Закономерности психического развития ребенка

Однажды моя подруга, имеющая двух деток – сынулю четырех лет и годовалую дочурку, поделилась со мной, что она ведет так называемый «Дневник развития ребенка», куда постоянно записывает не просто интересные моменты из жизни своих ребятишек, а старается найти какие-то закономерности психического развития ребенка.
Так как в раннем детстве своих детей я тоже вела похожие записи, то нам захотелось сравнить наши заметки. И вот какие выводы мы с ней смогли сделать. Самое интересное – это то, что наши дети приблизительно в одном и том же возрасте проходили одинаковые этапы развития. На страницах сайта baby.ru я хочу не только поделиться нашими наблюдениями за детишками, но еще добавить немного теории на эту тему. Сейчас я подробно хочу остановиться на психическом развитии ребенка именно первого года жизни, потому что ни для кого не секрет, что в это время мозг ребенка развивается наиболее интенсивно.

Так в чем же заключаются закономерности психического развития ребенка?

Давайте сначала определимся с понятиями, которые мы используем. Мне очень нравится следующее определение: «Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность».
Многие родители задумываются о диагностике психического развития своих малышей, пытаясь собственными силами определить, насколько психическое развитие ребенка соответствует его возрасту. Диагностика психического развития детей первого года жизни заключается в простых тестах, некоторые из них можно специально не проводить, достаточно простого наблюдения за малышом. Я постараюсь описать несколько моментов, на которые  следует обратить внимание.

Развитие ребенка в первый год жизни

Первые дни и недели жизни малыша наполнены удовлетворением своих потребностей в еде и сне. А в редкие периоды бодрствования ребенок активно двигает ручками и ножками, как бы наслаждаясь возможностью двигаться. Как оказалось, и я, и моя подруга буквально со второй недели жизни наших малышей начинали одевать их в ползунки, чтобы дать им возможность больше шевелиться. Оказывается, движения малыша играют не последнюю роль в его развитии.

К концу первого месяца своей жизни ребенок должен научиться держать подбородок, фиксировать предмет глазами, поворачивать свою головку в сторону звука. Иногда он даже замирает, как бы прислушиваясь к доносящимся звукам. Мы обратили внимание на то, что уже в этом возрасте малыши пытались «узнавать» родных. Выражалось это «комплексом оживления» – когда над ребенком склонялся знакомый ему человек, он перебирал ножками, издавал звуки, вскидывал ручки.

Во второй месяц ребенок учится твердо держать головку. В вертикальном положении он может прямо удержать головку несколько секунд, а, лежа на животике, он уже хорошо держит голову, но недолго. Если малыш беспокоится, его можно успокоить, начав разговаривать с ним (говорить нужно с ним не менее 30 секунд).

На третий месяц он уже умеет следить глазками за движущимися предметами. Лежа на животике, малыш уже может удерживать головку в течение 30 секунд, иногда и больше. Еще он пытается опираться на предплечья и полусогнутыми ножками о твердую опору. Натолкнувшись на игрушку, находящуюся в пределах досягаемости, малыш на некоторое время замирает. В хорошем настроении ребенок начинает изучать свои пальчики, играет с ними.

С каждым прожитым днем у малыша нарастает потребность в общении со взрослыми. Во время общения ребенок учится различать звуки знакомого и незнакомого голоса, понимать слова, интонации речи и учится сам издавать звуки. Мой старший сынок в свои три – три с половиной месяца, если был бодр и весел, издавал целую гамму звуков, очень любил «разговаривать» с игрушками. А когда он получал поощрение и поддержку (кто-нибудь из взрослых с ним начинал общаться), то он старался произнести более разнообразные звуки.

А к четырем месяцам наш мальчик научился не просто улыбаться, а смеяться «в голос». Он обращал внимание на яркие цвета и движущиеся предметы, ему нравились новые игрушки. Когда я сначала разговаривала с малышом, а потом прекращала общение, то он смотрел мне вслед, а иногда мог даже заплакать. В четыре месяца ребенок уже не сразу теряет игрушку, а умеет прочно удерживать ее и рассматривать.

В пять месяцев ребенок начинает ощупывать предметы, тянутся к ним ручками, что является уже целенаправленным действием, а еще может держать погремушку так крепко, что отобрать ее становится трудно. Чуть позже он начинает размахивать игрушками, кидает и поднимает их, «пробует на вкус». Если носить ребенка по комнате, он смотрит по сторонам, следит взглядом за движущимся человеком. Он умеет различать близких и чужих людей, понимает, ласково ли с ним разговаривают или строго. Из положения лежа на спине малыш может сам перевернуться на живот и пытается сам сесть.

Движение – жизнь

Диагностика психического развития детей определяется также тем, как он двигается, ползает. В шесть месяцев ребенок может переворачиваться с живота на спину, сумеет подползти к игрушке и захватить ее руками. У него появляется ярко выраженная реакция на свое имя – он реагирует комплексом «оживления», в то время как при произнесении чужого имени он остается равнодушным. Малыш учится разговаривать и может даже произнести отдельные слоги – появляется «лепетная речь». А нашему сыну в этом возрасте очень нравилось «петь» – тянуть гласные звуки.
Будьте внимательны: если в этом возрасте ваш малыш безразлично относится кормлению, или к игре, или к человеческому голосу, или вы наблюдаете у него нарушения сна, или подергивания рук и лица, то обязательно обратитесь к специалисту. Если у вашего малыша есть какие-то отклонения в психическом развитии, то есть вероятность того, что их можно исправить.

В семь-восемь месяцев ребенок уже учится открывать молнии на сумке, закрывать крышками баночки. Ребенку нравится по просьбе взрослого показывать глаза, нос и пр. другого человека. В лепете уже появляются звукосочетания типа: «ма-ма-ма», «дай-дай-дай». Малыш уже умеет перемещаться в пространстве – либо ходит, либо ползает в разных направлениях. Радуется, если сам «добыл» какой-нибудь предмет, к которому до этого настойчиво тянулся.
На психическое и интеллектуальное развитие ребенка оказывает положительное влияние развитие мелкой моторики рук. Начинать такую тренировку можно уже в три-четыре месяца легким массажем пальчиков, а чуть позже такими играми – потешками, как «Ладушки-ладушки» и «Сорока-сорока». В семь-восемь месяцев малышу интересно перебирать крупные бусины и яркие пуговицы.

Все как у взрослых

А в девять – десять месяцев малыш начинает подражать взрослому, правильно используя предметы, например, может укачивать куклу, будет пить из чашки и т. д. Он умеет сам садиться, ложиться, вставать, переступать у опоры. Если на его глазах спрятать игрушку в карман, то он сможет ее достать. В этом возрасте детки очень любят играть в прятки, они с интересом смотрят, откуда должно появиться лицо играющего с ним человека и радостно смеется, как бы приветствуя его появление. Ребенок может голосом сигнализировать о биологических потребностях и спокойно относиться к высаживанию на горшок.

В одиннадцать – двенадцать месяцев умеет самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, расчесываться, любит собирать пирамидку, играть в кубики, листать и рассматривать книжки. Он может выполнить первые простые поручения, понимает слово «нельзя», и умеет ориентироваться в помещении.

Все это – наиболее значимые факторы психического развития ребенка первого года жизни. И конечно, одновременно ваш малыш развивается и интеллектуально, формируется как личность.
Будьте внимательны: если ваш ребенок не умеет имитировать звуки и жесты, часто ведет себя так, что его поведение вызывает вредные для него последствия, испытывает общую апатию – обращайтесь к специалисту. Это говорит об эмоциональном неблагополучии малыша.

Ребенку интересно все, что его окружает. Необходимо заботиться о безопасности вашего малыша, но таким образом, чтобы не нарушать его любознательности. Хрупкое, ценное, острое должно быть убрано подальше от малыша, что позволит вам спокойно заниматься домашними делами, а не следить бесконечно за ребенком, и твердить ему «нельзя!»
Психическое развитие ребенка первого года жизни во многом зависит от окружающей его эмоциональной обстановки, среды, в которой он появился на свет. И в ваших силах сделать все, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью без комплексов и фобий.


 Анна Лемешева
Анна Лемешева
Ванюша
22 года
Саратов
91816178

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
 Анна Лемешева
Анна Лемешева
Ванюша
22 года
Саратов
Бывают, еще какие бывают, коленки были похожи на… пожалуй, на пятки
Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
от невролога здоровым не уйдешь! Запугают по полной(
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Севастополь
Да, неврологи – они такие. Чуть что-сразу препаратами пичкают.



Пожаловаться
Юлёк
Юлёк
Необычный
8 лет
У врачей «свои» стандарты… один раз невролога с его стандартами послала и больше не стала к ней ходить. Она мне заявила, что дети в год должны чуть ли не стихами изъясняться
Пожаловаться
 Анна Лемешева
Анна Лемешева
Ванюша
22 года
Саратов
Спасибо, девочки за ваши комментарии. Полностью согласна с тем, что все детки разные. Например, мой старший сын в 9,5 месяцев уже бегал, а младший – в 1 год и 1 мес. только пошел. Но зато, приходя из садика, мой старший в свои три года дома не ходил вообще, только ползал, чему и научил младшего. Видели бы вы, какие гонки они устраивали… У младшего на коленках были грубые мозоли от постоянного ползания… и ничего, время пришло, он встал и пошел…
Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
а я думала, что у деток от ползанья мазолей не бывает:)))
Пожаловаться
Татьяна
Татьяна
Владислав
12 лет
Есения
4 года
Петрозаводск
У нас специальный альбом, куда я записывала развитие своей крошки.

Пожаловаться
Аленочка
Аленочка
Новосибирск
Дума, вести дневник малыша- это здорово, только  сожалению времени требует… Я записываю с рождения самые интересные «поворотные моменты» в развитии – держит голову, переворачивается, сидит и тд.



Пожаловаться
Елена
Елена
Челябинск
Очень хорошая статья!!!!!!
Пожаловаться
TeslaGirl
TeslaGirl
Новосибирск
А еще к статье надо добавить, что очень важно не впадать в панику, если ребенок вдруг по исполнении очередного месяца не сделал что-то, что должен был по мнению специалистов!!! Все дети очень разные, и если один пошел в 9 мес, совсем не обязательно, чтобы остальные сделали первые шаги в этом же возрасте!!!
Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
совершенно верно! Меня эти врачебные обобщения парядком раздражают. Детки у всех разные, если чей-то малыш уже складывает кубики, а чей-то нет это еще не значит, что чей-то ребенок отстает в развитии! А наши медики прям любят мамочек диагнозом ОТСТАВАНИЕ припечатать(
Пожаловаться
Аленочка
Аленочка
Новосибирск
а еще мамочки любят друг с другом сравнивать достижения детей и паниковать
Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
да, да! посравнивать это святое! А потом за сердце хвататься от ужаса:)
Пожаловаться
Аленочка
Аленочка
Новосибирск
у нас все так и есть)))только мы уже ходим с опорой недели 2 и смеяться только недавно начали…
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Севастополь
Спасибо. статья хорошо освежила память.
Пожаловаться
 Ольчик
Ольчик
Москва
интересная статья, некоторых вещей я не знала. Буду рекомендовать своим подругам к прочтению
Пожаловаться
 настя
настя
Находка (Приморский край)
поучительно
Пожаловаться
 настя
настя
Находка (Приморский край)
спасибо, очень почительно))) и очень интересно