Что такое синдром дефицита внимания (СДВГ) у детей

Синдром дефицита внимания и гиперактивности вызывает серьезные проблемы у ребенка. Ему трудно общаться со сверстниками и взрослыми, нелегко учиться. Его поведение сильно отличается от нормы. СДВГ требует своевременной диагностики и адекватной терапии.

Что такое синдром дефицита внимания у детей

По сути это неврологическое нарушение, которое характеризуется странностями в поведении ребенка, не соответствующими возрастной группе. Заболевание вызывает постоянную невнимательность, чрезмерную подвижность и импульсивность. Признаки его проявляются в разных общественных и бытовых ситуациях. СДВГ возникает с раннего детства, сильно прогрессирует в подростковом состоянии и может сохраняться во взрослом возрасте.

Разные авторы указывают разную частоту расстройства, но в среднем около 10% дошкольников и 5% детей школьного возраста страдают от данного синдрома. Проведенные исследования у московских школьников показали, что патология присутствует у 7,6% детей. При этом мальчики подвержены ей чаще.

СДВГ – проблема, которая касается всего общества, потому что с возрастом симптомы могут нарастать и усугубляться. Подростки с таким нарушением входят в группу риска. Они чаще склонны к правонарушениям, раннему употреблению алкоголя и наркотиков. Важно своевременно диагностировать проблему и обратиться за помощью к специалисту.

Каковы причины СДВГ

Существует несколько теорий возникновения заболевания, какая из них точна, сказать трудно. Современные исследования показывают, что синдром дефицита внимания в 40–75% случаев имеет генетическую природу. У больного ребенка присутствует минимум один родственник с подобным нарушением.

Нейропсихологическая теория основана на отклонениях в развитии психических функций, которые отвечают за внимание, память и контроль. Некоторые ученые считают, что причина кроется в нарушении функции лобной доли. Согласно теории токсических веществ, расстройство могут спровоцировать пищевые добавки, ароматизаторы, салицилаты, высокий уровень свинца в организме.

Выделяют следующие факторы риска заболевания:

  • Семейные: психиатрические нарушения у членов семьи, неудовлетворительное социальное положение, криминальное окружение, постоянные конфликты в семье, алкоголизм и наркомания.
  • Перинатальные причины: внутриутробная гипоксия плода, асфиксия новорожденного, недоношенность, потребление матерью алкоголя, медикаментов, курение.
  • Социальные: молодой возраст родителей, неподготовленность к воспитанию ребенка, напряженная обстановка, стрессы и конфликты в семье.

Эти факторы могут вызвать задержку нормального развития мозговых структур, из-за чего их функции нарушаются. В результате риск развития СВДГ вырастает.

Симптомы синдрома гиперактивности

Клинические проявления данного синдрома изменчивы и неспецифичны. Различные признаки могут встречаться даже у вполне здоровых детей – просто таким образом происходит развитие нервной системы на разных этапах. Диагноз СДВГ ставится в 5–6 лет. В этот период дети, как правило, уже способны в достаточной мере контролировать свое поведение. Больные не в состоянии этого сделать в силу незрелости некоторых мозговых структур. Это делает невозможным правильно формировать навыки, воспринимать информацию и обучаться. В медицине симптомы синдрома принято разделять на три группы: импульсивности, невнимательности и гиперактивности.

Ребенок с дефицитом внимания:

  • не умеет внимательно следить за происходящим, концентрироваться;
  • не в состоянии удержать внимание за занятиях или игре;
  • не слушает взрослых;
  • не может организовать деятельность;
  • избегает интеллектуальных нагрузок, теряет вещи;
  • не может следовать инструкции или довести начатое до завершения;
  • легко отвлекается по мелочам и очень забывчив.

Признаки гиперактивности:

  • беспокойные и неконтролируемые движения конечностей;
  • ерзанье на месте: не может тихо сидеть, когда необходимо;
  • в неуместных ситуациях начинает бегать;
  • ребенок очень шумный в тихих играх или заданиях;
  • проявляет активность, не задумываясь, насколько это приемлемо в конкретной ситуации;
  • игнорирует требования старших.

Симптомы импульсивности:

  • перебивает, начинает говорить, отвечает, не дослушав вопрос до конца;
  • не может спокойно ожидать своей очереди;
  • часто перебивает собеседника.

Синдром дефицита внимания у детей обычно впервые обнаруживается с началом учебного процесса – на развивающих занятиях в старших группах детского сада или в начальной школе. Иногда первыми могут проявляются такие симптомы: излишняя подвижность, неожиданные резкие движения и прыжки, невозможность заниматься спокойными играми.

Таким детям сложно в школе, они не могут быстро научиться читать, с трудом складывают слова в предложения. Плохо выполняют математические задачи и упражнения. Отмечается неразборчивый почерк, неграмотное письмо, затруднена речь. Появляется заикание, неловкие движения.

При отсутствии своевременной коррекции состояния болезнь сохраняется с возрастом, но ее признаки немного уменьшаются.

У взрослых чаще проявляются признаки невнимательности, что приносит проблемы на работе и в семье. Импульсивность может спровоцировать возникновение конфликтов, проявления невоспитанности, выкрикивания, неумение выслушать собеседника и перебивание.

Любые из вышеперечисленных симптомов могут иногда проявляться и у здоровых, но у больных СДВГ они постоянны. Для постановки точного диагноза данные симптомы должны отмечаться минимум в течение полугода.

Коррекция поведения

Проблема является очень сложной, требует вмешательства опытных специалистов в разных областях медицины и психологии. Подход должен быть комплексным и полноценным. Коррекция поведения должна проводиться в школе и дома непрерывно. Терапия должна быть направлена на точное формулирование и сокращение заданий. Необходимо отмечать позитивные ситуации, не заострять внимание на негативных, поощрять любые, даже крошечные, достижения ребенка. Рекомендуют вести дневник поведения, создать индивидуальную программу для полноценного обучения.

Терапия помогает уменьшить симптомы болезни, повышает самооценку и успеваемость ребенка в учебе. Эффективным также является употребление лекарственных препаратов в комплексе с психологической коррекцией детского поведения.

Фармакотерапия при синдроме дефицита внимания у детей

В комплексном лечении детям в России назначают препараты ноотропного ряда. Считается, что средства на основе ноотропила, кортексина, энцефабола, церебролизина положительно влияют на мозговые структуры и уменьшают проявление болезни. Данные препараты назначают детям дошкольного возраста, страдающим нарушением речи. Замечено, что они увеличивают внимание, уменьшают проявления гиперактивности и импульсивности.

Лечение с помощью психологической терапии

Для лечения СДВГ специалисты применяют аутогенные тренировки, гипноз, медитации, визуализацию. Методики вызывают мышечное расслабление, стимулируют кору головного мозга, снижают эмоциональную возбудимость и двигательную активность, улучшают координацию и способствуют концентрации внимания.

Правильное питание

Рекомендовано исключить продукты питания, которые содержат химические красители и синтетические консерванты, ограничить употребление сахара и салицилатов. Существует диета Файнголда, исключающая продукты с высоким содержанием натуральных салицилатов: вишни, яблоки, виноград, изюм, абрикосы, нектарины, сливы. Сюда же относятся некоторые овощи, например помидоры и огурцы.

Рекомендуют ограничить употребление мучных изделий, конфет, мороженого, маргарина, колбас, сосисок, газированных напитков. В некоторых случаях у детей с СДВГ эффективной является гипоаллергенная диета.

Витаминотерапия

Употребление витаминных препаратов является очень важным при комплексном подходе, особенно для детей, которые придерживаются диеты. Назначаются соответствующие возрасту дозы витамина С, В6, В12, поливитамины с лецитином, Омега-3.

Социальная поддержка

Люди любого возраста с таким заболеванием страдают от стресса, неодобрительного и зачастую предвзятого отношения со стороны окружающих и других социальных проблем. Для поддержки больных созданы центры взаимопомощи. В этих заведениях оказывается психологическая поддержка, осуществляется обмен знаниями между родителями, обучение детей и родителей, просто общение. Родителям ребенка с подобным синдромом важно набраться терпения и соблюдать все назначения педиатра, невролога и психолога.

Контакт педагога, который занимается обучением детей с трудностями в поведении, очень важен для терапии. Для учителей проводится просветительская деятельность на тему болезни. Грамотные педагоги помогают детям в учебе и учитывают их особенности во время учебного процесса.

Можно сделать вывод, что СДВГ является распространенным заболеванием, которое требует лечения. Данной проблеме уделяется недостаточно внимания, из-за чего страдает много детей и людей в возрасте. Для устранения заболевания необходимо применять комплекс мероприятий. При своевременной коррекции от синдрома можно избавиться или снизить его проявления до минимума.

Видео

Читайте также: синдром Туретта у детей

Комментарии
Ольга
31 января 2021

С трёх лет диагноз этот нам не даёт жизни, в саду начались проблемы, сейчас в школе проблемы, с учебой терпимо все, успевает за программой. А вот поведение беда и это циклично. То все хорошо и гладко, то понеслось одно за другим, жалобы, вызов в школу, истерики в школе. Лечимся у невролога, нейропсихолога. Много курсов проходили лечения, в том числе Короексин, Глиатилин, Церебролизин, Магнелис, Энцефабол, Амитриптилин, Фенибут, Когитум ( самый замечательный и эффективный препарат но дорогой), Никотиновая кислота.

анюта
19 января 2021

Диагноз СДВГ(( нам поставили в 5 лет. Начиналось все как то незаметно. В начале, нам сказала воспитатель в садике, что наш ребенок более активный и эмоциональный, чем остальные детки его возраста. Мы обратились к доктору и нам поставили этот диагноз.
успокоили сказав, что это лечится и прописали гопантомид. Будем пробовать

БлинчикФотограф
24 января 2020

Сталкивался кто-нибудь с этим диагнозом ? В каком возрасте ? Как боролись ?

Сталкивался кто-нибудь с этим диагнозом ?

В каком возрасте ?

Как боролись ?

КусочекСчастья
24 января 2020

У нас он стоит с гиперактивностью. Пьём таблетки, чтобы немного его успокоить

БлинчикФотограф
25 января 2020

Как проявляется? Диагноз ставил невролог или психолог/психотерапевт?

КусочекСчастья
25 января 2020

Психиатр. Гиперактивный он и импульсивный

Евгения
24 января 2020

Если только начался и не запущенно, достаточно к психологу походить

БлинчикФотограф
25 января 2020

Боюсь врожденное

МамаКошка
25 января 2020

А я боюсь у нас наследственное🤦🏻♀️

БлинчикФотограф
26 января 2020

У нас тоже, вероятнее всего от папы, он поздно пошел в школу и были проблемы .

Ольга
24 января 2020

Боже чего только нет..
Не сталкивались, желаю чтоб и у вас не подтвердилось)

БлинчикФотограф
25 января 2020

К сожалению с каждым месяцем я все больше замечаю характерную симптоматику 😪

Ольга
25 января 2020

А какие там симптомы? Это у Ромы ты подозреваешь?

МамаКошка
25 января 2020

Это когда расееное внимание? Мне кажется у моего такое🤦🏻♀️ где этот диагноз ставят?

Анна
25 января 2020

Такие диагнозы просто так не ставятся.Чаще всего нужна медикаметозная терапия.Обязательно тщательно обследуйтесь, Насть.Мне кажется, что у Ромы может быть просто стресс: новая жизнь, рождение сестры.Плюс ты писала как-то пост, что вы его заставляете за ней присматривать, он маленький еще слишком.Одна на другое навалилось и он уже не в состоянии контролировать эмоции.

БлинчикФотограф
26 января 2020

Это с 2х лет идет примерно, многие врачи и психологи и психотерапевты говорили, что симптомы схожи с аутизмом, но не главных критериев нет .

А неврологи уже давно говорили мне про этот диагноз, но в последние 2 раза прям в карточке написали под вопросом.

Анастасия
26 января 2020

Ничего себе

Анастасия
26 января 2020

Насть, на сколько я понимаю ...
Посмотри, он на всех фотках стоит фотографируется, смотрит в камеру-взгляд то у него нормальный, не потерянный!
В связи с чем ставят такой диагноз? Речь у него связанная?

Светослава
11 июня 2019

У кого дети с таким диагнозом? Как лечите? И лечите ли вообще? Как вам с этим живётся?

У кого дети с таким диагнозом? Как лечите? И лечите ли вообще? Как вам с этим живётся?

Диана
11 июня 2019

Только периодически Бад, ну и занятия с психологом/дефектологом

Светослава
12 июня 2019

Что за бад?

Диана
12 июня 2019
Невролог курсами назначает — омега-3, лецитин, магний в6, поливитамины, эсприко, неурозан
Светослава
12 июня 2019

А где вы лецитин берете? Недавно по аптекам прошлась у нас в городе, нигде его нет.

Диана
12 июня 2019

У нас выбор в аптеке есть

Диана
12 июня 2019

Но я из Беларуси

Надин
12 июня 2019

Лецитин можно купить в индийских аюрведических магазинах. я в беременность его постоянно пила. ну и на айхерб заказать можно.

Tatti
11 июня 2019

Мне больше интересно, как понять что ребёнка сдвг, у всех куда не глянь разные проявления и в итоге не понять ничего?♀️

Светослава
12 июня 2019

Невролог поставила диагноз. Симптомов полно. Невнимательность, неусидчивость, не способность сосредоточиться, иногда ещё и писается, не успевает добежать, заигравшись. Ну это даже не все.

Tatti
12 июня 2019

С какого возраста ставят этот диагноз? Моя просто тоже крайне не усидчива, даже поесть спокойно не может, шило в попе, встат иногда на стуле с тарелкой в руках, ест и ерзает уже ногами

Диана
12 июня 2019

Сильное перевозбуждение, ребенок истощается, но не может остановить свою активность, что вытекает зачастую в нарушениях сна, перепадах настроения, раздражительности. Поведение непредсказуемое, вызывающее. Проблемы с обучением

Светослава
12 июня 2019

Не знаю с какого ставят. Я давно у своего подозревала, но пошли к врачу только в 4,5 из-за подозрения на энурез.

No name
12 июня 2019

Раньше 5-ти лет такой диагноз не ставят

Маргарита
12 июня 2019

Нейропсихолог, аналог пантогама с айхерба — габа или гаммалон, растительные, по назначению врача. 1 месяц пока даем. Остеопат еще очень помог

Берёзка
13 июня 2019

оба такие. у младшего меньше, у старшего сильнее. так и живем, привыкли. режим, диета, ограничение сладкого и углеводов, гаджетов, мультики прямо по минимуму. 

обследование у невролога и психиатра.  с 2 до 6 лет у старшего исключали эпилепсию, иногда у него были какие-то припадки. он лунатит еще.

лечим, чем получается. у старшего на многое, что прописывают, реакция перевозбуждения, у младшего — никакой реакции вообще.

привыкли) наша жизнь во многом простроена под них. в школе у старшего неплохо, в 4й перешел. 

БлинчикФотограф
27 января 2020

Впервые я услышала этот диагноз полгода назад, тогда я полезла в интернет и начала читать про симптомы. К сожалению все указывает на то, что моему ребенку нужна помощь специалиста . Вы не представляете как тяжело это принять, что твои реьенок не такой как все . Я виню во всем себя. Не знаю что я могла бы исправить, но мне кажется, что это моя вина . Я очень хотела, что бы сын пошел в школу в этом году со всей группой, вместо этого нам придется остаться в саду на еще один год . Ребенок растет и растут проблемы, он не может стоять, он постоянно дёргается. Не может контролировать свои эмоции . Постоянно переспрашивает, и это не связано со слухом, мы проверяли у врачей, он просто не може…

Впервые я услышала этот диагноз полгода назад, тогда я полезла в интернет и начала читать про симптомы.

К сожалению все указывает на то, что моему ребенку нужна помощь специалиста .

Вы не представляете как тяжело это принять, что твои реьенок не такой как все .

Я виню во всем себя. Не знаю что я могла бы исправить, но мне кажется, что это моя вина .

Я очень хотела, что бы сын пошел в школу в этом году со всей группой, вместо этого нам придется остаться в саду на еще один год .

Ребенок растет и растут проблемы, он не может стоять, он постоянно дёргается.

Не может контролировать свои эмоции .

Постоянно переспрашивает, и это не связано со слухом, мы проверяли у врачей, он просто не может сконцентрироваться на нашей речи с первого раза.

У нас пробелы в знаниях, не можем выучить счет уже больше года муж занимается и до 10 до сих пор считать мы не умеем не говоря о буквах.

Самым большим достижением является способность написать свое имя и то через раз правильно .

У ребёнка полный игнор системы обучения в саду, он один единственный в группе на своей волне, если он не хочет, он не будет делать.

У него паника, когда я говорю про школу, очень он туда не хочет .

И еще парочка очень личных симптомов, которые усиливаются.

При этом у сына не было в руках телефона и иных гаджетов, мультики 1-2 раза в неделю.

Сон ровно в 21

Обучение в игровой форме, а так же 3 месяца мы ходили на занятия в подготовительную школу.

Наблюдается периодически у невролога с 2 лет, делали ээг.

Ребенок таким был всегда, но в последнее время резкое ухудшение

Ирина
27 января 2020

У вас наверно не только дефицит ещё и гиперактивность ?

БлинчикФотограф
27 января 2020

Да

Ирина
27 января 2020

Тяжело вам будет — это не лечится, таблеточки для поддержки. У подруги сын с таким диагнозом, она ревет от него… чем старше ребёнок тем проблемнее с ним. Учится сейчас в пятом классе…, от него все отказались, ни один репетитор не хочет с ним заниматься — всех доводит своим диагнозом ((

Елена
27 января 2020

А в чем вы себя вините? У моего сына тоже неврологические рпоблемы, но мне и в голову не приходило винить себя, занимаемся, наблюдаемся у врачей, проходим лечения. Ну что теперь, если так сложилось. 

Кактотак
27 января 2020

Вам к неврологу и к психотерапевту. То что вы описали ни чего страшного, все корректируется, нужен правильный подход, мамино участие, любовь и понимание.

БлинчикФотограф
27 января 2020

Именно этим и занимаемся сейчас, спасибо 🌷

КусочекСчастья
27 января 2020

Сил тебе. Мы в 7 лет пошли в школу для детей с зпр.

БлинчикФотограф
27 января 2020

У вас не только эта проблема же, да?

КусочекСчастья
27 января 2020
Ну у него сдвг, зпр, дизартрия
ТеперьЯМамаДвух Школьников
27 января 2020

А в чем вы себя вините? Наверняка корни проблем кроются в родах, в том что до 2х лет наверняка врачи не видели проблем, поэтому упущено время для лечения, ведь именно до 2х лет мозг самый пластичный и лучше всего поддаётся коррекции. А шею проверяли?

Анастасия
27 января 2020

Зайди в одноклассники Рахно Светлана- у нее сын аутист, она прошла обучение и открыла школу для таких деток у нас в городе.она рано определила своего сына, что он аутист, не давался на руки когда был малюсенький. Насть напиши ей

Ольга
27 января 2020

Не нужно себя винить!
Ищите грамотных специалистов, я думаю все можно скорректировать

Евгения
27 января 2020

Могу с уверенностью сказать, что таких детей сей час много, и часто бывает что за лето они взрослеют и родители в августе приносят документы в школу! У таких деток в любой момент может быть скачёк роста! Так что смотрите уже ближе к середине лета, готов или нет! Обьязательно еще посещения психолого(только хорошего)! А с речью как?

Лурека Инесса
27 января 2020

Может, тебе меньше требовать от ребёнка. Ты в каком-то посте писала, если я не ошибаюсь, что растите мужчину, что он обязан смотреть за младшей и вы наказываете его, если он не усмотрел. Иногда требования от ребёнка быть взрослым, когда он ещё ребнок. приводят вот к такому и проблема тогда не в нём. Ну и пойти в школу чуть позже- это не страшно, иногда это даже хорошо.

Ольга Никитина
27 января 2020

У меня такой же, тоже гиперактивный, до школы тоже не хотел ни учится считать, ни буквы учить, ничего вообще, хотя учили. Мог считать 1,3,5, потом сам сидит играет и может посчитать тихонько себе под нос можно сказать спокойно до 10. В школу пошли, научился и считать и буквы выучил. Да на уроках им сложнее, усидчивости нет, не могут высидеть 30 минут. Это дети такие, но что поделать.

Ольга Никитина
27 января 2020

И так же в саду не сильно уж и занимался на занятиях, просто мог посидеть 5-10минут. И уходил, играть или ещё что то, но были у психолога, она сказала что когда были в саду, и было такое, нужно было заставлять делать, чтоб постепенно увеличивая интервал занятий. Чтоб мог в школе сидеть те самые минуты, и был усидчив. Что всему вина воспитателей

Екатерина
29 февраля 2020
Все симптомы совпали, а что делать если этот ребенок вырос, а проблемы остались и каждый день приходится преодолевать себя , даже делая элементарные вещи ?