Сыночки и дочки: как растить принцесс и пиратов

*Первый вопрос, который задают знакомые молодым родителям: «Мальчик или девочка?» Про новорожденного еще ничего неизвестно, неясен ни его характер, ни его способности, но он уже принадлежит к одной из двух половин человечества – «сильной» или «прекрасной». Что их отличает и как воспитывать сыночков, а как дочек?

Из чего же сделаны...
Мальчишки и девчонки отличаются друг от друга анатомией. Одни «с пестиками», другие с органами, предназначенными для вынашивания потомства. Одни наполнены тестостероном, гормоном агрессии и лидерства, другие – его антиподом. Именно функция, заложенная природой, и преобладание тех или иных гормонов делает Адамов и Ев такими разными.

Ученые доказывают: различия в психологии тех и других закладываются уже в момента зачатия, когда задается набор хромосом ХУили ХХ. Так, согласно исследованиям, все мальчики, начиная с двух лет, превосходят девочек в агрессивности, что проявляется в поступках, играх, речи. Кроме того, они от природы эмоционально стабильнее, меньше подвержены страхам и чувству тревожности. Заложила природа в детках и отличия в способностях. Уже среди двухлеток очевидно: малышки опережают ровесников в развитии речи, они общительнее, делают в речи меньше ошибок, используют более сложные конструкции. Кстати, некоторые психологи предполагают, будто этот феномен связан совсем не с физиологией, а объясняется тем, что мамы с новорожденными дочками разговаривают гораздо больше, чем с сыночками. В подростковом возрасте проявляется и иное отличие детей: мальчики успешнее решают математические задачи и лучше справляются с заданиями, требующими операций с абстрактными понятиями. Девочки больше ждут похвалы от учителя или взрослого человека, чем мальчики, для которых гораздо важнее признание сверстников. Они быстрее схватывают новый материал, предпочитают маленькие помещения и небольшие компании верных подружек. Мальчикам же нужно больше простора, им нужные лица и новые ощущения, они быстрее находят общий язык с малознакомыми ребятами и проще справляются с новой обстановкой и стрессом.
Всё это, утверждают психологи, заложено физиологией, а не воспитанием и уровнем образования.

Солдатики против кукол
Впрочем, мальчиков и девочек делает не только природа, но и общество. Оно навязывает ребенку определенные культурные стереотипы: разделение труда и увлечений в зависимости от пола, своеобразие мужских и женских традиций, образцов поведения и т.д. Другими словами, именно общество командует: малышкам нянчить Барби, а мальчикам играть в солдатиков и пиратов.

Общество давит на детей, поощряя в мальчиках активность, энергичность, инициативу, стремление к самоутверждению, побуждает их быть лидерами, победителями. Девочкам же навязывается противоположное: на первый план выдвигаются мягкость, скромность, чувствительность, уступчивость. Это давление имеет негативное последствие: девочке, чтобы выбиться «в люди», нужно приложить гораздо больше усилий. Если родители расширяют рамки, навязанные обществом, обучая мальчика хозяйству, поощряя в нем чуткость, эмоциональность, а в девочке интеллектуальные интересы, лидерство, в этом нет ничего плохого. После таких «экспериментов» появляются девочки-президенты и мальчики-балерины. Плохо ли это? Конечно, нет.

Бывает иначе. Допустим, в семье рождается «не тот», кого ждали и хотели. Родители испытывают разочарование и порой подсознательно не принимают малыша. Ребенок это чувствует, безотчетно тяготится своим полом и интуитивно пытается взрослым угодить: девочка отказывается носить платья и гоняет мяч во дворе, мальчик не отходит от маминой юбки и интересуется рукоделием. Трудности возникают также у детей, воспитанных в неполных семьях. Случается, что после развода родителей в голове у мальчика откладывается страх и ненависть ко всем мужчинам, он не хочет становиться таким же и отказывается от своей мужской сущности. Дочка, которая постоянно слышит от матери сетования на тяготы женской доли и фразы вроде «вот у мужиков жизнь – малина», может поставить себе цель не повторить участь матери и жить беззаботной жизнью мужчин.

Как должны вести себя мальчики, а как девочки, малыши усваивают глазами: они видят перед собой два образца, следят, как оба поступают в различных ситуациях, как относятся друг к другу. Причем сознание ребенка пишет это незаметно, считывая не то, что произносят вслух, а то, что прячется за словами.

Сам себе педагог
В воспитании ребенка следует учитывать его половую принадлежность. Нельзя мальчиков растить как девочек и наоборот – это противоречит самой природе и выбивает ребенка из общества, делает его изгоем.

При этом важно во всем соблюдать меру, не говорить ребенку по сто раз на день: «Ты мальчик, поэтому...»или «Так как ты девочка, то...». Снисходительней относиться к плачущей дочке, чем к плачущему сыну, чаще обнимать, целовать, брать на руки – неправильно. Любому ребенку, независимо от его пола, нужны ласка, тепло и внимание.

Говорят, любить мальчиков и девочек нужно по-разному: о дочке нужно заботиться(оберегать, помогать ей, принимать активное участие в ее жизни), а сыну нужно доверять, то есть не ограничивать его свободу, поддерживать его самостоятельность. Представим другой вариант: если девочке дают слишком много свободы, ей может показаться, будто ее отталкивают, не любят. Мальчик же будет рад доверию, но будет воспринимать «в штыки» любые попытки ограничивать его излишним обереганием от ошибок.

Говорить о воспитании маленьких жителей Венеры и Марса можно долго – этой проблемы посвящены сотни педагогических трактатов. Запомните главное:ваш ребенок, независимо от пола, уникален и неповторим. И больше всего ему, вашей принцессе или принцу, нужна любовь. Остальное не так важно. Не так ли?

Автор:


Ирина
Ирина
Максим
15 лет
Николаев
00940
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества