Психическое развитие ребенка – это сложный процесс созревания и постепенного усложнения личности и ее психических функций. Происходит это развитие под влиянием наследственно биологических и социальных факторов. Большое значение имеет воспитание, окружающая среда, обучающие моменты.
Развитие психики ребенка происходит неравномерно. Одни периоды характеризуются медленным, плавным психическим развитием, в другие же периоды возможны резкие скачки развития, обусловленные эмоциональными переживаниями, большим количеством новых знаний и другими факторами.
Отдельные психические функции созревают поэтапно: на первом году жизни развиваются основные двигательные функции; от года до трех лет происходит развитие более сложных двигательных функций, а также области чувств; от 3 лет до 12 ребенок постигает мир эмоций; после 12 лет происходит созревание мыслительной деятельности. Конечно, эти деления достаточно условны, у каждого ребенка психическое развитие осуществляется очень индивидуально.
Ребенок родился…
Сразу же после рождения наступает так называемый кризис новорожденности. Психика только что появившегося на свет младенца представляет собой безусловные врожденные рефлексы, с помощью которых малыш выживает в первые часы своей жизни. Среди них можно отметить дыхательный и сосательный, ориентировочный и защитный рефлексы. Чтобы сохранить силы и успешно развиваться, организм новорожденного нуждается в длительном отдыхе – поэтому маленькие дети почти все время спят.
Психическая деятельность новорожденного
Младенцу свойственна чувствительность: он легко различает сладкий, горький, соленый, кислый вкус, реагирует на громкие и резкие звуки. На 2-3-й неделе младенец умеет сосредоточиться на звуковом раздражении: например, услышав звук захлопнувшегося окна или двери, младенец замирает, перестает двигаться – прислушивается.
Чуть позже, на 4-5-й неделе, появляется зрительное сосредоточение – так же замирает малыш, если видит яркий предмет.
К тому времени, как ребенку исполняется 1 месяц, он уже узнает лицо матери и реагирует на него: поднимает руки, начинает быстро двигать ножками, улыбается, издает звуки. Это значит, что у ребенка возникла потребность общения. Следовательно, психическое развитие младенца перешло в новую стадию.
Потребность в общении
Если с малышом часто разговаривать, улыбаться ему, петь песенки – ребенок будет находиться в радостном, приподнятом настроении. А это совершенно необходимо для его полноценного развития: ведь когда у ребенка хорошее настроение, его двигательная активность повышается, он с интересом осваивает мир.
Доказано, что дети, лишенные эмоционального контакта со взрослыми, сильно отстают в своем психическом развитии. Это относится к малышам из детдома, которые гораздо позже своих «домашних» сверстников начинают говорить и ходить, хотя за ними осуществляется правильный гигиенический уход. Последствия недостатка общения проявляются и гораздо позднее: такому подростку трудно наладить эмоциональный контакт с другими детьми и взрослыми.
Психическое развитие ребенка первого года жизни
В течение первого года жизни совершенствуется зрительное сосредоточение, которое появилось у младенца еще на 1-2-м месяце. Продолжительность зрительного сосредоточения увеличивается, а в 4 месяца ребенок уже активно реагирует на то, что видит: издает звуки, двигается.
Чтобы психическое развитие младенца происходило в нужном темпе, ему необходимы новые впечатления. Чем больше взрослые будут разговаривать с ребенком, гулять, показывать новые игрушки, обращать его внимание на все, что окружает малыша – тем быстрее он будет развиваться.
Правильное развитие психики ребенка проявляется в лепете, гулении, выразительной жестикуляции во втором полугодии жизни ребенка. Когда ребенку исполняется год – он уже способен понять несколько десятков слов, произносимых взрослыми, и сам пытается разговаривать – подражает родителям, говорит одно-два простых слова.
Положительные и отрицательные эмоции на первом году жизни
Считается, что первыми у ребенка проявляются именно отрицательные эмоции: они появляются в результате какого-то неблагоприятного воздействия. Например, ребенку становится холодно, он голоден или хочет пить, его беспокоят газы или переполненный кишечник… Однако, уже начиная со второго-третьего месяца, малышу доступны положительные эмоции: он радостно реагирует на приближение матери или появление в поле зрения бутылочки с молоком. К полугоду малыш улыбается при виде игрушек. В 9-10 месяцев ребенок удивляется, увидев что-то новое; может ощущать нечто похожее на ревность, когда наблюдает за общением своих родителей с другими детьми.
Все эти проявления свидетельствуют о том, что ребенок начинает познавательную деятельность, его память развивается и укрепляется.
От года до трех
После года, когда малыш уже научился самостоятельно ходить, его возможности познания окружающего мира значительно расширяются. Увеличивается объем получаемых ребенком знаний, разнообразнее и богаче становятся впечатления. Огромную роль на этом этапе психического развития играет речь. Способность выражать свои мысли при помощи речи оказывает большое влияние и на формирование остальных психических функций: эмоциональной сферы, познавательной активности и т. д.
Взрослые, оценивая то или иное действие ребенка, способствуют его психическому совершенствованию. Слыша от родителей – «Это хорошо, а вот это плохо», и если еще слова подкреплены жестами, выражением лица, голосом, мимикой – ребенок учится понимать, как нужно себя вести в обществе.
Трехлеток иногда называют упрямцами. Это суждение не лишено основания: именно в возрасте трех лет малыш учится выражать свои желания и отстаивать их. Это говорит о том, что маленький человек уже осознает себя как личность. Психологическое развитие ребенка не обходится без такого упрямства.
3-4 года
В этом возрасте ребенок еще не способен осознанно управлять вниманием, мышлением, памятью. Трех-четырехлетнему ребенку пока еще интереснее играть не со сверстниками, а со взрослыми, которые могут сделать игру по-настоящему увлекательной. Не забывайте, что речь у малыша еще недостаточно сформировалась, а значит, не нужно требовать от него законченных словесных формулировок – такое требование может поставить ребенка в тупик и стать причиной зажатости.
4-5 лет
В этом возрасте завершается формирование связной, осознанной речи. Достигнув 4-5 лет, ребенок уже может мыслить о тех предметах и явлениях, о которых ему рассказывали, но сам он их не видел. Психологическое развитие ребенка в этом возрасте характеризуется интересом к играм со сверстниками, главное в которых – не соревнование, а скорее сотрудничество. Очень важно читать и рассказывать пятилетним волшебные сказки.
Именно к 5 годам происходят основные этапы психического развития ребенка. Все, с чем он сталкивается в своей дальнейшей жизни – отражение и отзвук того внимания, которое малыш получил от взрослых (в первую очередь – от родителей) до пяти лет.
Ольга Исаева, психолог