Дислалия, дисграфия и дислексия у детей

Дислалия – это нарушение устной речи, при котором у ребенка бывает нарушена произносительная сторона. То есть ребенок неправильно выговаривает звуки. В том случае, если вовремя не была проведена логопедическая коррекция, дефекты звукопроизношения сохраняются и во взрослом возрасте.

Дисграфия – это нарушение письменной речи, при котором ребенок испытывает стойкие выраженные трудности в овладении навыком письма.

Дислексия – это также нарушение письменной речи, при котором страдает навык чтения.

   О том, как проявляются эти нарушения, и  можно ли их преодолеть, рассказывает врач-логопед, дефектолог Европейского медицинского центра (ЕМС) Татьяна Каченовская.

Что такое дислалия, и когда ставится этот диагноз?

     Дислалия – это нарушение звукопроизношения. При этом слух может быть сохранен, подвижность и строение артикуляционного аппарата не нарушены.

    Неправильное звукопроизношение может не сопровождаться трудностями в понимании обращенной речи, аграмматизмами, то есть ошибками согласования слов, или неправильным употреблением слов. Словарный запас и запас представлений об окружающем мире также могут соответствовать возрастным требованиям.

     Диагноз дислалия ставится детям старше четырех лет. Именно к четырем годам в норме все звуки ребенок должен научиться говорить правильно. У ребенка, не достигшего возраста четырех лет, неправильное произношение считается физиологической нормой, то есть допустимо и не должно вызывать беспокойства у родителей.

   Причинами дислалии может стать нарушение фонематического слуха – то есть различения звуков речи на слух, слабость артикуляционных мышц, трудности переключения и удержания артикуляционных поз. Все это может возникнуть как следствие имевшего место в прошлом неврологического неблагополучия, или свидетельствовать о том, что все дети развиваются в своем темпе и имеют собственные индивидуальные различия.

   Чаще всего родители приходят на прием к логопеду, когда ребенку исполняется 4,5 года. Однако в том случае, если речь звучит слишком невнятно, ребенка приходится переспрашивать или посторонние люди не сразу понимают, что он сказал, имеет смысл обратиться к логопеду уже в четыре года. Для того, чтобы убедиться, что дислалия не сопровождается дополнительными неврологическими нарушениями или общим недоразвитием речи.

    В том случае, если логопед сочтет необходимым назначить курс коррекции, целесообразно посещать занятия не реже двух раз в неделю, дома выполнять с ребенком артикуляционную гимнастику, тренировать правильные артикуляционные уклады и автоматизировать звуки.

Что такое дисграфия?

    Дисграфия – это нарушение письма. Ошибки при дисграфии носят стойкий, повторяющийся характер. Наблюдаются замены, перестановки, пропуски букв и слогов, нарушения слитности написания слов в предложении, аграмматизмы (нарушения согласования).

   Дисграфия не является следствием задержек психо-речевого развития или снижения интеллекта у ребенка. Может возникать даже в том случае, если ребенок обучается в гармоничной образовательной среде.

    Первые признаки нарушения родители или специалисты могут заметить в тот момент, когда ребенок начинает овладевать навыком письма. При этом, конечно же, имеет значение возраст: если учить писать ребенка в возрасте четырех лет, многие ошибки будут напоминать по своему характеру те, что встречаются при дисграфии.

    Опытный учитель может заметить нарушение к концу первого полугодия первого класса. 

    В том случае, если количество и характер ошибок вызывают опасения, родителям следует обратиться к логопеду. Специалист оценит степень выраженности проблемы и составит программу коррекционно-развивающих занятий.

    Часто дисграфия сопровождается нарушением чтения – дислексией.

Что такое дислексия?

     Дислексия – это нарушение чтения, при котором ребенку или взрослому трудно определять границы предложений и слов, трудно читать слова и называть их правильно, что сопровождается «угадыванием», проглатыванием окончаний или частей слова.Трудно ориентироваться на странице и строке.

    Точно также, как и дисграфия, дислексия не является признаком снижения интеллекта или педагогической запущенности.

     Дислексия и дисграфия могут сопровождаться нарушением счетных операций – дискалькулией, нарушением пространственных представлений, трудностями переключения, сосредоточения и распределения внимания.

    Точные причины возникновения нарушений письменной речи до сих пор неизвестны. Современные исследователи называют в качестве основы для появления нарушений индивидуальные нейробиологические особенности развития и функционирования мозга каждого человека. Иными словами, наши отличия приводят к тому, что все мы по-разному учимся.

    При правильном подборе методов и приемов обучения дети с нарушениями письменной речи способны полностью овладевать школьной программой, люди с дислексией и дисграфией успешно продолжают учиться и работать.

 

Фото:  Depositphotos