Блог

Развитие психики ребенка

Психическое развитие ребенка – это сложный процесс созревания и постепенного усложнения личности и ее психических функций. Происходит это развитие под влиянием наследственно биологических и социальных факторов. Большое значение имеет воспитание, окружающая среда, обучающие моменты.

Развитие психики ребенка происходит неравномерно. Одни периоды характеризуются медленным, плавным психическим развитием, в другие же периоды возможны резкие скачки развития, обусловленные эмоциональными переживаниями, большим количеством новых знаний и другими факторами.

Отдельные психические функции созревают поэтапно: на первом году жизни развиваются основные двигательные функции; от года до трех лет происходит развитие более сложных двигательных функций, а также области чувств; от 3 лет до 12 ребенок постигает мир эмоций; после 12 лет происходит созревание мыслительной деятельности. Конечно, эти деления достаточно условны, у каждого ребенка психическое развитие осуществляется очень индивидуально.

Ребенок родился…

Сразу же после рождения наступает так называемый кризис новорожденности. Психика только что появившегося на свет младенца представляет собой безусловные врожденные рефлексы, с помощью которых малыш выживает в первые часы своей жизни. Среди них можно отметить дыхательный и сосательный, ориентировочный и защитный рефлексы. Чтобы сохранить силы и успешно развиваться, организм новорожденного нуждается в длительном отдыхе – поэтому маленькие дети почти все время спят.

Психическая деятельность новорожденного

Младенцу свойственна чувствительность: он легко различает сладкий, горький, соленый, кислый вкус, реагирует на громкие и резкие звуки. На 2-3-й неделе младенец умеет сосредоточиться на звуковом раздражении: например, услышав звук захлопнувшегося окна или двери, младенец замирает, перестает двигаться – прислушивается.

Чуть позже, на 4-5-й неделе, появляется зрительное сосредоточение – так же замирает малыш, если видит яркий предмет.

К тому времени, как ребенку исполняется 1 месяц, он уже узнает лицо матери и реагирует на него: поднимает руки, начинает быстро двигать ножками, улыбается, издает звуки. Это значит, что у ребенка возникла потребность общения. Следовательно, психическое развитие младенца перешло в новую стадию.

Потребность в общении

Если с малышом часто разговаривать, улыбаться ему, петь песенки – ребенок будет находиться в радостном, приподнятом настроении. А это совершенно необходимо для его полноценного развития: ведь когда у ребенка хорошее настроение, его двигательная активность повышается, он с интересом осваивает мир.

Доказано, что дети, лишенные эмоционального контакта со взрослыми, сильно отстают в своем психическом развитии. Это относится к малышам из детдома, которые гораздо позже своих «домашних» сверстников начинают говорить и ходить, хотя за ними осуществляется правильный гигиенический уход. Последствия недостатка общения проявляются и гораздо позднее: такому подростку трудно наладить эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми.

Психическое развитие ребенка первого года жизни

В течение первого года жизни совершенствуется зрительное сосредоточение, которое появилось у младенца еще на 1-2-м месяце. Продолжительность зрительного сосредоточения увеличивается, а в 4 месяца ребенок уже активно реагирует на то, что видит: издает звуки, двигается.

Чтобы психическое развитие младенца происходило в нужном темпе, ему необходимы новые впечатления. Чем больше взрослые будут разговаривать с ребенком, гулять, показывать новые игрушки, обращать его внимание на все, что окружает малыша – тем быстрее он будет развиваться.

Правильное развитие психики ребенка проявляется в лепете, гулении, выразительной жестикуляции во втором полугодии жизни ребенка. Когда ребенку исполняется год – он уже способен понять несколько десятков слов, произносимых взрослыми, и сам пытается разговаривать – подражает родителям, говорит одно-два простых слова.

Положительные и отрицательные эмоции на первом году жизни

Считается, что первыми у ребенка проявляются именно отрицательные эмоции: они появляются в результате какого-то неблагоприятного воздействия. Например, ребенку становится холодно, он голоден или хочет пить, его беспокоят газы или переполненный кишечник… Однако, уже начиная со второго-третьего месяца, малышу доступны положительные эмоции: он радостно реагирует на приближение матери или появление в поле зрения бутылочки с молоком. К полугоду малыш улыбается при виде игрушек. В 9-10 месяцев ребенок удивляется, увидев что-то новое; может ощущать нечто похожее на ревность, когда наблюдает за общением своих родителей с другими детьми.
Все эти проявления свидетельствуют о том, что ребенок начинает познавательную деятельность, его память развивается и укрепляется.

От года до трех

После года, когда малыш уже научился самостоятельно ходить, его возможности познания окружающего мира значительно расширяются. Увеличивается объем получаемых ребенком знаний, разнообразнее и богаче становятся впечатления. Огромную роль на этом этапе психического развития играет речь. Способность выражать свои мысли при помощи речи оказывает большое влияние и на формирование остальных психических функций: эмоциональной сферы, познавательной активности и т. д.

Взрослые, оценивая то или иное действие ребенка, способствуют его психическому совершенствованию. Слыша от родителей – «Это хорошо, а вот это плохо», и если еще слова подкреплены жестами, выражением лица, голосом, мимикой – ребенок учится понимать, как нужно себя вести в обществе.

Трехлеток иногда называют упрямцами. Это суждение не лишено основания: именно в возрасте трех лет малыш учится выражать свои желания и отстаивать их. Это говорит о том, что маленький человек уже осознает себя как личность. Психологическое развитие ребенка не обходится без такого упрямства.

3-4 года

В этом возрасте ребенок еще не способен осознанно управлять вниманием, мышлением, памятью. Трех-четырехлетнему ребенку пока еще интереснее играть не со сверстниками, а со взрослыми, которые могут сделать игру по-настоящему увлекательной. Не забывайте, что речь у малыша еще недостаточно сформировалась, а значит, не нужно требовать от него законченных словесных формулировок – такое требование может поставить ребенка в тупик и стать причиной зажатости.

4-5 лет

В этом возрасте завершается формирование связной, осознанной речи. Достигнув 4-5 лет, ребенок уже может мыслить о тех предметах и явлениях, о которых ему рассказывали, но сам он их не видел. Психологическое развитие ребенка в этом возрасте характеризуется интересом к играм со сверстниками, главное в которых – не соревнование, а скорее сотрудничество. Очень важно читать и рассказывать пятилетним волшебные сказки.

Именно к 5 годам происходят основные этапы психического развития ребенка. Все, с чем он сталкивается в своей дальнейшей жизни – отражение и отзвук того внимания, которое малыш получил от взрослых (в первую очередь – от родителей) до пяти лет.

Ольга Исаева, психолог

Нравится!
В закладки
Просмотров: 14980
Отметок «Нравится!»: 6
Комментариев: 10
23 Июль 2010
бэби.ру
Добавить комментарий
Комментарии (10)
ОльчикМосква
интересно, а если к примеру, малыш опережает своих сверстников (раньше пошел, раньше заговорил, раньше сложил пирамидку и т.п). Это о чем говорит? Что он талантлив и одарен и в дальнейшем будет так же поражать своих родителей? Или это может быть просто временным и не значительным опережением других детей и в скором времени их способности уравняются
18:55 | 28 июл 10
алинаヅБелгород
Ольчик, Мне кажется, что это зависит от родителей – сколько сил они готовы отдать на развитие ребенка, на его обучение – ребенок не должен останавливаться на достигнутом.
21:17 | 28 июл 10
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
Ольчик, Мне кажется, что это только на певом году жизни выглядит как мега-прогресс… потом все детки выравниваются!
08:32 | 29 июл 10
ЕленаЕсли у девушки в глазах появились озорные огоньки - это значит, что тараканы в ее голове что-то празднуют.Омск
Психика- такая хрупкая вещь. Со вторым ребенком начала задумываться, что любое сказанное слово, любой мой поступок или даже кадр из мультфильма могут нарушить тонкое восприятие ребенка. Вот почему нам, родителям, нельзя расслабляться.
19:05 | 28 июл 10
АленочкаЕсть всего два вечных предмета, которые можно передать своим детям, - это корни и крыльяНовосибирск
Вижу, что ребенок как губка впитывает ВСЕ что слышит и видит, так страшно становится сделать что-то во вред...
08:34 | 29 июл 10
TeslaGirlДочка - это маленькая девочка и большой друг))Новосибирск
Да, первые три года жизни – самые важные, вот почему желательно, чтобы в это время рядом были родители, а не бабушка и дедушка и уж тем более не няня. А то потом удивляться придется, откуда что взялось…
10:22 | 29 июл 10
АнастасияСевастополь
Период активного повторения услышанного начинается в 3 года, иногда дети выдают такие вещи, что просто рот открываешь – вроде бы никто не говорил об этом, но откуда они это знают?
15:17 | 29 июл 10
ЕвгенияМосква
А ведь информацию малыши получают не только от родителей, но и от окружающего их мира (других детей и взрослых) малыш наблюдает за игрой другогоребенка и повторяет а ведь не всегда поведение другого ребенка может положительно отразиться и на вашем малыше 
16:52 | 29 июл 10
ТатьянаГлавное в жизни - это семья. Карьера - не ждет тебя дома, деньги - не вытрут слезы, а слава - не обнимет ночью..Петрозаводск
Евгения, Увиденное по ТВ и в мультиках детки тоже обожают повторять, и часто не самое хорошее((
09:53 | 30 июл 10
Добавить комментарий
Новый комментарий