Да здравствует игра!

«Вам бы только играть! – говорят взрослые детям. – Занялись бы лучше чем -нибудь полезным». Но игра – это вовсе не бессмысленное времяпрепровождение, роль игры в развитии ребенка невозможно переоценить.

Игра как средство развития ребенка 


Посредством игры развиваются умение общаться с другими людьми, изучаются роли в обществе, которые ребенок в игре словно «примеряет» на себя, развиваются личностные качества, ловкость, сноровка, быстрота реакции. Огромное значение для ребенка имеют игры, развивающие способности к познанию мира. 

Самое главное, что дает игра – ребенок начинает воспринимать себя не статично, а в развитии. Он видит, что его умения и навыки меняются, совершенствуются, развиваются. Игра дает удовольствие от самосовершенствования, мотивирует ребенка на дальнейший рост и развитие. Поэтому игры для развития детей нередко требуют элемента соревновательности, конкуренции. В состязательных играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, искать выход из ситуации, принимать себя и находить пути совершенствования своих знаний и умений, сдерживать свою агрессивность, учится взаимодействию и успешному выживанию в мире, где существует соперничество и конкуренция. Во взрослой жизни этот опыт оказывается бесценным, поэтому проигрыш не менее важен для ребенка в игре, чем победа. Чтобы быть успешным во взрослой жизни, ребенок должен не бояться проигрыша, знать, что вслед за ним, если предпринять усилия, обязательно будет победа. Лучшим способом научиться «держать удар» является развитие ребенка через игру – соревнование.


Виды развивающих игр 


Влияние игры на развитие ребенка огромно: существует огромное количество игр, позволяющих в легкой и непринужденной форме развивать концентрацию внимания, память, логическое мышление, воображение, способность к анализу и синтезу.

Все развивающие игры для детей – это комплекс заданий, поданных в игровой форме. Их можно с большой долей условности разделить на несколько групп.


Вот какие бывают задания для развития детей:

– игры на развитие речи 


Эти игры позволяют научить ребенка свободно пользоваться богатством речи,   расширить его словарный запас, помочь ему освоить звукобуквенный ряд слов и привить навыки словообразования. Такие игры впоследствии значительно облегчают усвоение школьной программы по русскому языку и иным устным предметам, расширяют кругозор.


– игры на развитие мышления 


Сюда относятся игры, развивающие логику,  формирующие навыки синтеза, анализа, обобщения, вычленения из общего частного, основ геометрии.

Такие игры оказывают неоценимую услугу в постижении математики, физики, химии, информатики в школьные годы. 


– игры на развитие памяти, внимательности, умения сосредотачиваться на проблеме
 


Даже выдающиеся интеллектуальные способности окажутся бесполезными, если ребенок не умеет сконцентрировать свои усилия на задаче, поэтому играть в подобные развивающие игры важно буквально с первых лет жизни.


– игры на развитие воображения


Воображение – не только божественный дар, данный от природы. Его можно и нужно развивать. Именно развитое воображение лежит в основе креативного мышления и изобретательства. К сожалению, многие однобоко понимают развитие ребенка через игру: основной упор делается на развитие интеллекта, внимательности, памяти, а о воображении забывают, считая его делом желательным, но необязательным. Таким образом, зачатки воображения, которые есть практически у каждого ребенка, не развиваются. Воображение за ненадобностью исчезает и из человека вырастает всего лишь исполнитель, не способный генерировать новые идеи.


Как ?


Итак, роль игры в развитии ребенка огромна. Когда же начинать заниматься с детьми? Некоторые исследователи предлагают начинать заниматься с ребенком буквально с первых месяцев жизни. Ряд педагогов и родителей категорически против подобного подхода, считая, что излишне раннее развитие ребенка может привести к угасанию интереса к познанию и лежащего в его основе детского любопытства. Это правда – проблема «переученных» детей существует. Но именно – переученных. В этом случае родители с излишним рвением учили детей по системе Домана, Лупан или Зайцева, что в свою очередь и привело к отторжению любых видов занятий у ребенка. 


Развивающие игры для детей должны быть в первую очередь играми: веселыми, увлекательными и необязательными! Как только включается элемент обязательности, игра быстро начинает превращаться в учебу. Для детей до 5 лет это абсолютно неприемлемо. 


Существуют развивающие игры для детей до года, детей от 1 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 5 лет. Развивающие игры отличаются степенью сложности и длительностью. Игры с маленькими детьми не должны длиться дольше 5-10 минут. С совсем малышами до года достаточно нескольких минуток веселой игры. Дети старшего возраста – 5-8 лет могут играть в развивающие игры 15 минут и больше. Здесь уже все зависит от настроя самого ребенка.


Никогда не заставляйте ребенка играть. Предложите ему поиграть в ту или иную игру. Если ребенок отказывается, не настаивайте, предложите другую – благо существует столько игр на развитие, что выбрать понравившуюся именно вашему ребенку не составит труда. В игры для развития детей можно играть даже между делом, по дороге домой из садика, на прогулке, во время готовки ужина, в машине. Более того, именно тогда, когда игра идет как бы между делом, она лучше всего развивает ребенка и больше ему нравится.


Используйте элемент соревновательности в играх – это не только делает игру интереснее, но и дополнительно развивает способности ребенка. Будьте осторожны – следите, чтобы ребенок и выигрывал, и проигрывал. Если его знаний и умений недостаточно – дайте ему «фору», незаметно поддайтесь раз-другой. Но не переходите грань и не поддавайтесь всегда – ребенку полезно проиграть, иначе стимула к развитию и самосовершенствованию не будет. 


Doris
Doris
Ирина
20 лет
Москва
2127717

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Севастополь
Мой играется сам, при чем может сам себя спрашивать от третьего лица и сам себе отвечать).
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
Все правильно, дети учатся, играя, т.к. игра – основной вид деятельности детей-дошкольников.
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
А если ребенка надолго ничто не занимает?? Вот пробовали мы многое, 5 минут и все, уже не интересно… Вот прыгать с дивана можем долго....)))))))
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Севастополь
Это тоже своего рода игра, серьезно. А вот мы вообще прыгать не умеем.)



Пожаловаться
Романова Анна
Романова Анна
Москва
А игры, например, на развитие моторики? общей и мелкой?
Пожаловаться
Романова Анна
Романова Анна
Москва
Мне кажется, что самое главное – начать.  А начать нужно с того, что ребенка больше всего привлечет. А потом – планомерно продолжать, расширяя сферу интересного.
Пожаловаться
Елена
Елена
Артемий
13 лет
Дарья
15 лет
Ярослав
22 года
Омск
А у меня с фантазией в этом плане большие проблемы. Приходится использовать опыт более изобретательных людей.
Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
я всегда считала и считаю,  что игры нужны и важны детям. Только задача взрослых научить играть в нужные игры, и научить играть правильно!
Пожаловаться
Аленочка
Аленочка
Новосибирск
это самое сложно «научить играть»… Вот если ребенок вообще не усидчивый..?
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
заинтересовать можно всегда, хоть на 10 минут
Пожаловаться
Аленочка
Аленочка
Новосибирск
на 5 можно)))))))))))))
Пожаловаться
Юлёк
Юлёк
Необычный
8 лет
ох, не хватает нам усидчивости… так по быстрому что успеваю рассказываю