Как научить жестам малыша.

Вот здесь у  Аниты интересная запись про речь маленького ребёнка, про её развитие. https://babysfera.ru/blogs/post/43541

А это то что я у себя откопала на диске — кусок из книги « Линды Акредоло, Сьюзен Гудвин, Дуга Абрамса "Как разговаривать с ребёнком, когда он ещё не умеет говорить" в общем Как научить жестам малыша. про то, как общаться с ребёнком жестами и научить его выражать свои мысли и чувства от 9 до 30 мес, когда он ещё плохо разговариваетособенно в периоды нытья когда хочестя головой об стену!.. Авторы обещают, что количество нытья, капризов и плача сократится :)

Советую книгу приобрести и прочесть целиком.

Общение знаками для ребёнка

Активные дети — обычно очень любознательные и требовательные. Где-то с 9 мес многие дети превращаются в "нытиков", капризов может быть больше, чем раньше. Потому что им многое интересно, они хотят общаться, а разговаривать ещё не умеют. Когда моему ребёнку что-то очень надо, он говорит "ннн!" или "мммм!" или "ааа!". Честно говоря, это может действовать на нервы, т.к. часто не сразу понятно, что же ему надо. Вот

"Все дети учатся махать ручкой на прощание, качать головой из стороны в сторону, выражая отказ, или кивать, выражая согласие. Эти жесты — простые, легко запоминающиеся знаки, которыми дети учатся пользоваться задолго до того, как начинают произносить слова. Но в детях настолько сильна тяга к общению, что они часто спонтанно находят способ «говорить», выражая знаками то, что их сильно интересует. Например, «пыхтя»— изображают собаку, «нюхая»— показывают цветы, «махая руками» — имитируют полет птиц. Именно поэтому мы называем такие жесты «естественным языком знаков». К сожалению, многие родители никогда не идут дальше разучивания самых примитивных знаков: «до свидания», «да» или «нет», — чтобы помочь детям общаться более полноценно, считая, что это невозможно до тех пор, пока они не научатся говорить."

"На самом деле, гордость и уверенность в себе, которые возникают из возможности быть услышанным и понятым в раннем детстве, имеют очень важное и длительное значение для эмоционального развития человека. Последние научные исследования подтверждают все больше и больше первостепенное значение эмоционального состояния ребенка в первые три года для всей последующей жизни.

Преимущества общения знаками для ребенка


Преимущество первое: делают семейную жизнь легче и избавляют от ненужных слез

Знаки сближают вас и избавляют ребенка от необходимости плакать или кричать, чтобы выразить свои нужды.
…Наши исследования показали, что в тех семьях, где люди успешно пользуются знаками для общения с еще неумеющими говорить малышами, дети гораздо меньше плачут и капризничают. Недостаток общения в период от года до трех лет часто становится причиной того, что «капризы двухлеток» не дают покоя родителям. Когда дети могут рассказать о том, чего они хотят, причин для плача или капризов становится меньше. Именно поэтому мы считаем, что наше исследование делает жизнь семей легче и укрепляет связь между детьми и родителями, бабушками и дедушками, остальными родственниками и воспитателями.

Преимущество второе: помогают вам узнать, какой умный ваш ребенок

Невозможность общения с еще не говорящими детьми приводит не только к непониманию причин плача и капризов, но также и к тому, что родители ошибочно считают, что их ребенок не задумывается о том, что его окружает.

Преимущество третье: помогают ребенку быстрее заговорить


Другое важное следствие использования этих знаков, возможно, вас удивит: дети, знакомые с ними, на самом деле быстрее учатся говорить, и у них больше словарный запас.
По данным одного нашего исследования те дети, которые пользовались знаками, знают к двум годам примерно на пятьдесят слов больше, чем их сверстники. И это преимущество впоследствии не исчезает. К трехлетнему возрасту словарь наших детей такой же, как у четырехлетних, не пользовавшихся знаками. Почему так получается? Мозг новорожденного состоит из 100—200 биллионов мозговых клеточек. Но между ними нет триллионов и триллионов связей с помощью которых мозг дает нам возможность мыслить, видеть взаимосвязь предметов и понятий, запоминать и уметь говорить. А как появляются эти связи? Это в основном зависит от количества информации, которую получает ребенок. Чем больше знаков о предметах, событиях и проблемах, тем больше и создается связей, которые постепенно все более усложняются.

Каждый раз, когда ребенок использует знак, чтобы добиться какой-то определенной цели, и достигает этого, его мозг функционирует активнее, создается больше связей, а следовательно, и структура языка становится понятней. И этот взаимосвязанный цикл помогает детям шаг за шагом осваивать ее. У тех, кто не пользуется знаками, эта способность мозга к созданию связей вынуждена «ждать» того момента, пока ребенок не научится произносить слова,- естественно, на это нужно несколько месяцев. Например, те дети, которые используют знак «собака», быстрее разбираются в том, что одно и то же понятие может обозначать целый класс предметов: и ротвейлер, и болонка— собаки, но такие при этом внешне разные. И точно так же дело обстоит с кошками. Более того, есть внешне (размерами, окраской и длиной шерсти) похожие друг на друга кошки и собаки, хотя это разные понятия. Другими словами, осознание таких отличий продвигает ребенка вперед к овладению языком.

Преимущество четвертое: толчок для интеллектуального и эмоционального развития

Раннее овладение речью — лишь одно из преимуществ использования знаков. Наши исследования показали, что они оказывают большое и стойкое влияние на развитие мозга. Дети, пользовавшиеся знаками, не только быстрее начинают говорить и имеют более богатый словарный запас, чем их сверстники. Они также имеют впечатляющее преимущество в развивающих играх и тестах на память."

"Глава 3. Мир детских знаков
Кормление
“Ученые считают, что большинство негативных моментов общения между родителями и детьми приходится на период после года жизни ребенка и до тех пор, пока он не начинает говорить. Частично это происходит потому, что способность мыслить у детей развивается гораздо быстрее, чем речь.

Другими словами, дети знают гораздо больше, чем могут сказать!

Это особенно чувствуется в вопросах, которые касаются основных потребностей
человека— голода и жажды.

Дети со дня рождения прекрасно знают, голодны они или их мучает жажда, что им больше нравится банан или яблоко, хотят ли они добавки или уже наелись.

И пока они не умеют говорить, они вынуждены изъясняться жестами, кивками.

Чтобы почувствовать на своей шкуре, что дети при этом испытывают, представьте себя голодным иностранцем в стране, языка которой вы совсем не знаете. Сьюзен как-то побывала в подобной ситуации во Франции, когда она не могла сделать заказ официанту в ресторане. Она быстро отказалась от идеи говорить по-английски все громче и громче, тщательно выговаривая слова, так как это оказалось пустой тратой времени.

Тыкать пальцем в меню выло тоже глупо, так как она не знала, что там написано.

В конце концов ей пришлось заказать то, что ел мужчина за соседним столом, просто потому, что она могла показать на его тарелки пальцем. Непонимание и беспомощность, которые она тогда испытывала, Сьюзен помнит до сих пор.

Детские знаки для любимой еды, как и знаки, обозначающие животных, пользуются среди детей большой популярностью. Здесь двенадцатимесячная Майя демонстрирует простой жест пальцами, которым многие родители и воспитатели обозначают «кашу» (буква «О» большим и указательным пальцем). Так как он соответствует форме колечек, в которой выпускается любимый детьми сухой завтрак из зерна фирмы «Чирриоуз», детям обычно очень просто его запомнить. *•*

Как разговаривать с ребенком, когда он еще не умеет говорить
Дети, не умеющие говорить, испытывают подобное каждый день. Кто из вас не испытывал растерянности, когда ребенок плакал и требовательно показывал на холодильник, пока находчивая нянька не догадалась вытаскивать продукты один за другим? Можно только надеяться, что нужный продукт будет найден быстро и плач не успеет перерасти в истерику.

Насколько было бы легче, если бы ваш ребенок мог сообщить вам, что именно он в данный момент хочет. И для этого вам пригодятся знаки. Вместе с основными — «есть», «пить», «еще», знаком безопасности «горячо», которые важны во время приема пищи, детские обозначения еды тоже вам будут полезны.

Любит ваш ребенок кашу? Научите его этому знаку.

Фрукты? Попробуйте «банан» и «яблоко».

А как он относится к крекерам? К вашим услугам и этот знак. К нему вы можете прибавлять знаки животных или рыб, в форме которых сделаны крекеры. И когда они кончатся, ребенок тут же сообщит вам об этом.
Неважно, насколько экзотический вкус у вашего ребенка. Все, что вам надо — это придумать простой знак, которым он сможет пользоваться, пока не научится говорить или пока у него не изменятся вкусы. Вспомните основное правило детских знаков— «будьте гибкими». Если предложенный вам знак слишком сложен, придумайте что-нибудь попроще, щадя себя и своего ребенка. Помните, что еда должна приносить ребенку радость.”
Из форума семьи.ру (комментарии того, кто приводил отрывок из книги):
"Мои дополнения.
Примечания и комментарии.
Итак, мама и ребёнок хотят понять друг друга.
Приходится пробовать понимать друг друга языком жестов и мимики.
Цель тоже понятна – надо выбрать из меню нужные продукты питания.
Выводы: размещаем на стенке холодильника таблицу картинок, изображающих продукты питания с надписями под ними.
А также аналогичную таблицу рядом с кроваткой ребёнка.
Практически это и будет первой азбукой для младенца."

"Знаки для еды
Больше нет –
Ладошка вниз и несколько раз двигать рукой вперёд-назад

Банан –
Сделать чистящее движение вниз от указательного пальца другой руки (он символизирует банан)

Каша –
Изобразить букву “О” большим и указательным пальцем

Молоко –
Сжать и разжать кулак, как будто доишь корову

Крекер – постучать локтём по ладони

Сок – поставить кулак на кулак и повращать


А также ещё близкие по тематике знаки:
Вода
Горячо
Вариант 1 – дуем дуем
Вариант 2 – потрясти ладонью как будто обжёгся
Есть / голодный
Поднести кончики пальцев ко рту
Ещё / больше
Вариант 1 – покажите пальцем одной руки ладошку другой
Вариант 2 – постучите кулачками
Вариант 3 – соединить кончики пальцев правой и левой рук

Пить / жажда
Поднести большой палец ко рту
Рыба
Вариант 1 – почмокать губами
Вариант 2 – сложить ладони и показывать, как она плавает
Сыр
Сложить ладони вместе и повращать
Яблоко
Вращать кулачок, уперев большой палец в щеку"


Nadine
Nadine
Москва
027710

Комментарии

Пожалуйста, будьте вежливы и доброжелательны к другим мамам и соблюдайте
правила сообщества
Пожаловаться
Виктория
Виктория
Брянск

В целом, эти книги интересно прочитать не только для того, чтобы начать обучать своих малышей жестам, но и для своего общего развития. Мамы-филологи знают, что речь — это результат мыслительного процесса, и, чтобы перейти к произношению слов, нужно сначала познакомиться с понятием знака, то есть собирательного образа чего-либо, это ещё лингвист Фердинанд Де Соссюр открыл. Как раз эта методика собирает воедино и интуитивно понятную систему знаков-жестов, и научную теорию о развитии мышления малыша. Так что с любой точки зрения это очень полезно. А сколько живых эмоций возникает, когда показываешь своему дитяти какой-то знак, а он вслед за тобой повторяет и потом показывает сам! Мы пока орудуем десятком знаков, это только начало, а уже как интересно!

Пожаловаться
Donna
Donna
Москва
Не вижу никакого смысла в этой книге для обучения полноценных детей. У знакомой ребеноу до 3-х лет изяснялся вот такими вот знаками и наотрез отказывался говорить вообще. А в 9 месяцев, с которых ребенка предлагаютобучать, его реально обучать нормально произносить слова.