Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 4 (апрель) 2004 г.

Первый шаг во взрослую жизнь

Появление на свет маленького человечка – это удивительное чудо. На всю жизнь запоминается маме первое кормление крохи, первое неловкое пеленание, первая ночь с малышом, проведенная дома. С нескрываемым восторгом родители отмечают  маленькие, но важные достижения малыша – его первую улыбку, первый шаг, первое слово.
В прежние времена к событиям, совершающимся в жизни младенца впервые, относились очень серьезно. С ними связывали особые обряды, поверья, приметы, которые, по мнению наших предков, влияли на будущее ребенка.

С гуся вода, с младенчика худоба…
Первым важным событием в жизни младенца было купание. Принимавшая роды повитуха перерезала пуповину и начинала мыть новорожденного. У всех славянских народов был распространен обычай добавлять в корыто для купания младенца освященную воду. Серебряная монета, брошенная в воду, должна была обеспечить ребенку в будущем здоровье и богатство. У русских существовало множество примет, связанных с подготовкой к первому купанию. Кувшин с водой следовало наполнять полностью, до краев, чтобы жизнь маленького человечка была полной. Воде, предназначенной для купания, не позволяли кипеть, чтобы ребенок не был строптивым. Если купаться предстояло новорожденной девочке, следили за тем, чтобы кувшин с водой был узким и высоким – от этого зависело, будет ли у девочки стройная талия.
Украинцы добавляли в воду для купания девочки ромашку, чтобы она была румяной, ягоды и листья калины, чтобы она была красивой, любисток, чтобы ее любили хлопцы. Чехи бросали в воду горсть зерна – так они пытались обеспечить младенцу будущий достаток. Сербы выливали воду от купания новорожденного под молодое фруктовое деревце, чтобы его сила и красота перешли на малыша.
Во время купания и после него повитуха «правила» тело младенца – соединяла ручки и ножки новорожденного, гладила его по спине, «выпрямляла» головку. Считалось, что от умения повитухи зависела будущая красота ребеночка.
Имело свое значение и первое пеленание. В качестве пеленки в первый раз обычно использовали поношенную отцовскую рубаху. Именно она должна была защитить малыша от всех болезней и хворостей, отогнать от него злых духов, а также обеспечить отцовскую любовь. Новорожденного клали на меховую шубу или на вывернутый кверху мехом тулуп, чтобы обеспечить ему богатую жизнь.
Первым местом пребывания младенца в доме была печь. Здесь он должен был провести от 2-3 дней до 1 месяца в зависимости от состояния своего здоровья. Малышу, появившемуся на свет раньше срока, предстояло пролежать на печи не меньше 6 недель – до времени его крещения. В этом обычае есть немалая доля здравого смысла – недоношенному ребенку, не умеющему еще поддерживать температуру тела самостоятельно, требовалось тепло.

Спи, младенец, баю-бай!
Первой настоящей постелью малыша становилась колыбель. У русских, прежде чем положить кроху в новую колыбель, требовалось запустить туда сначала кошку. Этот обычай сродни широко распространенному обычаю запускать кошку в новый дом, перед тем как туда войти. Кошка должна была взять на себя все болезни и невзгоды, а вместе с тем передать малышу свое спокойствие, умиротворенность, ласку.
У мордвы первое укладывание младенца в колыбель превратилось в целый обряд. В нем принимали участие все близкие родственники новорожденного. Колыбель на крюк вешал дед со стороны матери, бабушка стелила постель и клала под подушку лепешки. Мать передавала ребенка самой старшей из женщин или своей свекрови и та укладывала малыша в колыбель. Сначала она дважды клала его поперек кровати и спрашивала окружающих: «Так ли я кладу?». «Нет, не так» – отвечали ей. В третий раз она клала ребенка правильно – вдоль кровати головой к красному углу, где висели иконы. Она желала новому человечку здоровья и долгих лет жизни. После этого все присутствующие по очереди начинали качать колыбель. Сначала качала колыбель принимавшая роды повитуха, потом – мать младенца, а затем все остальные. Каждый из родственников брал из колыбели лепешку, клал взамен нее подарок и желал младенцу обеспеченной жизни.  После взрослых приглашали покачать колыбель детей: считалось, что чем больше детей придет к новорожденному, тем счастливее будет его жизнь.

Кушай, дитятко мое!
Первое кормление младенца признавалось особым событием. В прежние времена не было молочных смесей, которые могли бы заменить материнское молоко, и именно поэтому женщины относились к грудному вскармливанию очень ответственно – от него напрямую зависело здоровье ребенка. Сербские женщины в то время, пока новоиспеченная мамочка кормила малыша грудью, держали над ее головой каравай – символ сытой жизни.
Не менее серьезно относились наши предки и к окончанию грудного вскармливания. Женщины обычно кормили ребенка грудью три поста – два Великих и один Филипповский или два Филипповских и один Великий. Иными словами, получалось, что кормление продолжалось около 1,5 лет. В последний раз мать кормила ребенка грудью на пороге дома – как будто бы она «выпроваживала» молоко. После своего молока она давала младенцу что-то вкусное взамен: чаще всего это были хлеб или яйцо. Болгарки пекли по этому случаю специальную булочку; то же самое делали и сербки, причем замешивали тесто на грудном молоке.
Впрочем, ребятишки с нежеланием отказывались от материнского молока. Чтобы облегчить отнятие от груди, многие матери старались напугать своих детей: они мазали грудь сажей или клали на нее кусочек меха. Такой обычай был распространен у многих славянских народов.

Зубки мои, зубки…
Каждой матери известно, какой ценой даются малышу первые зубы. По народным представлениям, зубы служили признаком физического здоровья человека. Их появление у ребенка служило поводом для настоящей радости. В Болгарии по поводу первого зуба было принято устраивать целое застолье и приглашать на него гостей. Чтобы зубы были белыми и крепкими, мать стучала по первому зубу ребенка серебряной монетой. В Сербии с этой же целью мать смазывала первый зуб грудным молоком. В Чехии первый из родственников, кто сообщал о появлении у малыша зуба, получал от его отца в награду деньги.
У русских широкое распространение получил обычай дарить младенцу на первый зуб серебряную ложечку.
Во времена, когда не существовало медицинских препаратов, служащих для облегчения боли при прорезывании зубов, на шею младенцу вешали волчий зуб: считалось, что у волков зубы не болят. Ребенку давали погрызть корни некоторых растений, которые могли облегчить боль. Сербы в воду для купания младенца добавляли просо, чтобы зубы появлялись так же быстро, как прорастает просо.
Праздничным застольем сербы и болгары отмечали не только появление у ребенка зуба, но и выпадение первого молочного. Чтобы постоянные зубы были здоровыми и крепкими, первый выпавший зуб бросали через крышу, подкидывали вверх или наоборот – забрасывали в самый дальний угол, под печку, под шкаф. Чаще всего эти действия выполнял сам ребенок. С просьбой о том, чтобы зубы были крепкими, русские обращались к мышке: «На тебе, мышка, зуб репной, дай мне костяной!». Болгары и македонцы просили «железный» зуб у вороны, а чехи – у лисицы.  У словенцев существовало такое поверье: если в тот момент, когда у ребенка выпадет молочный зуб, мимо него пройдет кошка, у него обязательно вырастет золотой зуб.

Расти, коса, до пояса…
Показателем жизненной силы человека служили и здоровые, густые волосы. Повсеместно среди славянских народов был распространен обычай не стричь ребенку волосы, пока он не достигнет годовалого возраста. А словенцы даже считали, что волосы детям не стоит стричь до достижения ими семи лет. Запрет стричь волосы зачастую объяснялся боязнью замедлить у ребенка развитие речи. Впрочем, все это были пустые суеверия.
На первую стрижку младенца приглашали принимавшую роды повитуху. Стричь волосы разрешалось только при растущей луне или при полнолунии. Первые детские волосы матери зачастую хранили у себя в укромном месте. Выбрасывать остриженные волосы категорически запрещалось: их закапывали в землю, клали под камень или сжигали. Наши предки боялись, что их волосы унесут птицы: тогда им придется страдать головной болью.
Начало большого пути
Наверное, самым серьезным событием в жизни ребенка был его первый шаг. Родители всегда хотели, чтобы младенец побыстрее встал на ножки и стал самостоятельным. Для этого следовало впереди младенца провести несколько раз ножом крест-накрест. Такой обычай назывался «резать путы». Считалось, что после этого ребенок скоро начнет ходить и не падать. Иногда «резать путы» доверяли самому бойкому и шустрому в семье мальчику, чтобы его активность перешла на младенца.
Болгары и сербы устраивали по поводу первого шага ребенка праздничное застолье. Сербы пекли особый хлеб «погачу». «Погачу» ломали на куски и угощали ею всех своих родственников, друзей и знакомых. Считалось, что чем быстрее съедят «погачу», тем шустрее будет малыш.
Первую годовщину ребенка венчало праздничное застолье с приглашением родных и близких. Самыми почетными гостями на празднике были крестные родители и повитуха. Отмечать дату рождения человека каждый год наши предки не считали нужным: обычно справляли лишь именины – дату поминовения святого или мученика, в честь которого был назван человек. Исключение составлял лишь один праздник – год со дня появления на свет нового маленького человечка.

Наталия Крылова

Пожаловаться
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 0
Комментариев нет
Последние записи