Яна пишет: "Вопрос важный возник недавно после изучения суб.школы, но конкретного ответа не знаю. Долго мучаюсь, поэтому прошу Вашей помощи.
Может ли женщина во время месячных 1 посещать дом молитвы 2 выходить за кафедру с проповедью или др.служением 3 принимать причастие ???"
В Библии, в частности в Книге Левит, говорится о том, что женщина в такие дни считалась нечистой и должна была «сидеть семь дней во время очищения своего» (Лев. 15:19). Эти наставления для женщин можно отнести к санитарному закону, который необходимо было соблюдать евреям во время их странствования. Другим примером санитарного закона является текст Втор.23:13. В то время такие предписания действительно требовалось соблюдать, чтобы оградить себя и окружающих от разного рода инфекций и болезней.
Сейчас, при современном развитии знаний о гигиене и наличии всевозвожных гигиенических средств и приспособлений, нет необходимости в соблюдении этих предписаний. Поэтому Вы можете посещать церковь, совершать служение и участвовать в вечере в такие дни.
В Ветхом Завете Библии были ограничения по поводу менструации женщины. Женщины в период месячных считались нечистыми в течение 7 дней и не могли заниматься сексом с мужьями. До окончания месячных к чему бы ни прикоснулась женщина считалось — нечистым (в том числе и люди, имевшие с ней какой-либо контакт).
В Библии, проклятием Евы была боль во время родов, но не менструации. Хотя проклятие Евы (в Библии) было не в менструации, некоторые из ранних христианских писателей ассоциировали месячные с греховной природой женщин и непослушанием Евы.
В течение первых 500 лет христианства менструация не считалась проклятием и не было никаких ограничений, наложенных на нее, однако со временем некоторые христианские лидеры начали видеть что-то не чистое в отношении к сексу и к месячным в том числе. Во многих церквях, женщинам в период менструации больше не разрешалось входить в церковь или причащаться. Это «менструальное табу» продолжалось и в средние века.
Во время менструации женщинам не разрешалось заниматься сексом со своими мужьями — считалось, что вредная менструальная кровь может испортить сперму, следствием чего является зачатие детей-инвалидов. Врачи XVI века (например, Томас Санчес) стали отвергать страх перед менструальной кровью, доказав её безвредность по отношению к мужскому семени. Однако и по сей день большинство христиан продолжают рассматривать секс во время менструации как грех.
В христианстве «ритуал нечистоты» во время менструации женщины вскоре сменился идеей, что все женщины (независимо от того есть ли у них месячные или нет) были «нечистыми», и эта идея стала частью закона католической церкви.
Эти законы включали в себя ряд запретов по отношению к женщинам:
- 1140 г. н.э. — запрещалось касаться священных предметов, крестить детей, становиться священниками, все женщины «слабы умом» и не сотворены по образу божьему;
- 1234—1916 г. н.э. — запрещалось причащаться во время месячных;
- 1917 н.э. — женщины не имели право проповедовать, читать в слух священные писания в церкви;
- в 1983 году католическая церковь сняла многие из этих запретов (новый кодекс канонического права утверждает, что женщины могут проповедовать, вести мессы, и распространять слово божье).
В современном христианстве нет никаких ограничений касающихся менструации, за исключением консервативной православной части католической церкви. Женщинам в период месячных до сих пор не разрешают причащаться в консервативных ортодоксальных католических церквях (иногда они даже не разрешают войти в храм). Идея, что менструация делает женщин «нечистыми», по-прежнему существует, и это было использовано в качестве причины, почему женщины не должны избираться в священники (они будут делать «нечистым» алтарь).
По православной традиции женщине запрещено входить в храм во время месячных, прикасаться к иконам и т.п. так как она в женской нечистоте. Как это согласуется с Библией?
Приветствую Вас, Сестра Арина!
Каждая церковная организация вправе устанавливать свои внутренние нормы поведения, основываясь на своем понимании и толковании Священных Писаний, а в случае с православной церковью, также основываясь и на Священном Предании, которое для православия является равным с Библией.
В Библии действительно есть законы и установления, ограничивающие участие женщин в храмовом служении во время месячных. Однако здесь следует учитывать два фактора: (1) гигиенические познания и способности того времени и (2) роль и статус храма или скинии в Ветхозаветном служении.
1. Говоря о принципах гигиены в Библии, они действительно представлены в виде заповедей. Однако это было сделано потому, что в то далекое время познания людей о микробах и инфекциях были ничтожны по сравнению с нашим временем. Потому Библия полна, например, ритуальных омовений, которые были ничем иным, как гарантом гигиены и здоровья. Когда человек мог не мыться и не менять одежду месяцами, Библия предписывала делать это всякий раз, когда человек явно или вероятно соприкасался с чем-либо нечистым. Для нас мыть руки после возвращения с улицы — естественное действие, а древнему человеку предписывалось вернувшись с рынка мыть руки или менять одежду на основании того, что он мог прикоснуться к «оскверненным» людям или животным. Суть одна, а вот выражение разное. Вот, например, один «неудобный» текст: "должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне стана, выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое" (Втор 23:13). Это заповедь! Но сегодня ни одна церковь не требет носить с собой лопатки, потому что у нас вопрос туалета решается вполне естественно и куда более цивилизованно. Хотя я совершенно недавно читал о том, что в одной из африканских стран существует закон о штрафах за «испорченный воздух», то есть за, извините, «пуканье» на людях. Необходимость в таком законе объяснялась стремлением повысить уровень морали и благовоспитанности среди местного населения. Но вернемся к нашим женщинам: когда я был школьником, девочки регулярно пропускали занятия физкультуры по определенным дням — у них не было иного выбора. Но сегодня реклама прокладок и тампонов претендует на то, что месячные уже не являются помехой для уроков физкультуры. Можем ли мы сказать, что сегодня месячные более не являются помехой для посещения публичных и священных мест? Вспомните, что в Библейское время женщина попросту не могла встать в такие дни, не говоря уже о выходе из дома и походе в храм (см Быт 31:35).
2. В Библии описывается скиния и храм, сменивший скинию. Сегодня церкви и молитвенные дома называют храмами. И многие не видят разницы между одним и другим. Однако это совершенно не так! Иерусалимский храм, равно как и скиния Моисея до того, служили не для регулярных богослужений, а для приношения жертв и совершения ежегодных праздников. В остальное время весь народ посещал левитские дома, которые впоследствии стали называться синагогами. Синагога — это эквивалент нынешних церквей, храмов и молитвенных домов. А Ветхозаветный библейский храм соответствует главному духовному центру соответствующей церковной организации или религии. Так, эквивалентом Иерусалимского храма для католиков будет Ватикан, а для православных — Данилов монастырь с резиденцией Патриарха Московского; для греков — это Афон с резиденцией их Патриарха, а для протестантских церквей — их соответствующие духовные центры. Как часто Вы посещаете эти места? Евреи обязаны были приходить в храм только три раза в году! Вот такие посещения были закрыты для женщин во время месячных. Почему? Ответ прост: подумайте о тех дальних путешествиях по пыльным дорогам, где был недостаток воды. где были толпы паломников, когда не хватало мест в гостиницах… и никто не продавал нынешних прокладок. Представили? Я думаю, что здравое осмысление и сравнение той ситуации с нынешней позволяет нам сделать правильный вывод в отношении этой заповеди из санитарного закона Библии. Я не думаю, что женщины в такое время не могли посещать синагогу, если они достаточно позаботились о своих «прокладках», потому что синагоги обычно находились в непосредственной близости, которая обозначалась «субботним путем» — около одного километра, что было несравненно короче, чем многодневные путешествия до храма.
Итак, исходя не из буквы библейского закона, а из духа закона, мы говорим, что сегодня при соблюдении всех гигиенических правил и предосторожностей, ничто не мешает женщине посещать церковь и участвовать в богослужениях во время месячных. И только некоторые обряды могут оказаться недопустимыми — я не представляю водного крещения женщины во время месячных. Хотя, может быть это потому, что я — мужчина, и не могу знать всех тонкостей этого вопроса...
получается, следуя этим высказываниям, что к иконам приложиться можно??
я думала, что если месячные храм для меня закрыт....