Из журнала пользователя Хочу ребёнка!
Доступно: Для всех

Сюсюканье и агуканье

Логопедическая помощь ассоциируется у большинства родителей со школой или детским садом, но уж никак не с грудничковым периодом жизни их малыша. Однако многие проблемы можно заметить в самом раннем детстве.

Первые слова
Я умею говорить, значит, обладаю речью – уверено большинство людей. Действительно, все мы так давно умеем говорить (читать, писать), что совсем подзабыли, как учились произносить сложные звуки и слова. А ведь навыками речи овладевают не за день, не за два и даже не за год. Для ребенка это чрезвычайно сложный и длительный процесс, в котором задействованы многие составляющие.
В первую очередь – нормальный слух. Кстати, определять еще в роддоме, развит ли у малыша слух, научились относительно недавно. Ни для кого не секрет, что глухой или слабослышащий ребенок не сможет научиться говорить.
Немаловажно и стремление к общению, иными словами – мотивация малыша. Чем чаще родители сюсюкают и агукают с грудничком, тем активнее ребенок подражает звукам, интонации, которые слышит от родителей, тем сильнее ему хочется продлить это «общение», привлечь к себе внимание окружающих.
Становление речи у ребенка тесно связано с различными видами предметной и игровой деятельности: с их помощью тренируются зрение, слух и движения малыша. Без этого речевое развитие ребенка может запаздывать.
И, наконец, живое общение с малышом. Все знают сказку про Маугли – мальчика, который оказался оторванным от людей. Такие случаи происходили и в реальности. Однако вернувшись в возрасте 7-8 лет в человеческое общество, эти дети, здоровые от рождения, так и не научились говорить. Значит, для овладения речью есть свои определенные возрастные рамки, пропустив которые, ребенок навсегда утратит возможность говорить.

Четыре этапа
В овладении навыками речи специалисты выделяют несколько этапов.
Первый год жизни малыша рассматривают как доречевой период. Он характеризуется стремительным развитием ребенка: от практически полной беспомощности при рождении до первых шагов, слов и понимания простых фраз всего лишь через год.
Подготовительный период очень важен для формирования детской речи. Его разделяют на четыре этапа.
I этап – от рождения до 3 месяцев – характеризуется развитием эмоционального крика грудничка, который постепенно становится все более разнообразным и отражает оттенки недовольства, превращаясь в средство коммуникации с окружающими. К 2-3 месяцам в крике и плаче ребенка можно ясно услышать различные голосовые интонации.
Главную роль на этом этапе играет слух. С раннего возраста нормально развивающийся ребенок должен реагировать на резкий и громкий звук. К концу первого месяца жизни малыш начинает прислушиваться к более тихим звукам.
Слуховое внимание к речи у ребенка формируется очень рано. На второй неделе жизни младенец, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери и прекращает плакать, когда с ним начинают разговаривать. Малыша в двухмесячном возрасте можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца ребенок поворачивает голову на звук голоса и следит глазами за говорящим. Многие родители отмечают, что выразительной мимикой, интонированным криком и разнообразными звуками малыш выражает свое состояние. Он уже способен отыскать взглядом источник звука и отреагировать на него улыбкой или плачем.
Если ребенок пребывает в хорошем расположении духа, сыт, доволен, то можно наблюдать у него «комплекс оживления» – малыш сучит ножками и ручками, улыбается, когда с ним разговаривают. Голос матери – самый важный источник звука для ребенка в этом возрасте, он с удовольствием слушает ее и уже начинает реагировать на интонацию.
II этап (3-6 месяцев) – время появления гуления и лепета. Звуки, издаваемые малышом, не несут смыслового содержания, но с их помощью ребенок привлекает внимание мамы и папы. В этом возрасте дети хорошо усваивают и передают типы интонации, которые наиболее часто слышат от родителей. Таким образом, гуление становятся средством общения малыша со взрослыми.
За первые 4-5 месяцев жизни ребенок учится повторять звуки, которые слышит – щелчки, хлопки, стук, часто придумывает «свои» звуки, напоминающие покашливание, шуршание, урчание. Ребенок учится управлять движениями губ и языка, «добавлять и убавлять» громкость.
III этап (6-10 месяцев) – начало активного лепета и развития понимания речи. «Речевой» поток малыша распадается на отрезки, состоящие из нескольких, обычно одинаковых, слогов – это и называется лепетом. Малыш как бы «обезьянничает», подражая взрослым – воспроизводит отдельные слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. После семи месяцев ребенок начинает активно накапливать новые звуки, учится более тонким движениям артикуляции. К этому времени дети уже хорошо понимают интонацию взрослого и чутко реагируют на тон и ритм разговора. Многие родители отмечают, что если ругать малыша ласковым певучим голосом, он будет смеяться и радоваться, как будто его хвалят…
IV этап (10-12 месяцев) – период появления первых слов, связанных с ближайшим окружением ребенка. Родители, которые активно общаются с детьми, обращают их внимание на окружающие предметы, произнося названия – стол, кроватка, стул, соска. И вот уже ребенок, используя доступные ему слоги, пытается произнести свои первые слова: звуки, напоминающие родную речь, все чаще слышатся теперь в его лепете. Наряду с этим малыш продолжает выстраивать цепочки различных слогов, варьируя их по длительности, громкости и высоте.
К концу первого года жизни ребенок должен не только понимать часто употребляемые слова, но и пытаться самостоятельно произносить первые слова, состоящие из парных одинаковых слогов: ба-ба, па-па, ма-ма, ля-ля. На этом доречевой период заканчивается, и начинается период совершенствования и дальнейшего развития всех сторон речи.

Родителям на заметку
• В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Как можно больше разговаривайте с ребенком, привлекайте внимание малыша к окружающим предметам, отчетливо произнося их название.
• Старайтесь сделать свою речь как можно более эмоционально окрашенной, используйте разные интонации; варьируйте высоту, силу и тембр голоса – все это стимулирует речевое развитие малыша.
• Следите, чтобы общение проходило на фоне благоприятного эмоционального состояния. Спокойный, в хорошем настроении ребенок легче и дольше контактирует с родителями. Развлекайте и веселите малыша, чтобы он мог запомнить больше новых слов.
• Проанализируйте развитие своего ребенка в соответствии с приведенной хронологией. Если вы заметили отставания более чем на 3 месяца – не стесняясь, обратитесь за помощью к специалистам. Не принимайте всерьез высказывания врача, что вам еще рано беспокоиться. Запомните: лучше раньше начать занятия, чтобы уберечь малыша от дельнейшего отставания. Одновременно увеличьте продолжительность и насыщенность собственного общения с ребенком. Превратитесь для него в «ходячее радио», комментируйте каждый свой шаг, даже не имеющий непосредственного отношения к малышу.
Алла Литвинова-Семенюк
Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 2
ольга
ольга 
Дашенька
спасибо огромное, если что к какому специалисту надо обращаться? нам 6 месяцев, но мы молчим не гулим… изредко произносим аааа… ммм… и все.
Это спам
ОтветитьНравится 
Борисова Анастасия
Борисова АнастасияМосква
Ольга
Ульяна

«Ни для кого не секрет, что глухой или слабослышащий ребенок не сможет научиться говорить.»

Не правда, слабослышаших детей говорить учат и вполне успешно, хоть на это и требуется больше времени. К тому же если отсутствие слуха у ребенка связано с какими-то устранимыми причинами, после лечения этот ребенок тоже научится говорить.

Это спам
ОтветитьНравится 
Последние записи