Если называть вещи своими именами, то книга Масару Ибуки «После трех уже поздно» одна из самых модных среди литературы о воспитании детей.
Масару Ибука — выдающийся японский инженер-изобретатель, основатель компании Sony. Историю корпорации расписывать не буду, отмечу лишь что большая часть товаров Сони было разработано именно Ибукой.
Однако, не смотря на потрясающие успехи в инженерной и коммерческой деятельности, далеко не вся его жизнь походила на рекламный ролик. Первенец Масару Ибуки страдал аутизмом и Ибука окунулся в воспитание и раннее развитие детей. Изучая педагогику и общаясь с выдающимися личностями этой области, у Ибуки сложилась собственная система, получившая материальную форму в указанной выше книге, а также в Японской ассоциации раннего развития и организации «Обучение талантов».
«После трех уже поздно»
Читая книгу, слово «методика», наверное, последнее, которое приходит в голову. Все-таки мы под методикой понимаем конкретный набор действий. Японец же предлагает нам не последовательность занятий, а другой взгляд на воспитание ребенка и на его развитие.
Размышляя о том, когда же закладываются способности человека, опираясь на исследования головного мозга, Ибука приходит к выводу, что решающими годами жизни являются первые три, на которые приходится большая часть периода развития головного мозга.
Какой же подход к воспитанию хочет донести до нас Масару Ибука?
Первый же постулат книги таков: «Каждый ребенок может учиться хорошо — все зависит от метода обучения». Однако, он не ставит целью раннего развития воспитание исключительно гениев, предлагая создать такие условия для малыша, что бы весь его потенциал развился до максимальных возможностей.
Воспитательную активность родителям стоит проявлять не тогда, когда ребенок пошел в школу или детский сад, а тогда, когда его потенциал еще в самом начале, мозг активно развивается и ребенок впитывает в себя все, подобно губке.
Читая книгу понимаешь, что автор с искреннем восторгом, немного смешенным с удивлением, рассказывает нам о том, что он понял не только изучая литературу и общаясь со специалистами, но и на собственном опыте.
Я о возможностях младенца. «Даже пятимесячный малыш может оценить Баха» — звучит название одного из параграфов.
Понятия легко/сложно японец оставляет на взрослую жизнь, полагая, что они являются оценочными и формируются исключительно на основании имеющегося опыта, то есть у детей, опыт у которых еще отсутствует в принципе, этих понятий нет, его мозг может вместить если не безграничные, то огромные объемы информации.
Исходя из постулата «Ребенок запоминает только то, что ему интересно», автор предлагает идти именно этим путем, стараясь создать среду, в которой ребенку будет хотеться усваивать информацию и навыки.
Автор отмечает особое значение родителей и их поведения в жизни ребенка. Это и ласка, и внимание, и личный пример. И, конечно же, ребенком должны заниматься обо родителя, хотя ведущую роль Масару все равно отдает матери.
Принципы развития по Масару Ибуке
Автор книги предлагает нам постараться понять ребенка и то, как он видит мир. В частности, его понятие правильного и не правильного. Для ребенка все просто. Правильно = интересно и наоборот.
Интерес ребенка необходимо стимулировать, в частности, повторением.
Не стоит забывать про воображение малыша, про его фантазию Они несут в себе огромный потенциал развития творческих способностей.
А еще правильное питание как залог хороших привычек на всю оставшуюся жизнь, режим как залог чувства времени,
Личный пример. Если вы хотите, что бы ребенок занимался музыкой — займитесь ей сами.
Кстати сама музыка проходит красной нитью через книгу, так как сильное влияние на формирование взглядов Масару Ибуки оказал другой выдающийся японец — скрипач Шиничи Сузуки. Музыкальную образованию Масару отдает значимую роль. Как и физическому развитию.
Ну и, конечно, автор считает необходимым окружить ребенка лучшим, что мы можем ему дать, хоть и в умеренных количествах.
Так как воспитать ребенка по методике Ибуки?
Как говорит сам автор, «готовых рецептов обучения младенцев нет».
На мой же взгляд, если увлечься именно этим взглядом, то стоит постараться понять не только умом, но и душой, и сердцем то, что говорит нам книга. Необходимо понять мышление автора исходя из того что он всю свою жизнь прожил в удивительной и сильно отличающейся от нас Японии, а поняв — принять и строить свою совместную жизнь с ребенком именно в этом ключе. Никакие занятия по дням недели здесь не подойдут.
Хотя… Существует методика развития Макато Шичиды, согласующаяся с принципами Масару Ибуки, но, к моему глубочайшему сожалению, информации по ней в свободном доступе крайне мало.
Мамочки, читая книги, не забывайте, что это ваш ребенок, а не экспериментальная пробирка, и между скрипкой и английским дайте ему побегать по гаражам, по лужам, покопаться в песке, полазить по деревьям. Не утоните в кубиках Зайцева и вообще в модной «свободе» ребенка, лучше приучайте с младых лет слушаться маму, уважать родителей, убирать за собой посуду и вещи, и помогать родителям в домашнем труде. А то вырастет гений, а мама за ним всю жизнь будет трусы стирать и посуду мыть. Самое печальное, когда такие дети вырастают, считают себя самостоятельными гениями, забывают своих родителей, не уважают и не помогают им никак, вот тогда вспомните о добром папином ремне, который так и провисел в шкафу, ни раза не используя «по назначению». Я не говорю, что детей надо лупить регулярно, но между методиками развития, не стоит забывать о дисциплине.
мне она не очень понравилась. «Легкая» какая-то)) неплохая конечно, но я от нее не была в восторге.
мне эта книга оч понравилась
вопрос у меня один где скачать эту книгу?
это вопрос к яндексу.
Я читала эту книгу. Для себя взяла только самое полезное на мой взгляд. Интересное мнение автора о воспитании ребенка. В чем-то согласна, в чем-то нет.
А как ты относишься к авторам Сирз, Вунд, читала ли ты их?
Вингельм Вундт который? Не припомню у него методик развития.
Сирзов я бы вообще запретила к чертовой матери хотя бы за то, что они агитируют к домашним родам. Но это лирика. Я не люблю книги, в которых авторы пытаются учить жить. За то мне не нравятся Сирсы, Спок, Гиппенрейтер и подобных. Предпочитаю больше книги про психологию, становление личности, развитие. А что уж с этим делать — сама решу. Нелохо отношусь уже к методикам как таковым, где говориться как именно развивать те или иные навыки. Это все к избитой Монтессори, вольфрамовской педагогике, Шичиде.
А найти свю книгу… А надо? Я предпочитаю узнать побольше разных точек зрения, а там уже самой решать.
Да, согласна, я ее не ищу прям так чтоб конкретно. Было б неплохо чтоб попалось в руки что нибудь такое интересное. То что подтвердило бы что ли мои собственные представления.
согласна, книга ни о чем. Читайте нашего Андрея Курпатова " Счастье вашего ребенка". Там есть что запомнить.
Вообще-то методика, описанная Ибукой, это краткое изложение методики Синити Сидзуки, преподавателя скрипки. Книги «После 3х уже поздно» и «Взращенные с любовью» мне показались полезными.
Собственно говоря, да.
В каждой строчке читается восхищение методикой Сидзуки, но последний все же больше учит музыке, м Ибука предлагает использовать это для воспитания как такового.
Ибука — не Доман, он не поддерживает «учить» в заподном понимании слова. Нужно заинтересовывать ребенка, обликать в игру и тому подобное.
Кстати о скрипке. Тот скрипач, с которым Ибука советовался, у него своя методика обучения детей на скрипке. Суть ее в том, что ты приводишь ребенка на занятия, а учишься сама. Пока ребенок сам не попросит скрипку, ему ее не предлагают.
читала. Хорошая книга. Я бы с удовольствием учила ребенка играть на скрипке с 1,5 лет, но педагогов, которые возьмутся за это не нашлось.
я начала читать, пока интересно, интересно было бы чтоб была она короче, а то то много воды налито
да куда короче? и так книга на пол вечера...
Согласна с некоторыми отзывами: это не методика, а скорее свод советов, основанных на личном опыте. Основной принцип — чем раньше, тем лучше, а после трёх вообще бесполезно. Хорошо, что ходить еще с трех месяцев не учат ;)
в точкуи на роликах и на скрипке надо учить до трех лет. А потом уже поздно! Внимание всем: надо всему учить до трех лет!
информацию я искать умею) но в том-то и дело, что есть Лиза, есть несколько девочек, можно сказать, ее последовательнец, паточка книг в любительском переводе и усе. этого мало.
заинтересовала ты меня)