Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.
Отстает или по-другому развивается?
Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.
Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.
Причины умственного отставания
Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.
Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.
В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери. Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.
Развитие умственно отсталых детей
Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения.
Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.
В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.
Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.
Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.
Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.
Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника, витамины группы В.
Подскажите как заниматься с таким ребенком? Ребенок неусидчев, невнимателен, расторможен. У нас в городе никто не занимаеться с такими детьми
У нас очень ужасное поведение.Чтобы заставить его заниматься нужно приложить много сил. Ни один логопед у нас в городе не берется заниматься с такими детьми.
В интернете пишут очень красиво но соответствует ли это действительности.
Многие клиники просто обдирают таких мам
Сегодня мы с Ксенией, Аидой, Ириной, Александром провели праздник в интернате, для детей с нарушением интеллекта. Ведущая замечательная Оксана Твеленева. Дети и взрослые радовались и веселились, играли, танцевали. Каждый получил подарки, также отвезли игрушки и одежду для детей. Владислав подарил попугаев. Благодарим за помощь Дину, Надию, Инна, Юлию, Настю, Акжонас, Анну и всех, всех. Следующее мероприятие будет конкурс рисунков для слепых и слабовидящих детей. 141ребенок.
молодцы!!! и когда только ты успеваешь???
просто не всегда обедаю и на час позже прихожу домой.
Не нужно так рано. Знакомые ходили в обычную школу. И у сына в классе была такая девочка
Почему рано. В РБ в школу идут с 6лет, можно и до 7 попробовать дотянуть конечно но тогда в классе будут все дети младше дочки. В это не факт что пойдёт на пользу.
Я училась в обычной школе и у нас в Школе были такие детки. Им помогали очень хорошо .
Ясно. Я просто не знала, что у вас с 6 первый класс. У нас многие детишки которые идут в 6 лет, не справляются эмоционально.
Не переживайте. У меня старший идёт в третий класс. И чисто писание 70% класса только сниться. Большинство детей почти нулевые пришли. Ни читать, ни писать не умелт. Да и программа первого класса научить читать, писать и считать… Так что не думаю, что она будет сильно отставать. А по остальному не подскажу. Ну мы в обычную, самую простую средний школу ходим
Спасибо. Нуливве мы точно не придём т.к с ребёнком хорошо и регулчрно занимаются. А вот про чистописание и скорость возник вопрос из-за сына. Здоровый мальчишка и то ему в некоторых моментах трудно бывает, а тут девочка с моторными нарушениями. К школе склоняюсь поближе к дому — обычная деревенская школа.
Я конечно не знаю как в России, но в 8 классе я переехала в Европу и тут к деткам у кого какие либо проблемы. Неважно какие, любыми могут быть то к ник приставляется учитель и он с ребёнком постоянно на уроках. Записывает домашку, помогает что либо записать, показать более детально чем учитель всему классу. Вы узнайте может у вас тоже что то такое есть
Называется тьютор. Я не думаю что нам его дадут. Дочь самостоятельно передвигаться и сама себя обслуживает. Проблем только в скорости. Наша школа этим заморачиваться точно не будет. Я знаю что в столице с этим тоже имеются проблемы.
у нас только детям с аутизмом положено, и тяжело ещё выбить, специалистов мало
У нас это не специалист а просто человек, учитель по математике и тд. Это может быть обычный учитель
у нас также, но предоставляют именно таким детям, и как-то отбирают кто может им стать
Не-не-не, не спешите в 6.4! Поверьте мне, работавшей в школе, добрая половина детей в 1 классе- старше 7 лет и это хорошо. Я бы, на Вашем месте, поводила ее год в подготовишку при школе по выходным, подберёте учителя подходящего
У нас одна параллель только в школе. Деревенская школа. Класс. рук. В год дочки знаю хорошо т.к сын у неё учился. Есть + и -. В нашу в школу 80%детей идёт в 6 лет на 1 сентября.
Дочка и так старше всего класса (не официально будет) т.к при усыновлении меняли возрост на год (факт 7,4 будет). Через год будет очень большая разница с классом (все 6летки и дочь фактически 8,4 года)
Но ведь главное не то, что кто- то будет старше или младше ( поверьте, подойдёт время и многие детей дома придержат), а то, что ребенок будет реально более зрелым для учебы. Мои коллеги из началки всегда двумя руками за то, чтобы к ним шли семилетки, это огромная разница- ребенок в 6 и в 7 лет по усидчивости, замотивированности, внимательности
В нашем случае получается в 7,4 или 8,4. По документам будет фигурировать 6,4 и 7,4.
Зрелость тоже разная бывает и моторные навыки и в 9 лет у неё будут хуже чем у 6летних, а вот желание и интерес к учёбе можно потерять. При том что если не пойдём в школу то нам прийдеться думать что делать этот год и как заниматься. Ещё в том году психолог и дифектолог начали с ней подготовку к школе. В этом году уже подключиться программа 1 класса. Изменить программу занятий нельзя т.к потом будут большие проблемы. И вот вопрос — если она пойдет в 1 класс с подготовкой ко 2 классу и с детьми фактически младше себя на 2 года, к преподавателю который не известно захочет ли учитывать наши особенности, не потеряет ли она интерес к учёбе? А так первый класс прошла, в школе закрепила и параллельно занимаемся со специалистами дальше.
Не Вы первые идете в школу подготовленными, а дети наоборот радуются, что они все хорошо понимают и успевают на уроках
Я вас поняла. Чем позже тем лучше и не смотря на уровень подготовки. Но есть ещё и другая сторона — преподователь. И вот его в нашей школе выбрать нет возможности. Единственные варианты это по году обучения или другая школа. Другая школа не рассматривается в связи с дальним расстоянием от дома (более 30км). Я считаю начальная школа должна быть в пешей доступности от дома.
Но изначально вопрос стоял не в каком возросте нам идти в школу, тут все таки будут учитываться мнения невролога, психолога и др. специалистов которые ведут ребёнка много лет. А вопрос в программе и классе обучения. Общая, адаптированная, интегрированная или специальная?
Если интеллектуально все в порядке, то у Вас только физкультура будет лфк, видимо. Но вы и сами указываете, что решать это будут врачи и специалисты, они и укажут программу обучения
Программу убучения могут только рекомендовать, а вот согласиться или нет это уже наше право. Помимо интеллекта в школе есть много других навыков которыми ребёнку нужно уметь владеть и из-за которых будут проблемы. Физкультура тут явно значение иметь не будет.
Не могу знать, какие навыки Вы имеете в виду: речь, туалет, самообслуживание? Так они, естественно, в 7 будут лучше, чем в 6. Могу только рассказать, что в магистратуре со мной училась девушка с ДЦП с хорошим интеллектом, но небольшими проблемами в речи ну и двигательно ограниченная (ходила сама), и жещина- педагог с ДЦП в колледже с такими же проблемами. Обе обучались в обычных классах обычных школ. Вашу ситуацию я детально не знаю, но явно то, что ребенку с особенностями нужно наоборот больше времени для разбега.
простите, влезу. Елена, Ваш опыт интересует. если ребенка в 7,8 в первый класс отдать — сильно переростком будет на фоне других? потому что сейчас в РБ, мне кажется, стараются отдать в возрасте «около семи», а 7,8 — это уже ближе к 8 все-таки...
Тут смотрите, если мальчишка, чтоб сразу «в боты» не забрали после школы (армия, если РБ))) Сына в 6.9 планирую в школу, т.к. это ближе к 7, чем к 6
Вопрос не по существу, извините заранее! А почему при усыновлении возраст на год меняли?
В 30 школе есть условия, пандусы, отдельный вход, лифт для колясочктков даже. Ну и в интегрированном классе некоторые занятия проходят. Если с интеллектуальной деятельностью всё ок, то это обычная школа может быть, не обязательно специализированная. ☺️