Насколько отличаются дети-сироты и домашние дети?

Один из мифов об усыновлении: «в домах ребенка все дети больные и умственно отсталые». Второй миф — полностью противоположный по смыслу: «в семье все дети расцветают и становятся совершенно здоровыми». Истина где-то посередине: воспитанники сиротских учреждений действительно сильно отстают от своих сверстников, как с точки зрения физического здоровья, так и с точки зрения умственного развития. Часть из этих проблем обратимы, часть — нет. Вот что говорит по этому поводу заведующая педиатрическим отделением.

С точки зрения медицины, факторы риска для здоровья и умственного развития ребенка — это неблагоприятные условия, которые определяют предрасположенность человека к заболеваниям. Основные факторы риска:

  • генетические (наследственные заболевания) От этих неприятностей не застрахован никто, будь то семейный ребенок или тот, кого оставили родители.
  • биологические (особенности течения беременности и родов). Какие-то факторы не зависят от того, следила ли мама за собой во время беременности. К сожалению, больные детки рождаются и в благополучных семьях. Однако родители многих воспитанников сиротских учреждений ведут нездоровый образ жизни, и это сказывается на здоровье малышей. Форма и сила негативного воздействия бывает разной: от каких-то проблем можно избавиться навсегда, какие-то — только сгладить, что-то останется на всю жизнь.
  • психолого-социальные. Малышу для полноценного развития необходима привязанность взрослого, телесный контакт, общение, поле для исследования и активности. Проблемы со здоровьем нужно решать оперативно и максимально экологичными методами. Всего этого лишены сироты и из-за этого их физическое и умственное развитие отстает от нормы, а последствия биологических факторов риска нарастают как снежный ком.

При рождении будущие воспитанники сиротских учреждений и детки, которых мама не покидает, отличаются не так сильно, как можно подумать. Поражения центральной нервной системы и задержка внутриутробного развития у будущих сирот встречается на 3-4% чаще. Генетические проблемы у сирот несколько более частотны, но это связано с тем, что от детей-инвалидов чаще отказываются те, кто не оставил бы здорового ребенка в родильном доме.

Однако уже по итогам первого года жизни разрыв увеличивается. Недостаток массы тела и рахит у сирот встречается чаще почти в пять раз, причем формы этих заболеваний более тяжелые. В психоэмоциональном развитии отстают 98% воспитанников дома ребенка и 10% домашних детей — дети неактивны и нелюбознательны, плохо понимают речь, не гулят. Лор-заболевания у сирот встречаются в два раза чаще.

Разумеется, частично такое формальное ухудшение состояния здоровья зависит от того, насколько тщательно и добросовестно обследовали «ничейного» малыша после рождения. Но все же большую роль играет фактор депривации и условия жизни в сиротском учреждении.

Вот какие проблемы со здоровьем поддаются коррекции:

Отсутствие грудного вскармливания. О пользе грудного вскармливания знают все: здоровый пищеварительный тракт (а это и выработка необходимых для переваривания пищи ферментов, и бактериальная флора), следовательно, хороший иммунитет — все это заслуга маминого молочка. Если его нет и смесь подбирают по принципу «чтобы вес набирал», малыш приобретает проблемы с развитием внутренних органов, чаще страдает от простудных заболеваний, цепляет любую инфекцию. Впоследствии ему сложнее переваривать пищу со взрослого стола — его переводят на питание по возрастным нормам, а у него плохо усваивается пища, ребенок фактически голодает, хотя и получает обильные порции. Масса тела нарастает слабо; мышцы, ткани, костная ткань, кожа недополучают питания, плохо развиваются, хотя желудок полон вполне качественной пищи. Такие обменные процессы обычно «налицо»: волосиков у малыша меньше, чем у сверстников, ноготки слабые или почти отсутствуют, кожа слабая, мышцы вялые, малыш в целом выглядит ослабленным.

Особенности физического содержания. Сироты большую часть времени проводят спеленутыми в кроватках, лишенными движения. Их практически не берут на ручки, у них тяжелее протекают любые лор-заболевания. Недостаток физической активности приводит не только к психологической апатии, но и к общей ослабленности, проблемам с циркуляцией крови. Детишек обычно кутают и держат в тепле — они не научаются терморегуляции, не получают естественного закаливания. Наглядно это проявляется в виде постоянных насморков и хронических бронхитов, пониженном тонусе. У большинства малышей деформации скелета: сплюснутая головка от виска к виску — не расправилась после родов, поскольку малыш все время лежал то на одном боку, то на другом. Тельце в целом выглядит сдавленным, движения скованные и вялые — вполне здоровые дети производят впечатление неврологических больных.

Возрастные прививки. Сирот прививают строго по календарю, откладывая прививки лишь в случае тяжелой болезни. Но то, что может быть не опасно для здорового ребенка, ослабленного часто приводит к очередному заболеванию.

Гипердиагностика и гиперлечение. В сиротских учреждениях детей лечат по принципу «как бы чего не вышло». Это значит, что часто прибегают к агрессивной медикаментозной терапии, в частности, антибиотикам в тех случаях, когда домашний врач порекомендовал бы брызгать в носик спрэй, удалять слизь, побольше носить кроху на ручках, отказаться от плановой прививки и почаще давать грудь. В случае осложнений малышей обычно отправляют в больницу, где он получает питание через зонд и уколы антибиотиков, когда домашний ребенок был бы рядом с мамой под контролем участкового врача. Результат: устойчивые к антибиотикам штаммы бактерий, хронические заболевания дыхательных путей, глубокая депрессия из-за пребывания в изоляторе и больнице.

Нехватка реабилитационных мероприятий. Какой домашний ребенок не прошел через руки массажиста или остеопата? Практически все детки имели те или иные проблемы с неврологией, однако при правильном лечении избавились от них за первый год жизни. У сироты шансов на такой индивидуальный подход нет, а недостаток физической активности не позволяет компенсировать «неврологию» самостоятельно.

Шансы на коррекцию этих проблем весьма и весьма велики. Перезапустить пищеварительный тракт, который потянет за собой остальные обменные процессы — это работа надолго. И чем раньше ее начать, тем лучше. Физическое развитие, если дать ребенку свободу и обратиться к помощи мануальной терапии и лечебной физкультуры, также будет в норме. Хронические заболевания поддаются если не полному излечению, то хотя бы контролю. Словом, большинство детишек, если их взять в семью в первый год жизни, выправляются в течение года.


Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
225988
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
♥♥♥Elena♥♥♥
♥♥♥Elena♥♥♥
Дарюша
12 лет
Уссурийск
Не все отстают в развитии… Я не отстаю, брат мой не отстаёт, он у меня вообще умничка в суворовском учится и у него самый высокий балл за учёбу и за спорт тоже) Я прям горжусь им)
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
Сколько лет он живет в семье?