Школа для девочек

Школы для девочек.


Первые женские начальные школы в некоторых странах Европы возникли в 16—17 вв. Цель их была ограниченной — обучение и воспитание будущей жены, хозяйки и матери. Учились в этих школах девочки из имущих классов.
Развитие машинного производства и массовое применение женского труда в промышленности вызвали необходимость дать женщине хотя бы элементарное образование в начальных школах.


Во 2-й пол. 19 в. в наиболее развитых странах возникло небольшое число не только средних, и высших женских учебных заведений. Однако объём знаний в женских учебных заведениях был значительно меньшим, чем в мужских. Сохранялось неравноправное положение женщины в обществе. Затруднен был путь к получению профессионального образования. Из-за этого женщина-труженица обрекалась на неквалифицированную или малоквалифицированную работу в ограниченном кругу женских профессий. Одной из острейших проблем, связанных с правом женщины па труд, в европейских странах оставалась дискриминация женщин в области образования [2,65].

В Германии женские начальные школы возникли в период Реформации. В 1555 во Фрейбурге и др. городах были открыты женские школы повышенного типа, но они просуществовали недолго и возродились в отдельных городах лишь в конце 17 в. В конце 18 в. открываются в ряде городов женские средние учебные заведения, но их было мало и они не давали права поступления в высшие учебные заведения. В середине 19 в. стало допускаться совместное обучение мальчиков и девочек в начальной школе.
В середине XIX века многие страны охватило движение женщин за равноправие и свободный доступ к образованию.
Во второй четверти XIX в. требования феминисток в разных странах стали облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял вопрос о доступе женщин к высшему образованию (в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о женском образовании поднимался мужчинами) [8,59].
Луиза Отто Петерс — одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. Луиза Отто Петерс добилась разрешения посещать девушкам неполные женские школы с последующим обучением в частных школах и пансионатах семейного типа. В 1850 г. в Гамбурге были открыты воскресные школы.

Так, в 1857 г. было разрешено женщинам присутствовать на лекциях в Петербургском университете, а в 1895-1896 гг. в университетах Гёттинга и Берлина в качестве вольнослушателей. Затем последовал очередной запрет властей на присутствие женщин в высших учебных заведениях (особенно медицинских и юридических). Реакцией на запрет властей стало создание частных женских кружков.
В Германии при содействии женского движения «Реформа» в 1889 году были открыты женские гимназии и университеты.
К 80—90-м гг. 19 в. в Германии сложилась следующая система женского образования: начальная школа, совместная (городские училища для девочек в возрасте от 6 лет до 15 лет) и средние учебные заведения («повышенные женские школы») для привилегированных классов, которые тем не менее не давали нрава поступления в университет.
Высшими женскими учебными заведениями были открытый в 1867 лицей Виктории в Берлине и частные высшие женские курсы в нескольких городах. Если в конце 60—70-х гг. женщины некоторое время допускались в университеты, то затем посещение университетов им было запрещено до начала 90-х гг.
Во Франции еще при феодализме, помимо начального, осуществлялось повышенное женское образование в монастырях для девушек дворянского сословия, где они обучались хорошим манерам, изящным рукоделиям, музыке, пению, поэзии и воспитывались в духе благочестия и покорности мужу.
В 17 в. была организована Сен-Сирская школа — первая государственная женская школа повышенного тина, закрытое учебное заведение для бедных дворянок. По её образцу в 17—18 вв. создаются другие женские воспитательные учреждения для девочек из дворянских семей. В период французской буржуазной революции конца 18 в. были открыты светские женские школы. Однако Реставрация вернула женские школы под надзор церкви.
К 1880 были установлены 3 типа женских школ: начальные школы, обучение в которых велось по единым программам с мужскими школами (Ecoles primaires), средние (Lycecs et colleges de jeunes filles) и учительские семинарии (Ecole normales). Женские лицеи» коллежи давали меньший объём знаний, чем мужские, и не давали права поступления в университет. Для поступления в университет женщины должны были сдавать экзамен на звание бакалавра в объеме программы мужских учебных заведений. Наряду с государственными. сохранялись частные школы и пансионы для дочерей крупных буржуа и чиновников. В средних и тем более высших учебных заведениях обучались представительницы имущих классов, девочки из народа получали только общее начальное образование.
В Англии женское образование до сер. 19 в. находилось в руках духовенства и подчинённых ему организаций благотворительного типа. В начале 19 в. начинают создаваться паблик скула для девочек из привилегированных семей.
По закону 1870 о введении обязательного обучения для лиц обоего пола начальная школа развивается как школа совместного обучения. Наблюдается некоторое развитие среднего женского образования, ряд школ становится доступным для девочек, учреждается Общество женского образования, открывается большое число средних женских учебных заведений (High schools for Girls).
К концу 19 века Англия по развитию среднего женского образования занимала первое место в Европе, хотя, как и в других европейских странах, высшее и среднее женское образование было доступно в основном только представительницам привилегированных классов.

Высшее женское образование возникает в середине 19 в. В 1868 организуются публичные университетские курсы для женщин. При Оксфордском и Кембриджском университетах открываются женские колледжи.
В 1876 парламентским актом университета предоставлено право присуждать женщинам учёные степени.
К концу 19 века в ряде стран Европы уже было введено обязательное начальное обучение детей обоего пола, были приняты законы о предоставлении женщинам права па получение среднего образования не только в совместных, но и в специальных женских школах. Тем не менее, девочки составляли лишь 25—30% учащихся всех школ (включая и женские).
В Швейцарии в 1903 г. была создана ассоциация лицеев и гимназий, которая предоставляла возможность женщинам получить образование и заниматься наукой и журналистикой.


Женское обучение в Средние века

Школа для девочек
Принцесса Елизавета с книгами


«The Good House-wife»


18 век

Школа для девочек
Правильное образование для девушки

Школа для девочек
'My Wife is a Woman of Mind'

Школа для девочек
St Michael's School, Tettenhall in the 1920's — senior girls.

Англия — женское образование в Англии 16-17 веков


Женское образование в стюартовской Англии имело свою предысторию. Гуманизм XVI в. изменил средневековое отношение к женщине, по крайней мере к представительницам из высших социальных слоев. Впервые в истории мужчины признали необходимость женского образования. Большую роль в развитии теорий, обосновавших необходимость образования для женщин, внесли выдающиеся гуманисты Томас Мор, Луис Хуан Вивес и Эразм Роттердамский. Томас Мор (1478-1535), автор знаменитой «Утопии», дал классическое образование не только своему сыну, но и трем дочерям.


Школа для девочек
Томас Мор

Лучшие учителя обучали их латыни, греческому языку, философии, астрономии, математике. Великий гуманист также самолично контролировал обучение детей, инструктируя учителя дочерей: «На первом месте должна стоять добродетель, знания — на втором, а затем необходимо привить уважение, богопочитание, милосердие ко всем и христианское смирение».

Мор был уверен в том, что умственные способности женщин ничуть не уступают мужским, а зачастую и превосходят их. Он недоумевал, почему образование не распространяется в равной мере на оба пола, и утверждал: если женщина по своей природе «строптива и порождает больше сорняков, чем плодов», то именно в силу недостаточного ее образования. Мор советовал «более старательно и усердно» заниматься образованием и наставлениями женщин.

Заметный вклад в развитие традиции женского образования в Англии внесла первая супруга английского короля Генриха VIII . Она сама получила прекрасное образование при дворе своей матери — испанской королевы Изабелы Кастильской и, когда у нее родилась дочь Мария (будущая королева Англии Мария Тюдор), пригласила к ней для последующего обучения испанского гуманиста Хуана Луиса Вивеса (1492-1550). Вивес написал ряд трактатов в защиту женского образования. Его «Наставление для христианки» выдержало 40 изданий и переводов на испанский, английский, голландский, французский, немецкий, итальянский языки.

Школа для девочек
Juan Luis Vives

В нем автор утверждал, что главное предназначение женщины быть хорошей женой и матерью и для этой роли девушек следует готовить заблаговременно. Их надо обучать чтению книг, содержащих «добродетельные наставления», произведений Платона, Цицерона, Сенеки. Говорил Вивес и о нравственном воспитании девушек.

В работе «План обучения девушек» испанский гуманист давал конкретные рекомендации относительно того, чему и как обучать аристократок. Трактат послужил в дальнейшем для обучения других детей Генриха VIII, в частности Елизаветы Тюдор. Произведения гуманистов оказали заметное влияние на формирование в Англии традиции светского образования женщин, которое заменило монастырское обучение аристократок.

Интерес гуманистов к женскому образованию был обусловлен прагматическими целями. По их убеждению, образованная девушка, вышедшая замуж, становилась не только достойной спутницей супруга, но и его толковой помощницей, рачительной домоправительницей, а также добродетельной матерью, способной воспитать хороших детей. Но поскольку вся деятельность женщины ограничивалась в ту пору домом и хозяйством, то гуманисты не выказывали намерений предоставить ей такое же классическое образование, какое получал мужчина.

Репутацией высокообразованной дамы пользовалась и сама королева Елизавета Тюдор. Будучи принцессой, Елизавета уже готовила себя к управлению страной и ежедневно по три часа проводила за изучением истории. Ее занятия включали также уроки астрономии, математики, логики, философии, архитектуры, поэзии. Она хорошо знала латынь и греческий, свободно изъяснялась на французском, испанском, итальянском языках.


Елизавета (пока еще принцесса)

Елизаветинский двор постепенно обретал черты неформального образовательного центра для аристократок. Женское образование рассматривалось как составляющая часть культуры Возрождения. Общество уважало образованных женщин и восхищалось их интеллектом. Годы правления Елизаветы Тюдор (1558-1603) историки окрестили «золотым веком» образованных леди. Однако уже со второй половины XVI в. встал вопрос о необходимости более утилитарного образования для тех женщин, которые не принадлежали к высшему свету.


Королева Елизавета

И постепенно в общественном сознании англичан идеал образованной женщины был потеснен идеалом домохозяйки, во всем подчинявшейся супругу. В XVII в. женское образование чаще всего носило прагматический характер. Юных аристократок обучали тем предметам — музыке, пению, танцам, рукоделию, домоводству, а также азам чтения и письма на английском и французском, — знание которых могло оказать им реальную помощь в поисках спутника жизни. Мнение о том, что женский удел — это дом и семья, было широко распространено в английском обществе XVII в. Идеальной считалась скромная, добронравная и молчаливая женщина, которая открывала рот только тогда, когда ее о чем-нибудь спрашивали.

Недооценка обществом образования для юных англичанок привела к тому, что уровень образованности женщин в первой трети XVII в. заметно понизился. Образованными считались не девушки, умевшие читать, писать, знавшие счет, зато хорошо вышивавшие и игравшие на струнных инструментах. Классическое образование явно «не вписывалось» в программу обучения аристократок.



Заметное влияние на развитие менталитета женщин и изменение их социального положения оказала Английская революция середины 40-х годов XVII в. Именно на революционный период пришелся «пик» их активности в общественно-политической и литературной деятельности. Многие англичанки не просто потянулись к знаниям, но, вкусив плоды свободы, сами взялись за перо. В результате в суровые годы революции страна узнала имена женщин-памфлетисток, романисток и поэтесс. В то же время образование аристократок и девушек из средних слоев стало заметно отличаться. И если юные аристократки предпочитали заниматься музыкой, танцами, изучали этикет да французский язык, чтобы читать в подлиннике пьесы и романы, и совершенно не желали утруждать себя изучением латыни, то в домах пуритан, напротив, стремились одолеть классическое образование. Несмотря на явное ущемление женщин в правах на получение достойного образования, обучение дочерей стало постепенно приобретать жизненно важную необходимость для семей высших и средних классов страны.



Какая Есть
Какая Есть
Арсений-Ангелочек
16 лет
Станислав-Ангелочек
14 лет
Ева
9 лет
Тверь
2410868

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Иваново
Насчет фильмов приходит в голову «Джейн Эйр». Но там немного. 
Пожаловаться
Какая Есть
Какая Есть
Арсений-Ангелочек
16 лет
Станислав-Ангелочек
14 лет
Ева
9 лет
Тверь
Том Соер еще. на самом деле очень много фильмов есть, просто надо вспомнить
Пожаловаться
Анастасия
Анастасия
Иваново
Вообще обожаю такие фильмы, про воспитание в то время, все в строгости и такие дамы вырастали — загляденье.
Пожаловаться
АяВсяТакаяВперед АволосыТакиеНазад
АяВсяТакаяВперед АволосыТакиеНазад
Аистенок
9 лет
Россошь
бедные