Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 3 (март) 2005 г.

Эмоциональное рисование. Часть 1.

«Оранжевое солнце,
оранжевое небо,
оранжевая мама,
оранжевый малыш…»
Когда мы учим ребенка рисовать, мы показываем технику рисования и то, как можно изобразить какие-то предметы – приучаем к некоторым шаблонам: «кружочек с палочками – это солнце, внизу трава, домик, человечек, машина, цветок и т. д.» И красками мы учим ребенка «раскрашивать», а вовсе не выражать свой внутренний мир.
Программы детского сада тоже построены на обучении рисованию конкретных предметов. «Вот елочка: ствол рисуем кисточкой сверху вниз. От него расходятся веточки. Веточки изображаем дугами. У макушки – покороче. У основания – подлиннее. Елочку красим в зеленый цвет…» Возможно, такие занятия и дают что-то ребенку: учат управлять рукой, различать прямые и изогнутые линии, цвета. Но зеленая елка, по форме напоминающая пагоду, синее небо, желтое солнце с лучиками-звездочками — это все стереотипы, которые транслирует взрослый. Ребенок может усвоить стереотипы, но это ни на шаг не продвигает его в художественном или эмоциональном рисовании.
А ведь рисование, как и игра, помогает детям осознавать свое место в мире, познавать окружающую действительность. Оно помогает им справиться с различными эмоциями, которые у них возникают в процессе взаимодействия с людьми, обстоятельствами и с самим собой. А краски позволяют выражать определенные состояния души, и выражать более непосредственно и адекватно, нежели карандаши и фломастеры. Чтобы научить ребенка выражать себя, свою душу во время рисования, нужно научиться этому самим. И отвлечься от того, чему нас учили на уроках рисования.
Рисунки-переживания.
Рисуйте цвет, связанный с определенной эмоцией, которая для ребенка не называется впрямую, но выражается через обозначение «среды», стихии (воды, неба, песка, воздуха, листвы и т.д.). Такая среда займет весь лист. Можно делать это под музыку.
На листе бумаги ничего не нарисовано, на нем одна синяя краска. Но это не просто краска, это синее-синее море. Вы можете добавить в нее немножко голубой, немножко изумрудно-зеленой и даже фиолетовой. И белая бумага нигде не должна выглядывать, потому что везде вода, одна синяя вода. Дети это очень хорошо понимают, потому что у них с фантазией все в порядке. Им нравится, что краска мокрая и расплывается, и что она может быть жидкая или, наоборот, густая. А можно море делать с волнами, или делать бурю, или штиль. Это зависит от движений кисти и руки. Если рука движется плавно, горизонтально, краска размазывается ровно — будет штиль. Можно в этот момент разговаривать с ребенком шепотом, потому что на море тишина. Если рука движется слева направо волнисто до конца листа и так рядами, получаются прекрасные волны. А если рука движется бурно, кругами, то будет буря. Тут можно и пошуметь, как буря, позавывать и даже попрыгать.
А теперь возьмите желтую краску. Это желтый-желтый песок. А может быть, это вовсе не песок, а золотая-золотая осень. Все зависит от того, что ближе будет ребенку, что его захватит. Если он любит играть в песочнице, это будет песок. А если за окошком все пожелтело, и ребенок ежедневно гуляет в парке, это будет осень.
Точно так же можно рисовать зеленую-зеленую поляну, темную-темную ночь, голубое-голубое небо, белый-белый снег и т.д. Слова в названии тем, обозначающие цвет, не случайно повторяются дважды. Такое повторение усиливает смысл, акцентирует внимание ребенка на цвете, поддерживает эмоциональный настрой. Все эти рисунки дополняются деталями, в зависимости от возможностей ребенка. На зеленой поляне ставятся разноцветные точки-цветы. На небе светятся яркие звездочки или рисуются белые пятна облаков, на снегу могут быть следы или вырастают елки, да и сам снег может сыпаться с неба (точки) или лежать в сугробе (пятно). Чтобы снег был хорошо виден, можно использовать тонированную бумагу светлых тонов.
Делая рисунки-переживания, ребенок научается, во-первых, проживать эмоции интенсивно. Во-вторых, выражая их через цвет, он становится внутренне свободнее, обучается спонтанности (ведь процесс размазывания краски по листу не ограничен никакими преградами в виде контура), он начинает ощущать связь между движениями руки, характером мазков и тем эмоциональным импульсом, который он вкладывает в тему.
Смешивайте краски.
Многие дети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозами цвета.
Расскажите про волшебные краски, покажите, как можно их смешивать: возьмите три основных цвета и смешивайте на влажной бумаге. Красный с желтым превращается в оранжевый. Красный с желтым и синим дают коричневый. Из синего с желтым получается зеленый, из синего с красным – фиолетовый.
Можно взять для смешивания несколько стаканчиков (лучше разного объема и лучше прозрачных), наполнить их водой. На кончике кисточки возьмите немого краски и добавляйте в стаканчик с водой. Наблюдайте за красивыми разводами (“цветочками”), которые появляются на воде. Переливайте цветную водичку из стаканчика в стаканчик, смешивая цвета.
 

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи