Из журнала пользователя Аистенок
Доступно: Для всех
№ 5 (май) 2004 г.

Как успокоить плачущего ребенка

“Громкий крик – это попытка ребенка
вырваться из давящей действительности
после долгих часов, в течение которых он
пытался к ней приспособиться”
(Т. Берри Бразелтон)

Новорожденный малыш еще не умеет разговаривать и не может рассказать, как он себя чувствует, чего хочет. Порой нужно время, чтобы понять кроху, освоиться в новой роли родителя и научиться чувствовать, что же делать, когда он безутешно плачет (а иногда пронзительно кричит). Сохранять хладнокровие и не паниковать, когда ребенок (такой любимый, родной, долгожданный) заходится от крика, почти невозможно. “Я могу вынести что угодно, только не этот плач, он разрывает мне сердце, я чувствую себя абсолютно беспомощным” – говорят многие родители. “Дать ребенку накричаться и уснуть” – варварский совет, к тому же совершенно бессмысленный, потому что ребенок никогда не плачет без причины.
Спокойствие совершенно необходимо, если вы хотите определить, почему ребенок плачет, и как его успокоить. Когда у моей первой дочери впервые начался приступ колик, кажется, я перепробовала все на свете, наконец, совершенно обезумевшая и обессилевшая бросилась к соседке, чтобы попросить ее подержать малышку, пока я буду звонить в скорую (хотя я была уверена, что это простые колики, она так долго плакала, что здравый смысл и уверенность меня покинули). Неожиданно на “спокойных” руках дочка перестала плакать и задремала. Этот способ помогал мне много раз, когда я понимала, что усталость, раздражение и беспокойство передаются ребенку и делала паузу. Требуется некоторое время, чтобы успокоиться и вернуть “способность трезво рассуждать”, а иногда и придумать, что еще можно предпринять. Передав ребенка в чьи-то спокойные и надежные руки, лучше всего на несколько минут выйти из комнаты, чтобы не слышать плач. И подумать.
О чем же нужно подумать, если ребенок плачет?
Во-первых,
подумайте о том, что вы не одиноки, все дети плачут. Больше или меньше, подолгу по ночам, понемногу по вечерам, если их что-то беспокоит, если они скучают и т. д. До тех пор, пока единственный способ “выражения” для них – это плач. Разнообразием обертонов и интенсивности они выражают свои потребности. Когда вы научитесь сохранять спокойствие и немного изучите своего ребенка, вы сможете понимать этот “язык”.
Иногда успокоиться помогает звонок маме, опытной подруге или знакомому доктору, которые поддержат вас советом или просто утешат.
Во-вторых, вы должны исключить “острые” причины плача (травмы, затруднение дыхания и т. п.). Как правило, серьезные заболевания сопровождаются и другими симптомами. Понаблюдайте за ребенком, если у него поднялась температура, он отказывается от груди, слишком вял или наоборот, активен, у него появились высыпания на коже, появилось покраснение вокруг пупочной ранки, напряжен родничок в состоянии покоя и т. п., или просто что-то подсказывает вам, что с ребенком что-то не так, не медлите – обратитесь к врачу. Даже если видимых причин нет, а ребенок ПРОНЗИТЕЛЬНО кричит или визжит без умолку, позвоните и опишите ситуацию (например, 03), к вам обязательно приедут или дадут рекомендации.
В-третьих, попытайтесь определить, чем вызван плач вашего ребенка (не считая “острых” и, Слава Богу, редких, случаев). Например, американский педиатр Т. Берри Бразелтон описывает шесть типов плача у новорожденного: плач, вызванный болью, голодом, скукой, коликами, дискомфортом, расслабляющий плач на исходе дня.
Если не можете понять причину плача сразу, исключайте их поочередно: покормите малыша (даже если он недавно ел, возможно, он наглотался воздуха вместо молока, слишком быстро уснул и не наелся), поменяйте подгузник (памперс), переоденьте и т. д.
Очень полезно вести дневник, записывать туда важные моменты, которые происходят с малышом, в том числе, что именно лучше всего его успокаивает. Кроме того, если вам кажется, что он слишком много плачет, записывайте, сколько минут, в какое время, он плакал, что его утешило. Потом, проанализировав, Вам будет легче убедить себя, что он плачет не “все дни (или ночи) напролет”, а лишь иногда “по делу” или если у него что-то болит. Фиксируйте также, что именно вы ели, чтобы понять, какие продукты вызывают у него аллергию или дискомфорт в животе.
Старайтесь высыпаться (ложитесь с ребенком спать днем, возможно, не один раз), чтобы быть спокойной и внимательной, когда он плачет. Усталость и раздражение мешает быстро ориентироваться.
Наиболее распространенные, самые “назойливые” на первом году жизни причины плача: зубы и живот.
Живот – самая больная тема для новорожденного, ведь кишечник у него еще очень незрелый. Ребенок поджимает ножки, животик напряжен или вздут, возможно, у него колики. Обычно колики начинаются на второй-третьей неделе жизни ребенка, к шести неделям достигают пика, могут продолжаться до третьего-четвертого месяца. Приступы, как правило, случаются в одно и то же время суток, их трудно четко диагностировать, заболеванием их не считают. Возможно также, у малыша скопилось много газов в кишечнике, и именно это причиняет ему боль.
Чем вы можете помочь?
“Сделать гимнастику” – ножки к животу, придержать их, затем выпрямить. Сделать массаж – не слишком надавливая, помассировать животик, обязательно по часовой стрелке (по направлению самого кишечника). Приложить к животу что-то теплое, например, проглаженную утюгом пеленку, можно просто прижать ребенка животиком к своему теплому телу (положить его на грудь или на живот). Очень хорошо помогает газоотводная трубка. Желательно, чтобы она была соответствующего размера (для новорожденного), с гладким краем.(Однажды мы по ошибке “постирали” трубку вместе с пеленкой, она стала от этого намного мягче). Кончик нужно смазать маслом или вазелином и аккуратно ввести в отверстие прямой кишки (можно подвигать немного), процедуру повторить. Газоотводную трубку мы использовали вплоть до 6 месяцев, если нужно было освободить кишечник при подозрении, что малышке переполненный живот мешает расслабиться и заснуть.
Против “газиков” можно давать ребенку укропную воду, детский чай с фенхелем, эспумизан или плантекс. Если вы кормите грудью, исключите из своего рациона капусту и виноград.
Ощущение дискомфорта в деснах может начаться задолго до самого прорезывания зубов. Так что к трем месяцам запаситесь специальным детским гелем для режущихся зубов, колечками, которые можно предварительно охлаждать в холодильнике. Можно почесать малышу десна своим пальцем (чистым, разумеется). Для этой цели можно приобрести специальный напальчник с пупырышками. Хорошо помогает сухарик (сушка), некоторым детям нравится соленый огурец (конечно, когда ребенок уже сам сможет держать их и мусолить). Моя старшая дочь очень любила зубную щетку (видимо, жесткой щетиной она массировала себе зудящие десна).
Что еще может причинять ребенку боль или дискомфорт:
• Он мокрый;
• У него смялась пеленка;
• У него холодная постель;
• У него опрелость;
• У него молочница;
• Ему жарко или холодно;
• Ему не нравится какая-то одежда (трет, жмет, задевает и т. п.), возможно, неудобная застежка;
• Он себя поцарапал (возможно, даже повредил роговицу, если царапнул глаз);
• Волосяной жгут (вокруг пальчика туго обмотался чей-то волос);
• Его беспокоит свет или шум;
• У него насморк (если это затрудняет сосание, носик нужно обязательно освободить, затем закапать сосудосуживающие капли для младенцев, чтобы малыш смог спокойно поесть);
• Он перевозбудился (слишком насыщенный день, гости и пр.), какие-то чаи, еда или алкоголь в вашем меню тоже могут действовать возбуждающе;
• Ему одиноко или скучно;
Чем вы можете успокоить ребенка?
Дать ребенку грудь (или пустышку);
Положить к себе голеньким на живот;
Носить его на руках, в слинге или кенгурушке;
Спеть ему колыбельную;
Взять к себе в постель;
Положить к левой груди, чтобы он услышал биение вашего сердца;
Приложить к другой груди (у многих младенцев, как ни странно, есть “любимая грудь”);
Взять его вертикально;
Поставить красивую музыку, например, дети любят Моцарта, Шуберта, Вивальди. Фольклорное пение без аккомпанемента или оперные арии зачаровывают некоторых новорожденных – им нравятся поющие голоса; уважают малыши джаз (например, Гершвин), а вальсы успокаивают;
Включить фен, пылесос или другой шумящий, вибрирующий предмет;
Покачаться с ним в кресле-качалке;
Выйти в другую комнату или на улицу;
Искупать ребенка в теплой воде;
Многие дети хорошо успокаиваются или засыпают в машине, вы можете прокатить его на машине;
Показать ему или дать в руку вибрирующую и издающую звуки игрушку;
Завести музыкальную карусель или музыкальную шкатулку;
Покатать его в коляске, покачать в люльке или на качелях;
Предложить ему пососать свой (чисто вымытый) палец;
Почитать ему громко свои любимые стихи, ритмично укачивая;
Предложить бутылочку с водой (ребенок может и не сосать ее, но новый предмет так похожий на грудь, возможно, отвлечет его);
Подуть ему в лицо (на лобик);
Погреметь связкой ключей или другими звенящими и гремящими предметами;
Включить воду (шум воды действует успокаивающе);
Использовать ароматерапию (запах ромашки, мяты или сандала может подействовать успокаивающе);
Сделать массаж (погладить ребенка);
Если говорить о народной традиции, надо сказать, что в старину запрещалось обсуждать проблемы при плачущем, сонном, болеющем ребенке, называть его бедным, несчастным, больным и т. п., ругать. Допускалось лишь пение. Современные психологи объясняют это тем, что в таком “особенном”, “пограничном” состоянии каждое неосторожно произнесенное слово может запечатлеться в подсознании ребенка особенно четко и быть причиной многих проблем, когда он повзрослеет. Будьте осторожны в своих словах и замечаниях во время плача малыша.
Когда ребенок плачет, капризничает, умойте ему лицо прохладной водой (трижды проведя рукой) и вытрите своим подолом (народное средство от сглаза и т. п.), можно прочитать молитву или проговорить: “Как с гуся вода, как с лебедя вода, так с … – худоба”;
Если вы подозреваете, что ребенку скучно, когда он бодрствует:
Разговаривайте с ребенком, комментируйте свои действия, читайте стихи, пойте песенки;
Показывайте игрушки, колокольчики, фигурки и пр.  сначала прямо перед глазами малыша на расстоянии 30-60 см., затем перемещайте медленно вправо или влево, побуждая ребенка поворачивать голову или следить за предметом глазами.
То же можно проделывать со звучащими предметами (подойдут бубен, колокольчик, деревянные ложки, шуршащая бумага и т. п.).
Вкладывайте в ручку (поочередно в левую и правую) ребенку разные на ощупь предметы, можно сделать специальные мешочки, заполнить их крупой, песком и пр. или вырезать кусочки разнофактурной ткани, меха.
Делайте “Сороку”, раскрывайте ручку.
Делайте массаж и гимнастику.
Стимулируйте рефлексы новорожденного.
Устройте для него “картинную галерею”, подносите к окну, картинам или предметам на ваших стенах, показывайте изображения предметов на карточках (или слова) по методике Глена Домена) Новорожденным очень нравятся контрастные предметы типа шахматной доски или мишени.
Общайтесь с ребенком с первых минут жизни и вам легче будет понять его потребности.

Наталья Кулакова

Пожаловаться
Рубрика:  Воспитание ребенка до 3 лет
Подпишись на канал baby.ru в Яндекс.Дзен
Добавить комментарий

Комментарии пользователей

 1
Юлия
ЮлияМосква

Очень кратко действенно и естесственно изображено у Херви Карпа, западного педиатра, вот ссылка https://mamaznayet.ru/?p=262

Это спам
ОтветитьНравится 
Последние записи