Особый ребенок – особый подход

Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что  малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.

Отстает или по-другому развивается?

Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда  наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.

Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.

Причины умственного отставания

Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.

Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте,  интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.

В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери.  Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.


Развитие умственно отсталых детей

Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения. 

Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать  развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.

В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно  – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.

Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия  в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.

Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.

Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.

Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника,  витамины группы В.


Березина Надежда Викторовна
Березина Надежда Викторовна
Педиатр, Инфекционист
54339993

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
ТАТЬЯНА
ТАТЬЯНА

~моему ребенку 4.5 года. Врач психиатр поставил диагноз: гиперкиническое расстройство с задержкой интеллектуального развития, моторная алалия, системное нарушение речи тяжелой степени. У ребенка лепетная речь.
Подскажите как заниматься с таким ребенком? Ребенок неусидчев, невнимателен, расторможен. У нас в городе никто не занимаеться с такими детьми
PseudoЗверь
PseudoЗверь
Иветта
12 лет
Санкт-Петербург
ищите методички в инете. Через Гугл и Яндекс-поиск )
Юлия Миронова
Юлия Миронова
Ярослав
13 лет
Арзамас
Татьян вопрос оч не простой и тут вам вряд ли ответят, может вам направление в реабилитационый центр выбить? в Москву? а вообще я знаю, что с такими детками успешно занимаются по методике Домана, даже с малышами у которых уже степень имбицильности, дебильности.
ТАТЬЯНА
ТАТЬЯНА
Юлия Миронова 
В реабилитационный центр в Москву выбить направление у нас в городе нереально. У нас нет инвалидности. Занимаюсь с ним сама насколько возможно.
У нас очень ужасное поведение.Чтобы заставить его заниматься нужно приложить много сил. Ни один логопед у нас в городе не берется заниматься с такими детьми.
ТАТЬЯНА
ТАТЬЯНА
Девочки может кто-то знает где нормально обследуют и лечат таких детей.
В интернете пишут очень красиво но соответствует ли это действительности.
Многие клиники просто обдирают таких мам
ТАТЬЯНА
ТАТЬЯНА

Моему ребенку 4.5 лет. Диагноз гипркиническое расстройство с задержкой интеллектуального развития, моторная алалия, системное нарушение речи тяжелой степени. До 1.5 лет развивался соответственно возрасту. Подскажите как заниматься с такими детьми. Ребенок неусидчев, невнимателен, расторможен. В нашем городе никто из логопедов и психологов не заниматься с такими детьми
Богиня
Богиня
АртёмВитальевич
9 лет
ага, а мы вам тут прям врачи с высшей категорией!вы действительно наивно полагаете, что вам тут дадут консультацию?! съездите в Москву, там врачей полно!
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
˙·•●ღОлеся♥ღ●•·˙
Сочи
Вам желательно посещать спец. группу д/с, занятия нужны в комплексе и для коррекции познавательных процессов, и речевых. Узнайте в вашем городе (в администрации по управлению образованием) куда обратиться....даже если нет специализированных учреждений или групп, должны же быть специалисты, которые возмутся индивидуально заниматься, хоть и платно... ребенку же надо помочь!!!
Надежда
Надежда
Катерина
12 лет
Набережные Челны
Обратитесь к неврапатологу.
КАСТРЮЮЮЮЛЯ Поварешкина
КАСТРЮЮЮЮЛЯ Поварешкина
Сын
8 лет
Бурури
Таня а почему так позд но диагноз поставили??Разве до 1,5 лет не могли распознать? Ну ты не переживай. Пошукай в интернете и не обращай внимания на Богиню...как-то агресивно среагировала.
Юлия
Юлия
Валерия
20 лет
Екатеринбург
однозначно - только занятия в спец. детском саде! Вам должны были предложить подобные учреждения! Хотя сейчас попасть в них ОЧЕНЬ трудно!!!(((((( Кто вам такой диагноз поставил? ВЫ проходили специальную комиссию?
Рада Хайрушева
Рада Хайрушева
Аслан
11 лет
Уральск

Сегодня мы с Ксенией, Аидой, Ириной, Александром провели праздник в интернате, для детей с нарушением интеллекта. Ведущая замечательная Оксана Твеленева. Дети и взрослые радовались и веселились, играли, танцевали. Каждый получил подарки, также отвезли игрушки и одежду для детей. Владислав подарил попугаев. Благодарим за помощь Дину, Надию, Инна, Юлию, Настю, Акжонас, Анну и всех, всех. Следующее мероприятие будет конкурс рисунков для слепых и слабовидящих детей. 141ребенок.

rastishka
rastishka
Люберцы
Ирина
Ирина
Амалия
10 лет
Уральск

молодцы!!! и когда только ты успеваешь???

Рада Хайрушева
Рада Хайрушева
Аслан
11 лет
Уральск

просто не всегда обедаю и на час позже прихожу домой.

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск

Дочке в следующем году в школу. Это ещё не 100%, но 80% точно. Взвесив все за и против, видя развитие ребёнка и с учётом внесённых некоторых изменений в жизнь ребёнка склоняюсь отдать к 1 классу в 6,4 года. Вот только есть вопрос к мамам с детками у кого похожие проблемы. По какой программе (общая, адоптированная и т.п)и в каком классе/школе вы обучаетесь (интеграция, коррекция, спец.школа, надомное)? Почему выбрали именно такую програму/класс? Чтобы вы сейчас выбрали для вашего ребёнка и почему?
АЛЕНА
АЛЕНА
Глеб
18 лет

Не нужно так рано. Знакомые ходили в обычную школу. И у сына в классе была такая девочка

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
АЛЕНА 

Почему рано. В РБ в школу идут с 6лет, можно и до 7 попробовать дотянуть конечно но тогда в классе будут все дети младше дочки. В это не факт что пойдёт на пользу.

Vika
Vika
Корк
АЛЕНА 

Я училась в обычной школе и у нас в Школе были такие детки. Им помогали очень хорошо .

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
АЛЕНА 
Про помощь я не переживаю- дочь вполне самостоятельная и в состоянии себя обслужить. переживаю за письменные уроки.тут будут проблемы однозначно. Диктанты, контрольные, чистописание — дочка и в 6 и в 10 лет будет слабее и медленее класса.
АЛЕНА
АЛЕНА
Глеб
18 лет

Ясно. Я просто не знала, что у вас с 6 первый класс. У нас многие детишки которые идут в 6 лет, не справляются эмоционально.

Черепашка
Черепашка
Сынуля
13 лет
Гродно
АЛЕНА 

Не переживайте. У меня старший идёт в третий класс. И чисто писание 70% класса только сниться. Большинство детей почти нулевые пришли. Ни читать, ни писать не умелт. Да и программа первого класса научить читать, писать и считать… Так что не думаю, что она будет сильно отставать. А по остальному не подскажу. Ну мы в обычную, самую простую средний школу ходим

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
АЛЕНА 

Спасибо. Нуливве мы точно не придём т.к с ребёнком хорошо и регулчрно занимаются. А вот про чистописание и скорость возник вопрос из-за сына. Здоровый мальчишка и то ему в некоторых моментах трудно бывает, а тут девочка с моторными нарушениями. К школе склоняюсь поближе к дому — обычная деревенская школа.

Vika
Vika
Корк
АЛЕНА 

Я конечно не знаю как в России, но в 8 классе я переехала в Европу и тут к деткам у кого какие либо проблемы. Неважно какие, любыми могут быть то к ник приставляется учитель и он с ребёнком постоянно на уроках. Записывает домашку, помогает что либо записать, показать более детально чем учитель всему классу. Вы узнайте может у вас тоже что то такое есть

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
АЛЕНА 

Называется тьютор. Я не думаю что нам его дадут. Дочь самостоятельно передвигаться и сама себя обслуживает. Проблем только в скорости. Наша школа этим заморачиваться точно не будет. Я знаю что в столице с этим тоже имеются проблемы.

Диана
Диана
Мася
5 лет
Гданьск
АЛЕНА 

у нас только детям с аутизмом положено, и тяжело ещё выбить, специалистов мало

Vika
Vika
Корк
АЛЕНА 

У нас это не специалист а просто человек, учитель по математике и тд. Это может быть обычный учитель

Диана
Диана
Мася
5 лет
Гданьск
АЛЕНА 

у нас также, но предоставляют именно таким детям, и как-то отбирают кто может им стать

Елена
Елена
Леонид
5 лет
Минск

Не-не-не, не спешите в 6.4! Поверьте мне, работавшей в школе, добрая половина детей в 1 классе- старше 7 лет и это хорошо. Я бы, на Вашем месте, поводила ее год в подготовишку при школе по выходным, подберёте учителя подходящего

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
Елена 

У нас одна параллель только в школе. Деревенская школа. Класс. рук. В год дочки знаю хорошо т.к сын у неё учился. Есть + и -. В нашу в школу 80%детей идёт в 6 лет на 1 сентября.
Дочка и так старше всего класса (не официально будет) т.к при усыновлении меняли возрост на год (факт 7,4 будет). Через год будет очень большая разница с классом (все 6летки и дочь фактически 8,4 года)

Елена
Елена
Леонид
5 лет
Минск

Но ведь главное не то, что кто- то будет старше или младше ( поверьте, подойдёт время и многие детей дома придержат), а то, что ребенок будет реально более зрелым для учебы. Мои коллеги из началки всегда двумя руками за то, чтобы к ним шли семилетки, это огромная разница- ребенок в 6 и в 7 лет по усидчивости, замотивированности, внимательности

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
Елена 

В нашем случае получается в 7,4 или 8,4. По документам будет фигурировать 6,4 и 7,4.
Зрелость тоже разная бывает и моторные навыки и в 9 лет у неё будут хуже чем у 6летних, а вот желание и интерес к учёбе можно потерять. При том что если не пойдём в школу то нам прийдеться думать что делать этот год и как заниматься. Ещё в том году психолог и дифектолог начали с ней подготовку к школе. В этом году уже подключиться программа 1 класса. Изменить программу занятий нельзя т.к потом будут большие проблемы. И вот вопрос — если она пойдет в 1 класс с подготовкой ко 2 классу и с детьми фактически младше себя на 2 года, к преподавателю который не известно захочет ли учитывать наши особенности, не потеряет ли она интерес к учёбе? А так первый класс прошла, в школе закрепила и параллельно занимаемся со специалистами дальше.

Елена
Елена
Леонид
5 лет
Минск

Не Вы первые идете в школу подготовленными, а дети наоборот радуются, что они все хорошо понимают и успевают на уроках

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
Елена 

Я вас поняла. Чем позже тем лучше и не смотря на уровень подготовки. Но есть ещё и другая сторона — преподователь. И вот его в нашей школе выбрать нет возможности. Единственные варианты это по году обучения или другая школа. Другая школа не рассматривается в связи с дальним расстоянием от дома (более 30км). Я считаю начальная школа должна быть в пешей доступности от дома.

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
Елена 

Но изначально вопрос стоял не в каком возросте нам идти в школу, тут все таки будут учитываться мнения невролога, психолога и др. специалистов которые ведут ребёнка много лет. А вопрос в программе и классе обучения. Общая, адаптированная, интегрированная или специальная?

Елена
Елена
Леонид
5 лет
Минск

Если интеллектуально все в порядке, то у Вас только физкультура будет лфк, видимо. Но вы и сами указываете, что решать это будут врачи и специалисты, они и укажут программу обучения

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
Елена 

Программу убучения могут только рекомендовать, а вот согласиться или нет это уже наше право. Помимо интеллекта в школе есть много других навыков которыми ребёнку нужно уметь владеть и из-за которых будут проблемы. Физкультура тут явно значение иметь не будет.

Елена
Елена
Леонид
5 лет
Минск

Не могу знать, какие навыки Вы имеете в виду: речь, туалет, самообслуживание? Так они, естественно, в 7 будут лучше, чем в 6. Могу только рассказать, что в магистратуре со мной училась девушка с ДЦП с хорошим интеллектом, но небольшими проблемами в речи ну и двигательно ограниченная (ходила сама), и жещина- педагог с ДЦП в колледже с такими же проблемами. Обе обучались в обычных классах обычных школ. Вашу ситуацию я детально не знаю, но явно то, что ребенку с особенностями нужно наоборот больше времени для разбега.

иришка
иришка
братикМиши
9 лет
Доча
5 лет
Дублин
Елена 

простите, влезу. Елена, Ваш опыт интересует. если ребенка в 7,8 в первый класс отдать — сильно переростком будет на фоне других? потому что сейчас в РБ, мне кажется, стараются отдать в возрасте «около семи», а 7,8 — это уже ближе к 8 все-таки... 

Елена
Елена
Леонид
5 лет
Минск

Тут смотрите, если мальчишка, чтоб сразу «в боты» не забрали после школы (армия, если РБ))) Сына в 6.9 планирую в школу, т.к. это ближе к 7, чем к 6

Anna
Anna
Минск

Вопрос не по существу, извините заранее! А почему при усыновлении возраст на год меняли?

Светлана Белоус
Светлана Белоус
София
9 лет
Даниэль
17 лет
Дмитрий
5 лет
Милита
14 лет
Минск
Anna 
Посчитали что для ребёнка так будет лучше. Меньше вопросов у посторонних, позже в школу (так бы уже в этом году пришлось объяснять почему ребёнок не пойдёт в школу). Больше времени для реабелитации (после 18 качество и количество реабелитаций значительно снижается) и много др. причин которые привели нас к этому вопросу. Сейчас, спустя 4 года не жалею о сделанном — дочке по документам 5,3 года умственное развитие на 6, физическое на 3года. В 2 года у ребёнка было развитие на 6месяцев, рост 74см и вес 8кг. Было только 4 зуба. И соответственно куча диагнозов без перспективы на будущее.
ЯнаТ
ЯнаТ

В 30 школе есть условия, пандусы, отдельный вход, лифт для колясочктков даже. Ну и в интегрированном классе некоторые занятия проходят. Если с интеллектуальной деятельностью всё ок, то это обычная школа может быть, не обязательно специализированная. ☺️