История Курского областного драмтеатра

*Областной драматический театр по праву считается одним из старейших в России. Первый театр в Курске был создан в 1729 году. В конце XVIII века в Курской губернии их было уже шесть – один профессиональный городской и 5 усадебных крепостных в имениях Хорватов, Анненковых, Волькенштейна, Голицыных и Ширковых. У графа Волькенштейна выступал будущий великий русский актер Михаил Щепкин, основоположник реализма в отечественном театре.

В 1792 году в Благородном собрании начал работать первый профессиональный театрВ 1792 году в Благородном собрании начал работать первый профессиональный театр

Актер Щепкин и братья Барсовы

В 1792 году в Курске в помещении Благородного собрания (ныне – Дом офицеров) начал работать первый профессиональный театр антрепренеров братьев Михаила, Андрея и Петра Барсовых, бывших крепостных актеров покойного помещика Анненкова. Зал имел 26 лож, до 115 кресел и стульев в партере и галерею на 150 мест, где публике приходилось стоять все представление, так как отсутствовали скамьи.

Братья платили актерам зарплату, устраивали бенефисы. Именно в театре Барсовых в пьесе Мерсье «Зоа» состоялся большой дебют Щепкина в роли Андрея-почтаря. Он с успехом заменил проигравшегося и запившего актера и вскоре стал ведущим артистом труппы. Братья Барсовы были опытны в своем деле и талантливы. Особым успехом у зрителей пользовались Михаил и Петр. Михаил Егорович – драматический актер, играл первые роли в трагедии и мелодраме. Петр Егорович был оперным певцом.

Труппа прекратила существование в 1816 году из-за постановки здания Благородного собрания на ремонт. В 1825-м в Курске появилась новая театральная труппа Штейна и Млотковского, в состав которой входили Щепкин и будущий знаменитый трагик Рыбаков, курянин, чье имя Островский обессмертил в пьесе «Лес». Курская труппа считалась лучшей из провинциальных театров, успешно гастролировала по всем городам России и Малороссии, но просуществовала только до 1833 года.

В середине XIX века в Курской губернии было уже более 10 крепостных театров. У Денисьева – в деревне Сафоновке, у князя Барятинского – в имении Марьино, у князей Нелидовых – в Мокве, у помещиков Киреевских, Кондратьевых, Салаговых, Волжиных, Сафонова… Широкой известностью пользовался театр Хорватов. Позднее одним из крупнейших был постоянный крепостной театр князей Барятинских в Марьино. Там, как упоминает Зиссерман, «… игрались пьесы на русском и французском языках, первые – большей частью дворовыми людьми, а вторые – разными лицами, членами семейства, гувернерами, гувернантками и соседними помещиками».

Шамиль на итальянской опере и пожар

С 1840 по 1875 годы в Курске регулярно гастролировали труппы из Харькова. В 1859-м по приглашению губернатора Бибикова в театре выступала итальянская оперная труппа под руководством Бергера, исполнявшая отрывки из опер. На одном из выступлений итальянцев присутствовали почетные пленники – Шамиль и его свита, препровождаемые с Кавказа через Курск в Санкт-Петербург. В 1850-х похорошел театр в Дворянском собрании. Там произвели ремонт, свечи в люстрах заменили керосиновыми лампами, а зрителям стали выдавать бинокли.

Увы, с 30 декабря 1875 года, когда после спектакля в здании произошел пожар, театральная жизнь в Курске замерла из-за отсутствия залов. Дворянское собрание загорелось ночью из-за опрокинутой заснувшим переписчиком ролей лампы – несчастный выпивоха погиб. Пожар заметили лишь в 3-м часу утра. При тушении выяснилось, что пожарное оборудование неисправно, а огнеборцы в первую очередь кинулись спасать из театрального буфета бутылки с вином и водкой. Утром полицмейстер доложил губернатору Жедринскому, что пожар «мерами полиции» прекращен, однако, в час дня вспыхнула другая часть здания. Огонь бушевал еще сутки, оставив после себя обгорелые стены. Удалось спасти лишь часть библиотеки и некоторые костюмы, весь же реквизит и декорации были уничтожены.

Только через 11 лет каменный манеж на Херсонской улице (ныне – кинотеатр имени Щепкина на улице Дзержинского) был специально перестроен для театра на пожертвования курян. Здание было оборудовано паровым отоплением. Зрительный зал имел партер, амфитеатр, балкон, галерею и ложи, где размещались свыше 600 зрителей. Появилась первая постоянная труппа. Постановкой оперетки «Донна Жуанита» 1 декабря 1886 года в городе возобновились спектакли.

До революции в Курске гастролировали Рыбаков, Мочалов, Коммисаржевская, Садовская, братья Адельгейм, Яблочкина, ставились пьесы Гоголя, Шекспира. Уже в 1902 году на курской сцене, раньше, чем в большинстве других провинциальных театров, были поставлены первые горьковские спектакли – «Мещане», «Фома Гордеев и Яков Маякин» (инсценировка по роману «Фома Гордеев»). В 1911 году по решению городской думы в связи с 25-летием открытия нового здания театру присвоили имя Михаила Щепкина.

В 1912 году в Купеческом саду (ныне – парк имени 1 Мая) после большого пожара, уничтожившего много построек, по проекту петербургского архитектора Богдана Перетятковича был сооружен Летний театр. Здание в модном тогда архитектурном стиле «модерн» возвела бельгийская строительная компания… Оно стало одним из первых в России из монолитного железобетона. Небольшой 2-ярусный театр закрытого типа был предназначен для сдачи внаем гастролирующим труппам и постановок любительских спектаклей. В партере размещалось 300 мест. По бокам зала находилось 20 лож, а над залом – балкон на 150 мест.

Присвоено имя Пушкина

В 1913 году на Ямской горе (ныне улица Перекальского) был выстроен третий театр – так называемый «Народный дом» – красно-кирпичное двухэтажное здание в стиле модерн по проекту того же архитектора Перетятковича. После переезда в него в 1927-м труппы драмтеатра здание на улице Дзержинского переоборудовали под кинотеатр.

Открытие сезона состоялось 7 ноября 1927 года премьерой спектакля Тренева «Любовь Яровая». Но радость от новоселья была недолгой. С 1928 по 1934 годы в связи с утерей Курском статуса губернского города постоянная труппа была расформирована. Лишь в 1934-м деятельность театральной труппы возобновилась. Театр был открыт спектаклем «Гибель эскадры» (режиссер Канин). Были поставлены спектакли «Далекое» Афиногенова и «Любовь Яровая» Тренева (оба в 1935 году), «Разлом» Лавренева (1937 г.)...

В 1937-м к 100-летию со дня смерти Александра Пушкина труппе курского драматического театра присвоили его имя. С началом Великой Отечественной войны труппа была эвакуирована в глубь страны: работала в Средней Азии, Калуге и Моршанске. Когда в конце сентября 1943 года она вернулась в Курск, для артистов уже отремонтировали общежитие, начала работать театральная столовая. Здание театра еще не было восстановлено, и актеры приняли активное участие в его восстановлении, за что 40 человек были награждены ценными подарками на сумму 15 тысяч рублей.

7 октября 1943 года был дан первый после оккупации спектакль («Нашествие» Леонова). Большое место в послевоенном репертуаре курского театра всегда занимала русская классика: были поставлены пьесы Грибоедова, Островского, Чехова, Горького… Активно работали и с местными драматургами. Здесь были поставлены «Жизнь за жизнь» Качиной (1958 год), «Вдова» Цам-Сергеевой (1960 г.), «Талант и неволя» Викторова. Театр ставит пьесы Валентина Овечкина – «Навстречу ветру» (1959 год), «Летние дожди», «Время пожинать плоды» (обе в 1960-м).

4-й дворец искусств

Роскошное здание храма Мельпомены приняло труппу в 1983 годуРоскошное здание храма Мельпомены приняло труппу в 1983 году

В 1983 году на улице Ленина построили роскошное здание четвертого театра. Проект белокаменного дворца искусств в самом центре Курска был разработан в ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений имени Мезенцева в Москве. Его авторами стали народный архитектор СССР, лауреат Государственных премий СССР Розанов и архитектор Лаврова, инженеры Милковский и Кричевский. Замечательные интерьеры разработала архитектор Кибирева. В облике здания явственно проступают черты современного осмысливания традиций русской архитектуры. Сам Розанов сказал так: «Я попробовал сделать приближение к моему понятию русской архитектуры, проектируя театры в Курске и Орле».

Зрительный зал театра, рассчитанный на 850 мест, благодаря большому балкону уютен, чему способствуют превосходные мягкие кресла, паласное покрытие полов и рассеянный свет декоративных светильников. Необычен занавес, выполненный по эскизу московской художницы Маленковой, великолепны стены вестибюля, фойе и кулуаров театра, отделанные армянским камнем – фильзитом, полы в фойе – из художественного паркета, лестницы облицованы белым мрамором, люстры и бра изготовлены по спецзаказу на московских предприятиях.

Символично, что сценическая часть здания театра высотой с 10-этажный дом венчает медная 8-метровая фигура Ники – богини Победы, олицетворяющей победу Советской армии над фашистской Германией в Курской битве 1943 года. Фигура богини, держащая в вытянутой руке пальмовую ветвь, создана московскими скульпторами Волковым, Акимушкиной, Кнорре и Мельниковой.


Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
006417
Интересные разделы сообщества

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества