себе прикоснуться, стоит отложить процедуру до стабилизации психоэмоционального состояния ребёнка.
Виды логомассажа
На сегодняшний день науке известны как классические методики, так и авторские разработки. Одной из таких авторских методик, весьма популярной в данный момент, является разработанный Новиковой Е. В. зондовый массаж. Какой именно вид использовать, решает специалист, исходя из индивидуальных потребностей ребёнка.
- Классический или ручной – его проводят на самой необходимой области или же рядом с ней. Включает он в себя пощипывания, поглаживания, постукивания или надавливание. Такой логомассаж можно делать при помощи соски, шпателя или щётки для чистки зубов с мягкой щетиной.
- Аппаратный – для его проведения используются создающие вакуум или вибрацию аппараты.
- Точечный – в данном случае специалист воздействует на определённые (влияющие на работу речевых центров) точки.
- Самомассаж – ребёнок может делать его самостоятельно, после демонстрации необходимых движений взрослым. Артикуляционные упражнения можно отнести сюда же.
- Зондовый – разработанная Новиковой Е. В. авторская методика. Для его выполнения потребуется специальный набор зондов.
- Массаж чайными ложками – такой вид подойдёт детям, у которых возникает непереносимость зондов или негативные реакции на них. При этом выполнять его можно ложками различной температуры: теплыми – для расслабления, прохладными – для стимуляции. Любые манипуляции с ложками сопровождаются потешками и стихами. Это позволяет юному пациенту усваивать действия и слова, обозначающие части тела и лица. А также развивать навык согласования слов во фразах и предложениях. Все движения проводятся по основным массажным линиям. Нужно использовать гладкие ложки, чтобы избежать травмирования ребёнка.
Формы проведения логопедического массажа
Процедура назначается после обследования пациента и проводится курсами – по 10–20 занятий. Сеансы должны быть ежедневными. Их время постепенно увеличивается, начинаясь с 2 минут. Максимальная продолжительность сеанса зависит от речевого нарушения ребёнка и его возраста:
- для малышей до 3 лет – не более 10 минут;
- с 3 до 5 лет – не более 15 минут;
- для детей старше 5 лет – до 20 минут.
Повторные курсы проводятся при необходимости (как правило, спустя 1,5–2 месяца после предыдущего). Кстати, в ходе обычных занятий с логопедом могут также использоваться элементы из логомассажа и самомассажа.
Условия проведения логопедического массажа
В помещении, где проводится процедура, должно быть тепло и комфортно. К рукам массажиста предъявляются особые требования:
- они должны быть чистыми, тёплыми;
- без любых воспалений и кожных заболеваний;
- с коротко остриженными ногтями;
- без украшений на пальцах.
Сеанс по правилам проводят спустя 2 часа после приёма пищи. А полость рта перед процедурой следует очистить от остатков пищи и загрязнений.
Пациент при проведении процедуры не должен чувствовать неприятных или болевых ощущений. В идеале ребёнок должен быть спокоен и настроен на сеанс. К каждому малышу необходим свой подход. Не следует укладывать ребёнка в горизонтальное положение с первых же процедур. Лучше первый сеанс провести в положении сидя.
Если ребёнок на первой процедуре настроен негативно и нервничает, выполните на лицевой мускулатуре лишь лёгкие массажные движения. И на этом завершите сеанс.
Основные приёмы в логопедическом массаже
Движения, применяемые во всех разновидностях логомассажа, в основном точно такие же, что и в обычном массаже.
- Растирание – массажист собирает кожу в складки и сминает её, передвигая в разные стороны. Важно здесь именно перемещать кожу в стороны, а не вдавливать её вглубь. Растирание нужно выполнять интенсивно, потому что оно призвано оказывать стимулирующее действие.
- Поглаживание – такой приём применяется для расслабления пациента. Зонд или рука массажиста скользит плавно по заданному участку кожи. После такого сеанса не должно возникать никаких покраснений. Таким приёмом пользуются в основном на завершающих этапах процедуры или на самых начальных.
- Вибрация – специалист совершает особые колебательные движения. Они могут быть разной интенсивности и амплитуды. Такой приём тоже является стимулирующим.
- Разминание – в него входят сжатия, надавливающие движения и пощипывания.
Некоторые массажисты в свою методику включают плотное нажатие. Используют его для того, чтобы воздействовать на особые точки. И тем самым влиять на работу речевых центров. В зависимости от результатов диагностики, специалист индивидуально подбирает подходящие приёмы.
Логопедический массаж в домашних условиях
Вы должны обязательно проконсультироваться с логопедом, прежде чем делать своему ребёнку такую процедуру дома самостоятельно. Врачи перед сеансом обрабатывают язык пациента, а это выполняется при помощи специальных зондов. Такими приспособлениями можно запросто поранить нежные слизистые полости рта. Поэтому в домашних условиях лучше всего использовать шпатель или зубную щётку.
Дома рекомендуется в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями выполнять массаж плечевого пояса, шеи и артикулярных мышц.
Вы должны точно знать, какой именно вид логомассажа надо делать – тонизирующий или расслабляющий мышцы. О любых изменениях следует сразу сообщать логопеду.
Пассивные движения головы: расслабление шейных мышц
Перед стартом сеанса расслабляющей процедуры (для артикуляционной мускулатуры) нужно сперва добиться расслабления этих мышц. Голова ребёнка несколько свешивается назад, положение на спине или полусидя.
- Одной рукой сзади поддерживайте шею малыша, другой производите движения головой по кругу. По часовой стрелке и против.
- Плавными медленными движениями голову ребёнка поворачивайте в одну и в другую сторону. Несколько раз покачайте вперёд.
При расслаблении мускулатуры шеи происходит некоторое расслабление корня языка. Лёгким похлопыванием и поглаживанием мышц губ, лица, языка и шеи достигается требуемое расслабление оральной мускулатуры. Проводите движения обеими руками, по направлению к центру от периферии. Ваши движения должны быть скользящими и лёгкими, не растягивающими кожу, а лишь слегка прижимающими её. Каждое движение повторите от пяти до восьми раз.
Расслабление лицевой мускулатуры
Поглаживания:
- от середины лба к вискам;
- вокруг глаз от линии лба;
- к волосам от бровей;
- поглаживание бровей в стороны до края волос от переносицы, продлевая линию бровей;
- по щекам к крыльям носа от мочек уха;
- вниз через всё лицо по подбородку, щекам, и шее – от линии лба;
- пощипывающие лёгкие движения вниз по краю нижней челюсти, начиная от линии роста волос.
Расслабление мускулатуры губ:
- поглаживание от уголков рта к центру верхней губы;
- поглаживание верхней губы сверху вниз и нижней губы к центру от углов рта;
- поглаживание носогубных складок к уголкам губ от крыльев носа;
- поглаживание снизу вверх нижней губы;
- постукивание пальцами губ;
- лёгкие вращательные движения – точечный массаж губ по часовой стрелке.
Если есть асимметрия лицевой мускулатуры, большее число движений проводится на поражённой стороне. То есть артикуляционный массаж проходит с гиперкоррекцией этой стороны.
Стимулирующий массаж
Рекомендован с целью укрепления мышечного тонуса при гипотонии мышц. Движения в данном случае используются быстрые и энергичные. Проводятся они к периферии от центра.
Путем поглаживания, разминания, растирания, вибрации и пощипывания осуществляется укрепление лицевой мускулатуры. Их сила нарастает спустя 4–5 лёгких первых движений. Далее они становятся не болезненными, но надавливающими. Повторяются такие движения около 8–10 раз.
Укрепление лицевой мускулатуры:
- поглаживание от середины лба к вискам;
- поглаживание бровей и лба от бровей к волосам;
- поглаживание щёк к ушам от носа и к ушам от подбородка;
- поглаживание век в стороны и к внешним уголкам глаз от внутренних;
- лёгкие сжатия подбородка;
- перетирания мышцы щеки (во рту держите указательный палец, остальные пальцы находятся снаружи);
- разминание щёчной и скуловой мышц (проводятся спиралевидные движения);
- легкое пощипывание щёк.
Укрепление мускулатуры губ:
- поглаживание верхней губы (от середины к уголкам);
- поглаживание носогубных складок (от уголков губ к крыльям носа);
- от середины нижней губы поглаживание к углам;
- легкое покалывание и пощипывание губ.
Массаж мускулатуры языка
Выполняется в положении лёжа в течение 5 минут, до приёма пищи либо через 1,5–2 часа после еды. Начинается сеанс с массирования дёсен. Это усиливает слюноотделение, поэтому ребёнку нужно дать возможность проглотить слюну.
Язык массируют как бы назад спереди до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом делают похлопывания, поглаживания и легкие вибрирующие движения на протяжении 15 секунд.
Нёбо по средней линии массируют пальцем, начиная с небольшого приподнимания мягкого нёба спереди. Такое упражнение нужно повторить 10–15 раз. Ребёнок может произносить буквы «Э» и «А» во время такой процедуры.
Массаж для расслабления мышц языка
- Двумя указательными пальцами обеих рук создайте вибрацию под челюстными углами в течение 15 секунд.
- В области подчелюстной ямки проведите точечное нажатие, которое также длится 15 секунд, создавая указательным пальцем вибрирующие движения под нижней челюстью.
В данном случае от массажиста требуются спиралевидные, прямые, кругообразные движения. При этом язык следует держать одной рукой. А пальцами другой руки производить массажные движения. Направления необходимых движений
- к кончику языка и обратно от его середины;
- поперёк языка, от его правого края до левого и обратно;
- «ёлочка»: влево и вправо от центра языка;
- растягивание и пощипывание краёв языка;
- перекатывание пальца в разных направлениях по языку;
- поглаживание к кончику языка от подъязычной уздечки и обратно.
Следует отметить, что в самостоятельный логомассаж позволяет быстро добиться хороших результатов и значительных улучшений при исправлении звукопроизношения (при условии регулярного и правильного проведения). Однако мамам и папам деток с особо сложными нарушениями речи следует учесть, что коррекционная работа не ограничивается одним лишь логомассажем, каким бы качественным он ни был. Она проводится в различных направлениях в комплексе, поэтому стоит обязательно проконсультироваться с квалифицированными специалистами.
Обращаем ваше внимание, что данная статья не является руководством к действию, лишь лечащий врач может обучить приёмам выполнения упражнений и назначить необходимое лечение ребёнку по необходимости.
Фото: Depositphotos.com (за исключением указанной особо)